Лого vc.ru

«Яндекс.Книга» — история о том, как создавалась российская ИТ-индустрия

«Яндекс.Книга» — история о том, как создавалась российская ИТ-индустрия

5 июня на прилавках книжных магазинов появится «Яндекс.Книга» — история не только известной российской компании, но и всей пост-советской ИТ-индустрии с 80-х годов ХХ века и до нашего времени. Редакция ЦП уже прочла новинку и готова поделиться впечатлениями.

Поделиться

«Яндекс.Книга» — не просто скучная история о том, как Аркадий Волож и Илья Сегалович создали компанию и внедряли в ней всяческие новшества, пока не вышли на IPO. Это — сборник бесед со всеми людьми, кто так или иначе в разное время был связан с «Яндексом», кто изменил современную Россию или изменился сам под влиянием прихода инноваций. Здесь идет разговор с Аркадием Воложем, Ильёй Сегаловичем, Еленой Колмановской, Евгением Ломизе, Аркадием Борковским, Евгенией Завалишиной и многими другими знаковыми личностями ИТ-индустрии Рунета.

О книге

Автор книги — Дмитрий Соколов-Митрич, известный журналист, один из лучших репортёров России, публицист и общественный деятель. В настоящий момент он — заместитель главного редактора журнала «Русский репортёр». «Яндекс.Книга», по собственному признанию автора, — самый важный труд за всю его профессиональную карьеру.

Когда начинаешь читать «Яндекс.Книгу», невольно начинаешь сравнивать стиль и подачу фактов и событий с другой знаковой книгой о российском ИТ — «Кодом Дурова». Но не бойтесь: пафосного повествования или лирических отступлений, не связанных с общей картиной ИТ-индустрии здесь не будет. Рассказ начинается с конца 70-х годов ХХ века, когда Аркадий Волож и Илья Сегалович сели за одну парту. А затем перед глазами читателя промелькнут перестроечно-кооперативные 80-е, «лихие 90-е», изменения «нулевых».

Из «Яндекс.Книги» можно узнать страшную тайну о том, что «Буран» управлялся джойстиком, а никакой не автоматической системой посадки; выяснить, почему Галицкий ездил в лес с ФСБшниками, зачем компаньоны Воложа продавали арабам семечки, как сотрудникам будущего «Яндекса» помогал новорожденный ребенок Аркадия Воложа, кто из будущих основателей «Яндекса» прыгал в школе из окна и что настольный компьютер в Москве стоил как две квартиры. А еще наверняка интересно будет узнать, как некоторых из людей, связанных с «Яндексом», хотели перекупить в Sun Microsystems, кто на самом деле придумал WiFi, как Сегалович ходил на баррикады в 1991 и почему не пошел в 2012 году. Стоит только начать чтение — и уже не сможешь оторваться.

Пять важных уроков

  1. Не бойтесь начинать новое дело, даже если уже есть существующая и более-менее успешная «тихая гавань».
  2. Умные всегда побеждают сильных, пусть и не сразу, но побеждают. Для определения критериев победы просто необходимо время и сравнение с более агрессивными конкурентами.
  3. Риск оправдан только при точных расчетах и надежных партнерах. И западные партнеры могут быть ненадежны, и отечественные могут их превзойти по надежности: всё субъективно и не существует универсальной формулы «с кем работать, а с кем — нет».
  4. Главным товаром нового времени стал не спирт «Рояль» или ценные бумаги, а информация. В «Яндексе» вовремя поняли, что надо продавать информацию, и этому у российской ИТ-компании стоит учиться. 
  5. Не бойтесь заводить общий бизнес с друзьями, если друзья проверены временем и непростыми жизненными ситуациями. 

Сотрудники «Яндекса»

Три интересных цитаты

Илья [Сегалович] любил хватать в коридоре первых попавшихся людей и грузить их новыми идеями. Подчас из таких случайных совпадений вырастали серьезные проекты. Переговорки, кофе-пойнты, места для досуга, какие-нибудь закутки — все эти «ловушки креативной энергии» в офисе «Яндекса» придуманы неспроста, и они делают свое дело.

Артемий Лебедев помимо всех прочих своих заслуг — это еще и герой одного из первых рекламных роликов, который появился на телеэкранах тогда же, в 2000 году. Хотя трудно было узнать его в том бритоголовом амбале, который подходит к интеллигентному юноше и страшным голосом спрашивает: «Закурить не найдется?» — «Найдется все!».

В общем, мы принесли на урок учебники... А мы тогда еще с Шубиным, помните, постоянно издевались над вот этими всеми объяснениями, про Есенина и так далее, из которых вообще было непонятно, что это все такое и почему. И вот учитель говорит нам: «Откройте и прочитайте страницу такую-то». Мы открываем, читаем. «А теперь, — говорит учитель, — закройте учебники. Положите их в портфели. И пожалуйста, больше не приносите эти учебники в школу никогда». Дружный хохот.

Чем и кому полезна «Яндекс.Книга»

Елена Колмановская, сооснователь «Яндекса», так охарактеризовала «Яндекс.Книгу»:

Это — первая книга про «Яндекс», где описана не просто канва событий, которую можно узнать из наших интервью, выступлений и пресс-релизов, а команда «Яндекса», дух и смысл наших действий, наш понедельник, начинающийся в субботу. Автор понял это и сумел рассказать другим. Для миллионов наших пользователей, как и для нас, Яндекс — существо одушевлённое и симпатичное, и книга позволяет узнать его поближе.

История «Яндекса» полезна не только тем, кто интересуется фактами и цифрами из прошлого и настоящего самой узнаваемой российской компании. Это — увлекательное, местами забавное и не лишенное юмора, местами трагикомичное, но очень поучительное повествование о том, как создавать бизнес, развивать и удерживать его даже тогда, когда всё складывается не слишком просто. Еще «Яндекс.Книга» — история о человеческих отношениях. О сильных, умных и талантливых людях. И о том интересном, хоть и неоднозначном времени, в котором им пришлось (и часто приходится до сих пор) работать. Если менеджер, маркетолог, разработчик, журналист, блогер, фотограф, дизайнер и просто студент хочет стать таким человеком — ему точно стоит купить и прочесть «Яндекс.Книгу».

Редакция ЦП благодарит Веру Ежкину («Манн, Иванов и Фербер») за предоставленный экземпляр книги.

Статьи по теме
Анатолий Михайлов, «Яндекс»: «У нас нет бабушки, которая бы "шикала" и вела картотеку»28 мая 2014, 16:00
Консолидированная выручка «Яндекса» за первый квартал года превысила 10 миллиардов рублей24 апреля 2014, 14:53
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Книга еще не поступила в продажу, а редакция ее уже прочитала. Вот это я называю успех и признание)

есть такая штука, как "сигнальная верстка" :)

Где бы fb2 скачать...

попробуйте купить одну — это легко, перейти на Светлую Сторону

а жить интереснее на Темной

Там еще нельзя купить. А где же можно?

0

Новость анонсирует начало продаж - сегодня, думаю литрес не исключение

0

Электронная версия будет?

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Александр Багринцев

Инвестор увидел, что идут заказы (они через неделю после старта пошли, под стартом подразумеваю первый "транш") и сделал выводы, что нужно "возвращать" инвестиции. По факту, первый раз попросил часть от выручки, уже через 1.5 месяца, правда потом вернул. Как он объяснил, хотел увидеть деньги, что они реально есть. А через 2 месяца и 11 дней, просто взял деньги, т.к. ему нужно было. Еще через неделю, начал брать машину, на несколько дней, для решения своих вопросов - очевидно, что "стартап" простаивал.
"Инвестиции" были расписаны по неделям, т.к. было достаточно хорошее понимание, что в какой последовательности будет происходить, по крайней мере на начальном этапе. Но с таким подходом, деньги сначала поступали с задержкой а потом, вообще было озвучено, что их нет в нужном объеме. Без денег мы держались 4 месяца, но потом меня утомило работать без роста, т.к. цель была рост, объемы и оборот, а их не могло быть без оборотных средств, их хватало только на оплату аренды, зарплат и маркетинг, которых хватало как раз для такого себе ровного существования.
Потом выяснилось, что деньги не его были и по факту он их брал у других людей, для решения своих вопросов, которые я так понимаю он так и не решил. Человек, который находится всегда в состоянии "перманентной жопы", и всегда рассчитывает выкрутится/перекрыться.

20 причин, почему умирают стартапы
0
Anastasia Baryshnikova
 Riot Games

Аналитику пропущу)
Насчет стримерства - мне кажется, мы о разном. Вы о том, что у каждого из этих стримеров есть своя фишка (или, назовем это, "талант"). Но кто-то захочет идти дальше.
Тот же версута побывал в роли профессионального комментатора и его стиль полностью менялся на официальных трансляциях. Совмещать рейджи с профессиональной историей не удалось.
Карина - очевидно продвинулась не только благодаря крикам, но и чуткому менеджменту и PR :)
В любом случае, best practices очевидны и вы сами их перечислили.
Возьмем тех же радиоведущих. Казалось бы, тоже можно затащить все на таланте, но ведь этого недостаточно?
Стримерство становится профессией, коммерческим проектом. Также как и любая профессия или проект, он потребует несколько больше чем просто талант.
Я жду, что это будут не курсы для чайников, но время покажет.

Продюсер проекта Sports.ru о киберспорте Ярослав Комков запустил сеть киберспортивных клубов GamerStadium
0
Фагиз Мавлютов

я говорил, а ты комментировал.

Сервис поиска попутчиков BlaBlaCar ввёл комиссию 20% с пассажиров в России
0
Олег Жаров

Если такого в Варшаве нет, надо делать однозначно. И даже если есть - тем более делать. Предыдущий комментатор не прав, она просто не в ЦА: это распространено у нас повсеместно, ногтевые и ресничные мастера ездят к клиентам. С парикмахерами сложнее, но и они выезжают.

Стоит ли открывать салон красоты по подписке
0
Sergio A-Rzhevskiy

Илья, всего в BlaBlaCar в 22 странах работает более 500 человек. В парижском офисе работают разработчики, служба поддержки (на 22 страны), маркетологи, пиарщики, комьюнити-менеджеры, ивент-менеджеры, бухгалтеры и т.д. Так сказать - стандартный набор.

Штаб-квартира: Парижский офис райдшеринговой компании BlaBlaCar
0
Показать еще