Промо
11 043

Не в деньгах счастье: как мотивировать подчиненных в кризис

Генеральный директор «Мегаплана» о том, как повысить эффективность, не поднимая зарплаты

В закладки

Генеральный директор платформы для автоматизации бизнеса «Мегаплан» Сергей Козлов подготовил для vc.ru цикл материалов «Дюжина причин ваших факапов» о типичных ошибках руководителей компаний.

В четвертой статье автор рассказывает, почему и как нужно мотивировать сотрудников в кризис.

Материал опубликован при поддержке «Мегаплана».

Когда в компании тяжелые времена, денег на премии и материальные бонусы нет. Бюджет надо оптимизировать.

Очевидный выход — сокращение штата или зарплат. В первом случае оставшиеся работники вынуждены делать больше за те же деньги, во втором — столько же, но за зарплату меньше. И те и другие недовольны — продуктивность падает. Вместо того чтобы работать лучше и вытаскивать компанию из сложной ситуации, подчиненные выполняют задачи неохотно, отсиживают часы на рабочем месте и ищут вариант получше. Решение — нематериальная мотивация.

Правильная мотивация бьёт по потребностям человека. Все люди разные, но все нуждаются в заботе и уважении, свободе выбора, отдыхе и признании заслуг. На это и нужно делать ставку.

Забота и уважение

По статистике, 40% работников считают свой голос не услышанным. Причина — отсутствие диалога с начальством. Задача руководителя — обосновать решения, особенно если они напрямую касаются работников.

Раз в месяц я завожу обсуждение в «Мегаплане» о том, кто и что сделал, с конкретными фамилиями отличившихся. Пишу о делах компании в целом. Упоминание в обсуждении мотивирует: хочется, чтобы твоя фамилия тоже прозвучала.

Обсуждение сплачивает коллектив: все понимают, что коллеги из соседнего подразделения не бездельничали, пока ты трудился в поте лица, а делали что-то полезное. К тому же, так я ликвидирую слухи и показываю, как в реальности обстоят дела в компании. В комментариях к обсуждению каждый работник может высказать предложение по улучшению работы. Если идея стоящая, мы её реализуем.

Подобная практика похожа на японскую систему рациональных предложений «кайдзен». Каждый работник вносит на рассмотрение идею по улучшению бизнеса. Если идею примут, работнику выдают карточку благодарности. В конце года её можно обменять на лишние часы отдыха или товары фирмы.

Свобода выбора

Руководители часто ужесточают контроль за подчиненными: вводят систему штрафов за опоздание, заставляют отчитываться за каждый этап работы. Подчиненный потерял деньги, получил задачи в нагрузку к основным, ещё и ввели тюремный надзор. Продуктивности от такого подхода — ноль. В кризис действовать нужно с точностью до наоборот: снизить контроль и сконцентрировать внимание на результате.

Можно установить дедлайны и ежедневный объём работы для каждого. Не важно, пришел ли работник в офис на пять минут позже или вообще остался дома, у него есть объём работы, который он должен выполнить сегодня. Главное — предупредить руководителя.

В «Мегаплане» у нас есть обсуждение: «Журнал посещений». Подчиненные предупреждают о своих перемещениях, а в задачах отписываются о результатах работы за день.

Отсутствие жесткого контроля со стороны начальства дарит работнику свободу выбора и развивает самодисциплину. Работник испытывает чувство благодарности к руководителю и не хочет его подвести. Главное, чтобы подобная практика не входила в привычку, и штатник не перешел на график фрилансера.

Обещание отдыха

Никто не желает оставаться на работе после семи или в выходные, тем более просто так. Отличная альтернатива финансовому вознаграждению за переработки — отдых.

На заводах Renault и Peugeot все сверхурочные часы прибавляются к отпускам. Просто взять отгул за переработку — нельзя. Только отпуск, причем разбитый на три части. Первый должен быть двухнедельным, второй и третий — не меньше недели. Так компании обезопасили себя от оплаты отдельных часов переработки и мотивировали трудиться больше.

Признание заслуг

Метод кнута и пряника стар, как мир. Но большинство руководителей забывает о пряниках и использует кнут настолько часто, что у работника пропадает малейшее желание делать хоть что-то.

Руководитель считает: «выполнять задания хорошо — твоя работа, я не обязан за неё хвалить». Но это не так. Когда человека хвалят, он испытывает счастье. Счастливый работник сделает для компании больше. Он становится увереннее в себе и не боится предлагать смелые, нестандартные решения проблем. А это то, что нужно компании в кризис.

Компания дизайна и отделки офисов «Наяда» поощряет работников за достижения уникальной номинацией. Фамилии призеров «за душевное отношение к делу» или «освоение новой продукции» публикуют в корпоративной газете.

Необязательно придумывать подобное. Простого слова «молодец» достаточно. Но забывать про кнут тоже не стоит. Когда слишком часто хвалишь человека, он впадает в состояние эйфории от собственного успеха и не может сконцентрироваться на работе. Если работник допускает ошибку, о ней обязательно нужно сказать, и вместе придумать варианты решения. Если это не ошибка, а провал, который повредил компании, наказание должно быть жестким.

Мой знакомый руководитель ИТ-компании использует в компании систему штрафных карточек. Один проступок — желтая карточка, два — красная, три — увольнение.

В кризис похвалы должно быть больше. Подчиненный и так находится в стрессовой ситуации: боится ошибок и последующего за ними увольнения. От угрюмого и запуганного работника компания не выиграет. Мы используем систему 1:3 — после одного наказания обязательно нужно отметить три заслуги работника.

Немного статистики

Многие не верят в силу нематериальной мотивации. Поэтому приведу ниже самые распространенные причины увольнений. Числа* скажут за себя.

  • Неадекватная оплата труда. 25% сотрудников готовы поменять место работы за повышение ставки на 5%.
  • Потеряна цель. 63% работников считают, что неправильно расставленные приоритеты привели к потере времени.
  • Пустое время. 47% сотрудников признались, что больше всего времени на работе уходит на совещания, 37% сотрудников тратят время, чтобы исправить ошибки за своими коллегами.
  • Люди-демотиваторы. 25% неактивных работников вносят смятение и пессимизм в коллектив.
  • Ужасное рабочее пространство. Из-за неудобного рабочего места результативность падает на 50%.
  • Отсутствие оценки. 70% сотрудников хотят, чтобы их оценили, 40% сотрудникам кажется, что их вклад в работу не замечают.
  • Плохой начальник. Мириться с плохим отношением руководства в России готовы лишь 4% трудящихся.

*по данным опросов Центра креативного лидерства в Америке, аналитической службы Microsoft Office, сайта вакансий Careerbuilder, закрытого аналитического опроса Mental Skills за 2015 год и других мировых исследований за 2013-2015 годы.

***

Способов нематериальной мотивации масса: уютный офис, как у Google, корпоративные мероприятия, как у «Яндекса». Конечно, если работнику не платят, он уйдет, хоть канкан перед ним станцуйте. Но во время кризиса нематериальная мотивация поможет удержать проверенных и надежных работников. Именно они — опора компании в тяжелые времена.

Можно расстаться со старыми работниками и нанять других, мотивированных желанием проявить себя на новом месте. Но обучать новичков дороже: им потребуется время на адаптацию в компании, чтобы принимать смелые и правильные решения. Этого времени у вас нет.

В следующий раз я расскажу, как учиться на ошибках конкурентов. До встречи через неделю.

#партнерский #работа #зарплата #мотивация #мегаплан #Колонка #кризис #я_умный #мотивация_сотрудников #Сергей_Козлов #дюжина_причин_ваших_факапов #блог_мегаплана

Статьи по теме
Деньги на ветер: контекст не работает
«Ой, всё!»: Почему от вас уходят клиенты
Дюжина причин ваших факапов
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u044f_\u0443\u043c\u043d\u044b\u0439","\u0441\u0435\u0440\u0433\u0435\u0439_\u043a\u043e\u0437\u043b\u043e\u0432","\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430","\u043f\u0430\u0440\u0442\u043d\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439","\u043c\u043e\u0442\u0438\u0432\u0430\u0446\u0438\u044f_\u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432","\u043c\u043e\u0442\u0438\u0432\u0430\u0446\u0438\u044f","\u043c\u0435\u0433\u0430\u043f\u043b\u0430\u043d","\u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441","\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0437\u0430\u0440\u043f\u043b\u0430\u0442\u0430","\u0434\u044e\u0436\u0438\u043d\u0430_\u043f\u0440\u0438\u0447\u0438\u043d_\u0432\u0430\u0448\u0438\u0445_\u0444\u0430\u043a\u0430\u043f\u043e\u0432","\u0431\u043b\u043e\u0433_\u043c\u0435\u0433\u0430\u043f\u043b\u0430\u043d\u0430","advertising"], "comments": 46, "likes": 19, "favorites": 1, "is_advertisement": true, "subsite_label": "promo", "id": 11100, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 09 Oct 2015 14:07:03 +0300" }
{ "id": 11100, "author_id": 2, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/11100\/get","add":"\/comments\/11100\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/11100"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199134, "possessions": [] }

46 комментариев 46 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
16

Самого главного рецепта нет. Купить каждому сотруднику несколько больших мониторов, хорошие мышку и клавиатуру. И чтобы не лагало. А то в кризис начинают экономить на всем подряд, даже на орудиях труда.

Ответить
0

В большинстве компаний да, но не в Мегаплане.

Для комфортной работы (даже в кризис) у нас созданы все условия:
1) Качественные рабочие места (кому аймак, кому ноутбук, кому обычный десктоп).
2) Бесплатный корпоративный wi-fi на базе Ubiquiti UniFi AP
3) Удобные кресла
4) Просторные и светлые кабинеты с современным ремонтом
5) Каша по утрам (Каша, Карл!) 2х видов
6) Фрукты и хлебцы по утрам.

И много-много всего другого!

Ответить
8

Вспоминается старая реклама 1999 года:
- Кормить надо лучше, вот они и не улетят !
Если базовые потребности работника не удовлетворены (а это проще всего решается деньгами), ему не важна мощность его офисного компьютера - вот моё мнение.
Кто-нибудь думает так же?

Ответить
0

Баланс нужен. В Мегаплане большинство работает более 3-х лет. А несколько человек 5-летний юбилей празднуют в этом году. Я сам четвертый год.

Ответить
8

А знаете в чём разница на самом деле? Разница в работе. Если работа откровенное говно, то сотрудника можно мотивировать только деньгами. Если сотрудник любит свою работу и дорожит ей, то и простого "молодец" достаточно, особенно в кризис.
Глупо высиживать часы, как тот парень в серверной. Это как жить ради количества прожитых дней или ради заработанных денег. А жить надо качественно. А качество жизни - это не только зарплата. В названии статьи написана её суть. Кстати, эти слова повторяют не первый век, наверное, не зря;)

Ответить
8

Статья надо было назвать "Как наебывать работников, не повышая им зарплату". Ну честно. Проблемы в с баблом у руководства компании - это проблемы руководства, почему сотрудники должны страдать? Если у сотрудника повысилась стоимость проезда на работу, стоимость питания и так далее - ему становится менее выгодно работать на компанию. В конце месяца все равно надо сводить бюджет и если у него будет дефицит семейного бюджета - в любом случае начнутся леваки, халтуры в рабочее время, имитация деятельности и тому подобные моменты.

Ответить
–1

Если человек обманул меня один раз - пусть стыдно будет ему. Если он обманул меня во второй раз, то пусть стыдно будет мне.

Ответить
2

мораль - "обманывайте всех по разу", или что?

Ответить
1

мораль - путь обмана, не наш путь
приходилось видеть, как людям обещали и бонусы, и долю во владении компании
некоторое время фальшивая "морковка" работает, но потом жесткое разочарование приходит

Ответить
0

Если сотрудник предложил взять на себя какие-либо доп.обязанности или предложил автоматизировать рутину - то почему бы его и не премировать? Или повысить зп? Тут вы не правы.
Другой вопрос: где вы видели что ее повышают где-либо планово?

Ответить
6

"Журнал посещения"? Ужас какой.

Ответить
2

Скорее журнал отсутствия.
Отгул без справок, регистраций и смс.

Ответить
0

Здесь была отсылка в названии к "Журналам", что в школах были когда-то))

Ответить
0

Зато все в курсе)

Ответить

6

в другом треде кто-то правильно сказал, что нематериальная мотивация, бесплатные уроки йоги и вот это все - херня для хипстеров. нормальных людей мотивируют деньги.

Ответить
0

Не согласен. Меня деньги не мотивируют.

Ответить
3

1) Дать разумный план работ
2) Наказать/премировать в зависимости от результатов
3) Все счастливы и с улыбкой идут на работу

Ответить
2

мы вкладываем значительные материальные средства в нематериальное стимулирование сотрудников

Ответить
1

с этим приходилось бороться, когда у нас был целый отдел кадров, обычно все их идеи нематериальных поощрений выражались в том, чтобы потратить денег

Ответить
0

Аркадий, это получается подмена понятий. Подарить часы вместо выписывания премии многие считают нематериальным стимулированием, хотя и часы и деньги - одно и тоже в понимании материальных благ. Во многих компаниях принять дарить айпеды и айфоны сотрудникам, но при этом сотрудникам они и задаром не сдались. А вот поблагодарить за проделанную работу решаются не все руководители компаний, считая это унижением своего достоинства - "Ведь я же им деньги плачу".

Ответить
1

часы - это другое.
а йога, внезапно, тоже денег стоит.

Ответить
0

У одной нашей "родственной" компании практиковали тем, кто пришел раньше на работу, то массаж от массажистки. Соответственно, массажистка работала не бесплатно. Но народу интереснее было прийти по-раньше. У нас каша с утра и фрукты. Тем, кто раньше придет. На всех не хватит.

Ответить
1

Не понятно как мерить эффективность этой мотивации.
Сергей повысил мотивация, мы очень рады. А цифры где?
Сотрудники стали засиживаться на работе?
Сотрудники работают по выходным?
Сократилось количество жалоб?
Вырос оборот?

В чем мерить-то?

Ответить
3

Важен результат. Для зрелой коммерческой компании (не старт-апа) - это выручка. Если выручка продолжает расти даже в кризис, как у нас в Мегаплане, то правильно мотивируете работников.

Ответить
1

То есть выручка у вас растет, а з/п вы не повышаете? :) Жук вы, Сергей!

Ответить
1

Если бы еще и расходы не росли(( Например, за серверы цена в евро.
А выручка в рублях.

Ответить
1

Думаю фраза не в деньгах счастье начинается где то с 3-4к долларов ежемесячно. Так что идите нахер крахоборы со своей мотивацией.

Ответить
0

Дмитрий, расскажите поподробнее. Вот вы предлагаете "в топку" две статьи: первая про то, как в кризис нужно увольнять, а вторая - как в этой же ситуации лучше не увольнять, а пользоваться неденежной мотивацией. Получается, что вы предлагаете в кризис сначала абсолютно всем поднять зарплату до уровня, когда деньги перестают их волновать, а потом уже думать, кому выдать медаль?

Ответить
0

Я думаю что каждый должен хорошо делать свою работу. Т.е. мой работник должен хорошо выполнять свою работу, а я должен хорошо её продать. Если он работает хорошо, а я не могу позволить себе платить ему хорошую зарплату и при этом зарабатывать хорошо сам - это мой косяк.

Ответить
0

Мелко плаваете, Дмитрий))

Ответить
0

Вы правда думаете что 3-4к баксов это мало для покрытия нижних этажей пирамиды Маслоу? Тогда я думаю что это вы зажрались, ибо на жилье-еду-одежду-здоровье этих денег хватит в любом месте, даже рядом с СФ.
Ну а о какой мотивации может идти речь, если базовые потребности не покрыты?

Ответить
0

3-4 тыс долларов по нынешнему курсу - приличные деньги для покрытия базовых потребностей, соглашусь. При этом люди разные и потребности у них разные. Некоторым достаточно 0,5 тыс долл в месяц, смотря, как питаться и что потреблять. А некоторым и 10 тыс долл "в обрез". Получается, у каждого свой порог, с которого начинается мотивация.

Ответить
1

Хорошая статья. Охвачено не все, но напомнить себе о некоторых вещах было не лишним. Спасибо!

Ответить
0

Приведенная статистика в самом конце статьи из США, к нам она имхо частично применима.

Ответить
1

Более того, там в последнем пункте такой перл: "Мириться с плохим отношением руководства в России готовы лишь 4% трудящихся."
Статистика по США, а выводы про Россию.

У Мегаплана хреново с клиентами, надо попиариться, вот и высасывают из пальца что могут.

Ответить
0

«...и других мировых исследований за 2013-2015 годы» — российские в том числе.

Ответить
0

ЧТД - данные высосаны из пальца. Скомпилировать данные нескольких исследований в одну статью можно. Но вот получить распределение: 50% то, 30% сё - невозможно, это все должно базироваться на одном исследовании. Иначе это полная туфта.

Ответить
0

Если опустить то, что данная статья реклама продукта, то:

Есть Ветхий Завет.
"Не хлебом единым жив человек"
Именно так Моисей сказал, успокаивая свой народ, утомленный долгим возвращением из египетского плена. Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям.

Как видите, "нематериальную мотивацию" придумали несколько раньше, чем вам кажется.

Хочется задать авторам вопрос. Ну, понятно, евреи, идущие из плена египетского, там явная и осязаемая цель была - своя земля, своя страна. Кстати, единственная в истории мира нематериальная мотивация, которая прожила более 2000 лет (аккурат до 1947 года).

Но Ваши сотрудники, уважаемый автор. Они да получат "манну небесную", когда "дойдут" до конца кризиса?
Или останутся дальше "немателиальномотивированными"?

Вам нужно определиться с тем, зачем мотивация нужна: Чтобы Вам свой бизнес спасти или чтобы сотрудников от голода (утрировано) спасти?

В свою очередь, сотрудникам следует напомнить, что кризисы сами собой не происходят. Да, под час они зависят от множества и внешних факторов. Но сейчас бизнес, в первую очередь малый бизнес, находится под жесточайшим давлением государства, цель которого - вы сами понимаете, что это за цель.

И бизнес при этом - выживает. А увольнения - это жестокая необходимость. Не поднятие зарплат - невозможность их поднять.

В кризис у сотрудника может быть одна мотивация - не оказаться на улице без работы. И она, ох как материальна.

Ответить
0

Ветхий завет не читал, там жёстко, кажется. Глаз за глаз, зуб за зуб. Учитывая, что глаз только 2, зубов у нас в РФ 32, а у в продвинутых Северных штатах Америки 28, то жёстко.

Ответить
1

Знаю множество людей, которые не читали Ветхий Завет, Коран и Новый Завет. И это не делает им чести. Вам, в том числе.

Ответить
0

К сожалению, у меня не было другого пути. Папа из ВЛКСМ и КПСС, мама - доктор наук из РАН. Так что я - атеист по рождению.

Ответить
0

Не люблю этот термин "сотрудники", сотрудники в органах служат. По Трудовому кодексу работники и работодатель.

Ответить
0

1. Обозначить общего врага
2. Пообещать вступление в профСОЮЗ
3. Зарядить кричалками: Кто не пашет - тот не ест
4. Раздать печеньки.

проверено работает

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }