От рожка до машины по продаже марок: как менялась почта в течение 300 лет

Три века почтовой истории в семи музейных экспонатах.

17 декабря 1720 года Петр I подписал Указ «Об учреждении почты в разных городах», согласно которому нужно было «до знатных городов по большим дорогам учинить ординарную почту, а именно, от Санкт-Петербурга до Москвы и до других городов». В зависимости от того, насколько крупным был город, почту в него следовало доставлять один или два раза в неделю. Речь шла только об отправке указов и казенных бумаг — никаких личных писем.

Так 302 года назад Почта оформилась как государственная служба со своими правилами. За три века и принципы её работы, и способы доставки корреспонденции изменились до неузнаваемости. В этом материале мы собрали экспонаты из коллекции Центрального музея связи имени А.С.Попова — они наглядно показывают, как развивалась почта от допетровских до советских времен.

Почтовый рожок

С давних пор в Европе символом почты был рожок — музыкальный инструмент, чей звук оповещал жителей о прибытии почтальона. На Руси гонцы и вестники пользовались берестяными, а позже медными рожками. В 1666 году появились форменные темно-зеленые суконные кафтаны — этот цвет на долгие годы стал традиционным для российской почты. На кожаном поясе у почтальонов допетровской эпохи обязательно был прямой медный рожок.

Почтовый рожок

Со времён Петра I эмблема Почты включает герб российского государства и скрещенные почтовые рожки. Вплоть до начала 20 века инструмент оставался атрибутом почтальона, но становился всё больше декоративным элементом. Для подачи звуковых сигналов его продолжали использовать только в сельской местности.

Кареты почтового ведомства

Три века назад Почта не только доставляла посылки и письма, но и перевозила пассажиров. В начале 18 в. для этого ведомство стало использовать «венские» коляски, а в царствование Екатерины II появились кареты. Коляски и кареты были как двухместные, так и четырехместные.

Макет почтовой кареты

Зимой пассажиров перевозили в обыкновенных санях, называвшихся розвальнями и пошевнями, в двухместных или четырехместных санях и возках.

Почта по морю

Маршрут первых русских пакетботов — почтовых кораблей — пролегал через Балтийское море, огибал Лифляндию, Курляндию и побережье Германии и заканчивался в порту города Любека. Там груз передавали немецким властям, которые переправляли его в другие европейские страны.

Пакетбот

На Олонецкой верфи Ладожского озера по приказу Петра построили восемь пакетботов по типовому проекту: «Почт-Горн», «Почт-Ваген», «Флигель Дефам», «Куриер», «Постильон», «Меркуриус», «Фортуна» и «Ласка». В дальнейшем возникла традиция именовать почтовые и посыльные суда русского флота названиями, связанными с почтой, например, «Курьер», «Почтальон». Созданная таким образом морская почтовая служба дополнила сухопутную гужевую транспортировку корреспонденции из России через Ригу и Вильно.

Парусные корабли перевозили почту по Балтийскому морю на протяжении первой половины 18 века.

Колокольчики для лошадей

В конце 18 века в России учредили «образцовую почту», то есть ввели первые регулярные почтовые линии: кибитки с почтой двигались с ямщиками по дорожному расписанию от стана к стану. Дороги расширили, лошадей стали запрягать не «гусем», а в ряд — «тройкой».

Звон ямского колокольчика имел несколько функций: освобождать дорогу для почтовой кареты, имеющей преимущественное право проезда; предотвращать столкновение встречных экипажей; не давать заснуть ямщику; отпугивать хищников.

Частным лицам было запрещено ездить с колокольчиком, который был исключительной принадлежностью почтовой службы, — к упряжи частных лошадей подвешивали бубенцы.

На колокольчике рельефное изображение всадника на коне и надпись «К. литъ Тюмени фабрики Полик. Гилева 1820 г.»

Под дугой обычно подвешивали от одного до трех колокольчиков, которые звучали по-разному. Если был всего один, то его выбирали покрупнее, весом 800 - 900 граммов. По громкости колокольчика судили о чине и знатности пассажира. А ещё были так называемые сибирские парные колокольчики: большой колокольчик пары с более низким звучанием назывался «мужик», меньший — «баба».

В подвеске из трех колокольчиков основной из них издавал сильный и резкий звук, а другие подбирались в лад и назывались «подпевалы».

Почтовые ящики

К началу XIX века в России уже действовала достаточно развитая почтовая служба, однако только между отдельными населенными пунктами. В городах почты не было — письма доставляли многочисленные курьеры и нарочные. Первая городская почта появилась в Петербурге в 1833 г. Ее приемные пункты находились не только в почтовых отделениях, но и в мелочных торговых лавках.

В 1845 году для корреспонденции, пересылавшейся по России, были введены в обращение штемпельные куверты — первые отечественные знаки почтовой оплаты. С 1 декабря 1848 года на улицах Петербурга стали устанавливать первые почтовые ящики.

Почтовый ящик для отправки писем из городов Российской империи в Санкт-Петербург в «штемпельных кувертах» общегосударственного образца 1848 года

Они были сделаны из досок и снаружи обшиты тонким листовым железом. В дальнейшем почтовые ящики постоянно совершенствовались: для прочности стали использовать чугун, применяли съёмные внутренние корпуса, которые позже заменили на брезентовые мешки.

Этот почтовый ящик установили в 1851 году на только что открывшемся железнодорожном вокзале в Москве. Такой же — на вокзале в Санкт-Петербурге

Внешне они отличались от ящиков общегородской почты. Для сохранности корреспонденции внутри деревянного корпуса установили внутренний жестяной ящик, который вынимали и доставляли в почтовое отделение в запертом виде. На передней стенке напечатаны правила обработки писем. Первый пункт сообщает: «Опущенные письма отправляются с первым отходящим поездом».

Автомат по продаже марок

Этот автомат — одна из первых советских разработок по механизации розничной торговли. Они стояли на почтамтах и в крупных почтовых отделениях. На передней панели устройства — окошко с образцом продаваемой марки и кнопка возврата монет.

Автомат по продаже марок

В аппарат заправляли катушку с лентой из марок. Механизм выдачи марок и монетный механизм приводил в действие заводной пружинный барабан, поэтому автомат нужно было постоянно подзаводить. Если в автомат опускали монету-суррогат (меньшую по весу и диаметру), механизм не срабатывал, монета попадала в лоток возврата.

Надписи на лицевой стороне: «Одна 10 коп. почт. марка» и «Опустить одну 10 коп. монету и получить марку. Если марка не выпадет, нажать кнопку».

Современные почтальоны не пользуются рожком и не ездят в каретах, а корреспонденцию хоть и продолжают перевозить по морю и железной дороге, но уже совсем другим транспортом. Возможно, через многие годы и современные атрибуты почтальонов станут экспонатами, и посетители музеев будут смотреть на них с тем же интересом, что и мы — на предметы трёхвековой давности.

0
3 комментария
Яна Федорова

Очень интересно! Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Po...

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Вы даже статью не можете соорудить логичную и без ляпов внутри.
"На кожаном поясе у почтальонов допетровской эпохи обязательно был прямой медный рожок."
И ниже фото само собой прямого медного рожка в качестве примера к описанию. Или не прямого?

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда