Как Почта России работает со стартапами: наш опыт и рекомендации

В 2019 г. мы запустили первый корпоративный акселератор для сотрудничества со стартапами. Зачем это нужно нам и нашим подрядчикам, какие интересные технологии взяла на вооружение Почта, как компаниям работать со стартапами — обо всём по порядку.

Образовательное мероприятие акселератора «Почты России» и Фонда «Сколково»

Как мы начинали работать со стартапами и зачем запустили корпоративный акселератор

До запуска первого акселератора в 2019 году мы не работали со стартапами системно.

Во-первых, тогда Почта была не акционерным обществом, а федеральным государственным унитарным предприятием, и это накладывало свой отпечаток. Сложный и бюрократизированный процесс заключения договоров с новыми партнёрами, ограничения (не лишенные внутренней логики) со стороны службы безопасности — всё это не способствовало быстрой интеграции.

Во-вторых, у нас в целом не была выстроена схема работы со стартапами. Мы точечно находили интересные компании и пытались интегрировать их самостоятельно, но это были единичные случаи. Проводить каждый отдельный проект через все бюрократические инстанции Почты было неудобно, и из-за этого сроки запуска пилотных проектов затягивались. А ведь без успешного пилота масштабировать решение на всю страну нельзя.

Взять, к примеру, автоматизацию сортировочных центров. Полезная штука — роботизация ручного труда, все дела. Но насколько машинный труд будет выгоднее ручного с финансовой точки зрения? Вполне может оказаться, что проект не окупится из-за высокой стоимости обслуживания и амортизации начальной цены. Для этого и нужен пилот — на маленьком срезе посмотреть, работает ли решение и подтверждается ли гипотеза. Но у нас было недостаточно экспертизы и ресурсов, чтобы своими силами на регулярной основе запускать пилотные проекты с разными стартапами.

Решить проблему помог запуск корпоративного акселератора Почты, оператором которого стали фонд «Сколково» и его трекеры — люди, которые профессионально интегрируют стартапы в корпорации. Операторы взяли на себя все обязанности по поиску и отбору новых проектов и их интеграции в Почту. Туда же — юридические вопросы, контрактование, продажи и обучение. Нам оставалось лишь определиться, какие именно тематики стартапов нам интересны, продумать критерии отбора и выбрать финалистов. Так мы не только отдали на аутсорс всю бюрократию, но и открыли для себя множество потенциальных подрядчиков, ведь у Сколково в распоряжении одна из самых больших в стране баз данных стартапов.

Как устроен акселератор Почты: четыре стадии запуска проектов — от подачи заявки до выхода технологии на рынок

1. Поиск стартапов

Сначала мы проводим интервью со всеми корпоративными блоками Почты, чтобы понять их боли и потребности в новых разработках. На основе этого мы формируем запрос, по которому Сколково отбирает первый пул стартапов из открытого рынка. В первом акселераторе это было около 300 проектов, во втором — 526. Затем из первичной воронки мы выбираем самые интересные стартапы, и они готовят презентации своих решений.

Какие стартапы попадают в первичную воронку? Критерии выбора:

  • наличие готового продукта. Нам не подходят стартапы, у которых есть только идея — она должна быть уже реализована, причём так, чтобы мы могли быстро адаптировать её для работы с Почтой;

  • наличие первых продаж;
  • готовность решения не ниже шестого уровня по классификации TRL (Technology Readiness Level) — это когда технология уже проходила пилотные испытания на рынке;
  • российское резидентство — стартап как юрлицо зарегистрирован на территории РФ.

2. Демо-дни

На них стартапы представляют свои проекты потенциальным заказчикам — внутренним подразделениям Почты: блокам логистики, электронной коммерции и другим. Те, в свою очередь, дают обратную связь, на основе которой команды смогут доработать свои решения ко дню выбора финалистов.

Питчи стартапов на очном отборе

Интересно, что когда из-за пандемии коронавируса первый демо-день и другие встречи перешли в онлайн-формат, мы не потеряли в качестве. Так нам стало даже проще собирать всех в одном месте. Ведь в процессе участвует много людей, и сложно выбрать день, который был бы удобен всем — у кого-то точно будет командировка или важное совещание. А к онлайн-конференции можно подключиться практически в любой ситуации — хоть из такси, пока едешь со встречи на встречу. Мы бы не собрали столько экспертов вживую, так что удалённый и гибридный форматы работы способствовали успеху нашего акселератора.

3. Запуск пилотных проектов

У всех попавших в акселератор стартапов есть четыре месяца на тестирование решений. Каждую неделю мы проводим встречи с представителями стартапов, внутренними заказчиками и трекерами, чтобы лучше интегрировать проекты в работу Почты и при необходимости скорректировать их. Поэтому, кстати, мы стремимся работать со стартапами — они гибкие и могут разработать продукт конкретно под наши «хотелки». Это важно, ведь бизнес Почты уникален, и нам не подходят готовые шаблонные решения.

Победители получают от Почты по 500 000 рублей. Эти деньги стартапы могут потратить на сам пилотный проект или развитие продукта. Для молодых компаний работа с нами — отличная возможность получить доступ к огромной клиентской базе, ведь Почта — крупнейшая логистическая экосистема в стране, аудитория сайта которой в 2020 году составила 88,3 млн пользователей.

4. Выбор финалистов

Жюри — генеральный директор и топ-менеджмент Почты — выбирает лучшие проекты. Побеждают стартапы с самыми актуальными для Почты решениями, внедрение которых может существенно снизить затраты, повысить выручку, ускорить бизнес-процессы или улучшить их качество. С финалистами мы заключаем договор и запускаем совместные проекты.

Итоги работы первого акселератора: страховка от потерянных посылок, агрегатор грузоперевозок и другие стартапы

Первый акселератор — проба пера, которая помогла нам выстроить процесс работы со стартапами. Из 301 заявки мы выбрали 10 проектов-финалистов, которые начали пилотировать и встраивать в бизнес-процессы Почты свои технологии. По итогам пилотов мы заключили договоры о партнёрстве с четырьмя стартапами.

  • Insurion страхует от задержек и потерь посылок, гарантируя клиентам выплаты при сложностях с доставкой. В случае опоздания Insurion автоматически фиксирует проблему и выплачивает пользователю страховую сумму. При этом ему не надо писать претензию и доказывать факт задержки.

  • Союзгруз — uber-like агрегатор грузового транспорта. С его помощью Почта развивает сервис внутригородской и междугородной доставки крупногабаритных товаров. Часть заявок на транспортное обслуживание от частных и корпоративных клиентов Почта направляет в «Союзгруз», а те подбирают исполнителей в зависимости от объёма груза и дополнительных услуг — погрузки и разгрузки.
  • ГорСерв — маркетплейс бытовых услуг: компьютерная помощь, ремонт бытовой техники, сборка мебели, монтажные работы. «Горсерв» самостоятельно подбирает исполнителей нужной квалификации, выдаёт чеки от компании, проверяет мастеров тайными покупателями и даёт гарантию на работы. По договору с Почтой «ГорСерв» выполняет заявки, поступающие от наших клиентов и посетителей портала pochta.ru.

  • Geecko ищет и оценивает ИТ-персонал. Стартап помогает с кадровым сопровождением «Почтовым технологиям» — нашему IT-филиалу, который отвечает за внутреннюю разработку.

Итоги работы второго акселератора: почтомат без интернета и электричества, экзоскелеты, речевая аналитика и роботы для сортировочных центров

Если в ходе первого акселератора мы ещё выстраивали процессы, то во втором они уже были готовы, и мы стали пилотировать проекты гораздо быстрее, чем до запуска акселерационной программы. Возрос интерес стартапов к акселератору — количество заявок увеличилось почти вдвое. Кроме того, усложнились сами пилотные проекты — теперь мы тестируем решения не просто «в пробирке», а на реальных клиентах. Если запускать пилот без их участия, незаметны многие ошибки. Но пользователи сразу дают обратную связь, если что-то не так, и это замечательно.

На участие во втором акселераторе в начале 2021 года подали заявки 526 стартапов. Они распределились по тематикам:

  • логистика и электронная коммерция — 44%;
  • цифровизация корпоративных функций — 27%;

  • управление операционными и розничными процессами почтовых отделений — 15%.

48 стартапов прошли первый демо-день, из них в акселерационную программу попали девять проектов. Прямо сейчас они проводят тестирование и пилотирование с участием внутренних заказчиков Почты и трекеров со стороны «Сколково». На всё это у них есть четыре месяца — осенью 2021 г. состоится финальный демо-день, на котором стартапы представят результаты пилотных проектов. Пять победителей разделят призовой фонд в размере 2,5 млн рублей.

  • Антисон — бесконтактная система мониторинга состояния водителя. Обнаружив тревожные признаки вроде засыпания и потери внимания, нейросеть подаёт водителю сигнал и мгновенно сообщает в центр мониторинга. Устройство помогает снизить количество аварий.

  • AutoFAQ — сервис для роботизации службы поддержки в цифровых каналах с помощью искусственного интеллекта. Позволяет обрабатывать в три раза больше обращений без увеличения штата. Мы используем его как базу знаний и чат-центр для экспертов в HR-поддержке сотрудников и соискателей.
  • ApRbot — искусственный интеллект, помогающий классифицировать и сортировать документы, извлекать информацию и обрабатывать файлы. Снижает стоимость обработки в два-четыре раза и ускоряет работу в 5-20 раз.
  • Экзаурус — промышленные экзоскелеты для средней части тела, предназначенные для переносящих грузы работников сортировочных центров и почтовых отделений. Экзоскелет повышает безопасность работы, снижает травматичность и усталость, благодаря чему снижаются расходы компании на страховку и невыход на работу по причине травм. Также экономия достигается за счёт снижения класса тяжести на рабочем месте.
Экзоскелет «Экзаурус»
  • Постамат Sigbox — почтомат нового поколения: не требует подключения к электропитанию и интернету и работает автономно, что позволяет устанавливать его практически в любом месте.

  • Cargoport.aero — сервис для управления авиационными перевозками.
  • Capsula — автоматизированный пункт приёма и выдачи почтовых отправлений, который заменяет целый штат сотрудников. Время получения одной посылки не превышает 10 секунд. Одна Capsula способна выдать до 5 000 заказов в день.

Роботизированный пункт выдачи заказов Capsula
  • GUMICH ROBOTICS — программно-аппаратный комплекс для автоматизированного распознавания и перемещения отправлений в сортировочных центрах. Сканирующая система формирует бинарную карту границ всех объектов и отфильтровывает те, что не подходят по размерам. Затем она определяет координаты точек захвата посылок и перемещает их в зону упаковки или на конвейерную ленту.

  • Tell2Sell — система речевой аналитики и контроля качества обслуживания с применением искусственного интеллекта. Tell2Sell записывает, передаёт на сервер и анализирует голос и речь сотрудника отделения и покупателя: преобразует речь в текст, выделяет ключевые слова, определяет эмоциональный фон, выявляет корреляции между речью, реакцией клиента и фактической продажей. Также система контролирует соблюдение стандартов обслуживания и использование рабочего времени.

Кстати, в 2021 году исследовательский проект «Барометр» включил Почту в рейтинг российских компаний, которые лучше всего работают со стартапами и открытыми инновациями.

Чему нас научил акселератор: три совета, как компаниям работать со стартапами

1. Создайте внутри компании проектный офис, который будет курировать стартапы

У стартапа в вашей компании должна быть единая «точка входа», причём не один человек, а целое структурное подразделение. Оно не только будет транслировать ваши запросы на технологии во внешний мир, но и станет проводником гостей извне в вашей корпорации.

Проектный офис создаёт удобные условия для совместной работы, взяв на себя бремя бюрократии: заключение NDA и иных договоров, подготовка инфраструктуры, данных для тестирования, бизнес-моделей и закупок. Тогда стартап сможет сосредоточиться на работе, а ваши менеджеры — на оценке её эффективности, не обременяя себя организационными и операционными вопросами.

Важная задача проектного офиса внутри компании — оценка стартапов, их стадии готовности и эффективности. Необходимо создать систему мониторинга для оценки внедрённых решений и пилотируемых проектов. А если стартап ещё «сырой», ему надо помочь «встать на ноги» — конечно, только если вы видите, что технология полезная и стоящая, просто немного необкатанная.

Образовательное мероприятие акселератора «Почты России» и Фонда «Сколково»

2. Заранее подготовьте данные для тестирования решений

Чтобы быстрее пилотировать и запускать проекты, ещё до их старта подготовьте обезличенные данные, типовые наборы датасетов, которые стартапы будут использовать в ходе тестирования и работы. Также необходима ИТ-инфраструктура, чтобы обмениваться ими. Конечно, до начала проекта не всегда понятно, запросы на какие именно данные возникнут. Тем не менее, всегда можно собрать некий универсальный набор, основываясь на потребностях бизнеса и предыдущем опыте работы со стартапами.

3. Если компания большая, запускайте тематические акселераторы

Чем крупнее компания, тем больше у неё бизнес-подразделений с разными потребностями. К примеру, Почта России — это и розничная сеть из почти 42 000 отделений, где мы не только оказываем почтовые услуги, но и продаём товары, и финансово-транзакционный бизнес, и огромный бэк-офис. Девять стартапов не могут полностью удовлетворить боли всех этих направлений бизнеса. Поэтому, с одной стороны, нам необходимо увеличивать количество финалистов, а с другой — делить акселератор на тематики, чтобы более точечно находить интересные проекты.

Можно выбрать основную тематику, а для других запустить параллельный акселератор с плавающей специализацией, или же выделить две-четыре постоянных направления. Например, для нас один из приоритетнейших секторов — электронная коммерция, которая не только быстрее всего растёт, но и обеспечивает наибольший запрос на новые технологии. Это и инновации в области логистики и перевозок, и анализ данных, и обслуживание клиентов, и новые продукты для разных категорий получателей и отправителей.

Может, вы — наш следующий партнёр?

Сейчас мы работаем с финалистами второго акселератора и пока не запустили третий. Тем не менее, мы готовы рассмотреть интересные предложения. Если у вас есть свой стартап, и после прочтения статьи вы поняли, что идеально подходите нам по тематике и готовности проекта, присылайте презентации своих продуктов и технологий на почту [email protected].

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Штейн

Когда привезёте стёкла мои с али ? По России идут в Питер 2мес

Ответить
Развернуть ветку
Почта России
Автор

Алексей, а можете нам выслать в личку трек-номер посылки? Посмотрим, что можно сделать

Ответить
Развернуть ветку
Samobranka Agency

Опасно тут комментарии оставлять с аккаунта Почты. 

Может мне поможете? Уже полгода едет до Австралии. Ваши электронные заявления на розыск вообще не работают же. Никто даже ничего не ищет, ибо никто ничего не знает. 

Ну ещё тысячам других, у которых все пропало. Может найдутся стартапы, которые могут помочь наладить отправку и отслеживание посылок? 

Ответить
Развернуть ветку
Почта России
Автор

Ну опасно-не опасно, а с отдельными кейсами разбираться нужно. Иначе создается как раз ощущение, что это средний показатель, и то, что посылки долго едут или теряются это нормально (нет, ровно наоборот — подавляющее количество вполне себе успешно и в срок доезжают, просто на огромных наших масштабах даже крошечный процент виден).

В общем, тоже попрошу вас в личку трек кинуть, ок?

Ответить
Развернуть ветку
Samobranka Agency

Да, только вот ваш отдел электронных заявлений, этого не делает, иначе как можно по 3 месяца искать отправления?

Тут я с вами соглашуcь, но проблема именно в отслеживании - если бы у работников на местах было больше статистики о отправлениях, вероятно много проблем решалось бы быстрее. Например как это раньше было для входящих посылок - были сторонние сервисы (наверное и сейчас есть), которые агрегировали треки и объединяли в группы по дням импорта- по ним было видно насколько посылка отстает от таких же. Так и тут, если все уехали, а эта осталась - то значит беда.

Видимо вы как-то магическим образом действуете на полгода неизвестно где застрявшее отправление, сегодня прошло регистрацию в Австралии, но теперь как-то нужно забрать обратно средства у получателя, которые ему вернул PayPal. Надеюсь доедет.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг

Раз пошла такая пьянка, может и мне ответите? Услугу EKOM свою вы окончательно похоронили или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Буров

Уважаю Почту за изменения последних лет. Но гречку и продукты думается из отделений лучше убрать и сосредоточится на логистике, иначе собственная доставка от Алика вас раздавит со временем

Ответить
Развернуть ветку
Почта России
Автор

Мы очень даже сосредоточены на логистике:) Например, сейчас вместе с ВТБ строим сеть логистических центров по всей стране, благодаря ей заказы из интернет-магазинов в крупные города сможем привозить за сутки, в областные центры — за три дня или быстрее. Недавно запустили такой в Новосибирске, он умеет обрабатывать до 1,5 млн отправлений в день — и уже сократил сроки доставки в Сибири: https://ngs.ru/text/gorod/2021/03/04/69794597

Ну и чтобы два раза не вставать — второй пример: недавно сделали на базе наших отделений сеть дроп-офф пунктов, которой уже пользуются продавцы на AliExpress и клиенты Цайняо. Благодаря этому, например, между городами-миллионниками сейчас можем и за сутки доставить заказ.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Larionov

Корпорация, стартап, акселерация, Сколково, ретеншн, масштабирование, success! 

Ответить
Развернуть ветку
Andreas Blokh

А можете представить кейсы, где со стартапами работу не наладили? ;)

Ответить
Развернуть ветку
Сан Саныч

Они потеряли документацию с этими стартапами. Страшно представить мне фразу венчурный фонд Почта России и прочие единороги

Ответить
Развернуть ветку
Александр Носов

Лучше бы почтой своей занялись, стартаперы... Консервы впаривать заставляют своих почтальонов, банк клепанули, следущее что будет почта бокс? Логистику наладить не можете нормально

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Dragunov

Парни, какой срок доставки в США сейчас? Статистику озвучьте?! Нах^^$ нам ваши басни про "стартапы" нужны, если те что уже есть, не могут нормально на экспорт товары отправить?

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Ну есть в доме у меня постомат почты России, он уже который месяц не работает и включено системное меню какое то. Стартап?

Ответить
Развернуть ветку
Почта России
Автор

Этот постомат — часть большого проекта. Его цель — сделать так, чтобы любой мог получить посылку в 10 минутах от дома или ближе (как в вашем случае). Сейчас мы как раз готовим тест этой системы, stay tuned

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Странно, что это тест готовится уже кучу месяцев)

Ответить
Развернуть ветку
Yan

При этом отмечу, что для начала может быть вы претензии на обращение по качеству доставки и компенсации, начнете электронно рассматривать? А то был косяк с доставкой, запросил деньги и вы начали мен отказывать, мол не туда написал, надо в отделение и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Сан Саныч

Почти России решила странным образом пропиариться здесь, а вы со своими посылками с Али)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бринер

Пора почту России переименовать как было с милицией и начать всё с чистого листа, может поможет  ахаха!!!

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда