Лого vc.ru

Самый естественный способ управления: Что такое Zero UI и куда движется веб-дизайн

Самый естественный способ управления: Что такое Zero UI и куда движется веб-дизайн

Шеф-дизайнер компании AIC Сергей Попков написал для рубрики «Интерфейсы» колонку о новой парадигме интерфейсов — Zero UI: откуда появился термин и к чему в конце концов придет нынешний веб-дизайн.

Поделиться

Что такое Zero UI

Сам термин предложил Энди Гудман, дизайнер Fjord. Явление очень точно описывает фраза: «Дизайн Zero UI — это дизайн невидимых интерфейсов».

Когда мы говорим «дизайн» или «интерфейс» в контексте Zero UI, речь идет скорее не о веб-дизайне. А о дизайне в широком смысле слова: дизайне продукта, промышленном дизайне. Том самом, который переводится как «проектирование», подразумевает изобретательские компетенции у дизайнера, а не просто наличие навыка рисовать веб-интерфейсы.

Zero UI характеризуют две главные составляющие.

Первая составляющая Zero UI: отсутствие привычного графического интерфейса

Устройства, созданные людьми для повседневного пользования, прошли путь эволюции органов управления: рычаги, физические кнопки, машинный код, командная строка, графический интерфейс, тачскрин.

Последняя технология в свое время перевернула сознание дизайнеров и потребителей с ног на голову — теперь для взаимодействия с устройством нужно было на одного «посредника» меньше: в данном случае атавизмом стала мышь и клавиатура.

Но все эти интерфейсы продолжали говорить на языке машин, а не людей. Например, что предлагалось сделать человеку, чтобы лучше слышать звук из устройства:

  1. Подойти к устройству и повернуть ручку.
  2. Взять контроллер и нажать на нем кнопку.
  3. Взять контроллер и нажать на нарисованную кнопку.
  4. Нажать на нарисованную кнопку на экране самого устройства.
  5. Сделать естественный для человека жест: прислушаться.

Графический интерфейс (GUI) остается таковым и на экране компьютера, и на тачскрине планшета. Его суть не меняется, как не происходит никаких радикальных сдвигов в плане удобства пользования.

Zero UI — самый естественный способ управлять устройством. Иными словами, это touchless tech, интерфейс без видимой части интерфейса. Из самых известных примеров таких интерфейсов: Microsoft Kinect и Apple Siri, управление жестами и голосом соответственно.

Вторая составляющая Zero UI: упреждающие технологии

Отсутствие визуальной части интерфейса — это только внешняя сторона Zero UI. Внутренняя сторона подразумевает, что часть действий совершается за пользователя, так как устройство «угадывает» его желания.

На самом деле, конечно, ни о какой магии речи не идет, всё вполне приземленно: Big Data, персонализация и машинное обучение.

Интеллектуальный термостат Google Nest запоминает распорядок дня жильцов дома, определяет, когда они уходят и приходят — чтобы автоматически регулировать подачу тепла. При этом у Nest есть и обычный тач-интерфейс для ручной настройки.

Подобные устройства уже не воспринимаются как научная фантастика. Это стало возможным благодаря ряду предпосылок — как в сфере технологий, так и в области самого дизайн-подхода.

Предпосылки появления Zero UI

Краткий список основных технологий и тенденций в дизайне, которые в итоге сделали появление Zero UI неизбежным (в скобках примеры):

Технологии Дизайн

Голосовое управление (Siri, Microsoft Cortana).

Управление жестами (Microsoft Kinect).

Управление микрожестами (Leap Motion).

Локализация лиц на фото и видео.

Распознавание лиц, отпечатков пальцев.

Беспроводная передача энергии.

Определение точной геолокации пользователя (iBeacon)

Интернет вещей (Google Nest).

VR и AR, виртуальная и дополненная реальность.

Big Data, персонализация, машинное обучение.

Минимализм в интерфейсах.

Унификация стилей веб-дизайна (material design: производители ОС диктуют стиль).

Сокращение вариативности, внешняя типизация интерфейсов.

Популяризация готовых типовых решений (конструкторы сайтов, библиотеки иконок, нет необходимости много ресурсов тратить на графику).

Мультиплатформенный дизайн (единый интерфейс для разных носителей: сайт, приложение, терминал — требует разработки единого UI Kit).

Бесшовный опыт (пользователь может выбрать товар с планшета, продолжить покупку с рабочего ПК, а оповещения о доставке получать через push — при этом цепочка не прерывается, для пользователя это единый процесс).

Суммируя: появилась технологическая база для Zero UI, так как стало возможным управлять устройством без помощи контроллеров-посредников, а также использовать анализ данных для упреждающего действия интерфейсов. Суммируя: ценность дизайна как графического искусства снизилась за счет вытеснения ее типовыми качественными решениями. Ориентация на несколько платформ сразу заставила разрабатывать более продуманные дизайн-решения, ценность аналитики возросла.

Общую тенденцию в дизайне на сегодня можно описать так:

Обесценивание графической части дизайна вместе с одновременным ростом ценности проектирования интерфейса. Сильная пре-аналитика, концентрация на удобстве пользователя и использование технологических возможностей.

Казалось бы, то же самое говорили много лет назад: когда вдруг в сфере веб-разработки появился термин «юзабилити», а потом UX. Однако по факту у большинства веб-продакшенов за этими словами не стояло ничего: дизайнеры создавали решения «из головы», глубокий научный подход и аналитика не были нужны, так как потребность клиента формулировалось просто: «хотим новый сайт».

Мы подобрались к теме веба.

Как Zero UI влияет на веб-дизайн

Влияние парадигмы Zero UI на веб-дизайн — это, в первую очередь, не бесконтактное управление, а именно предиктивность в дизайне. Та часть, о которой мы упоминали ранее: большие данные, персонализация веб-сервиса под конкретного пользователя. Немного раскроем тему на примерах.

Смысл Zero UI в веб-дизайне — предугадать, что пользователь хочет сделать и переместить его сразу в середину пользовательского сценария.

Просто дизайн Дизайн по принципам Zero UI
Простоплеер предлагает выбрать музыку по жанрам, исполнителям или включить готовый плейлист. «Яндекс.Музыка» анализирует прослушанные ранее треки, предпочтения людей с похожими вкусами и рекомендует композиции и исполнителей, которые с большой вероятностью понравятся пользователю.
Онлайн-журнал «Секрет Фирмы» не использует push-уведомления для доставки новых материалов. Чтобы получить информацию, пользователь должен совершить действие: зайти на сайт, найти рубрику, открыть новость. Онлайн-журнал Slon Magazine присылает push-уведомления в браузер с анонсами самых важных новостей. Происходит «пассивное» потребление информации без дополнительных действий пользователя и даже при закрытом сайте.
Навигатор предлагает выбрать адрес назначения и только после этого показывает маршрут. Навигатор автоматически определяет, что водитель, скорее всего, сейчас поедет с работы домой: сам прокладывает маршрут и сообщает, сколько времени займет дорога с учетом пробок.

Можно было бы приводить примеры очень долго и из самых разных отраслей: приложения-навигаторы, онлайн-магазины, сервисы заказа такси и доставки.

Веб-сервисы, отвечающие принципам Zero UI выполняют часть пользовательских сценариев «про себя» — это делает процесс взаимодействия с ними быстрым, удобным и в итоге существенно повышает лояльность клиентов: пересаживаться на веб-сервис с «ручным управлением» после них не хочется.

А что потом

Строить прогнозы — штука неблагодарная, они почти никогда не сбываются. Одно очевидно: Zero UI сегодня выглядит наиболее логичным решением всех наболевших проблем в проектировании интерфейсов. Да и просто данью современному ритму жизни: когда секунды производительности заставляют отказаться от пользования сервисом.

Одними интерфейсами дело не ограничится: стоит ожидать, что названные технологические предпосылки будут находить всё более широкое применение в digital-кампаниях. Сегодня полноценная digital-кампания — это уже не «сайт + промо-приложение + продвижение», бизнес идет к осознанию ценности самого сервиса, а это значит — к трансформации бизнес-процессов.

Zero UI — тренд, меняющий сам подход к дизайну. Теперь гипотезы основываются не на опыте конкретного человека и его предположениях, в основе — точные бизнес-показатели, аналитика, постоянное тестирование этих гипотез. Дизайн становится самообучающимся механизмом, а дизайн-команда — прежде всего аналитической командой, меняющей процесс дизайна и процессы самого бизнеса.

Чтобы дать пользователям сервис, откалиброванный специально под них. С персонализацией и по канонам Zero UI.

Присылайте свои колонки и интерфейсные кейсы на interface@vc.ru

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Начали с различий во взаимодействии, а закончили влиянием AI/ML/DB на UX. Дизайн "без дизайна" получается тогда, когда условная конечность может взаимодействовать с чем-то без прослойки в виде интерфейса, а вовсе не тогда, когда прослойка предугадывает поведение пользователя.

не DB, а BD (big data, в контексте ML).

0

Zero UI в полной мере прийдет только с появлением более-менее сносного искусственного интеллекта.

Только с помощью классического интерфейса можно изменить громкость звука быстро, на точное число единиц, откорректировать, если слишком громко, и все с помощью одного единственного контрола за считанные секунды.

В случае с прикладыванием руки к уху, чтобы сделать погромче (и, видимо, пальца к губам, чтобы сделать потише) возникает прокладка в виде того, как машина это интерпретирует. Понятно, что надо изменить параметр, но насколько, и как быстро, неясно.

То есть, быстро дернуть ползунок или крутануть ручку не получится. Надо постоять с рукой, приложенной к уху, чтобы стало достаточно громко. Если перебор, то повторить обратный жест и вот так, спустя некоторое время все-таки добиться приемлемого результата.

Не совсем верная интерпретация

Недавно в стенд форде студенты сделали программу которую накладывает вашим эмоции на интерфейс лица другого человека. Имея схожую технологию можно определять силу нажатия или пойти путем движения частей тела. Допустим палец на губе вжимается сильно значит до момента когда палец все еще на губах надо уменьшать звук. вариантов масса

0

Сереж, ты чому меня на фейсбуке похерил? Я только к тебе на работу напроситься хотел

0

Необходимость увеличить звук на точное кол-во единиц - редка. 99% времени изменения укладываются в рамках "погромче, чтобы заглушить метро".

Звуковые контролы уже даже перестали градуировать (мы не про проф технику, разумеется), ориентировочная градация "больше-меньше" стала уже потребительским стандартом.

Теперь про основу концепта - ЗероИ как раз про отсутствие у пользователя необходимости что-то изменять. Предполагается, что система сама будет предсказывать ситуацию и реагировать соответственно.

Например, самостоятельно увеличивать громкость звука до комфортного уровня, когда окружающий шум увеличивается (или играет любимая композиция). Или включать кофеварку ровно в тот момент, когда юзер встал с кровати.

0

Я в течение дня пока еду за рулем (это 2-3часа) могу громкость музыки в авто поменять раз 10. И это не связано с внешними факторами. Пошел басовый любимый трек - прибавил, пошел спокойный - убавил, надо позвонить нажал паузу.

У человека эмоции. "Предсказывание" может прилично помешать. Например, система научилась, что я слушаю трек Х на максимальной громкости обычно, а сегодня у меня ребенок спит на заднем кресле.

То что Вы описываете у меня ассоциируется с человеком-роботом, у которого монтонно-ежедневно-без-эмоций-распорядок.

Это просто дополнительный контур сложности для умной системы и всё. Представим, что экосистема Apple Car интегрирована в автомобиль (или допустим у вас какая-нибудь Тесла):

- Apple уже сегодня знает, какие песни вы слушаете чаще чем обычно и где можно поддать громкости
- добавим данные с датчиков давления в кресле, что сегодня Антон в авто едет не один и сменим стандартный flow на "Окей, Антон, я тут вижу, что ты не один едешь, кивни головой если жгем как обычно. Нет? Ну ладно, я тогда потише побренькаю тут".

Представь старого и опытного слугу, который с тобой 20 лет живет и знает все твои привычки и вкусы. Да, иногда ты ему прямо говоришь "Альфред, сегодня я хочу не Порш, а Ламборгини", но по-большей части он все разруливает за тебя сам.

Убедил. Теперь я хочу такую штуку.

0

как раз для авто, у меня три разных способа менять громкость и на руле и джойстик и сенсорный экран, но самое быстрое и удобное это ручка громкости которую пока еще не убрали и сделали самой ближней.
она не меняется уже лет 50 или 70 скажем так.
также и руль, помню были попытки заменить его на рычаг или джойстик, но лучше руля думаю еще ничего не придумано, т.к. во всех этом важна обратная связь с инженерной точки зрения и с точки зрения антропологии

0

Лично я в ожидании нейротехнологий, когда для открытия нужного окна нужно будет просто подумать, а не «подумать — пошевелить мышью — попасть курсором в окно — кликнуть». Вот это будет зеро.

Концепции "самый лучший интерфейс - невидимый интерфейс" уже сто лет в обед. Как же хорошо, что и до таких хомячков как АИК наконец это дошло.

Неудачное название. Если интерфейс становится не графическим, а голосовым, это не значит, что его вовсе нет. Напротив, у Siri интерфейс есть, и его дизайн, думаю, занял огромное количество времени.

Лучше было бы назвать описываемое в статье продолжением автоматизации. Все, что можно автоматизировать, автоматизируется -- это процесс, который начался еще во времена промышленной революции. Все, что можно предугадать, подсказать, заранее настроить будет предугадываться, подсказываться и заранее настраиваться будущими продуктами.

Но это вовсе не значит, что интерфейсы вовсе сойдут на нет. Во-первых, людям нередко нужен точный контроль над происходящим, и ощущение этого контроля. Во-вторых, нередко люди прямо любят контролировать происходящее. В-третьих, существует большое количество творческих задач, которые не поддаются автоматизации.

Ну сири так себе пример, все равно многое не получается голосом. Даже таймер не озвучивает. Зато реклама хорошая

На мой взгляд, это один из способов. Не панацея и не канон.
Я, например, кинестетик. Я хочу и дальше крутить ручки просто потому, что это маленькое удовольствие ))
Искренне не понимаю, зачем каждый очередной тренд сразу надо канонизировать и работать с ним по принципу "старое порушим - новое насадим".

Действительно, что-то не так с основным тезисом статьи.

0

Т.е. в начале речь "о дизайне в широком смысле слова: дизайне продукта, промышленном дизайне."
Далее акцент на графическом UI, и на том, что такой UI это лишняя прослойка от которой нужно избавляться.
Графический интерфейс без лишних элементов это хорошо.
Но отнимать графический интерфейс у физического устройства, которое можно трогать и видеть, это как если предполагать, что человек который пользуется устройством не может его видеть.
Примерно так.

0

По настоящему естественный интерфейс управления для человека это речь.
identity3000.tumblr.com/post/51462193243/компьютер-понимающий-или-эй-комп-скачай-новый
Утопический вариант, это когда человек говорит "про себя" (не вслух), а компьютер, это все равно распознает. Т.е. никто кроме компьютера не слышит речь человека.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Дмитрий Афонин
D8II

Такое ощущение что сайт показывает рандомные байки просто опираясь на цену. Как еще можно объяснить выбор 2-литрового дорожника или спортивной ракеты для категории "Езда по городу" или "На работу"..

«Омоймот» — сайт для подбора мотоциклов с блогами пользователей
0
Борис Мартынов

Без лоха жизнь плоха

Смерть стартапа: Как создатели «умного» кольца BioRing собрали $460 тысяч на краудфандинге и исчезли
0
Sasha Zivers

Ничего не заставит.

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Sasha Zivers

Ну да, приравнивать жену к предментам, ок-ок. )

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Sasha Zivers

Господа, ну вы чо. Есть же известный эксперимент, когда создали условия, близкие к райским. И известно, чем он закончился.

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Показать еще