Лого vc.ru

Зачем нужны боты в мессенджерах

Зачем нужны боты в мессенджерах

С 12 по 13 марта 2016 года в Москве пройдёт хакатон «Яндекс.Денег» «Битва роботов». Участникам предстоит за 24 часа написать робота для любого популярного мессенджера или соцсети, который мог бы справиться с какой-либо финансовой задачей. Дмитрий Круглов, ИТ-директор «Яндекс.Денег», рассказал vc.ru о том, зачем это компании и есть ли у ботов будущее.

Поделиться

Новые боты — давно забытые старые

Мода на боты не появилась — она вернулась, это очередной эволюционный виток. Сами по себе боты существуют давно: первые были придуманы еще в 90-ых для чатов на базе протокола IRC. В те времена появилось достаточно много известных ботов. Например, «Телевикторина» – чат, где бот задает группе людей вопросы, а те должны угадать слово. Такой бот был особенно популярен более 10 лет назад в локальных домашних сетях и в вебовских чатах.

В 90-ых боты были, в основном, уделом гиков и технарей. Но сейчас, с популяризацией WhatsApp, Skype, Viber и других мессенджеров, эта тема обрела второе дыхание. Благодаря платформам iOS и Android у каждого владельца смартфона установлен как минимум один мессенджер по умолчанию. К этому добавляется грамотный маркетинг и активное продвижение кроссплатформенных мессенджеров и чатов социальных сетей. В результате, аудитория тех, кто готов пользоваться ботами, значительно расширилась за счет технически неискушенных людей. И это воскрешает ботов.

Сейчас 85% всех ботов — это однодневки, жизненный цикл которых очень короткий. В России он не более двух недель — это примерный цикл падения интереса разработчика к тому, что он сделал за два-три вечера. Основную массу ботов создают программисты-одиночки — для них это простой способ учиться программированию.

Средней руки программист может написать бота за один вечер: для этого необходимо обладать общими знаниями об алгоритмах и о том, как разработать онлайн-сервис. В интернете сегодня можно легко найти все нужные алгоритмы и исходные коды ботов старого поколения. Там есть и викторины, и рассказчики анекдотов, и погодно-курсовые боты, простейшие игры, симуляторы диалога с человеком, энциклопедии, гороскопы и многое другое. Можно взять готовый код, переписать его под себя — и вот у тебя уже собственный бот.

Аудитория ботов — кому они нужны

У ботов сегодня две основные аудитории — те, кто хочет сэкономить время и силы и те, кому по разным причинам недоступны альтернативные варианты.

Например, сейчас в России большой спрос на недорогие смартфоны. Они стоят 2-3 тысячи рублей, но из-за технической слабости на них невозможно установить 30 разных приложений. На такой смартфон не поставить отдельное мобильное приложение с прогнозом погоды, отдельное с курсом валюты или с игрой – просто не хватит места. А вот боты с аналогичными функциями могут легко удовлетворить все эти потребности пользователя прямо в чате, занимая крайне мало места на телефоне.

Вторая часть аудитория — те, кто хочет сэкономить время и силы. Боты предоставляют нужную информацию в фоновом режиме и в привычной среде — там, где пользователь общается с друзьями. В результате не нужно переключаться между разными приложениями, чтобы совершить ту или иную операцию — к примеру, одолжить другу деньги в том же чате, где вы обсуждаете последние новости футбола.

Какие боты популярны

Тем ботов, которые интересны массовой аудитории, не так много — не более 15. Большинство создаваемых ботов носят развлекательный или информационный характер, причем они предельно простые. Самый распространенный бот — тот, что может принять одну команду и дать один ответ, например: «Курс доллара? – 78,2», «Погода в Москве? – Минус 13».

Причем 80% этих ботов однотипные. Эта ситуация схожа с ситуацией приложений в маркетах мобильных приложений для Android и iOS — там также чрезмерно много однотипных приложений.

Сейчас Россия чуть ли не мировой лидер по созданию ботов. Больше всего ботов создается для Telegram — платформа популярна у россиян как «исконно русская», к тому же недавно сервис предложил своим пользователям очень удобный API-инструментарий. Боты, которые создаются в Telegram — это примерно половина всех создаваемых в мире ботов.

До этого было популярно создавать ботов для Twitter и WhatsApp. Популярен бот-органайзер: в то время, когда несколько человек договариваются в групповом чате о деловой встрече, такой бот сам анализирует календари участников диалога и подсказывает удобное всем время и рестораны, где можно было бы встретиться. В Instagram, в основном, распространены боты, которые публикуют фото и наращивают тем самым свою базу подписчиков.

Бизнес и боты

Бот является интерактивным участником чата: чтобы он вступил в диалог, достаточно дать простую команду. А это значит, что он на один шаг ближе к пользователю, чем мобильное приложение, и на два, — чем веб-сайт. Если говорить о финансовых ботах, то у них хорошие перспективы в нишах, связанных со спонтанными транзакциями: например, случайная покупка товара со скидкой, пожертвование или денежный перевод.

Кроме того, возможны более интеллектуальные решения. Бот может оперировать данными пользователя для уведомления о запланированных платежах, о приближении срока окончания льготы на оплату штрафа.

Возможно, в будущем, с помощью бота можно будет авторизовать финансовую операцию, когда пользователь не имеет доступа к компьютеру. Приложения же, скорее всего, останутся более востребованными, когда платеж не такой спонтанный: к примеру, в приложении «Яндекс.Денег» содержится весь каталог городских платежей, управление пластиковыми картами и настройками кошелька, история операций с функцией их повтора. Такие возможности пользователям нужны в удобном интерфейсе, обеспечить который через мессенджер затруднительно.

В целом бизнес пока очень аккуратно пробует себя в этой области, так как сложно спрогнозировать, окупятся ли инвестиции. Поэтому компании предпочитают делать что-то очень простое и информационное.

Например, National Geographic публикует дайджест своих лучших фотографий. А бот «Сбербанка» предоставляет информацию по отделениям, банкоматам, курсам валют и контактам банка. Новостные сайты, такие как «Медуза» или «Лайфхакер» предлагают ботов с анонсами свежих материалов. У компании Lingvo есть бот-переводчик, а бот GitHub позволяет пользователям следить за изменениями в их публичных репозиториях через чат.

Создание функционального бота в среднем занимает 2-4 недели. К примеру, если взять интернет-магазин, то за такое время можно создать бота, который будет принимать и обрабатывать заказы. Кроме того, он может выступать инструментом маркетинга: присылать в чат топ-селлеры и лучшие предложения недели, принимать в ответ номер товара и идентификатор пользователя для оформления заказа.

Жизненный цикл такого бота у крупной компании будет минимум два-три года. Он совпадает с жизненным циклом сайта и мобильного приложения. Все три ресурса должны обновляться и развиваться одновременно — иначе клиент, заметив различия в функционале, может просто отписаться от отсталого, плохо обновляемого бота.

Сколько стоит разработка бота на аутсорсе

Если заказывать в столичной ИТ-компании, то разработка сложного бота может обойтись и в 500 тысяч рублей. В региональной компании дешевле — от 50 тысяч до 150 тысяч рублей. Но дешевле всего заказывать у фрилансера — он попросит около 20 тысяч рублей.

Боты vs мобильные приложения

У ботов, безусловно, будет своя аудитория. Причем, не маленькая. Чаты, WhatsApp, Telegram, Twitter — очень зрелые решения. Эти платформы со временем будут становиться только лучше, что даст почву для создания новых ботов.

А это еще больше привлечет внимание новых пользователей. Но нужно понимать, что боты — не та технология, которая завтра перевернет мир настолько, что все откажутся от мобильных приложений.

Боты всегда будут ограничены возможностями чата или мессенджера, которые существенно меньше возможностей полноценного мобильного приложения. Скорее все идет к формированию гибридного информационного пространства, в котором приложения на компьютере и на мобильных устройствах, в браузере и в мессенджерах представляют собой единое целое, а переход между ними для пользователя будет абсолютно прозрачным.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Что за боты в WhatsApp? И неплохо бы ссылки в тексте давать.

0

Можно еще некоторые функции нескольких модулей ERP впихнуть в бота, что позволит быть более мобильным.

0

Автор все пытался сказать зачем в 2016 нужен бот,но по сути, так и не привёл адекватных доводов.
)

Автор долго топтался, но так и не написал ничего полезного, о чем анонсировано в заголовке. Боты то, боты се, но зачем боты нужны конкретному бизнесу, почему они появились, в чем предпосылки этого и в чем их польза не разложил. Статью нужно было назвать "Ой, боты появились".

Например чтобы в диалоге месенджера получить ссылку на услугу или товар, а может и прямую кнопку Buy. Таким образом можно подсовывать в общении между людьми всякий хлам, в зависимости от контекста, локации, персональных данных.

0

У меня ощущение, что Яндекс не смогли придумать, что можно сделать ботом и решили попробовать хакатон. Тема финансового бота на мой взгляд достаточно не интересная. Мы долго думали что можно придумать нормального - но максимум на что нас хватило,это определением платности парковки(карта гораздо круче) и скидки на товары(типа яндекс.советника) ...

учет финансов - ну таких идей полно,хотя finolog.ru мне понравился.(alfasense.ru/ на работе не показывает)
Просто для учета финансов есть например easyfinance.ru,moneykeeper и много других.
Для меня идея такого хакатона должна быть достаточно самостоятельной и новой...

0

Обратите внимание в финологе, на блок «Советник в Телеграме». Все собственно построено на боте.

Финансовый помощник от Альфы, тоже прокаченный бот.

0

*WhatsApp, Skype, Viber и других мессенджеров*

Может Telegram, WhatsApp и других мессенджеров?

Ужеж делали ботов на этих своих хакатонах. Теперь, наверняка, будут более лучшие боты.

0

Это был не официальный бот Яндекс.Денег, а самостоятельный проект разработчика, не работающего в компании.

Я кстати подобное буду запускать с абонентской платой в 50р в месяц. То есть не умрет :) плюс в виде канала push уведомлений

0

Зачем они нужны? Если мне что то нужно - есть гугл. Нафига еще какой то посредник в поиске информации? И боты в irc особо не пользовались популярностью, так что тема мертвая.

Мне кажется автор не там ищет пользу от ботов. Мессенджеры - это новый канал коммуникации бизнеса с клиентом. А боты - это средство автоматизации части этих коммуникаций. Они ценны не для клиента, а для бизнеса, потому что позволяют снять с операторов часть нагрузки и снизить издержки. Не думаю, что боты могут быть полезны сами по себе.

Появились они все же по причине того, что с помощью телефона и диалога меду людьми можно установить контекст, в котором сейчас находится юзвер. То, что сейчас непонятно - как совместить внятно бота с этим контекстом - вопрос. Вангую, что он будет решен в течении этого года. Для пользователя профит в том, что:
1) Не надо разбираться в дизайнах-кнопках-галочках, а можно просто сказать: дай мне самые дешевые отели в Берлине с 15 по 25 марта и получить ссылку на отсортированные предложения.
2) При должном усердии и согласии пользователя, мессенджер может знать, что у тебя встреча через два часа в другом конце города. Мессенджер знает, где ты сейчас и куда тебе ехать и предлагает вызвать такси, нажав всего один кнопку: "ОК".
3) Да и вообще, решать проблемы не отходя от кассы - норм вариант. Попал в руки тайской полиции и срочно надо заплатить им, а денег нет - "Send 100 usd" в чате - профит.
Собснно, кейсов можно найти таких массу. Если обобщить, суть заключается в полноценном консьерж-сервисе. Но так как ни на один колл-центр не напасешься, то как сказал комментатор выше - пытаются автоматизировать хотя бы будничные задачи.
Почему не подходит гугл - подходит, но задачи, которые могут решать боты немного иные. Никто не предлагает у бота спрашивать "Купить багет Москва".
Как-то так себе это вижу

Google Now
Aviasales - JetRadar
Uber - Maxim Taxi

0

Проблема ботов, что они пипец какие не удобные и тупые. Пользователю нужно пару раз в месяц найти билеты на самолет и раз в неделю такси, при этом нужно понимать как бот работает и в каким формате ему запрос отправлять (который скорее всего ещё и набирать текстом нужно)

Приложение в этом плане на голову выше, наглядно, графика и кнопки, ползунки.

не-не-не, стоп. Не вешайте все на больную голову. Я не говорю о том, что вот прямо сейчас все будут покупать билеты через бот Аивасейлса и никак ни через их мобильное приложение. Я говорю о той ситуации, когда мы вот с вами, Виталий, согласились закинуться вискариком в Лондоне. Соглашаемся мы прямо сейчас в чатике и тут вот я такой говорю: @Bot покажи мне самый дешевый билет с Кракова в Лондон на 25-28 февраля.
На этом моменте я получаю ссылку, перейдя по которой увижу отсортированные по цене запросы, которые мне нужны. Про формат работы ботов и как с ними общаться - это вообще отдельная тема, но и тут вариантов масса:
1) Вывод функции в интерфейс. Сейчас так реализовано у ФБ. В таком случае все проще, так как это и не бот почти. Пользователь проходит по окнам и это можно приравнять к приложению в приложении (рекурсивненько, однако);
2) Вывод бот в "магазин". Таких директорий сейчас мало, но с примеров: Slack и по чуть-чуть к такому варианту приходит Телега. При том, для помощи пользователю можно использовать механику Slack-а, когда при начале ввода команды тебе показываются подсказки.
3) Отдельная директория с ботами, общение с которыми строиться нормальными человеческими фразами. В этом случае проблема в том, чтобы обучить систему понимать запросы на одну услугу в разных уголках земного шара.
Боты не заменят всего и всех, но они помочь автоматизировать можно очень многое. Ведь проще попросить у бота выдать ссылки на все статьи, в которых обсуждается тренд "Разговорной коммерции" и получить список из источников, которые вы лично читаете, чем перелопачивать приложения всех любимых медиа

0

Руслан, это похоже не на бот, а на персональный Помошник. Так как кейсов может быть куча, там же и бронь отеля, и столик в ресторане, и покупка тура. Но пока это отдельные боты. Нужен бот метопоисковик)) или это интернет внутри бота, или внутри мессенджер. Персональные помощники уже есть, это и Сири и Кортана и ОК Google ))) но что то прогресса не видно, ибо нужна некая база товаров и услуг с актуальными ценами , занятостью и т.п. а это не просто. Я пока вижу ботов для расширения каналов взаимодействия компаний и клиентов, разные скидки, спец предложения и happy hours. Ну или FAQ для клиентов, эдакий интерактивный FAQ компании.

0

По сути, как сейчас выглядит взаимодействие с ботом? Мы устанавливаем бот и пишем ему текстовый запрос в нужном формате. Могут ли предоставлять тот же функционал мобильные приложения или мобильные версии сайтов? - Да! Боты удобнее сайтов и мобильных приложений? - Нет! Боты понятнее, наглядее? - Нет!
Учитывая то, что большинству не удобно пользоваться ботом, то их ниша очень узкая, это гиковатые пользователи месенджеров. Я вот даже не могу представить, что может меня заставить пользоваться ботом. Разве что какая то информационная подписка, уведомление с сайта, но пока хватает почты. Может кому то будет удобно, чтобы уведомление о новом посте прилетал в инстаграмм.

0

Боты только-только приживаются и появляются, на самом деле. Это как с IoT. Сначала научились снимать показатели. Потом научились взаимодействовать с предметами. Теперь учимся снимать показатели, взаимодействовать с предметами и не задрачивать хозяев.
Виртуальный помощник - да. Именно по этой причине у ФБ есть ассистент М. Но сколько людей надо посадить, чтобы обслужить огромную аудиторию? Проще по чуть-чуть автоматизировать и приводить это к боту. Куча консьержей аля меджик, альфред и ко - к вашим услугам. Именно через наработку экосистемы и можно получить базу товаров и услуг, которые потом только один бот и будет обслуживать.
Кароч, я к чему веду - рынок всего этого только оживает, кмк

0

Самое смешное в этом тексте - эта часть

Сколько стоит разработка бота на аутсорсе

Если заказывать в столичной ИТ-компании, то разработка сложного бота может обойтись и в 500 тысяч рублей. В региональной компании дешевле — от 50 тысяч до 150 тысяч рублей. Но дешевле всего заказывать у фрилансера — он попросит около 20 тысяч рублей.

Фрилансер не сделает бота такой сложности за который студия запрашивает 500 тысяч, это физически невозможно)) давайте хотя бы в статьях на околоайти ресурсах придерживаться какой то истины?

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Ivan Sirotkin

Елена,

Зашёл па сайт и за минуту нашёл объявление, такое же как на "авито", которое можно назвать "шумом":
damprodam.ru/msk/iphone/iphone-6-16gb-novyj-original_6316
Если чёрные-авито-магазины дают у вас рекламу с такими же непонятно как восстановленными телефонами, то в чем вообще отличие? В удобных фильтрах?

DamProdam — сайт покупки-продажи подержанной техники
0
Елена Богатырева

Пишите на team@damprodam.ru, обсудим

DamProdam — сайт покупки-продажи подержанной техники
0
Aleksey Bobkov

а еще остались рабочие расширения хрома для парсинга своего плейлиста из вк?

«ВКонтакте» закроет публичный доступ к аудиозаписям для сторонних приложений
0
Vladimir Udalov

Заказал у этих ребят аудит, указав рабочую почту и сотовый, в течение следующих трех недель произошло ничего.

«Взять специалиста и забыть про SEO у вас не получится»
0
MC Coconut

В телеграм есть MyMusicBot, сейчас он ищет музыку по запросу и скачивает в чат (на ios закрыт, но доступен на android и в десктопной версии, можно оттуда пересылать в chat with self и слушать с яблока).
Скорее всего, он тоже перестанет функционировать - тогда просто можно качать аудио с десктопа и скидывать в диалог. Не самый удобный вариант, наверное, но мне ок

«ВКонтакте» закроет публичный доступ к аудиозаписям для сторонних приложений
0
Показать еще