Как устроены авиаперевозки «Почты России»

Мы доставляем почту самолётами в 45 стран мира, и за 2020 год перевезли 50 тысяч тонн посылок и писем — около 130 тонн в день. Почта сотрудничает с десятками перевозчиков по всему миру и продумывает маршруты так, чтобы доставлять отправления недорого и быстро. Рассказываем, как устроены авиаперевозки Почты.

Вы узнаете, какой путь проходит международное отправление, прежде чем попасть к клиенту в руки, что путешествует в пассажирских рейсах вместе с багажом, зачем нам виртуальные платёжные средства, и какие удивительные предметы порой находят сотрудники службы безопасности аэропортов.

Зачем Почте авиация и какие именно самолёты возят посылки

Для начала нам нужно понять, как мы вообще будем доставлять посылку по конкретному маршруту — автомобилем, поездом, самолётом или несколькими видами транспорта. Для этого мы составляем план отправлений на год, квартал и месяц, где указываем приблизительное количество посылок и писем, которые поедут в те или иные города, и оптимальные маршруты доставки. Составить их нам помогает математическое моделирование, о котором мы рассказывали в статье о логистике Почты.

Как мы решаем, что именно доставлять самолётами? Мы используем авиацию, когда нет других способов быстро перевезти почту — например, за океан или в города, куда можно добраться только по воздуху. Или же если клиент сам выбирает авиадоставку.

Авиация — самый дорогой способ доставки: много денег уходит на само воздушное судно, топливо, да и пилоты получают больше, чем водители автомобилей. Конечно, можно отправить почту на корабле, это будет гораздо дешевле, но при этом дольше. К примеру, посылка из России в США по воде будет идти не менее 40 дней, до Китая — 30 дней. Это очень долго, поэтому, как правило, мы ничего не доставляем по воде. Есть только единичные случаи, когда где-нибудь на Курилах, Чукотке или Ямале почту возят на катерах.

Для доставки почты мы используем гражданскую авиацию, которая бывает пассажирской, грузовой и малой. Расскажем подробнее о каждом виде.

Пассажирская авиация

До 50% всех грузов в мире перевозят именно на пассажирских рейсах, и наши посылки — не исключение. В большинстве случаев Почта доставляет отправления в грузовых отсеках регулярных пассажирских рейсов.

Для авиакомпаний приоритетом является именно перевозка пассажиров, а грузы — лишь дополнительная возможность заработать на рейсе. Поэтому в первую очередь перевозчик смотрит, насколько самолёт заполнен людьми, а уже потом решает, как много почты можно погрузить на борт. Кстати, посылки и письма летают в том же отсеке, что и чемоданы.

Узкофюзеляжный пассажирский самолёт, у которого между креслами один проход, в среднем может перевезти пару тонн почты. Широкофюзеляжный с двумя проходами — до 20 т. Масса груза, которую вмещает воздушное судно, зависит от технических возможностей каждого конкретного рейса и количества пассажиров на борту. Например, если сегодня загрузка салона 80%, перевозчик может взять чуть больше почты, а если завтра 100% — меньше. По стандартам отечественных авиакомпаний, на одного пассажира с багажом закладывают 100 кг зимой и 95 кг летом. То есть если на рейс пришло на 10 человек меньше, мы сможем погрузить на одну тонну почты больше.

Грузовая авиация

В среднем один грузовой рейс может перевезти 20 т почты. Отправлять самолёт полупустым экономически нецелесообразно, поэтому гораздо быстрее и выгоднее доставлять по одной-две тонне посылок каждый день регулярными пассажирскими рейсами.

Тем не менее, мы используем грузовую авиацию там, где вместимости пассажирских рейсов не хватает. В основном это север России и Дальний Восток — Норильск, Якутск, Магадан, Южно-Сахалинск, Хабаровск. Туда почти не ходят поезда, а из-за погоды могут быть заблокированы дороги, потому самым надёжным способом доставки остаётся авиация.

По данным Федерального агентства по воздушному транспорту России, в 28 000 населённых пунктах страны круглогодично доступно только авиасообщение. Летом в такие места можно добраться на лодке, зимой — на собаках, но круглый год — только по воздуху. По нашей статистике, в этих удалённых регионах проживает 32 млн человек, и на их территории расположено 11 000 отделений Почты России (из 42 000). Это огромное количество клиентов, для которых основным способом связи с «большим миром» являются пассажирские авиарейсы. А когда они оказываются слишком загружены, на помощь приходят грузовые самолёты.

Взять, к примеру, Норильск и Якутск. Эти направления очень востребованы, и вместимости пассажирских авиарейсов не хватает. Не остаётся свободного места в багажном отделении, а следующего самолёта ждать долго. Или же из-за плохой погоды пилот решает взять на борт больше топлива вместо груза.

Чтобы не зависеть от рейсов сторонних авиакомпаний, в 2016 году мы закупили два грузовых ТУ-204. Они несколько раз в неделю перевозят почту по загруженным направлениям, где пассажирских рейсов слишком мало, а объёмы отправлений большие. Как правило, такие самолёты ходят по кругу: стартуют в Москве, летят в Якутск, Анадырь, Хабаровск. Дальше уходят в Китай, забирают почту оттуда и возвращаются в Россию, где летят в Новосибирск, Казань, и, наконец, снова в Москву. Наличие собственного авиапарка позволяет Почте оперативно перенаправлять самолёты в места, где они наиболее востребованы.

Собственные воздушные суда помогли и во время пандемии COVID-19. На них мы в сжатые сроки доставили 311 т гуманитарного груза — масок, перчаток и других медицинских материалов — для десятков медицинских учреждений России, Германии, Испании и Чехии. Поток грузов был таким огромным, что нам приходилось снимать с рейсов отправления.

Малая авиация

Малая авиация — это маленькие пассажирские и грузовые самолеты вроде «кукурузников», которые летают на короткие расстояния и могут перевозить небольшие грузы весом до одной тонны. Как правило, мы используем их на региональных маршрутах для доставки почты в те аэропорты, которые не могут принимать большие воздушные суда — например, на Соловецких островах и Ямале.

Как устроены авиаперевозки Почты: путь посылки от отделения до получателя

Подготовительная работа: как мы планируем загрузку самолёта и почему нашим посылкам иногда приходится потесниться

За месяц до вылета наши партнёрские перевозчики получают информацию о том, сколько и куда нужно доставить почты. Сейчас мы работаем с 49 российскими и 13 международными авиакомпаниями. Во время пандемии коронавируса мы увеличили базу новых контактов и добавили туда тех, с кем раньше никогда не сотрудничали — например, Эфиопские и Марокканские авиалинии.

Ближе к вылету мы уточняем точный вес почты, а авиакомпания корректирует доступную загрузку исходя из количества пассажиров и наличия приоритетных грузов — например, вакцин или груза 200. Если на запланированном рейсе вдруг не осталось свободного места, мы используем другого пассажирского перевозчика или грузовой рейс.

В редких случаях мы выбираем альтернативные способы доставки вроде поездов и автомобилей. Например, во время карантина в 2020 году, когда авиасообщение между Россией и США было фактически остановлено, нам приходилось везти почту на машинах в европейские хабы. Там она попадала на грузовые рейсы между Европой и США, а оттуда уже на автомобилях доезжала до мест международного почтового обмена в Нью-Йорке или Майами.

Такие же гибридные маршруты через другие крупные хабы в Европе, Азии, Ближнем Востоке и даже Северной Африке мы используем для того, чтобы вовремя доставлять растущее число отправлений из интернет-магазинов. Появление этих сложных маршрутов стало возможным благодаря нашей широкой партнёрской сети.

От отделения до самолёта: что интересного инспекторы службы безопасности находят в посылках наших клиентов

Сначала клиент сдаёт посылку в отделение. Оттуда мы отвозим её в небольшой межрайонный сортировочный центр, куда попадают все отправления из нескольких отделений. Затем посылка попадает в более крупный распределительный хаб. Оттуда часть отправлений продолжит путь на автомобиле или поезде, а часть отправится в аэропорт.

В крупных аэропортах у Почты есть свои сортировочные центры. Там корреспонденцию сортируют по разным направлениям доставки: что-то едет в Нарьян-Мар, а что-то — в Нью-Йорк. Перед отправкой служба авиационной безопасности проверяет груз на интроскопе, чтобы понять, не перевозим ли мы что-то запрещённое.

Иногда в отправлениях находят вещи, которые нельзя брать на борт из соображений авиационной безопасности — например, баллончики с краской или батарейки, которые могут воспламениться. В таких случаях мы доставляем посылку на машине или поезде, а если они не ходят в пункт назначения — возвращаем клиенту.

Забавный факт: копатели регулярно пытаются отправить по почте «эхо войны», гранаты времён Второй Мировой, чтобы продать их на eBay. Достаточно часто работа терминала встаёт: инспектор видит, что в посылке лежит что-то похожее на гранату, и по инструкции каждый раз вызывает сапёров.

После приземления: как мы работаем с почтами других стран и зачем для этого нужны виртуальные платёжные средства

С внутрироссийскими посылками всё понятно — они проходят через один или несколько сортировочных центров и попадают в отделение, где клиент забирает их сам или получает с помощью курьера. А вот международные посылки после приземления, к примеру, в Нью-Йорке, попадают в зону ответственности United States Postal Service (USPS), то есть почтовой администрации США. Она принимает их в аэропорту и доставляет до получателя.

По правилам Всемирного почтового союза мы не можем доставлять посылки в те аэропорты, где нет пункта международного почтового обмена (ММПО). Например, если отправление едет в маленький город США, в аэропорту которого нет ММПО, сначала оно попадает туда, где ММПО есть, и там представитель российского авиаперевозчика передаёт документы на груз сотруднику USPS.

Кстати, с почтовыми операторами стран-участников Universal Postal Union мы рассчитываемся виртуальным платёжным средством СПЗ (специальные права заимствования). Это универсальная, не привязанная к конкретной стране валюта, которую используют почты и банки по всему миру для того, чтобы не мучаться с курсами. Ещё это удобно в работе со странами, которые не рассчитываются долларами или евро по экономическим или политическим причинам.

Работает это так: мы переводим почтовым операторам других стран деньги за доставку, считая их по курсу СПЗ. Он учитывает динамику изменения курсов пяти ведущих мировых валют: доллара США, евро, китайского юаня, японской иены и фунта стерлингов.

Как мы сокращаем сроки авиадоставки

В нашем соглашении об уровне обслуживания (SLA) прописаны сроки доставки, и их соблюдение измеряется в процентах. Допустим, есть норма, что из США в Россию посылка должна идти N дней. Если мы укладываемся в этот период, показатель будет равен 100%. Чем больше мы срываем сроки, тем ниже он будет. На этой диаграмме видно, что за шесть лет мы всё чаще соблюдаем норму:

Как мы этого добились?

  • Наращивали свой транспортный парк.

  • Заключали договоры с новыми авиакомпаниями-перевозчиками. Чем больше партнёров, тем больше дополнительных возможностей для доставки. Даже если в одном рейсе закончится свободное место для грузов, мы всегда сможем найти другой.
  • Оптимизировали логистические маршруты. К примеру, есть посылки, которые летят из одного региона в другой через Москву. Раньше, когда они попадали во Внуково, мы сначала везли их для обработки в сортировочный центр в Москве, а потом снова возвращали в аэропорт для дальнейшей отправки. Теперь, чтобы не возить их туда-сюда, мы можем за несколько часов отсортировать их непосредственно в аэропортах (но пока не во всех), и сразу отправить в регионы.

Планы на будущее

В заключение — пару слов о том, как мы планируем развивать свои авиаперевозки. Сейчас мы работаем над системой управления транспортом TMS (Transport Management System), которая умеет автоматически просчитывать самые выгодные способы доставки автомобильным, авиационным и железнодорожным транспортом с учётом расписаний, контрольных сроков, затрат, обстановки на дорогах и в аэропортах.

Для этого мы загружаем в TMS информацию, которую получили в ходе расчёта общей нагрузки, а TMS c помощью продвинутого движка планирования сопоставляет её с доступными тарифами, согласованными лимитами и другими условиями перевозок собственным и наёмным транспортом. В случае непредвиденной ситуации — например, если сломалась машина, задержали рейс или закрыли границы — TMS поможет найти альтернативный способ доставки.

0
23 комментария
Написать комментарий...
В Америке!

Текст не читал. Но радует, что Почту России наконец-то волнует репутация и они хотят ее улучшить. А то как монополисты они раньше плевали со своей высокой колокольни на любые мнения.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

рыночек порешал)

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

same

Ответить
Развернуть ветку
russur

Хорошая статья, и Почта России радует последние несколько лет.

Ответить
Развернуть ветку
Billy Jean

Подставляй панамку, Почта России.

Ответить
Развернуть ветку
Billy Jean

Прокомментируйте, к примеру как могла возникнуть ситуация, про которую писал Илья Варламов https://varlamov.ru/3946835.html

Ответить
Развернуть ветку
Банан

В марте и апреле 20-го года весь мир сидел в локдауне. Посылки тупо некому было обрабатывать. В Варламовском посте слишком много эмоций

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Прикольно 😂

Ответить
Развернуть ветку
Почта России
Автор

Честно говоря, весной-летом прошлого года с проблемами столкнулись вообще все. Привычные логистические цепочки, которые работали десятилетиями — разорвались. Иными словами, например, вместо просто прямого авиарейса посылку приходилось вести сначала морем, потом — самолетом, а после через пару стран доставлять на машине. К сожалению, это и правда сильно удлиняло сроки доставки.

Кстати, с августа по ноябрь мы предлагали промокоды на бесплатную доставку всем, у кого были нарушены сроки доставки весной 2020-го — и тысячи человек ими воспользовались. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сухов

Пользуюсь активно (3-4 раза в год) в личных целях, отправляю за границу именно авиапочтой. Очень удобно, что можно все заполнить дома (с компа или в телефоне), в отделении только запаковать и оплатить (впрочем, и оплатить можно онлайн). 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт отморожен

А по РФ когда начнёте самолётами, а не на телегах?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Почта России
Автор

Самолетами по России мы доставляем уже давно — да и в другие страны тоже. Про телеги ничего сказать не можем, но зато уже вовсю тестируем грузовые беспилотники:

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кулешов

А расскажите про свои самолеты. Слышал вроде историю, что вы их купили, сдали в аренду другой компании, а потом стали арендовать у неё свои же самолёты. Как всё на самом деле, а?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Штейн

Когда ответите в личке ? Специально же более месяца молчите 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Почта России
Автор

Не очень понятно, почему мы должны руководствоваться опытом почты США:) В целом главный пойнт в том, что собственные самолеты помогают нам меньше зависеть от авиакомпаний на важных маршрутах.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Antonov

Напомню, что летом 2020 вот такие настроения преобладали среди небольших интернет магазинов. Меня и коллег заваливали письмами покупатели из Европы и UK, а почта РФ тупо молчала.

«Катастрофа! Два отправления из Москвы в США зависли с 18 марта», — это одно из тысяч сообщений в социальных сетях и на профильных форумах. Коллапс международного сектора «Почты России» очевиден, хотя официально отвергается. К беспомощности оператора привела бизнес-модель, при которой за 5,4 миллиарда рублей покупается услуга, стоящая в семь раз дешевле.

Это фрагмент статьи «Фонтанки» "На одном крыле. Почему «Почта России» опустила железный занавес для международных посылок" от 09.06.2020.

Угроза массовых исков вынудила «Почту России» задним числом менять статус зарубежных отправлений. После статьи «Фонтанки» Почта РФ признала, что посылки не идут на экспорт, а лежат мертвым грузом на российской территории. К осени 2020 ситуацию постепенно разрулили. 

Вообщем, нефиг тут бравадные речи затирать.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Андреев

Молодцы! В плане логистики все вроде бы хорошо!
Я нашел несколько проблем: 
- отсутствие дорого в регионах, чтобы сократить издержки на доставку. Почта России предлагала рук-ву страны, что необходимо строить дороги (Можно не везде, а хотя бы часть)  ? думаю нет.
- Ведется ли работа по улучшению почтовых отделений, которые должны заниматься отправкой/приемкой посылок и писем, а не продажами продуктов.? 
Здесь можно выстроить такие же хорошие процессы как и в логистике. 

Пока все. 

Ответить
Развернуть ветку
Почта России
Автор

На самом деле мы много сил уделяем улучшению отделений — и регулярно ремонтируем и модернизируем их по всей стране. В 2018-2020 мы отремонтировали 6,7 тыс. отделений (16% от общего количества), а недавно завершили маштабную программу реновации отделений в Подмосковье. Скоро будут и другие новости по поводу модернизации нашей сети отделений — stay tuned. 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Tarasov

Cпасибо за интересную статью!

Ответить
Развернуть ветку
Ольга

Отправила авиа посылку из Хабаровска в Лимасол, но из Хабаровска она уехала на поезде. Почему?

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда