Конкурс инструкций
Промо

Последнее слово: вы много читаете, но ничего не знаете

Генеральный директор платформы для автоматизации бизнеса «Мегаплан» Сергей Козлов подготовил для vc.ru цикл материалов «Дюжина причин ваших факапов» о типичных ошибках руководителей компаний.

В двенадцатой, заключительной статье автор рассказывает, как использовать знания.

Материал опубликован при поддержке «Мегаплана».

Каждому знаком типаж девочек-зубрилок. В институте они держались подальше от студенческих развлечений, сидели за первой партой и знали ответы на все вопросы преподавателя. Я не слышал, чтобы эти девочки добились выдающихся успехов. Кто-то из них стал руководителем отдела в небольшой компании — это предел.

Успеха добивается не тот, кто без разбора зазубривает входящую информацию, а тот, кто знает, что читать и как использовать знания.

Я не говорю, что читать плохо: чем больше человек читает, тем шире его кругозор и подвижнее мысль. Я говорю о чтении «ради галочки». Можно читать бизнес-литературу, посещать тренинги по саморазвитию, но оставаться на прежнем месте. Единственная польза от такого самообразования — возможность похвастаться: «В этом году я прочел 15 книг об управлении, мотивации и финансах». Да-да, когда-нибудь эти знания пригодятся и вы станете миллионером.

Ждать случая — пустая трата времени и денег. Если вы прочитали горы книг и статей, как сократить расходы в кризис, но компания работает в минус — вы ничего не знаете. Если вы изучили 30 методик тайм-менеджмента, но до сих пор сидите на работе за полночь — вы ничего не знаете.

Проблема не в том, что вы глупы. Проблема в том, что вас неправильно учили усваивать информацию.

Полезное чтение

В течение 11 лет в школе в нас запихивают информацию. Задача учителей — дать новые знания по утвержденной программе. Они создают резервуары с информацией и не задумываются над вопросом, как эти знания пригодятся в жизни.

На уроке географии нас учили запоминать названия стран, городов и рек. Учитель тыкал указкой в точку на карте, а мы должны были вспомнить название. Материал усвоен — знания полетели в резервуар, а оценка — в дневник. Но никто не объяснил нам, как использовать эту информацию в жизни.

Чтобы знания стали чем-то большим, чем просто «мешок» фактов, нужно показать их важность. Например, информация о расположении рек важна для понимания развития государств. Это знание пригодится на уроке истории.

Но перед учителями нет задачи выстраивать перекрестные связи. Их задача — дать знание. Это неплохо: базовые и профессиональные знания нужны. Вопрос к методике запоминания, изменить которую взрослому человеку будет сложно. Так мы работаем с информацией по сей день: собираем склад с переполненными резервуарами, что с ними делать, не знаем — но по инерции создаем новые резервуары в течение всей жизни.

Поглощать информацию бесполезно — нужно научиться ее выбирать, правильно обрабатывать и применять на практике.

Что читать

Прежде чем закупать тонны литературы, нужно понять, по какому направлению не хватает знаний. Когда дело касается личных знаний и навыков, все просто: никто не знает вас лучше, чем вы сами.

Наклевывается крупный клиент из Италии. В университете вы изучали язык, но давно не практиковались. На переговорах поможет переводчик, но вы понимаете, что личное общение лучше. Вы нанимаете преподавателя, чтобы подтянуть язык.

Вы ищете работу. В крупной компании открыта привлекательная вакансия. Вы подходите по всем требованиям, кроме одного — знание основ html-верстки. Вы покупаете онлайн-курс и восполняете недостающие знания.

Задача руководителя — развивать не только личные навыки, но и навыки работников компании. С этим сложнее. Многие махнут рукой. В итоге руководитель умен, знает, что и как делать, — но компания не развивается. Нужно определить слабые стороны компании и создать такие условия, чтобы сами работники могли ликвидировать пробелы. Например, организовать курсы английского языка, пригласить тренера по ораторскому искусству или подготовке презентаций.

В «Мегаплане» мы решили проблему с нехваткой знаний так — создали библиотеку. Закупили книги по саморазвитию, продажам, переговорам и навыкам делового письма — все, что полезно для работы.

Работнику не нужно бежать в магазин или скачивать книгу в интернете — она есть в библиотеке. Это удобно. Если у работника какая-то проблема, я помогу, но посоветую прочитать ту или иную книгу или статью.

Недавно заметил, что работнику тяжело даются презентации. Посоветовал «Мастерство презентации» Каптерева. Он прочитал, и презентации стали лучше.

Найти полезную книгу или статью — половина дела. Ее нужно правильно прочесть.

Как читать

Интернет пестрит краткими содержаниями бизнес-литературы. Кажется, что это удобно: быстро прочитал главное — и перешел к новой книге. Это заблуждение по двум причинам.

Краткое содержание — выжимка идей автора, на которые обратил внимание человек, писавший это краткое содержание. Со своим багажом знаний. У всех опыт разный: одному показался важным один момент, другому — другой. Читая только краткие содержания, вы упускаете полезное лично для вас.

Короткие тексты сложнее понять. В кратких содержаниях и маленьких новостях каждое предложение кажется важным. Мозг получает сигнал «запомнить». О понимании в этот момент речи не идет. Длинный текст с лирическими отступлениями помогает мозгу самостоятельно найти полезную информацию, мысленно составить картинку — не просто запомнить, но и понять прочитанное.

Краткие содержания хороши в одном: они дают представление, о чем книга и нужно ли вам ее читать целиком. Секрет к правильному усвоению информации — осмысленное чтение. Когда ты не просто пробегаешь по верхушкам, а вчитываешься в слова автора, обдумываешь их. Это отнимает время, но приносит больше пользы.

Задача читателя — «прожить» прочитанное. Понять текст просто: можно выделить нужное место маркером, расшифровать суть и забыть через пару часов. Прожить — значит примерить на себя. Поможет краткий конспект от руки.

Норвежские ученые Анна Менген и Жан-Люк Вилай подтвердили, что во время конспектирования от руки задействовано больше участков мозга, чем во время печатания на клавиатуре.

А канадский психолог Аллан Пайвио предложил делать конспекты по системе двойного кодирования: записывать новую мысль и одновременно зарисовывать ассоциации, которые эта мысль вызывает. Опыты Пайвио доказали, что применять оба способа в два раза полезнее.

Законспектировать — не значит выписать фразу из книги. Это значит обдумать мысль автора, и записать ее своими словами — так выводы автора автоматически накладываются на ваши знания и опыт.

Еще один способ усвоить информацию — поделиться знанием. Когда мы объясняем новую методику, то стараемся делать это просто и понятно. Мозг работает на упрощение сложной схемы, и в результате мы сами лучше понимаем, о чем речь.

К тому же делиться полезными знаниями с работниками — прямая задача руководителя как направляющей силы компании.

Недавно дошли руки до книги Джека Митчелла «Обнимите своих клиентов». Мне она полезна косвенно — я не работаю напрямую с клиентами. А вот менеджерам по продажам — необходима. Я всегда читаю книги с карандашом: делаю пометки на полях и составляю в блокноте конспект. Не поленился и перепечатал конспект в «Мегаплан», чтобы работникам было удобно.

Конспект схематичный, но мотивирует работников к прочтению книги. Менеджеры испробовали описанные методы и убедились, что они работают. Теперь в «Мегаплане» есть правило — новые работники, независимо от того, в какой отдел они пришли, начинают работу с этой книги.

Как закрепить знания

Знания надо постоянно практиковать. Иначе они быстро вылетят из головы, как формула дискриминанта у гуманитариев. В 2000-х годах американские ученые доказали: если в течение 72 часов после получения новой информации человек не применил ее на практике, то обучение прошло зря.

Вы узнали о матрице Эйзенхауэра в пятницу. Подробно изучили статью, решили начать с понедельника. Не выйдет. В понедельник читать придется заново: за выходные вы забудете подробности и нюансы. Останутся только грубые факты, а этого недостаточно, чтобы внедрить систему.

Не все новые знания можно сразу буквально воплотить в жизнь. Но обдумывание приемов и методик, анализ — это тоже практика.

Из статьи эксперта вы узнали, как перераспределить финансы в кризис, чтобы сэкономить. За два дня вы не перекроите месячный бюджет. Но в это время вы можете работать с идеей: обдумать, примерить себя: подходит ли это вашей компании, просчитать риски. Это уже практическое применение нового знания.

Даже если в итоге вы решите, что метод сейчас вам не подходит, знание уже записалось на подкорку. Когда придет время, информация сама всплывет в голове и поможет решить вопрос.

Чтобы знания работали, нужно прогнать новую информацию через простую схему:

Определить, какое знание и зачем необходимо

Внимательно изучить книги, статьи, обзоры

Законспектировать основные мысли

Применить на практике

Такой подход требует гораздо больше времени, но он эффективнее. Знание откладывается в голове, и вы можете использовать его при первой необходимости. Лучше вдумчиво прочитать одну книгу и использовать знание, чем двадцать одну — и ничего не применить на практике.

Послесловие цикла

Это последняя статья цикла о самых распространенных ошибках руководителей. Я выбрал эту тему неслучайно. Часто руководители поднимаются так высоко, что в проблемах компании обвиняют всех вокруг, кроме себя. Но это не так. Любая мелочь, любой провал — ошибка руководителя. Если работники плетут интриги, деньги улетают в трубу, а компания уже давно проигрывает конкурентам — это проблемы «головы».

Неважно, чем вы занимаетесь: проблемы у всех одинаковы. Если вы еще с ними не столкнулись, то обязательно столкнетесь.

Я не претендую на звание «босс года», не утверждаю, что мои приемы — единственно правильное решение. Я поделился знаниями, а использовать их или нет — решать вам. Мы сами выбираем, на чужих ошибках учиться или на своих.

P.S. В комментариях ко всем 11 статьям меня обвиняли в рекламе «Мегаплана» (хотя никто и не скрывал, что публикации оплачены). Открою секрет: вы все ошибались. На самом деле это была реклама «Зеттаплана».

Зеттаплан — система для управления компанией через интернет. Думаю, самая совершенная из существующих. Готов поспорить в комментариях. Регистрируйтесь, пробуйте — обсудим.

До встречи!

Конкурс технических инструкций
0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Николай Иванов

"Любая мелочь, любой провал — ошибка руководителя. Если работники плетут интриги, деньги улетают в трубу, а компания уже давно проигрывает конкурентам — это проблемы «головы»."

Полностью согласен. Я как-то слышал утверждение от одного из руководителей "То, что рыба гниёт с головы – неправда. Это отговорка для хвоста". ))

Ответить
5
Развернуть ветку
Alexey Bolshov

А если голова не знает, что делает хвост? И зачем хвосту голова, если ор может делать, что хочет?

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Путра

Это проблема головы знать, что делает "хвост". Это проблема головы принимать на работу такие "хвосты", которые будут делать то, что надо.

Ответить
1
Развернуть ветку
Алексей Чингуль

Сейчас все читают, цитируют, репостят. Присылают рекомендации к прочтению. На каждую проблему можно найти решение в Интернет в течении 20 минут.

И на миг даже, кажется что все вокруг страшно умные и образованные люди.

Но, как вникаешь в детали нового проекта, так и хочеться воскликнуть "Да, вы блеать издеваетесь что ли...?"

Куда девается этот опыт начитанности прочитанного?

Ответить
3
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Булат Шамсутдинов

Большое спасибо за статью! Полезные советы и есть что забрать в инструментарий. Тема, на мой взгляд, архиважная.

От себя хочу добавить маленький трюк, который подчерпнул у шефа и оценил по достоинству - читая книгу, делать в ней пометки и отмечать самые важные мысли, а на последней странице выписывать номера страниц с пометками, самые важные обводя в кружек. Когда есть необходимость или просто хочется освежить знания, удобно пройтись по отмеченным страницам.

П.С. про Зетаплан улыбнуло)

Ответить
1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Яков Сомов

А чем отличается зетаплан от мегаплана? Более подробными отчётами? Один продукт заменяет другой?

Ответить
0
Развернуть ветку
Николай Романович

Зеттаплан проще, удобнее, понятнее, он не перегружен лишним функционалом. Просто попробуйте и вы увидите разницу)

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
Ozon и AliExpress начали задерживать доставку товаров на несколько дней Статьи редакции

Оператор доставки для маркетплейсов объяснил задержки загруженностью дорог в Сибири и на Дальнем Востоке и высоким спросом накануне праздников.

Как сделать работу компаний и фрилансеров удобной

С помощью сервиса «Рокет Ворк».

Новый дизайн «Секрета фирмы» учтёт пользовательские сценарии потребления и поиска контента

О трендах бизнеса и экономики можно прочесть коротко и ясно в удобных форматах

«Купи сейчас, плати потом»: новая классика или мимолетная мода

Сервис рассрочек рассказывает о новом финтех-тренде.

«Яндекс» представил «Станцию» второго поколения с новым дизайном и улучшенным звуком Статьи редакции

Колонка поступит в продажу в первой половине 2022 года.

Мощные сервисы для быстрого машинного обучения: от GPU SuperCloud до суперкомпьютера

В последние три года мы видим рост спроса на технологии искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения. Они проникли практически во все сферы нашей жизни, начиная от различных колл-центров и городских систем видеонаблюдения, заканчивая системами медицинского скрининга и диагностики заболеваний. Даже для оплаты проезда в столичной подземке…

Увлечение самолётами, которое переросло в бизнес

Предприниматель из Волгограда производит и продаёт по всему миру симуляторы дополненной реальности.

Его отверг Y Combinator, но признали миллионы пользователей: как работает и зарабатывает криптокошелёк MetaMask Статьи редакции

Сервис приносит материнской фирме ConsenSys сотни миллионов выручки в год, рентабельность составляет почти 100%, а используют его более 20 млн человек. Кто создал кошелёк, с кем он конкурирует и за что его критикуют — в разборе The Generalist.

Презентация MetaMask
Лидерские качества. 30 полезных материалов для их развития

Наверняка вы не раз слышали фразу: «Саша — прирожденный лидер». Но разве лидерство «дается» с рождения? Конечно, нет. Как и многие навыки и soft skills, лидерские качества можно в себе развить. В этой статье я расскажу, с чего начать путь к лидерству, а еще поделюсь полезными материалами.

Сайт Tor заблокировали в России после публикации обращения с призывом к пользователям поднять у себя серверы Статьи редакции

Команда сообщила о начале блокировки всей сети с 1 декабря.

Потерять канал в телеграме и заодно репутацию? Это легче, чем вы думаете

Всем привет! Меня зовут Альберт Базалеев, я эксперт в сфере информационной безопасности бизнеса. Одно из моих направлений — проект Варежка, это софт, который защищает telegram-каналы и корпоративные telegram-аккаунты от злоумышленников. Сегодня расскажу, какие «дырки» есть в telegram-каналах (которые так любят пиарить здесь на vc.ru) и к чему…

null