Будет немного больно: как проходит вторая волна 54-ФЗ

По информации налоговой службы, 600 тысяч налогоплательщиков уже поставили на учет 1,8 млн ККТ нового поколения. Рекорд был установлен 30 июня, когда было зарегистрировано 47 500 онлайн-касс. Это был дедлайн — с 1 июля 2018 года их обязаны применять организации и ИП в сфере торговли и общепита, а также те, кто работает через вендинговые автоматы.

Вместе с нашим партнером Orange Data рассказываем, как проходит реформа и с чем сталкивается бизнес при подключении новых ККТ.

«Фермы» с онлайн-кассами в Orange Data

Онлайн-кассы изменили порядок взаимодействия бизнеса с налоговой. Реформа призвана сделать расчеты более прозрачными. Новая техника, снабженная фискальным накопителем и подключенная к интернету, в реальном времени передает данные об операциях в ФНС.

Покупатели обязательно получают чеки, причем не только бумажные, но и электронные — на email или в sms. О том, как все устроено, мы подробно рассказывали здесь, а ФНС сделала отдельный сайт со схемами и мультиками.

Этапы 54-ФЗ

Реформа проходит в несколько этапов, в течение которых участники рынка обязаны внедрить у себя ККТ нового образца. Для разных налогоплательщиков, в зависимости от отрасли, способа ведения бизнеса и наличия штата, установлены свои дедлайны.

Часть бизнеса, в том числе интернет-магазины, перешла на онлайн-ККТ еще год назад. Ряд организаций и предпринимателей получили временную отсрочку.

Вторая волна подключения онлайн-касс охватывает до 1 млн компаний — почти 18% сегмента МСБ по данным НАФИ. С 1 июля 2018 года новая жизнь наступила для следующих категорий:

  • предприятия на ЕНВД, которые работают в сфере торговли и общественного питания;
  • ИП на ЕНВД или патентной системе, имеющие наемных работников, в сфере торговли и общепита;
  • организации и ИП с работниками, использующие вендинговые автоматы.

До 1 июля 2019 года могут повременить представители сегмента услуг населению, МСБ на «вмененке» или патенте, работающие без сотрудников в сфере общепита, торговли или вендинга.

Санкции и бонусы

Чтобы стимулировать бизнес к своевременному подключению онлайн-касс, ФНС придумала кнут и пряник. Тех, кто игнорирует закон, ждут штрафы: не менее 10 тыс. рублей для ИП, не менее 30 тыс. — для организаций, а дальнейшие нарушения грозят даже приостановкой деятельности.

А вот индивидуальные предприниматели, которые вовремя зарегистрировали ККТ или еще сделают это в рамках третьего этапа, могут получить налоговый вычет до 18 тыс. рублей за каждый кассовый аппарат. Из чего следует, что с переходом на онлайн-кассу не следует затягивать.

Неужели так сложно?

Год назад новые правила игры бросали бизнес в крайности — кое-кто даже отключал оплату на сайте. В феврале Magram Market Research выяснили, что сложности с переходом на онлайн-кассы возникли у четверти представителей «первой волны». Наибольшие затруднения вызвали установка ККТ, поиск и приобретение оборудования и процесс подключения.

Мы попросили партнеров, сервис по аренде онлайн-касс Orange Data, рассказать, какие подводные камни сейчас встречает e-commerce при подключении онлайн-касс. Коллеги рассказали 7 самых распространенных сложностей:

1) Работа с электронной подписью и сайтом ФНС

У предпринимателей часто нет опыта применения Электронной Цифровой Подписи и онлайн-работы с ФНС. Вопросы вызывает работа с программой КриптоПро и цепочками сертификатов при установке ЭЦП на компьютер, проверка готовности подписи и даже поиск необходимого раздела в личном кабинете ФНС.

Как показывает опыт, 90% вопросов способны снять удобные, интуитивно понятные инструкции по настройке ЭЦП и работе в ЛК налоговой. Также помогают онлайн-консультации со специалистами через личный кабинет, почту, телефон, в онлайн-чат на сайте или социальных сетях.

2) Регистрация ККТ в налоговой

Несмотря на возможность регистрации онлайн, некоторые компании предпочитают взаимодействовать с ФНС по старинке — подавать бумажное заявление. В период «первой волны» процедура вызывала вопросы и недопонимание не только у налогоплательщиков, но и у некоторых сотрудников налоговой.

Онлайн-кассы, а тем более расположенные удаленно и не печатающие чек, были в новинку для всех, особенно в регионах. По просьбе клиентов менеджеры Orange Data общались с сотрудниками ФНС — например, однажды объяснили, как заполнять поле «место применения ККТ» при использовании онлайн-кассы для расчетов в интернете. Вместо привычного адреса и наименования магазина указывается адрес сайта пользователя.

3) Уход ответственных сотрудников

На удивление часто возникают ситуации, когда сотрудники, занимавшиеся подключением к сервису, уходят из компании и недостаточно внятно передают свои задачи коллегам. Например, в одной небольшой организации после такого увольнения никто не знал, как работает касса и работает ли вообще.

Будьте внимательны при передаче дел увольняющихся сотрудников. Но в любом случае, все данные обычно есть в личном кабинете — история операций, чеки, статистика. Также проблему решает персональный менеджер со стороны сервиса аренды касс — помогает разобраться в настройках, обучить новых сотрудников и продолжить успешную работу.

4) Проблемы с формированием чеков

Иногда бизнесу не подходит автоматизированное оформление чеков. Если операций немного, существуют технические трудности, товары или услуги специфичны, документы можно формировать вручную. Такая функция есть в Личном кабинете Orange Data.

Интересен кейс компании в сфере грузоперевозок, у которой возникли проблемы с подключением оплаты через мобильное приложение, а начать работу очень хотелось. На тот момент расчетов было немного и старт с «ручными» чеками произошел гораздо раньше, чем доработка приложения с автоматизацией. Клиент не потерял прибыль и выполнил требования закона.

Другой пример — компания, продающая дорогостоящее музыкальное оборудование. Магазин целенаправленно формирует чеки через ЛК, поскольку оплата совершается только после консультации менеджера. На сайте стоит ограничение на переход к форме оплаты, чтобы избежать спорных ситуаций, ведь товар нестандартный, хрупкий и дорогой.

5) Реорганизация компании

Иногда индивидуальные предприниматели переводят свою деятельность на новый этап — открывают ООО. Процесс реорганизации юридического лица и перерегистрация кассового аппарата — несложная процедура и бояться ее не стоит. Пользователю предстоит снять с учета используемую кассу и зарегистрировать новую пару — ККТ плюс ФН.

6) Попытки мошенничества

Случаются и попытки обмана пользователей ККТ. Естественно, предприниматели теряются и обращаются к сервису по аренде онлайн-кассы.

Так, страховая компания получила претензию о непредоставлении услуг. Однако приложенный чек выглядел подозрительно. «Выяснили, что он не настоящий — собран из нескольких фискальных документов от разных компаний, не проверялся ни на сайте ФНС, ни в ОФД, — рассказывают в Orange Data. — Мы помогли нашему пользователю, пребывающему в небольшом шоке от происходящего, разрешить ситуацию и дать ответ на необоснованное требование».

Второй случай более глобальный — это был не один, а целых 16 чеков, предъявленных клиенту, занимающемуся пассажирскими перевозками. Проверка на фальсификацию доказала, что требования «покупателя» неправомерны. Возможность сравнить свои данные с ФНС — плюс использования онлайн-касс. Это помогает продавцу бороться с мошенничеством и улучшать user experience.

7) Непонимание процессов

Иногда представители бизнеса не до конца осознают, какую роль играет онлайн-касса и как происходят расчеты с ее применением. Например, один ИП считал, что при использовании кассы не нужно подключать интернет-эквайринг и подавать налоговую отчетность. Другая клиентка пыталась добиться подключения кассы день-в-день, не имея регистрации на сайте ФНС.

В целом, практика показывает, что в любой ситуации можно найти решение — но, возможно, придется понервничать, потратить время на изучение инструкций и бюрократические проволочки. Поделитесь болью в комментариях, что было самым сложным для вас?

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Капитонов

Самое лучшее, что может сделать государство для развития малого бизнеса, это просто забыть про него, на пару лет. Дать вырасти. Иначе, это просто очередная дойка на новые геополитические игрушки

Ответить
Развернуть ветку
Артем Цепов

Очень точное и верное высказывание

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Zhakota

А потом придёт время Жатвы?

Ответить
Развернуть ветку
VVV

Было: Клиент > Эквайринг > Я
Стало: Клиент > Эквайринг > Касса > ОФД > Налоговая > Я

И вроде как не дорого, есть (теоретически) плюсы, но количество точек в системе повышает вероятность отказа всей системы, что мы не так давно видели на примере неработающих пол дня касс у половины России.

Ответить
Развернуть ветку
Payture
Автор

В первом случае все-таки налоговая тоже была, просто процесс был не автоматизирован. Но в чем-то вы правы — пока идет отладка всей системы, будут пока и такие сбои. Вы в итоге подключили кассы? Обошлось без сложностей?)

Ответить
Развернуть ветку
VVV

Подключил примерно год назад OrangeData.
Ну, скажем так, без проблем не обошлось. Но на этапе подключения все ок, помогли, рассказали. А вот потом было пару падений, не связанных с общими сбоями, а связанных с их интеграцией к Яндекс.Кассе и Paymaster.
Последние несколько месяцев полет нормальный :)

Хотя, честно, без всего этого было лучше. Теперь у меня появились расходы 2000 в месяц и дополнительная точка отказа, а взамен....а фиг знает что взамен )

Ответить
Развернуть ветку
Артем Цепов

У меня аналогичная ситуация. Получили небольшой геморрой, небольшие траты и ничего полезного взамен. Прямо вообще ничего) ну да ладно...

Ответить
Развернуть ветку
VVV

Разве что отсутствие штрафов, но что-то я никогд не встречал оштрафованного за интернет-сервис без кассы )
С другой стороны 2к в месяц - далеко не самая большая статья расходов по проекту, поэтому пока держим как есть )

Ответить
Развернуть ветку
Артем Цепов

Валерий, у меня язык не поворачивается назвать плюсом ситуацию, когда тебя обязывают оплачивать не нужную тебе услугу и в замен не штрафуют)))

Ответить
Развернуть ветку
VVV

Вы сейчас назвали минусом всю государственную систему налогообложения и прочих поборов :)

Нужно везде видить плюсы. В онлайн-кассах я других не нашел пока )

Ответить
Развернуть ветку
Nadia Likhnenko

Валерий, рады видеть ваши комментарии) Да, была сложность при подключении двойной интеграции, помним, особенно Рустам) Мы с партнерами постарались быстро исправиться. И, как вы сказали, "полет нормальный" - будем стараться для вас и дальше!

Ответить
Развернуть ветку
VVV

Да да, Рустам меня полюбому помнит, я часто писал :)

Впрочем, это мелочи на общем фоне. Яндекс тогда тоже свою "лепту" внес рекомендованными настройками.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
VVV

А какое взаимоотношение с налоговой у клиента в случае онлайн-касс?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Старцев

Ещё нужно добавить банк который обрабатывает платежи за % или фикс и если счёт в другом банке то ещё и его и тоже берущий ₽ за работу

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Кирилл Стенцов

Думаю, к тем, кто внедряет, претензия тоже имеет место быть, ибо им чисто похую на то, что творится, лишь бы бабла вырубать, прикрываясь полезностью.
Они как драг-диллеры на новой схеме.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Krasnosolnyshko

Пока никого не нагибали - это ..здешь. Знаю магазины которые работают до сих пор без онлайн касс и у налоговой не было пока претензий к ним. Но конечно с 1 июля уже ввели огромные штрафы (которые налоговики пока массово, а возможно и вообще не применяли) за проведение платежей без электронного онлайн-оповещения в налоговую. Так что теперь уже точно надо переходить на фискализацию платежей по новому закону

Ответить
Развернуть ветку
Max Lapshin

Сама по себе идея «поставить КриптоПро и воспользоваться им» может кого угодно подтолкнуть закрыть бизнес и уйти в лес к партизанам.

Большего кошмара придумать сложно, эта гадость хуже, чем сдача отчета в ФНС + ПФР + куда-нибудь ещё.

К счастью есть сервисы, которые всё берут на себя. Мы пользуемся cloudpayments и просто им сказали: «сделайте нам там всё что бы мы не парились» и всё так и было.

Ответить
Развернуть ветку
Payture
Автор

Привет коллегам! И подпись за вас получали? Какие у вас тесные отношения:)

На самом деле, ЭЦП лучше получить самим и никому не перепоручать. Мы объясняем, как это сделать правильно — еще никто в лес к партизанам не сбежал!

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Ivanov

Одни минусы от них для предпринимателей.

Сама касса стоит 15-25 тыс. Их никто же не дарит, покупайте сами. Затем заплати за ФН фискальный накопитель около 9 тыс. И меняй его каждый год. Как вам флэшка за 9000 рублей ? Которую обязаны менять раз в год или штраф !?

Ах да, ещё эти данные должны передаваться, заплати оператора связи на интернет. Всее?! Нет, еще заплати оператору ФД 3000 за год, и повтопяй ежегодно.

Кто то писал про цепочку увеличившуюся, дак она ещё и вся платная. Сюда же можно добавить - если не разбираешься в этом сам, плати фирме которая с ЭЦП поможет (ЭЦП тоже платная) и кассы настроит и будет помогать. Так же тратится дополнительно время сотрудников, и риски штрафов если кто то ошибётся. Спасибо вам за "помощь малому бизнесу"...

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Старцев

Ещё обновление терминала ₽ ( по крайней мере выпущенных до 1 января 2018) + покупка приложений , к примеру драйвер для пин-пада для оплаты по картам 2500р, и это для одного терминала, нам пришлось 4 брать

Ответить
Развернуть ветку
Артем Цепов

К тому же сделано все абы как. Мы подключились через Яндекс ОФД+модульбанк. Очень корявая и забанованная процедура внедрения и большие проблемы с техподдержкой...

Ответить
Развернуть ветку
Artur Valiullin

Если на ЕНВД и нет акцизных товаров, то можно ФН на 36 месяцев за 13000, и ОФД есть за 1000 в год.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

Если бы я делал полицейские дубинки, я бы наверно написал такую же рекламную статью, если бы мне надо было продвигать их не только среди полицейских, но и среди конечных пользователей этих дубинок.

Ответить
Развернуть ветку
Vanya Indigo

Ребята, открою вам тайну Полишинеля: ваши онлайн кассы уже взломаны и отправляют в налоговую недостоверную отчетность. Есть один известный магазин компьютерной и фототехники на Автозаводской. Вроде торгуют известно чем, но при сканировании их чеков оказывается, что не совпадают ни сумма прихода, ни наименование товара, ни время операции ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Korovin

у этого известного магазина техники на автозаводской крыша хорошая, поскольку и кидают они сотрудников регулярно, и ничего им за это нету)

Ответить
Развернуть ветку
Vanya Indigo
Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Там крыша слетела.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Korovin

смешно и вовремя)))

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

В последнее время всё весело. У Наташи в холодильнике полмиллиарда, а в квартире - шаром покати...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Зажигин

Прохожу огонь, воды, и танцы бубнами с этими кассами. Со своей стороны налоговая помогает вот чем…
Уже два дня такое у них.
Как предприниматель аоспринимаю всё это крайне негативно. Как потребитель, который понимает что это поднимет стоимость товара, еще негативнее.

Ответить
Развернуть ветку
AnlimiT

Да, забыли упомянуть, что последнюю неделю июня кассу можно было зарегистрировать только ночью. Сайт ФНС просто висел. И конечно же наш российский менталитет: оставить все на последний момент

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Позняков

Присматриваю аренду онлайн-кассы у Сбербанка. Вроде заманчивое предложение. Может есть подводные камни? 1 300 р./м за Эвотор 5ый. https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/bankingservice/rko/smartterminal
И есть ли смысл уже прогибаться..?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Цепов

1300 - хорошая цена. Мы дороже платим.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Petrov

Пидорасы из налоговой

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Стенцов

И оранжевые собачки

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда