Какими будут почтоматы через пять лет

Роботизированная «капсула» и терминал, работающий без электричества, — Почта России тестирует инновационные продукты.

Пять лет назад в России появились почтоматы. Они сразу стали стандартом онлайн-торговли. Почта тоже устанавливает такие в партнёрских пунктах выдачи заказов и московском метро. Почтоматы похожи друг на друга, например, у крупных маркетплейсов: ячейки разных размеров, POS-терминал, сопутствующая инфраструктура: выход в интернет и подключение к электричеству.

Корпоративный акселератор Почты показал, что существуют другие, непохожие на остальные почтоматы. Например, сложная роботизированная Capsula или простой и недорогой SIGBOX, который появился благодаря интернету вещей. Возможно, через несколько лет они станут уже не просто прототипами, а новым стандартом индустрии.

Робот-почтомат, который отдаёт и забирает посылки

Юрий Пьянков
основатель Capsula

Создавая Capsula, я хотел упростить получение интернет-заказов и посылок. Обычно люди забирают их в пунктах выдачи и почтоматах или их приносят курьеры. Эти варианты мне не нравились. Человек выдаёт заказ долго, иногда с ошибками — приходится ждать, заполнять бумаги. Обычные почтоматы тоже не идеальны. Например, если тяжёлая посылка лежит в ячейке наверху, приходится напрягаться и тянуться за ней. Задумавшись, как оптимизировать выдачу заказов, я решил доверить эту задачу роботам.

Что такое Capsula и как она работает?

В Capsula нет ячеек с дверцами — посылки хранятся в закрытом стеллаже. Пользователь сканирует QR-код, а роботизированная платформа внутри почтомата забирает из нужной ячейки заказ и на рельсах передвигается к окну выдачи. Процесс занимает 10 секунд. Через окно посылку можно не только забрать, но и отправить.

Capsula состоит из модулей шириной 46-47 см. В высоту она может достигать пяти метров, а в глубину — от 1 до 1,5 метра. Благодаря модульной конструкции капсулу можно адаптировать под потребности заказчика. Например, если размеры помещения позволяют, модули размещают в два слоя, чтобы в них поместилось больше посылок, а если пространство ограничено — в один.

С точки зрения технологий Capsula сложнее обычных почтоматов на магнитных замках, ведь в ней заказы перемещает робот. Его работу контролируют пять приводов с двигателями, API, модуль измерения веса и высоты. API передаёт и принимает информацию о каждой посылке, её размерах и весе, сроках хранения, номере для размещения и коде для получения.

Модуль измеряет посылки, чтобы выделить для неё на стеллаже необходимое место. Тяжёлые посылки робот переносит медленнее, лёгкие — быстрее. Это сделано, чтобы не использовать слишком дорогие двигатели — итоговая стоимость капсулы для заказчика становится ниже.

Преимущества Capsula

  • Комфортная высота

Не надо наклоняться или тянуться за заказами — робот выдаёт их на одной удобной высоте. Так гораздо легче забирать посылки, особенно тяжёлые.

  • Быстрое получение посылок

Клиент не тратит время на поиск нужной ячейки и не гадает, какая дверца почтомата откроется — все заказы появляются в одном окне.

  • Полностью бесконтактная выдача

Используя Capsula, не надо касаться дверей, клавиатуры и других поверхностей. Клиент сканирует QR-код, а окно выдачи открывается автоматически.

  • Авторизация на любой вкус

Забрать посылку можно по QR-коду или по ссылке. Клиент подходит к капсуле, кликает на сообщение в Telegram или электронном письме, и внешний экран открывается сам. В будущем Capsula планируют запустить интеграцию с системой распознавания лиц от OVISION.

  • Больше посылок на меньшей площади

Обычный почтомат вмещает от 24 до 36 заказов. Чтобы добавить больше посылок, заказчикам приходится арендовывать или покупать дополнительную торговую площадь. Capsula позволяет выдавать больше заказов на меньшей площади, тем самым экономя деньги заказчика и увеличивая его прибыль.

Зачастую в ячейке размером с микроволновку лежит маленькая коробочка с флэшкой, из-за чего теряется больше 90% пространства — оно остаётся свободным. Ёмкость почтомата Capsula в среднем в четыре раза выше, чем у стандартного — посылки плотно лежат в стеллаже.

  • Робот дотягивается туда, куда не могут люди

Средний рост человека — 175 см, поэтому почтоматы обычно расположены на высоте до двух метров от земли, чтобы покупатель мог дотянуться до своей ячейки. Хотя высота потолков в магазинах и торговых центрах может достигать трёх, пяти и более метров. Capsula позволяет разместить на этой высоте посылки, тем самым повысив выручку с квадратного метра торговой площади — один из главных показателей в ритейле. К примеру, «Ашан» зарабатывает около 400 000 рублей с квадратного метра. Этого показателя невозможно добиться с обычным почтоматом, у которого есть ограничения по ёмкости и высоте.

  • Низкая цена

Capsula стоит от одного до двух миллионов рублей за штуку, цена аналогичной машины у конкурентов начинается от 5,5 млн рублей.

  • Капсулу можно вмонтировать в стену или стеллаж с товарами

В капсуле нет ячеек с дверцами, поэтому весь её фасад можно скрыть — например, расположив зону хранения за стеной или на нижнем этаже, и выдавая заказы через лаконичное окно с дисплеем.

О стартапе

Первый прототип капсулы появился в сентябре 2020 года. Основатель Capsula, Юрий Пьянков, создал его практически в одиночку — сам разрабатывал, проектировал и программировал. Юрию помогали подрядчики и его жена — разработчик C++. Она писала серверную часть, благодаря которой капсула «общается» с клиентом.

Участие в корпоративном акселераторе Почты — переломная точка для нашего стартапа. После того, как Почта упомянула капсулу в своём пресс-релизе, у нас сразу появилось много потенциальных клиентов, причём из разных сфер — не только логистические компании и маркетплейсы. Автоматизировать можно приём и выдачу еды и лекарств, заказов в кафе, одежды в химчистке — технология будет полезна в самых разных сферах.

Юрий Пьянков, основатель Capsula

Лаконичный почтомат, который работает без сети и электричества

Эрик Бриссе
основатель SIGBOX

Наше кредо — максимальный минимализм: упростить технологии, убрать все сложности в работе и эксплуатации. Наш почтомат появился случайно. Изначально SIGBOX — это телеком-оператор для интернета вещей. Наша технология — противоположность 5G, работающей с большими потоками данных. SIGBOX передаёт короткие сообщения по 10-12 байт, и его можно использовать не только для интернета вещей, но и в логистике и офис-менеджменте. Осознав это, мы решили создать простой и экономичный почтомат на базе SIGBOX, который будет от шести месяцев до года работать без электричества, и не потребует сложного обслуживания.

Когда нашу разработку увидел генеральный директор «Дикси» Игорь Плетнёв, он заинтересовался, как устройство работает без электричества и интернета. А, узнав его цену, — около 100 000 рублей за штуку — он сказал, что в России есть потребность в недорогих почтоматах, и это отличная ниша.

Что такое почтомат SIGBOX и как он работает

SIGBOX можно установить там, где сложно разместить обычный почтомат — например, на улице или в подъезде дома. У SIGBOX нет экрана и системы оплаты — только клавиатура для ввода одноразового кода из смс. По сути, это более современная версия обычного почтового ящика, при этом устойчивая к вандализму.

Один почтомат может работать с несколькими маркетплейсами и логистическими компаниями, подключаясь к разным ИТ-платформам. Обмен данными происходит без сим-карт, проводов, мобильной или спутниковой связи через сеть интернета вещей SIGBOX, которая покрывает большинство городов России. Сеть SIGBOX — это интернет для низкого потока данных. Через него отправляют не картинки и видео, а простые данные — нули и единицы. Ведь чтобы передать информацию об остатке товаров или температуре на складе, не нужно даже одного мегабайта информации — достаточно десятка байт.

Преимущества SIGBOX

  • Работа без интернета, смартфона и электричества

Забрать посылку из SIGBOX можно даже с кнопочным телефоном в глухой деревне. Поэтому почтомат подходит для регионов с низким качеством связи и мест, где она часто пропадает, — например, подъездов. Чтобы выдать посылку, почтомату достаточно передать 12 байт данных — ему не нужен высокоскоростной интернет.

Электричество тоже не нужно — SIGBOX расходует мало энергии, и в нём установлен сменяемый и подзаряжаемый аккумулятор, которого хватает на полгода. Благодаря этому устройство легко поставить на неровную поверхность, куда нельзя провести провода от обычного почтомата. Так посылки можно забирать прямо у дома, вынося мусор или гуляя с собакой, а в перспективе — прямо в подъездах.

  • Низкая цена

Конструкция SIGBOX максимально проста — корпус, клавиатура, базовый контроллер и датчики: детекторы температуры, дыма и присутствия. Поэтому почтомат стоит в разы дешевле, чем его аналоги — около 100 000 рублей. Обслуживание SIGBOX тоже обойдётся недорого, ведь его не нужно подключать к интернету и электросети, а также перепрограммировать.

  • Адаптивность

SIGBOX легко адаптировать под разные цели. Например, установить один, три или десять модулей в зависимости от размера помещения или добавить колёса, чтобы сразу загружать посылки на складе и перемещать почтомат до места назначения. SIGBOX подходит не только для интернет-торговли, но и для передачи друг другу вещей. Например, один из заказчиков стартапа — библиотеки: через почтомат можно быстро, без помощи людей забирать книги, а потом туда же их возвращать.

О стартапе и его пилоте с «Почтой России»

SIGBOX — один из пяти победителей корпоративного акселератора «Почты России». В феврале 2022 года мы запустили пилотный проект и установили первые почтоматы в посёлке Отрадное Московской области. Его жители забирают посылки рядом с домом, а в перспективе почтоматы появятся прямо в подъездах.

Мы тестируем различные форматы «последней мили», чтобы найти наиболее комфортные решения для наших клиентов. Кому-то удобно забирать посылки в метро, кто-то предпочитает ходить в почтовые отделения, а кто-то в восторге от нашей робо-доставки. Теперь мы хотим понять, насколько удобны будут почтоматы формата «у дома».

Пилотный проект продлится год, и за это время мы хотим понять, сколько посылок действительно получаем, и каков идеальный размер почтоматов. Ведь они не должны стоять пустыми — это невыгодно. Основатель SIGBOX Эрик Бриссе рассказывает, что, по его опыту, на 100 квартир достаточно иметь 24 ящика. При этом они должны быть разных размеров, чтобы в них можно было поместить и небольшую зарядку для телефона, и объёмную одежду. Разобраться со всеми этими тонкостями нам предстоит в ходе пилота.

Никита Жучков, руководитель проектного офиса открытых инноваций Почты России

Клиенты хотят максимально комфортно получать посылки. «Почте России» и другим компаниям нужно изящно решить вопрос доставки до последней мили. А у нас есть продукт, который удовлетворяет обе эти стороны, и при этом стоит дешевле, чем какие-либо аналоги. И это — только начало будущего, которое нам открывает интернет вещей. Возможно, через несколько лет люди отвыкнут ходить в пункты выдачи заказов и не захотят покупать жильё в домах, где не установлены почтоматы. Ведь как тогда забирать свои посылки? Многие работают удалённо и не готовы идти или ехать несколько километров, чтобы получить заказ. Я вижу такую тенденцию, и уверен, что в будущем появятся аналоги SIGBOX.

Эрик Бриссе, основатель SIGBOX

А как считаете вы — какими ещё могут быть почтоматы будущего? Давайте пофантазируем.

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Air Balloon
Ответить
Развернуть ветку
Alexander Noskov
Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Pet O

еще такое вот вспомнилось...трамвай "прошлого"

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Когда-то был

100 лет ничего не менялось, с чего это вдруг сейчас должно что измениться?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Алексеевич

Вообще уже давно такого не видел. ПР принято хуесосить, но сервис за последние годы улучшился в разы, это факт

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Михаил Коновалов

очереди возле почтоматов будут, очевидно же)))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Дима А

Ощущение, будто у всех выработался негативный рефлекс при упоминании Почты России.

Я отправляю посылки еженедельно в больших количествах и вот, что могу посоветовать людям, которые жалуются на очередь и тд:

1. Сделайте упрощенное получение по смс, а чтобы не стоять в очереди для получения посылки, в большинстве почтовых отделений есть опция «записаться». Можно прийти в выбранное время. Все делается через приложение (удобное, понятный интерфейс)
2. Чтобы не стоять в очереди при отправке посылки/письма, достаточно заполнить данные и оплатить доставку в приложении, а полученный трек-номер написать ручкой на почтовом пакете. Также все элементарно: приходите на почту> говорите что у вас предоплаченная посылка>оставляете посылку у оператора>уходите. Если вдруг на вас начнут ворчать пенсионеры, советуйте им все то, о чем я пишу, у многих уже есть телефоны или компьютеры.

Да, по сравнению с службами доставки других стран или частных организаций, у Почты России не выходит идти в ногу со временем синхронно, все же в некоторых местах проблемы довольно существенные: недостаток кадров и постоянная их текучка, (очень!)низкие зп и отсутствие мотивации, вечно недовольные клиенты от незнания опций, которые упростят им процесс отправки/получения. Хоть я считаю, что информирование клиентов об удобствах и возможностях - это одно из обязанностей компании, тем не менее..

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
adeby
Ответить
Развернуть ветку
Николай Суворцев
Ответить
Развернуть ветку
Когда-то был

Каждый раз когда вынужден идти в отделение Почта России, я проклинаю все на свете. Это всегда очереди по 40 минут, вонь от сгнивших продуктов, еле работающая IT-система где меня даже по фамилии найти не могут, хамство, постоянное вымогательство денег и т.п. Почта России - это позор России!

Ответить
Развернуть ветку
Анни М.
для работы не требует интернет
нужно всего лишь передать файл по обычному интернету
не нужно электричество
потребляет мало энергии

Окей, во втором случае не нужно ПОДКЛЮЧАТЬ к сети, там акк внутри, ок. Но все равно заголовки вводят в заблуждение.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Смирнов

А через этот ящик можно будет купить лук-севок?

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

Если бы статью до 24.02 написали, я бы в это и поверил. Но сейчас все очень сильно под вопросом. От куда брать технологии, где брать деньги, будет ли существовать ПР вообще в нынешней форме через 5 лет.

Ответить
Развернуть ветку
Марат Нагаев

мужик, ты серьезно сомневаешься в том что из-за санкций не сделают постамат?
не автомобиль, не самолет, а постамат?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вадим Вахрамов

Хоть напишите, какие технологии стали недоступны, а то не понятно, что за "авионику" хотите впихнуть в постамат.
Я пока вижу, что для общих операций китайские GigaDevice можно использовать (управление PMSM моторами, как в гироскутере, а именно они там и стоят; отсылка команд в модем, опрос матрицы клавиш).
Биометрия сложнее, сходу не понял на чём ovision считают.
Движки китайские же, остальную кинематику можно запросто сделать в РФ (даже и движки можно).

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana M.

Ооо, мечта. Пришел, ввел код, забрал и никаких тебе злобных тетенек-операционисток.

Ответить
Развернуть ветку
under construction

"А как считаете вы — какими ещё могут быть почтоматы будущего? Давайте пофантазируем."

Почте, как госкомпании, надо думать не как выпилить штат и оставить людей без работы, а как создавать новые рабочие места.
Задача госкорпорации (Да я в курсе что ПР это АО), это проведение взвешенной политики направленной как на получение дохода и развите собственной инфраструктуры, но так же надо помнить, что ПР это один из крупнейших работодателей в стране и ее деятельность должна быть направленна как на создание новых рабочих мест, улучшение социальных условий работы своих сотрудников и так же на оптимизацию расходов клиентов компании. Причем как юр.лиц, так и обычных граждан.

Вот это бы было стратегическое мышление, а не очередной человекозаменитель.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ригель

Проблема в том что почта РФ выполняет социальные функции, притом что является частной компанией. А задача любой частной компании это получение прибыли любыми методами, в данном случае за счет повышения производительности труда(почтоматы), а не создание новых рабочих мест/улучшение социальных условий работы своих сотрудников/ и проч социалка.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Rechkov

Мне кажется или почту просто вытеснят конкуренты по типу сдека и боксберри)

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana M.

Как бы ни было удивительно, но заказы через почту порой приходят быстрее и выходят сильно дешевле, чем СДЭК или Boxberry

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Andrei Savchenko

Недавно, после многих лет перерыва, имел опыт взаимодействия с Почтой России получал посылку - друг отправлял часы из другого города.
Думал сейчас приду и будет адский ад - куча бабушек, очередь и духота.
В итоге по совету друга, который отправлял мне посылку поставил приложение и...
Был очень приятно удивлён качеством, как приложения так и сервиса доставки в целом.
Пришло быстро, отслеживал по треку, получал по смс.
Просто зашёл в Отделение в Академгородке в Новосибирске, взял талончик электронной очереди и за 3 минуты все получил.
Может это конечно только у нас так хорошо в отделении, но друг из СПб утверждает, что он теперь в основном Почтой пользуется для доставки тк дешевле СДЭКа и не хуже ничем.

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky
Обычный почтомат вмещает от 24 до 36 заказов. Чтобы добавить больше посылок, заказчикам приходится арендовывать или покупать дополнительную торговую площадь. Capsula позволяет выдавать больше заказов на меньшей площади, тем самым экономя деньги заказчика и увеличивая его прибыль/ Зачастую в ячейке размером с микроволновку лежит маленькая коробочка с флэшкой, из-за чего теряется больше 90% пространства — оно остаётся свободным. Ёмкость почтомата Capsula в среднем в четыре раза выше, чем у стандартного — посылки плотно лежат в стеллаже.

А то что сам "робот" тоже занимает пространство внутри + ему требуется свободное место для движения "посылок" внутри постамата - это не учитывается?

Идея конечно интересная, но выводы по эффективности - взяты с потолка.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Федотов

это всё хорошо, но в россии такого не будет

Ответить
Развернуть ветку
Billy Bones

Боюсь вас разочаровать, но возможно через пять лет будет вот это.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Почему 5 лет? Пиши уже, что завтра.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Вахрамов

То, что сделали шкафы уличного исполнения - это очень хорошо. Это минус аренда и всякие согласования, доступность в любое время. Без доставщиков можно обойтись, если не преклонный возраст и не инвалид.
Любопытно следующее - у электроники есть storage temperature. Для постаматов подогрев резистором - и дело с концом, а для посылок?

Ответить
Развернуть ветку
Atomic Attack

Можно подробнее про подогрев резистором?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Илья Попов
Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Разломов

Постепенно постепенно может быть доведут до высокого уровня!

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Яшин
> терминал, работающий без электричества

Враньё с первого предложения.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей СГ

Года два назад придумал почтомат, который мог принимать. выдавать посылки, печатать этикетки, вызывать курьера и так далее.. - в общем мог заменить сотрудника в постовом отделении.... и так же мог работать без сети 220. Этот Вариант почтомата и автоматизированный магазин без касс и продавца предлагал СБеру ... в итого те захотели трогать готовые аппараты. но денег на их производство не захотели давать..

Ответить
Развернуть ветку
Дима Смолин

интересно а кто придумал название Почтамат ?)

Ответить
Развернуть ветку
Баландина Ольга

Мне кажется что их будет всё меньше и меньше

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Ой, пофантазируем.
Вот год назад пошел в одно отделение посылочку отправить. И в этом отделении очередь хорошая. И протиснулся я до окошечка заветного, увидал девицу красную. И обомлел от красы ее неземной, да ещё и от того, что очередюшка до меня дошла.
Но тут же сказочка моя прервалась, так как зловредный ККТ не принимал оплату за посылочку мою заказную.

И написал я в приложении жалобу казённую к людям важным с просьбой единственной: проведите проверочку внеплановую выездную, оцените то, как красны девицы и парни гостей встречают. Ну а если обслуживание люда рязанского им не понравится, то с начальником сего места проведите полагающуюся беседу воспитательную.

Однако что-то там не срослось, видимо. И отделение по этой причине работает в таком же сказочном формате... Вполне вероятно, что люди, которым мое прошение дано было, делом занимаются куда более важным...

Ответить
Развернуть ветку
Максим

А ещё одно отделение работает прекрасно! И людей встречают, и окна все работают, и очередей нет.

И хочется спасибо сказать за организацию. Можете же!

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда