Лого vc.ru

Анатолий Михайлов, «Яндекс»: «У нас нет бабушки, которая бы "шикала" и вела картотеку»

Анатолий Михайлов, «Яндекс»: «У нас нет бабушки, которая бы "шикала" и вела картотеку»

Еженедельная рубрика «Библиотека» — сегодня с Анатолием Михайловым, руководителем службы обучения и развития в компании «Яндекс». Редакция ЦП выяснила, какие книги любят читать сотрудники компании и почему в «Яндексе» нет бабушки, которая бы следила за книжными полками.

Поделиться

ЦП: Анатолий, для начала расскажите о вашей корпоративной библиотеке: как давно начали собирать, сколько примерно книг насчитывает сейчас библиотека «Яндекса»?

Анатолий Михайлов: Первая библиотека появилась лет семь назад, ещё в старом офисе Яндекса на Самокатной. Илья Сегалович мечтал о библиотеке, и первые полки мы организовали рядом с его рабочим местом. Первые книги — это была коллекция Ильи.

Сегодня библиотеки есть почти во всех офисах нашей компании: в Москве, Питере, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Киеве, Минске. Самая крупная собрана в офисе в Москве: в ней около трёх тысяч книг. Если учитывать, что популярные книги, как правило, заказываются в нескольких экземплярах, — тогда даже больше трёх тысяч.

Мы заказываем только профессиональные книги. При этом в библиотеке есть шкаф для художественной литературы, работающий в формате буккроссинга: хочешь поделиться хорошей книгой — оставь, что-то заинтересовало — возьми.

Анатолий Михайлов

ЦП: Какие книги можно встретить в библиотеке «Яндекса» в электронном и печатном виде?

А.М.: В основном библиотека состоит из классического печатного формата. В нашей коллекции есть книги на совершенно разные тематики: от Machine Learning и программирования на С ++ до маркетинга в социальных сетях и оценки эффективности HR-менеджмента. Также мы выписываем профессиональную периодику на русском и английском языках.

Установлен компьютер с доступом в мировые онлайн-библиотеки и хранилища знаний. Доступ предоплачен, поэтому сотрудник может просто щелкнуть по ссылке и почитать в библиотеке то, что ему интересно. Иногда мы заказываем доступ к отдельным научным статьям.

ЦП: Есть у вашей бумажной и электронной библиотек ответственный? Как контролируете, кто что взял, когда вернул?

А.М.: Классического библиотекаря — бабушки в шерстяном платочке, которая бы «шикала» и вела картотеку, — у нас нет. Есть менеджер, который общается с разработчиками и другими специалистами, заказывает книги и всячески развивает сервис. Наш главный принцип: доступ к знаниям должен быть свободным и неограниченным. И чем проще всё будет организовано, тем лучше.

Для библиотеки мы запрограммировали «киоск», в котором сотрудники могут записывать книги на себя. У каждой книги есть своя RFID-метка. Достаточно поднести ее к сенсорному экрану вместе со своим бейджем-пропуском — и вуаля, всё готово. Это удобно, когда книга нужна срочно, а в библиотеке её нет: можно посмотреть, на кого она записана, и договориться.

Чуть позже появился веб-интерфейс сервиса, где можно заказывать книги, оставлять впечатления и рекомендации. Через эту же систему работают напоминания и очередь. Время на прочтение книги — два месяца, но наши сотрудники читают быстрее.

Конечно, часть книг «уходит» — теряют, забывают вернуть, зачитывают «до дыр». Но мы к этому готовы. Два раза в год делаем инвентаризацию. Здесь всё по старинке: вручную перебираем все, что на полках, плюс то, что «на руках», сверяем с базой. Формируем рейтинг «Популярное и ненайденное», дозаказываем ещё.

ЦП: Вы сами как читаете книги — на бумаге или с экрана?

А.М.: Шелест бумаги мне не заменит ни iPad, ни Kindle. Не могу читать с экрана, сколько ни пытался. Поэтому в отпуск езжу с большим чемоданом — отдельная секция под бумажные книги.

ЦП: Какие привычки касательно чтения у вашей команды: читают с планшетов, при помощи ридеров или предпочитают бумажные книги? Какими сервисами для чтения пользуются?

А.М.: «Яндексоиды» в этом плане всеядны — читают с экрана мониторов, используют различные читалки, покупают бумажные книги. Сервисами тоже пользуются разными. Если говорить о корпоративной библиотеке, это — бумажные издания. Электронный формат — это дополнительные требования по соблюдению прав и легальности контента. Мы за прозрачность и легкость процесса. Заказал бумажную книгу, получил, прочитал, поделился с коллегами.

ЦП: Есть наблюдения, какие жанры, авторов или подборки книг читают в вашей компании помимо профильной литературы?

А.М.: Не могу сказать за все шесть тысяч сотрудников. Если посмотреть на буккроссинговые полки, читают детективы, фантастику и фэнтези. Вижу «Голодные игры», «Атлант расправил плечи», «Сумерки». Скорее всего, кто-то постеснялся хранить последние у себя дома (смеётся).

Периодически мы зовем к себе издательства и устраиваем выставки-продажи классической и современной литературы. Или приглашаем авторов пообщаться с сотрудниками. С Максом Фраем душевно посидели, например.

ЦП: Анатолий, посоветуйте три книги нашим читателям и расскажите, почему именно их рекомендуете.

А.М.: Сложно быть репрезентативным и прямо вот советовать. Хорошей литературы на все случаи жизни и на всякую профессию много. Не очень хорошей — тоже. Но лучше прочитать и пожалеть, чем не прочитать и пожалеть.

Пожалуй, первое, что приходит на ум (не значит, что самое лучшее, но кому-то могут понравиться) — Карл Саган «Космос». Про наше место во вселенной и как менялось представление о нём с античных времен до наших дней. Про вдохновение Марсом писателей-фантастов  и несбыточность мечт о колонизации, к примеру, Венеры. Про общее между мореплавателями прошлого и экипажем «Voyager 2». Про то, какие вообще шансы человечества вступить в контакт с другими разумными цивилизациями. Карл Саган — известный ученый и популяризатор науки, но его размышления читаются не сложнее обычного художественного романа. Плюс, книга дает пищу для обсуждения в вечном споре про вечное и нерукотворное. Вот на днях буквально спорили.

Еще — Чип Хиз и Дэн Хиз «Ловушки мышления». Советую людям, которые с трудом принимают решения. Вообще проблема непринятых решений — беда нашего времени и жуткая болезнь, которая поражает многие команды. Бесконечные совещания, излишние сомнения. Если вы не хотите играть роль терапевта для коллег по этой теме, подсуньте им книгу. Самовнушаемым и способным к рефлексии особам помогает.

И третья книга (я же работаю в области обучения и развития людей) — это Дэниел Киз, «Цветы для Элджернона». Маленький художественный шедевр, которому уже более полувека. Про стремление узнавать больше,  про возможности интеллекта, отношения с людьми и корреляцию человеческого гения и человеческого счастья.

ЦП: Напоследок дайте, пожалуйста, совет тем, кто хочет завести корпоративную библиотеку в компании: что нужно сделать, с чего начать, как лучше реализовать эту идею?

А.М.: Поощряйте желание людей читать. В любом формате. Можно перестать читать книги, но тогда через десять лет мы снова полезем на деревья. По возможности, организуйте свободный доступ к литературе. Будьте готовы, что часть книг люди не вернут. Это не страшно. 

Создавайте условия, чтобы сотрудники могли делиться впечатлениями от прочитанного, — благодарите людей за рецензии новыми книгами, двигайте их в очереди на заказ вверх листа ожидания. Не жалейте сил и денег.

Фотограф: Кристина Ятковская

Статьи по теме
Максим Спиридонов, «Нетология» — об альтернативах для печатных книг14 мая 2014, 16:00
Дмитрий Угай, SkyparkCDN: «За книгами по мотивам сериалов у нас выстраиваются очереди»21 мая 2014, 18:21
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

RFID метки круто. Надо поставить считыватель на каждую полку, и в момент проноса книги через считыватель будет автоматически регистрироваться факт выноса книжки. А в момент постановки книжки на полку - автоматически в БД заносится номер полки, на которой эту книжку можно найти.

А еще считыватель можно поставить на выходе из библиотеки - сумку с книжками автоматически сканирует - все книжки в сумке регистрирует на читательский билет, который тоже с RFID-меткой.

Мда, но ведь тогда велик шанс того, что того, кто вдруг внезапно заинтересовался Одной_Попсовой_Вампирской_Сагой раскроют и засмеют коллеги. А ведь интересоваться - это не плохо.

0

раскрывать конкретные личности не обязательно. Конкретный человек может спрятаться за абстрактным номером, или вообще за анонимом. В электронном формуляре книги будет написано "Одну_Попсовую_Вампирскую_Сагу взял почитать Аноним. Хотите написать этому Анониму письмо?" И можно будет Анонимно написать Анониму письмо "Положи книгу на полку Е4 после того, как прочтешь, я ее возьму".

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Andy Avramenko
Trendy NYC

А господин Вольпе расскажет в рамках карьерных советов как прийти после SAP в IBM и быстро сбежать через полгода? Рекомендует ли он это всем делать?

Алёна Владимирская и оператор Wi-Fi в московском метро запустили проект с бесплатными карьерными советами
0
Владислав Пивкин

favicon тоже не помещало бы обновить на основном домене сбербанка.

«Ценная практика — пойти в отделение и спросить у клиентов, что они думают о твоём интерфейсе»
0
Artem Nechepurenko

Попал в число людей, получивших эту возможность. Сразу же пошёл удалять интернет-магазины из подписчиков :D

Instagram представил функции «лайков» к комментариям, отключения комментариев и удаления подписчиков
0
Владислав Пивкин

Дмитрий, подскажите. Когда наконец Сбербанк поменяет логотип на странице ввода смс пароля при онлайн оплате с карты Сбербанка. Помимо того, что логотип старый, так он еще и вырезан криво. Остались следы серого фона и на белом фоне это очень сильно заметно. Также логотип VISA тоже отрезан частично с правой стороны.

«Ценная практика — пойти в отделение и спросить у клиентов, что они думают о твоём интерфейсе»
0
Avramov Max

Вы забыли упомянуть, на мой взгляд, одну из главных причин, почему люди идут на Indiegogo вместо Kickstarter - возможность самостоятельно публиковать свой проект, а не через посредников, которым надо заплатить + отдать процент от полученных средств.

forbes.net.ua/opinions/1398348-gde-sobirat-dengi-kickstarter-vs-indiegogo

Смерть стартапа: Как создатели «умного» кольца BioRing собрали $460 тысяч на краудфандинге и исчезли
0
Показать еще