Лого vc.ru

Кейс из России: Как команда «Яндекс.Музыки» удерживает пользователей в мобильном приложении

Кейс из России: Как команда «Яндекс.Музыки» удерживает пользователей в мобильном приложении

Руководитель сервиса «Яндекс.Музыка» Андрей Гевак написал для рубрики Growth Hacks колонку об онбординге в мобильном приложении «Яндекс.Музыки»: как команда выявляла проблемы и решала их; что нужно сделать, чтобы пользователь разрешил присылать ему push-уведомления, и для чего нужен «Tinder по исполнителям».

Поделиться

Мобильная «Яндекс.Музыка» неплохо подросла за последнее время как по аудитории, так и по количеству подписчиков. Не последнюю роль в этом сыграло изменение онбординга в приложении и работы по повышению конверсии.

Результаты нашей работы могут быть полезны и другим разработчикам приложений, поэтому мы решили поделиться самыми удачными кейсами.

Немного теории

С точки зрения экономики продукт устроен довольно просто.

Если стоимость привлечения пользователя ниже, чем доход, который он нам приносит, то экономика сходится.

С момента установки приложения и до оплаты пользователь проходит определённый путь. Если приложение решает задачу пользователя и несёт для него ценность, то он будет возвращаться в него и в конечном счёте совершит оплату.

Поэтому воронку конверсии можно условно разделить на части:

Один из путей оптимизации воронки — поиск узкого места и работа с ним. Часто им оказывается активация (начало воронки) и конверсия в платёж (её конец). Речь пойдёт про активацию пользователей и про онбординг.

Успех активации (она же онбординг и first-time user experience, FTUE) определяется процентом пользователей, разобравшихся, как пользоваться приложением и какую ценность оно несёт в первую сессию. Это суперважная штука: только в этот момент мы работаем со 100% аудитории. По моему опыту, никакие дополнительные фичи не давали такого эффекта, как работа над активацией.

Что мы делали

План был такой:

  • составить Customer Journey Map первой сессии (карту пользовательских путей);
  • наложить на неё результаты исследования поведения пользователей;
  • определить проблемные места и сделать их понятнее.

Карту составить несложно. Представляем себя новым пользователем и выписываем все-все разделы, которые можно посетить за первую сессию (а лучше делаем скриншоты разделов и состояний и располагаем их в виде карты путей). С помощью статистики узнаем, какой из путей пользователя основной — то есть как себя ведет большинство пользователей.

Дальше мы пошли в нашу службу исследований интерфейсов и попросили провести не совсем типовое для них исследование. Респондентам не предлагалось выполнить определенные задания или пройти по заданному сценарию, а просто была просьба пять минут попользоваться приложением. Мы моделировали ситуацию, когда пользователь скачивает приложение и пытается в нём разобраться.

Во время первого запуска прекрасно видно (со слов респондента или просто по его действиям), что ему понятно, а что нет. Уже на третьем респонденте стал вырисовываться «топ узких мест», который только уточнялся с количеством проведенных исследований.

Когда у нас на руках оказались карта и список проблемных мест, отсортированных по числу «спотыканий», оставалось их соединить и получить план работ.

Дальше мы всей командой думали над «узким местом» и искали решения по его упрощению.

Если решений несколько, то ставим эксперимент и оставляем то, что лучше всего вовлекает пользователя и влияет на продуктовые метрики. Поделимся тем, что у нас получилось, — на примере iOS-приложения.

Обучающие экраны

Раньше было так:

И пользователь видел это так:

Чем это плохо:

  • статично и скучно (никто не любит туториалы);
  • никто не читает длинные тексты, а даже если и читают, то не запоминают. Мы спрашивали респондентов, что они прочитали пять минут назад, а они не могли повторить;
  • нельзя пропустить туториал — только на четвертом экране есть заветная кнопка «Вход» (крестик в правом верхнем углу вообще никто не видел);
  • он совершенно не задает настроение (а ведь «Яндекс.Музыка» — про настроение и эмоции).

В итоге вот так переделали:

Мы не надеемся, что в новом туториале процесс обучения стал намного проще и понятнее. Я вообще четко убежден, что стартовыми обучающими экранами никого не обучить.

Зато оно задает настроение и имеет одну кнопку «Я новый пользователь», которая с высокой конверсией ведет в регистрацию (потому что она большая и желтая).

Экраны авторизации

Стандартный экран регистрации в стандартном аккаунт-менеджере «Яндекса»:

Конечно, мы его немного доделали:

Ну а в рамках наших экспериментов с онбордингом переделали сильно:

Результат не заставил себя ждать: около 85% пользователей, которые ставят «Яндекс.Музыку» на iOS, авторизуются в ней (до наших изменений конверсия в авторизацию была в районе 60%).

Почему так произошло? Кажется, потому, что мы обратили внимание на следующие моменты:

  • Объяснили пользователю, зачем ему нужна авторизация (для синхронизации).
  • Сделали вход через «Яндекс» равноправным способом авторизации.
  • Добавили SDK социальных сетей для «беcшовной» авторизации. Если у пользователя уже стоит Facebook или «ВКонтакте», его просто перекинет в их приложение и обратно в наше без необходимости вспоминать пароль от соцсети.
  • Добавили авторизацию по номеру телефона, благо мессенджеры научили пользователей не бояться этого способа авторизации.

Визард

У любого рекомендательного сервиса есть проблема «холодного старта»: сложно что-то дельное рекомендовать пользователю, о котором мы ничего не знаем. Некоторые разработчики рекомендуют музыку для «среднего по больнице» пользователя. В итоге человек не может оценить самого важного — идеи персональных рекомендаций, реализованной в технологии «Диско».

Для решения этой проблемы мы сделали визард:

Можно обратить внимание на следующие моменты:

  • Выбранные вами жанры и исполнители падают в букву «Я», что как бы намекает на персональность.
  • При тапе на исполнителя появляются похожие (вовлечение в игру).
  • Важно похвалить пользователя за его отличный вкус: мы это сделали после визарда перед запуском рекомендаций.

В итоге визард понравился пользователям. В лёгкой игровой форме он доносит всю суть происходящего, а время, потраченное пользователем на прохождение, окупается за счёт того, что он понимает, как работает технология рекомендаций.

Запрос на push-уведомление

С прошлого года мы активно экспериментируем с push-уведомлениями. Сначала мы умели отправлять уведомления только без таргетингов и только на всех (за что нас справедливо ругали), теперь отправляем их с таргетингами. Хотим научиться использовать push-уведомления как настоящий инструмент по повышению возвращаемости.

Наш лайфхак для тех, кто смотрит в ту же сторону. Особенность iOS в том, что надо показать вот такой стандартный алерт, чтобы попросить пользователя присылать ему уведомления:

Если пользователь нажал «Не разрешать», то больше такой алерт мы показать не сможем. Логично его показывать только «подогретой» аудитории, а не при запуске приложения (чем грешат другие ребята).

Мы сначала рассказываем, зачем это надо и что мы шлем. И только когда пользователь готов, показываем ему стандартный алерт:

В итоге мы добились конверсии в 87% (доля тех, кто на стандартном алерте нажимает «Ок»).

Blank states

Сила любого контентного сервиса в информации о пользователе, которую он оставил на этом сервисе. В нашем случае — в собранной фонотеке. Большая личная коллекция музыки — мощный мотиватор не переходить на другой сервис. «А как же вся моя музыка во "ВКонтакте"?» — слышим мы, когда показываем наш сервис адепту соцсети.

Проблема в том, что фонотека нового пользователя пуста. И мы до сих пор отображаем это вот так:

Правый вариант, конечно, лучше левого: он хотя бы даёт отсылку к тому, где этот контент можно взять. Но можно и круче. Вот пример прототипа, где мы в игровой форме предлагаем пользователю контент на основе информации, которая о нём известна (мы называем это «Tinder по исполнителям»):

Работая над своим продуктом, всегда забываешь, что у тебя есть новые пользователи, которые о нём ничего не знают и чья фонотека ещё пуста. Нужно чаще смотреть на продукт глазами такого пользователя.

Первый лайк

Это просто пример того, как можно доходчиво что-то объяснить. У нас много разделов (да, это проблема; да, мы будем с ней бороться) и фонотека отделена от рекомендаций. Когда лайкаешь трек, то не совсем очевидно, где его потом искать. Мы учим этому пользователей через анимацию, которая показывается при первом лайке:

Мы рассказали только об особенно запомнившихся нам вещах. Поверьте, у нас были и удачные эксперименты, и неудачные. Наш совет: никогда не останавливайтесь в своих экспериментах и всё время делайте продукт лучше.

Если по какой-то причине вы ещё не пользовались «Яндекс.Музыкой» — самое время установить наше мобильное приложение (Android, iOS или Windows Phone). Если это будет ваш первый запуск мобильной музыки, расскажите нам про ваши впечатления и эмоции: что понравилось и не понравилось, что было понятным, а что не очень. Первый месяц подписки для всех новых пользователей бесплатен.

Присылайте собственные кейсы, в результате которых вам удалось заметно улучшить (или, наоборот, ухудшить) показатели проекта, на what@growthhacks.ru. Интересные эксперименты обязательно попадут на страницы рубрики Growth Hacks.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Интересно как повлияло возвращение музыки в приложение Вконтакте на статистику использования Яндекс.Музыки))

Меня не удержали, но продолжают засылать на почту спам о новой музыке.

А мне нравится это приложение, особенно в темном варианте. Очень красивое, очень удобное, и главное вся любимая музыка собирается не только с яндекс.музыка, но и с яндекс.радио.

+ богдан
слишком уж ярое желание быстрее получить эту конверсию, пробный период может давать, что бы ощутить плюсы новые и затем принять решение об оплате.
я ставил 2 раза оба раза удалял, я не готов платить ежемесячно за музыку, ведь есть другие варианты пока.

Меня не удержали и вряд ли станут популярными. Основные причины почему.

1) Нет эквалайзера в плеере на андроиде и других полезных функций.

2) Бедный поиск (которые кстати реализованы в обычном браузере для десктопов). Как искать по жанрам и новым поступлениям непонятно. Нет никаких уведомлений. Как составлять плейлисты и делиться ими с другими.

3) Нет лояльного коммьюнити меломанов, которые бы сортировали новые поступления альбомов по жанрам (например, отсутствуют Alternative pop/rock или Industrial Rock/Metal - всё смешано в кучу, не хватает нормального разделения на Indie и Major), обсуждали качество и хитовость релизов, составляли рекомендации и так далее.

4) Нет самого главного — яндекс.музыка не дружит с другими сервисами яндекса. Например, я хочу вызвать Яндекс.такси, почему бы не включить в машине мой плейлист из Яндекс.музыки или Яндекс.радио.

5) Нет нормальной системы рекомендаций, например как на сайте Indieshuffle.

Без всего этого, не виду смысла пользоваться этим продуктом.

"Например, я хочу вызвать Яндекс.такси, почему бы не включить в машине мой плейлист из Яндекс.музыки или Яндекс.радио."
А вот это правда было бы круто)

Было бы круто, но никто из знакомых не знает кто работает над этим приложением. Судя по всему у них нет таких мозгов, чтобы придумать что-то действительно крутое.

Это сложно и дорого, вы далеко не самый умный. Spotify с убером дружит именно по этой причине.

У меня в приложении нет самостоятельного эквалайзера и нет никаких встроенных настроек звука. Предлагает открыть системный, который достаточно скудный и не всегда работает.

"В итоге мы добились конверсии в 87% (доля тех, кто на стандартном алерте нажимает «Ок»)."

А как вы это померили? Это же системный диалог.

Они же знают, кто собирается открыть этот системный диалог и потом проверяют, появилось ли у приложения разрешение, насколько я понял

0

всё верно; именно так и делаем

0

Почитал, подумал и перешёл на яндекс музыку. Ибо в эппл мьюзик пиздец кромешный

ну вот скажи что эппл мьюзик не говно

0

в я.музыке тоже. рекомендации и там, и там отстой

0

это да, но я рекомендациями и не пользуюсь

0

Тот самый момент когда экран логина просто взят у Spotify.

5 лет - deezer.com. полёт нормальный. на яндекс музыку нет ни одной причины переходить.

0

Яндекс, ну сделайте нормальный триал на мобильном приложении. Сделайте его на неделю, если дорого месяц кормить пользователя.

Так как прям вот с первого поиска в приложении жму на песню и тут же баннер с вымогаловом. То есть даже на 30 секундное превью не расщедрились. Ну ок хотите вы не как все (с триал-периодами), ну так сделайте серыми песни/альбомы/артистов, которых я в мобильном приложении не могу слушать без оплаты в кассу, чтобы сразу не ловить негатив, после чудного ознакомления с интерфейсом.

И поддерживаю Степана: над рекомендациями надо трудиться, сильно, много, чтоб от плейлистов и курируемых миксов глаза разбегались, для начала.

0

Эх, в конце уже бегло прочла, my bad. Триал сделали, ура.
Но вот беда, я зарегистрировалась. Все нажала на ок, после месяца 229 рублей кушай. А треки так и вымогают подписку.

0

Привет.
А можно логин, которым была авторизация произведена? Или просто из приложения написать в "Написать разработчикам"?
Спасибо!

0

Было бы ещё неплохо увидеть яндекс.радио под Win10 Mobile

0

Честно пытаюсь пользоваться и иногда выручает. Но очень многой любимой музыки просто нет. Не все слушают радиоформат, знаете ли. Да и много не радио-формата нет. Попробуйте найти последний альбом Die Antwoord, например. Или альбом "Significant Other" Limp Bizkit. Boards of Canada? Tool? Carbon Based Lifeforms?

При этом при попытке подключить свой лейбл нам предложили поменять дистрибьютера. О да, это точно простой вариант решения проблемы! Оба предложенных (Believe и Orchard) отказались вести диалог, т.к. им не интересны российские лейблы, зарабатывающие жалкие десятки тысяч рублей. Как будто в России сотни успешных лейблов и их надо отстреливать. Окей, Яндекс Музыка. Будем собирать дальше сотни лайков в ВК и вести аудиторию на Бэндкэмп, Саундклауд, Ютюб, Дизер и другие зарубежные сервисы. А вы улучшайте онбоардинг, как будто бы основная проблема у слушателей именно в этом.

Какое-то время назад предложили два.
Но опции так себе:
- freshtunes и cdbaby не выгружают на beatport, juno и в другие жизненно важные для электронной музыки сервисы
- tunecore и cdbaby - посчитайте сколько стоит отгрузить туда 60 альбомов. Это сервисы для артистов, выпускающих альбом и пару синглов в год.

0

У этих двух есть офисы в РФ. Работа с остальными уводит лейбл в получение денег через paypal/webmoney или валютные операции с зарубежными компаниями. Вот радость-то )

0

это всё великолепно, но сегодня я скачал плейлист, чтобы послушать его в оффлайн режиме
но после зачачки почему-то оказалось, что плейлиста ни хрена нет в плейлистах, а вместо этого есть два десятка новых исполнителей, у которых по одной песне
очень удобно, спасибо, яндекс

Пока в ВК есть музыка (доступна с телефонов), яндекс.музыка будет топтаться на месте :(

Вот если бы яндекс.музыка умела импортировать плейлисты из ВК )

0

я когда-то через tracks flow это сделал. а вообще, с компа вроде можно импортнуть

0

а можно попросить попробовать это сделать?
достаточно залогиниться пользователем ВК или привязать свой профиль ВК на странице music.yandex.ru/settings
если аудизаписи доступны публично, то они должны появиться в фонотеке

0

– "Мобильная «Яндекс.Музыка» неплохо подросла за последнее время"

Настолько подросла, что приходится писать рекламные статьи

мораль сей басни: когда сидишь на стабильной и жирной зп и ни за что не отвечаешь рублем, нужно генерить и обосновывать любые свои изобретения велосипедов в сми

Основная проблема Я.Музыки на мой взгляд - крайне низкое количество интересного лично мне контента. Я опрометчиво купил подписку на год - после чего выяснил что

а) Многие треки которые есть на веб-версии в виде видео клипов - в мобильном просто отсутствую
b) Новинок нет вообще - трек известной группы на ютубе вторые сутки, 500к просмотров - Я.Музыка про него ничего не знает.
c) Нишевые исполнители типа того же gazgolder, Анимация итд (не говоря о менее известных) - 90% треков нет
d) Омерзительное качество базы поиска - многие исполнители находятся под 3-4 разными именами, треки частично дублируются etc etc.

Подписку отменю, продлять не буду.

Я бы тоже не продлял. Пускали бы туда всех подряд, всякий мусор типа ПМ, Мутант Ъхвлам и прочее подполье, она была бы куда популярней.

0

Отказался от использования яндекс.музыки из-за того что для треков нет функции "найти похожие".
Да и в целом сервис сырой, подходит только если нужно включить музыку в машине или на вечеринке, где всем плевать что играет и любой плейлист зайдёт. Для постоянного прослушивания слишком маленькая база музыки и структурировано всё омерзительно.

0

В свое время плотно сидел на радио потоке рекомендаций от last.fm
После пробовал различные музыкальные сервисы, все играют какую то чушь. Включаешь плейлист по New Order. Через три-четыре песни нормального New Wave 80-ых выскакивает какая-то левая попсня.
Короче, до логики last.fm никто не дорос.

Зачем пользоваться Яндекс Музыкой, если есть Google Play Music?

0

Лайк олдфагам, кто всё ещё сидит на WinAmp.

Всё бы ничего, но количество групп и альбомов удручающе низкое, по сравнению с, хотя бы, тем же Apple Music.
И никакой дружественный интерфейс не поможет.

0

попробовал всевозможные музыкальные сервисы и вернулся к прослушиванию музыки вк.
Имхл, но с тысячами тематических музыкальных пабликов, где каждый день руками составляют крутые плейлисты не сравнится ни один алгоритм :)

0

Андрей Гевак- статья классная, очень правильные кейсы и полезные. Авторизовалась и потестировала Яндекс.Музыку. Ниже длинный пост и личном опыте по юзабилити.

1) скрины на appstore- скрин "качественный звук" очень общий, я как пользователь в основном думаю, что на качество влияют наушники, а не трек. А вот скрин с "персональными рекомендациями" для меня был бы более приоритетным, тк любимых песен в листе не многл, я не слушаю радио ин не смотрю ТВ и мне просто неоткуда такие рекомендации просто и удобно получать. Может А/В тестирование по скриншотам?
2) при выборе направлений музыки: у некоторых дублируются иконки (напр Транс, Хауз, Техно) и в списке перемежаются их цвета ( сначала сиреневый, потом оранжевый и снова сиреневый). Я как пользователь не понимаю логику построения: или сгруппируйте или объясните
3) выбор любимых исполнителей: правда оч узкий. Может дать опцию ввода имени через простой поиск? Тк если моих топ исполнителей просто нет при выдаче, то я засомневаюсь в качестве будущих рекомендаций на основе этого выбора
4) переход на экран "Рекомендации" после выбора любимых исполнителей: странно что возникают совсем другие рекомендации. Напр у меня "если вам по душе Уматурман" и далее Ночные Снайперы и тп. При условии что я выбирала направления музыки R&B, Pop и в исполнителях Sia). При скролле есть классный блок "Поклонники *** также слушают", только у меня в этом блоке непонятный мне исполнитель Brodsky Quartet, которого я не выбирала и хз как он у меня появился.

В целом экран реализован классно, но пользователю не очевидно, почему его персонализированные настройки не учитываются, или учитываются не так очевидно.
5) С экрана Рекомендаций, где я не нашла релевантных треков, хочу уйти на поиск музыки вручную. Но он спрятан в боковом меню. Было бы клево интегрировать простой переход через экран Рекомендаций, типа "Не нашли своего...? Поиск"
6) Хороший экран "подборок". Сейчас, как понимаю, реализован через мануальную загрузку плейлистов разработчиком? Может сделать по принципу Pinterest топ пины от пользователей? Хотя это гемморой и не факт что всем нужно
7) экран "Треков": не очень удобно реализовано действие (добавить в плейлист- это хотя бы тап по тексту в контекстном меню, скачать- тап по двум иконкам). При попытке свайпа (самое удобное мне действие), меня перекидывает с экрана треков на экран альбомов. Мне не удобно- лучше бы сгруппировать на одной странице альбомы и треки через проваливание и сделать свайп на действие с самими треками
7) последнее: экран "Моя музыка" у меня вызвал больше всего проблем.
#1 верхняя иконка "Мне нравится"(здесь появится все что вы отметили). По тапу вижу что там пусто и треков нет, но я например залайкала исполнителя. Если это "Нравится" по трекам то сделайте его в треках. Сейчас там два параллельных меню - кнопка "Мне нравится" и дальше классификация Исполнители/Треки/Плейлисты
#2 в треки по дефолту подгрузились мои данные вконтакте ( а у меня там кучу старого го*на) и тут то я узнала почему Яндекс вначале предложил мне послушать "Уматурман"))) Может добавить popup о добавлении ВК листа в треки яндекс?). Сейчас чтобы удалить ненужные (штук 100) мне надо совершить 200 тапов (через менюшку каждой песни и нажатие "Удалить из библиотеки")
Профиль "Моя музыка" пока правда не удобный(

В целом, тестируйтесь, меняйтесь, дорабатывайте апп и все будет хорошо)

Им бы сначала исправить yandex почту. А то всегда лагает. И для Android и для iOS

0

Андрей, спасибо большое за статью! Она офигенная!
Второй пример запроса пуш-уведомления очень похоже на то, что делает инстаграм в iOS) Оттуда идею взяли?)

0

Когда нравится какой-то продукт яндекса, но не хочешь за него платить - иди к гуглу. Google Play Music отличное приложение и полностью бесплатное!

0

где оно бесплатное? ~160 руб в мес

0

ну, вот, пример:

Я олдфаг с большой базой прослушиваний last.fm, которые "съедают" приложения типа bandsintown, у меня есть GPM, где тоже достаточно информации, ну, допустим, вконтакте. Мне, чтобы перейти с GPM на ЯМ нужно показать, что, здесь всё то же, но лучше и как можно быстрее.

Я не хочу вручную выбирать любимых исполнителей, жанры, хочу это загрузить. Что я делаю - жму "позже" на экране выбора жанров, дальше меня встречает пустое окно без рекомендаций синхронизации с другими сервисами.

Ну и как же меня это побудит уйти с GPM?

дальше, зашёл я через FB, но ВК тоже есть, почему нельзя объединить аккаунты и подгрузить позже музыку оттуда?

0

но, насколько я понимаю, пока ЯМ не сможет так же быстро, как AM и GM релизить новые альбомы/треки исполнителей - такие как я не в ЦА.
музыка из сериалов, подборки радио, всё намекает на то, что рядовой пользователь ЯМ не должен особо разбираться в стилях, современных исполнителях и просто должен слушать неважно какую музыку.
По сути, для этого есть Я.радио.

Главное узнал что такое "онбординг"

0

одна из лучших статей !

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Дмитрий Афонин
D8II

Такое ощущение что сайт показывает рандомные байки просто опираясь на цену. Как еще можно объяснить выбор 2-литрового дорожника или спортивной ракеты для категории "Езда по городу" или "На работу"..

«Омоймот» — сайт для подбора мотоциклов с блогами пользователей
0
Борис Мартынов

Без лоха жизнь плоха

Смерть стартапа: Как создатели «умного» кольца BioRing собрали $460 тысяч на краудфандинге и исчезли
0
Sasha Zivers

Ничего не заставит.

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Sasha Zivers

Ну да, приравнивать жену к предментам, ок-ок. )

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Sasha Zivers

Господа, ну вы чо. Есть же известный эксперимент, когда создали условия, близкие к райским. И известно, чем он закончился.

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Показать еще