Какими будут почтоматы через пять лет

Роботизированная «капсула» и терминал, работающий без электричества, — Почта России тестирует инновационные продукты.

Пять лет назад в России появились почтоматы. Они сразу стали стандартом онлайн-торговли. Почта тоже устанавливает такие в партнёрских пунктах выдачи заказов и московском метро. Почтоматы похожи друг на друга, например, у крупных маркетплейсов: ячейки разных размеров, POS-терминал, сопутствующая инфраструктура: выход в интернет и подключение к электричеству.

Корпоративный акселератор Почты показал, что существуют другие, непохожие на остальные почтоматы. Например, сложная роботизированная Capsula или простой и недорогой SIGBOX, который появился благодаря интернету вещей. Возможно, через несколько лет они станут уже не просто прототипами, а новым стандартом индустрии.

Робот-почтомат, который отдаёт и забирает посылки

Юрий Пьянков
основатель Capsula

Создавая Capsula, я хотел упростить получение интернет-заказов и посылок. Обычно люди забирают их в пунктах выдачи и почтоматах или их приносят курьеры. Эти варианты мне не нравились. Человек выдаёт заказ долго, иногда с ошибками — приходится ждать, заполнять бумаги. Обычные почтоматы тоже не идеальны. Например, если тяжёлая посылка лежит в ячейке наверху, приходится напрягаться и тянуться за ней. Задумавшись, как оптимизировать выдачу заказов, я решил доверить эту задачу роботам.

Что такое Capsula и как она работает?

В Capsula нет ячеек с дверцами — посылки хранятся в закрытом стеллаже. Пользователь сканирует QR-код, а роботизированная платформа внутри почтомата забирает из нужной ячейки заказ и на рельсах передвигается к окну выдачи. Процесс занимает 10 секунд. Через окно посылку можно не только забрать, но и отправить.

Capsula состоит из модулей шириной 46-47 см. В высоту она может достигать пяти метров, а в глубину — от 1 до 1,5 метра. Благодаря модульной конструкции капсулу можно адаптировать под потребности заказчика. Например, если размеры помещения позволяют, модули размещают в два слоя, чтобы в них поместилось больше посылок, а если пространство ограничено — в один.

С точки зрения технологий Capsula сложнее обычных почтоматов на магнитных замках, ведь в ней заказы перемещает робот. Его работу контролируют пять приводов с двигателями, API, модуль измерения веса и высоты. API передаёт и принимает информацию о каждой посылке, её размерах и весе, сроках хранения, номере для размещения и коде для получения.

Модуль измеряет посылки, чтобы выделить для неё на стеллаже необходимое место. Тяжёлые посылки робот переносит медленнее, лёгкие — быстрее. Это сделано, чтобы не использовать слишком дорогие двигатели — итоговая стоимость капсулы для заказчика становится ниже.

Преимущества Capsula

  • Комфортная высота

Не надо наклоняться или тянуться за заказами — робот выдаёт их на одной удобной высоте. Так гораздо легче забирать посылки, особенно тяжёлые.

  • Быстрое получение посылок

Клиент не тратит время на поиск нужной ячейки и не гадает, какая дверца почтомата откроется — все заказы появляются в одном окне.

  • Полностью бесконтактная выдача

Используя Capsula, не надо касаться дверей, клавиатуры и других поверхностей. Клиент сканирует QR-код, а окно выдачи открывается автоматически.

  • Авторизация на любой вкус

Забрать посылку можно по QR-коду или по ссылке. Клиент подходит к капсуле, кликает на сообщение в Telegram или электронном письме, и внешний экран открывается сам. В будущем Capsula планируют запустить интеграцию с системой распознавания лиц от OVISION.

  • Больше посылок на меньшей площади

Обычный почтомат вмещает от 24 до 36 заказов. Чтобы добавить больше посылок, заказчикам приходится арендовывать или покупать дополнительную торговую площадь. Capsula позволяет выдавать больше заказов на меньшей площади, тем самым экономя деньги заказчика и увеличивая его прибыль.

Зачастую в ячейке размером с микроволновку лежит маленькая коробочка с флэшкой, из-за чего теряется больше 90% пространства — оно остаётся свободным. Ёмкость почтомата Capsula в среднем в четыре раза выше, чем у стандартного — посылки плотно лежат в стеллаже.

  • Робот дотягивается туда, куда не могут люди

Средний рост человека — 175 см, поэтому почтоматы обычно расположены на высоте до двух метров от земли, чтобы покупатель мог дотянуться до своей ячейки. Хотя высота потолков в магазинах и торговых центрах может достигать трёх, пяти и более метров. Capsula позволяет разместить на этой высоте посылки, тем самым повысив выручку с квадратного метра торговой площади — один из главных показателей в ритейле. К примеру, «Ашан» зарабатывает около 400 000 рублей с квадратного метра. Этого показателя невозможно добиться с обычным почтоматом, у которого есть ограничения по ёмкости и высоте.

  • Низкая цена

Capsula стоит от одного до двух миллионов рублей за штуку, цена аналогичной машины у конкурентов начинается от 5,5 млн рублей.

  • Капсулу можно вмонтировать в стену или стеллаж с товарами

В капсуле нет ячеек с дверцами, поэтому весь её фасад можно скрыть — например, расположив зону хранения за стеной или на нижнем этаже, и выдавая заказы через лаконичное окно с дисплеем.

О стартапе

Первый прототип капсулы появился в сентябре 2020 года. Основатель Capsula, Юрий Пьянков, создал его практически в одиночку — сам разрабатывал, проектировал и программировал. Юрию помогали подрядчики и его жена — разработчик C++. Она писала серверную часть, благодаря которой капсула «общается» с клиентом.

Участие в корпоративном акселераторе Почты — переломная точка для нашего стартапа. После того, как Почта упомянула капсулу в своём пресс-релизе, у нас сразу появилось много потенциальных клиентов, причём из разных сфер — не только логистические компании и маркетплейсы. Автоматизировать можно приём и выдачу еды и лекарств, заказов в кафе, одежды в химчистке — технология будет полезна в самых разных сферах.

Юрий Пьянков, основатель Capsula

Лаконичный почтомат, который работает без сети и электричества

Эрик Бриссе
основатель SIGBOX

Наше кредо — максимальный минимализм: упростить технологии, убрать все сложности в работе и эксплуатации. Наш почтомат появился случайно. Изначально SIGBOX — это телеком-оператор для интернета вещей. Наша технология — противоположность 5G, работающей с большими потоками данных. SIGBOX передаёт короткие сообщения по 10-12 байт, и его можно использовать не только для интернета вещей, но и в логистике и офис-менеджменте. Осознав это, мы решили создать простой и экономичный почтомат на базе SIGBOX, который будет от шести месяцев до года работать без электричества, и не потребует сложного обслуживания.

Когда нашу разработку увидел генеральный директор «Дикси» Игорь Плетнёв, он заинтересовался, как устройство работает без электричества и интернета. А, узнав его цену, — около 100 000 рублей за штуку — он сказал, что в России есть потребность в недорогих почтоматах, и это отличная ниша.

Что такое почтомат SIGBOX и как он работает

SIGBOX можно установить там, где сложно разместить обычный почтомат — например, на улице или в подъезде дома. У SIGBOX нет экрана и системы оплаты — только клавиатура для ввода одноразового кода из смс. По сути, это более современная версия обычного почтового ящика, при этом устойчивая к вандализму.

Один почтомат может работать с несколькими маркетплейсами и логистическими компаниями, подключаясь к разным ИТ-платформам. Обмен данными происходит без сим-карт, проводов, мобильной или спутниковой связи через сеть интернета вещей SIGBOX, которая покрывает большинство городов России. Сеть SIGBOX — это интернет для низкого потока данных. Через него отправляют не картинки и видео, а простые данные — нули и единицы. Ведь чтобы передать информацию об остатке товаров или температуре на складе, не нужно даже одного мегабайта информации — достаточно десятка байт.

Преимущества SIGBOX

  • Работа без интернета, смартфона и электричества

Забрать посылку из SIGBOX можно даже с кнопочным телефоном в глухой деревне. Поэтому почтомат подходит для регионов с низким качеством связи и мест, где она часто пропадает, — например, подъездов. Чтобы выдать посылку, почтомату достаточно передать 12 байт данных — ему не нужен высокоскоростной интернет.

Электричество тоже не нужно — SIGBOX расходует мало энергии, и в нём установлен сменяемый и подзаряжаемый аккумулятор, которого хватает на полгода. Благодаря этому устройство легко поставить на неровную поверхность, куда нельзя провести провода от обычного почтомата. Так посылки можно забирать прямо у дома, вынося мусор или гуляя с собакой, а в перспективе — прямо в подъездах.

  • Низкая цена

Конструкция SIGBOX максимально проста — корпус, клавиатура, базовый контроллер и датчики: детекторы температуры, дыма и присутствия. Поэтому почтомат стоит в разы дешевле, чем его аналоги — около 100 000 рублей. Обслуживание SIGBOX тоже обойдётся недорого, ведь его не нужно подключать к интернету и электросети, а также перепрограммировать.

  • Адаптивность

SIGBOX легко адаптировать под разные цели. Например, установить один, три или десять модулей в зависимости от размера помещения или добавить колёса, чтобы сразу загружать посылки на складе и перемещать почтомат до места назначения. SIGBOX подходит не только для интернет-торговли, но и для передачи друг другу вещей. Например, один из заказчиков стартапа — библиотеки: через почтомат можно быстро, без помощи людей забирать книги, а потом туда же их возвращать.

О стартапе и его пилоте с «Почтой России»

SIGBOX — один из пяти победителей корпоративного акселератора «Почты России». В феврале 2022 года мы запустили пилотный проект и установили первые почтоматы в посёлке Отрадное Московской области. Его жители забирают посылки рядом с домом, а в перспективе почтоматы появятся прямо в подъездах.

Мы тестируем различные форматы «последней мили», чтобы найти наиболее комфортные решения для наших клиентов. Кому-то удобно забирать посылки в метро, кто-то предпочитает ходить в почтовые отделения, а кто-то в восторге от нашей робо-доставки. Теперь мы хотим понять, насколько удобны будут почтоматы формата «у дома».

Пилотный проект продлится год, и за это время мы хотим понять, сколько посылок действительно получаем, и каков идеальный размер почтоматов. Ведь они не должны стоять пустыми — это невыгодно. Основатель SIGBOX Эрик Бриссе рассказывает, что, по его опыту, на 100 квартир достаточно иметь 24 ящика. При этом они должны быть разных размеров, чтобы в них можно было поместить и небольшую зарядку для телефона, и объёмную одежду. Разобраться со всеми этими тонкостями нам предстоит в ходе пилота.

Никита Жучков, руководитель проектного офиса открытых инноваций Почты России

Клиенты хотят максимально комфортно получать посылки. «Почте России» и другим компаниям нужно изящно решить вопрос доставки до последней мили. А у нас есть продукт, который удовлетворяет обе эти стороны, и при этом стоит дешевле, чем какие-либо аналоги. И это — только начало будущего, которое нам открывает интернет вещей. Возможно, через несколько лет люди отвыкнут ходить в пункты выдачи заказов и не захотят покупать жильё в домах, где не установлены почтоматы. Ведь как тогда забирать свои посылки? Многие работают удалённо и не готовы идти или ехать несколько километров, чтобы получить заказ. Я вижу такую тенденцию, и уверен, что в будущем появятся аналоги SIGBOX.

Эрик Бриссе, основатель SIGBOX

А как считаете вы — какими ещё могут быть почтоматы будущего? Давайте пофантазируем.

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Дима А

Ощущение, будто у всех выработался негативный рефлекс при упоминании Почты России.

Я отправляю посылки еженедельно в больших количествах и вот, что могу посоветовать людям, которые жалуются на очередь и тд:

1. Сделайте упрощенное получение по смс, а чтобы не стоять в очереди для получения посылки, в большинстве почтовых отделений есть опция «записаться». Можно прийти в выбранное время. Все делается через приложение (удобное, понятный интерфейс)
2. Чтобы не стоять в очереди при отправке посылки/письма, достаточно заполнить данные и оплатить доставку в приложении, а полученный трек-номер написать ручкой на почтовом пакете. Также все элементарно: приходите на почту> говорите что у вас предоплаченная посылка>оставляете посылку у оператора>уходите. Если вдруг на вас начнут ворчать пенсионеры, советуйте им все то, о чем я пишу, у многих уже есть телефоны или компьютеры.

Да, по сравнению с службами доставки других стран или частных организаций, у Почты России не выходит идти в ногу со временем синхронно, все же в некоторых местах проблемы довольно существенные: недостаток кадров и постоянная их текучка, (очень!)низкие зп и отсутствие мотивации, вечно недовольные клиенты от незнания опций, которые упростят им процесс отправки/получения. Хоть я считаю, что информирование клиентов об удобствах и возможностях - это одно из обязанностей компании, тем не менее..

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда