От рожка до машины по продаже марок: как менялась почта в течение 300 лет
Три века почтовой истории в семи музейных экспонатах.
17 декабря 1720 года Петр I подписал Указ «Об учреждении почты в разных городах», согласно которому нужно было «до знатных городов по большим дорогам учинить ординарную почту, а именно, от Санкт-Петербурга до Москвы и до других городов». В зависимости от того, насколько крупным был город, почту в него следовало доставлять один или два раза в неделю. Речь шла только об отправке указов и казенных бумаг — никаких личных писем.
Так 302 года назад Почта оформилась как государственная служба со своими правилами. За три века и принципы её работы, и способы доставки корреспонденции изменились до неузнаваемости. В этом материале мы собрали экспонаты из коллекции Центрального музея связи имени А.С.Попова — они наглядно показывают, как развивалась почта от допетровских до советских времен.
Почтовый рожок
С давних пор в Европе символом почты был рожок — музыкальный инструмент, чей звук оповещал жителей о прибытии почтальона. На Руси гонцы и вестники пользовались берестяными, а позже медными рожками. В 1666 году появились форменные темно-зеленые суконные кафтаны — этот цвет на долгие годы стал традиционным для российской почты. На кожаном поясе у почтальонов допетровской эпохи обязательно был прямой медный рожок.
Со времён Петра I эмблема Почты включает герб российского государства и скрещенные почтовые рожки. Вплоть до начала 20 века инструмент оставался атрибутом почтальона, но становился всё больше декоративным элементом. Для подачи звуковых сигналов его продолжали использовать только в сельской местности.
Кареты почтового ведомства
Три века назад Почта не только доставляла посылки и письма, но и перевозила пассажиров. В начале 18 в. для этого ведомство стало использовать «венские» коляски, а в царствование Екатерины II появились кареты. Коляски и кареты были как двухместные, так и четырехместные.
Зимой пассажиров перевозили в обыкновенных санях, называвшихся розвальнями и пошевнями, в двухместных или четырехместных санях и возках.
Почта по морю
Маршрут первых русских пакетботов — почтовых кораблей — пролегал через Балтийское море, огибал Лифляндию, Курляндию и побережье Германии и заканчивался в порту города Любека. Там груз передавали немецким властям, которые переправляли его в другие европейские страны.
На Олонецкой верфи Ладожского озера по приказу Петра построили восемь пакетботов по типовому проекту: «Почт-Горн», «Почт-Ваген», «Флигель Дефам», «Куриер», «Постильон», «Меркуриус», «Фортуна» и «Ласка». В дальнейшем возникла традиция именовать почтовые и посыльные суда русского флота названиями, связанными с почтой, например, «Курьер», «Почтальон». Созданная таким образом морская почтовая служба дополнила сухопутную гужевую транспортировку корреспонденции из России через Ригу и Вильно.
Парусные корабли перевозили почту по Балтийскому морю на протяжении первой половины 18 века.
Колокольчики для лошадей
В конце 18 века в России учредили «образцовую почту», то есть ввели первые регулярные почтовые линии: кибитки с почтой двигались с ямщиками по дорожному расписанию от стана к стану. Дороги расширили, лошадей стали запрягать не «гусем», а в ряд — «тройкой».
Звон ямского колокольчика имел несколько функций: освобождать дорогу для почтовой кареты, имеющей преимущественное право проезда; предотвращать столкновение встречных экипажей; не давать заснуть ямщику; отпугивать хищников.
Частным лицам было запрещено ездить с колокольчиком, который был исключительной принадлежностью почтовой службы, — к упряжи частных лошадей подвешивали бубенцы.
Под дугой обычно подвешивали от одного до трех колокольчиков, которые звучали по-разному. Если был всего один, то его выбирали покрупнее, весом 800 - 900 граммов. По громкости колокольчика судили о чине и знатности пассажира. А ещё были так называемые сибирские парные колокольчики: большой колокольчик пары с более низким звучанием назывался «мужик», меньший — «баба».
В подвеске из трех колокольчиков основной из них издавал сильный и резкий звук, а другие подбирались в лад и назывались «подпевалы».
Почтовые ящики
К началу XIX века в России уже действовала достаточно развитая почтовая служба, однако только между отдельными населенными пунктами. В городах почты не было — письма доставляли многочисленные курьеры и нарочные. Первая городская почта появилась в Петербурге в 1833 г. Ее приемные пункты находились не только в почтовых отделениях, но и в мелочных торговых лавках.
В 1845 году для корреспонденции, пересылавшейся по России, были введены в обращение штемпельные куверты — первые отечественные знаки почтовой оплаты. С 1 декабря 1848 года на улицах Петербурга стали устанавливать первые почтовые ящики.
Они были сделаны из досок и снаружи обшиты тонким листовым железом. В дальнейшем почтовые ящики постоянно совершенствовались: для прочности стали использовать чугун, применяли съёмные внутренние корпуса, которые позже заменили на брезентовые мешки.
Внешне они отличались от ящиков общегородской почты. Для сохранности корреспонденции внутри деревянного корпуса установили внутренний жестяной ящик, который вынимали и доставляли в почтовое отделение в запертом виде. На передней стенке напечатаны правила обработки писем. Первый пункт сообщает: «Опущенные письма отправляются с первым отходящим поездом».
Автомат по продаже марок
Этот автомат — одна из первых советских разработок по механизации розничной торговли. Они стояли на почтамтах и в крупных почтовых отделениях. На передней панели устройства — окошко с образцом продаваемой марки и кнопка возврата монет.
В аппарат заправляли катушку с лентой из марок. Механизм выдачи марок и монетный механизм приводил в действие заводной пружинный барабан, поэтому автомат нужно было постоянно подзаводить. Если в автомат опускали монету-суррогат (меньшую по весу и диаметру), механизм не срабатывал, монета попадала в лоток возврата.
Надписи на лицевой стороне: «Одна 10 коп. почт. марка» и «Опустить одну 10 коп. монету и получить марку. Если марка не выпадет, нажать кнопку».
Современные почтальоны не пользуются рожком и не ездят в каретах, а корреспонденцию хоть и продолжают перевозить по морю и железной дороге, но уже совсем другим транспортом. Возможно, через многие годы и современные атрибуты почтальонов станут экспонатами, и посетители музеев будут смотреть на них с тем же интересом, что и мы — на предметы трёхвековой давности.
Очень интересно! Спасибо!
Спасибо!
Вы даже статью не можете соорудить логичную и без ляпов внутри.
"На кожаном поясе у почтальонов допетровской эпохи обязательно был прямой медный рожок."
И ниже фото само собой прямого медного рожка в качестве примера к описанию. Или не прямого?