Лого vc.ru

Как изменение направления баров может влиять на восприятие данных в инфографике

Как изменение направления баров может влиять на восприятие данных в инфографике

В новом выпуске рубрики «Интерфейсы» материал Роберта Косара, автора блога Eagereyes, о том, как простое на первый взгляд решение — разворот баров в графике по направлению вниз — может драматически улучшить восприятие данных.

Общепринятое восприятие баров в графике таково — бар, направленный вверх, обозначает положительные цифры, а вниз — отрицательные (для вертикального графика этим понятиям соответствуют «право» и «лево»).

Однако, если задуматься не о цифрах, а о настоящем значении данных, представленных на графике, все может измениться. Люди привыкли к барам, которые направлены вверх, потому что только такие и видели. Если же их развернуть вниз, это вызовет удивление. Тем не менее, этому эффекту можно найти и полезное применение.

«График смерти» Саймона Скарра

Дизайнер Саймон Скарр создал для издания South China Morning Post инфографику 'Iraq’s Bloody Toll', иллюстрирующую количество погибших мирных граждан и военных за время американской операции в Ираке. Развернутые вниз красные бары акцентируют внимание на главном — пролитой крови. Данная работа получила серебряную медаль на соревновании Malofiej 2012. Косара говорит, что был в жюри соревнования и голосовал за то, чтобы присвоить Скарру золото.

Перевернутые бары в этом примере явно доносят то, что хотел сказать автор. Они направлены вниз не потому что изображают отрицательные числа (конечно число смертей не назвать и положительными), они показывают вниз, потому что дизайнер захотел с помощью этого приема усилить эффект, производимый цифрами. И ему это вполне удалось.

График «безработицы Обамы»

Более старый образец использования приема «перевернутых баров»: график, показывающий ситуацию с безработицей, сложившейся во время работы администрации президента США Барака Обамы (еще его называют «графиком бикини»). Он не настолько яркий, как иракская инфографика Саймона Карра, но Роберт Косар говорит, что он также доносит главную мысль весьма четко: при президенте Буше безработица увеличивалась, а при Обаме дела становятся лучше.

Другие примеры

Журнал The Economist создал целый ряд графиков с барами, направленными вниз, например, для изображения масштабности финансовых кризисов в истории:

Еще один график похож на работу Саймона Скарра, чем-то похожа и тема: бары направленные вниз, изображают количество смертных приговоров, приведенных в исполнение в различных странах.

Ошибки при использовании метода

Роберта Косара приводит в материале и пример неудачного использования метода перемены направления отображения данных. Создатели графика, описывающего количество смертей от огнестрельного оружияя в штате Флорида, использовали этот пример, но не смогли добиться положительных результатов. Это изображение было раскритиковано многими пользователями интернета и дизайнерами из-за того, что график явно вводит людей в заблуждение — в то время, как число смертей снизилось, создается противоположное впечатление.

Косара говорит, что проблема этого графика заключается в том, что зрители воспринимают его так, будто информация расположена в белой его части, в то время как, на самом деле она находится на красном участке. Неверно воспринимается и отсечка посередине графика — после принятия закона о допустимой самообороне количество смертей от применения огнестрельного оружия значительно увеличилось, но визуально складывается противоположное впечатление.

Автор Eagereyes отмечает, что неудача данного графика обусловлена тем, что его создатели пытались скопировать подход «перевернутых баров», применив его к линейному отображению. Величина бара описывается своей длиной, а его значение — осью, относительно которой он отображен. Это позволяет зрителям легко понять, что изображено на графике. Для линейного графика все совсем не так, потому что в нем данные кодируются точкой на линии. Нет четкого указания на то, относительно чего выбрана эта позиции, при этом подавляющее большинство графиков показывают данные «снизу-вверх».

Редакция ЦП задала вопрос о целесообразности использования метода «перевернутых баров» отечественным интернет-специалистам:

Николай Заярныйсоздатель Eviterra

Первая картинка гениальна (если можно так выразиться). Даже обсуждать нечего. В картинке про казни тоже все логично для экранного представления, иначе пришлось бы долго скроллить вниз, чтобы увидеть не-Китай. А вообще — всё хорошо там, где оно к месту.

Но кто-то же ведь придумал в Boeing расположить колесико задатчика вертикальной скорости вертикально (логично), а в Airbus — горизонтально (спрашивается, зачем?).

Антон Гугляарт-директор LinguaLeo

Когда ниспадающие бары заливают кровью лист (как в 'Iraq’s bloody toll' или 'Florida Gun Deaths'), усиливая эмоциональный эффект — это оправданный художественный прием. Это круто.

Я выделяю для себя два типа представления данных: сочный художественный и сухой. В первый интересно всматриваться, он является пищей для ума и оставляет приятное послевкусие, а второй — пресный, считывается по диагонали, не оставляя следа.

Чаще всего мы сталкиваемся именно со вторым типом и настолько привыкаем к нему, что иные способы начинаем отторгать.

Теги
Статьи по теме
Как ввести в заблуждение при помощи визуализации данных
Инфографика: как не нужно делать
0

Всё интересно, кроме глупого комментарии Гугли. Как раз "художественные" графики ничего после себя и не оставляют. Не возвращаясь к самой заметке попробуйте вспомнить количество смертных приговоров в Ираке в 2010 году? Или насколько упала безработица в США через два года после избрания Обамы? Хотя бы приблизительно? Запоминаются только общая динамика и пики. А сухая, чёткая, логичная и интуитивно понятная графика не отвлекает от содержания.

Прямой эфир
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления