Как Почта запускала роботов-курьеров

Недавно мы запустили доставку посылок роботами-курьерами, и сегодня хотим немного углубиться в предысторию проекта. О роботах, механике корпоративного предпринимательства и работе в больших окологосударственных корпорациях расскажет руководитель проекта Руслан Валиев.

Меня зовут Руслан Валиев, и последний год я работаю в офисе цифровой трансформации Почты. Раньше я думал, что Почта — это лишь письма, очереди и потерянные посылки. Какие тут могут быть цифровые изменения? Мои стереотипы опроверг проект по роботизации гиперлокальной доставки.

Несколько лет назад Почта взяла курс на цифровую трансформацию. В рамках этой стратегии мы проводим эксперименты по оптимизации почтовых бизнес-процессов — в том числе пилотный запуск роботов-курьеров Яндекса. В нём участвуют 27 почтовых отделений Москвы и 36 роботов, которые доставляют клиентам Почты посылки, мелкие пакеты и другие отправления.

Робот-курьер Яндекса — беспилотный робот, который умеет ориентироваться в городе и способен доставлять посылки до подъездов клиентов. Его история в Почте началась с одной простой вещи — запроса клиентов на гиперлокальную доставку.

Проблема

Почта только выходит на рынок конкурентоспособной гиперлокальной логистики. . Растёт число клиентов, которые хотели бы заказывать посылки из отделений Почты на дом, но не могут по ряду причин:

  • предлагаемый промежуток времени для доставки слишком большой;
  • отделения Почты очень перегружены, особенно в сезон распродаж и “черных пятниц”;
  • вес посылки для доставки имеет лимит.

Так мы поняли, что у нас есть быстрорастущий спрос на доставку посылок из отделений на дом ко времени. И перед нами встала задача придумать, как идти в ногу с формирующимся трендом.

Идея

Обрисовав проблему, наша команда начала искать пути её решения. Мы отбирали идеи по простому принципу — они должны улучшать то, что уже есть, или вносить что-то новое. Так как оптимизацией доставки на дом почтальонами уже занимались коллеги из других подразделений, мы пошли по пути генерации новых идей.

Мы рассматривали несколько альтернативных вариантов, но они оказались заняты коллегами из «большой и необъятной» Почты. Так что мы обратили внимание на беспилотную доставку наземного типа. Было много сомнений, мы опасались, что нас раскритикуют быстрее, чем проект начнется. Но с девизом «без ошибок не бывает и попыток» остановились на идее роботизации “последней мили” в московских отделениях.

Решение

Как бы просто это не звучало, но для роботизации городской доставки с помощью беспилотных наземных средств нам нужно было найти беспилотного робота наземного типа, способного ориентироваться в городском пространстве

Мы искали хорошо протестированное, обкатанное решение, для работы с которым не требовалось бы участие человека. Поэтому нам подходили только те роботы, чей уровень технологической готовности (УГТ или TRL) для промышленного использования составлял не менее 7 с перспективной скорого развития до 9.

Рынок беспилотных роботов наземного типа, которых можно использовать как курьеров, оказался не такой большой. Его активное развитие началось в 2016 году с экспериментов, которые проводили технологические гиганты вроде Amazon и лидирующие почтовые компании: SWISS Post, JP Post и Deutsche Post.

Нам не удалось найти подробную информацию о том, как работают эти роботы и насколько хорошо они приспособлены к автономной работе, поэтому мы решили проверить аналогичные российские решения. В 2020 году рынок автономных средств для гиперлокальной доставки ограничивался несколькими стартапами, чей УГТ явно не позволял нам использовать их решения в промышленном масштабе, и роботом-курьером от Яндекса. Почему мы выбрали именно его?

Яндекс предлагал не только технологию, готовую к реальной работе в городе, но и её поддержку и обновление. А это значило, что нам оставалось только интегрировать её в свои информационные и операционные системы, а также стимулировать спрос на доставку и позаботиться о качестве услуги.

Итак, для удовлетворения спроса на гиперлокальную доставку посылок мы выбрали робота-курьера Яндекса. Однако нам только предстояло понять, как именно всё будет устроено, сколько примерно будет стоить одна доставка и один день работы ровера, а также каким будет отношение клиентов к нововведению. Для этого мы и запустили пилотный проект.

Пилотирование

Экономика проекта, его финансовая эффективность, процессуальная и юридическая корректность, клиентское отношение и желание пользоваться роботизированной услугой — со всем этим нам только предстояло разобраться. Мы могли бы тщательно проработать каждый из этих пунктов еще до тестового запуска, но мы решили, что нужно как можно быстрее сделать пилот, чтобы проект было легче продавать внутри организации.

Посоветовавшись с коллегами в Яндексе, мы решили провести пилот в отделении 119304 на улице Пречистенке в центре Москвы. Пилот длился одну неделю. Мы звонили клиентам, чьи посылки пришли в отделение 119304, и спрашивали, хотят ли они поучаствовать в тестовой доставке их посылки роботом-курьером. Мы не интегрировали ровера в наши ИТ-системы, не меняли под него мобильное приложение, не составляли оферту и не прорабатывали юридическую сторону вопроса. Мы хотели изучить бизнес-процесс, посмотреть на реакции клиентов, поведение робота и уровень его автономности при доставке.

Пилот прошёл гладко — ровер показал, что может успешно выполнять наши задачи при соблюдении SLA. В итоге мы решили, что если примерный расчёт экономики проекта окажется позитивным, мы развернем пилот на полную мощность и начнем искать финансирование.

Финансы

В течение нескольких месяцев мы решали, какие процессы внутри Почты нужно скорректировать перед тем, как начать массово доставлять посылки роботами-курьерами. И вот какие задачи перед нами встали:

  • подготовка почтовых отделений: электричество, интернет, инструктажи работников и т.д.;
  • работа над ИТ-инфраструктурой и интеграцией новой услуги в мобильное приложение;
  • проработка юридической стороны вопроса;
  • подготовка маркетинговой кампании по продвижению роботизированной доставки;
  • разработка дизайна брендинга робота и многое другое.

Всё это не имело бы смысла, если бы мы не нашли финансирование для расширения дальнейшего тестирования технологии. У нас было два пути — либо искать средства внутри Почты, либо вне неё. Мы пошли двумя путями одновременно.

В итоге мы подали заявку на финансирование проекта в фонд «Сколково» и выиграли грант. К октябрю 2021 года мы подготовили отделения, юридическую и ИТ-инфраструктуры, утвердили финансирование, брендировали роботов и запустили полноценный пилотный проект.

Основные ожидания и эффекты от проекта:

  • выстраивание бизнес-пути запуска цифровых, роботизированных, технологичных решений в Почте;
  • улучшение клиентского опыта за счет удовлетворения спроса на гиперлокальную доставку посылок из отделений;
  • коммерциализация первой инновационной услуги Почты с использованием робототехнических решений.

Несколько выводов

Помимо очевидного результата в виде успешного пилота мы получили несколько инсайтов, которые будут полезны не только коллегам, но и всем “инноваторам” в крупном бизнесе.

  • Если вы делаете новый стартап в таких огромных компаниях как Почта, то заложите в бэклог время на выяснение, не занимается ли чем-то подобным кто-то ещё.
  • Наличие партнёра, просчитанной экономики проекта и готовой карты реализации недостаточно, чтобы инициатива была одобрена в большой корпорации. Важно заручиться административной поддержкой, которую можно получить только если показать, что решение протестировано и дало результаты.
  • Ищите финансирование не только внутри компании, но и вовне – на рынке много разных инструментом, которые могут помочь запустить ваш проект.

Заинтересованы? Попробуйте доставку сами!

Если вы живёте в Москве, я приглашаю вас протестировать нашу инновационную доставку роботом-курьером и поделиться мнением о ней. Для этого вам нужно зайти на сайт проекта, прочитать условия доставки, скачать мобильное приложение Почты и получить посылку у подъезда вашего дома.

0
4 комментария
Когда-то был

У немцев уже есть, у Китайцев есть, у американцев есть, значит и нам нужно. Возьмем Яндекс и налепим на него свой логотип. Херня, что неудобный, зато отчитаемся про инновации

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Когда-то был
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда