Промо
3284

Открыть малый бизнес с нуля в прямом эфире: на шоу StartupReality дают деньги на развитие и показывают на ТВ

Екатеринбургское тв-шоу помогает развиваться малому бизнесу в регионе. Даже на самоизоляции.

В закладки

Материал подготовлен при поддержке StartupReality

В 2019 году председатель Совета директоров «Русской медной компании» Игорь Алтушкин решил создать реалити-шоу, в котором молодые профессионалы из Екатеринбурга боролись бы за гранты на развитие собственного бизнеса. Этим проектом он хотел помочь развитию малого бизнеса в родном регионе. В сентябре 2019 года начались съемки первого сезона StartupReality, а сейчас шоу транслируется на региональном РБК-ТВ и Youtube.

13 мая 2020 года завершился уже второй сезон, в котором участники столкнулись с неожиданными трудностями. Никто не мог предположить, в каких условиях будет проходить финал шоу. Стартапам и так нелегко, потому что они только формируют бизнес, а весной 2020 года пришлось на ходу перестраивать бизнес-модель и запускаться в непривычных условиях.

Кто придумал StartupReality

«Есть желание и нет возможности» — это был главный тезис, из которого и вырос проект. Его придумал Игорь Алтушкин, глава «Русской медной компании». Он захотел помочь развитию малого бизнеса в родном регионе, потому что когда начинал сам, не мог найти первоначальные инвестиции. В него никто не верил: ни банки, ни частные лица, а запустить бизнес в таких условиях было почти что нереальной задачей. Эти воспоминания и натолкнули его на идею Startup Reality.

Игорь Алтушкин сделал проект в формате реалити-шоу, в котором молодые ребята от 18 и до 30 лет строят свой бизнес с нуля фактически в прямом эфире и получают деньги на развитие на каждом этапе. Над шоу работает Департамент телевидения «Русской медной компании».

Главная проблема многих акселераторов в том, что деньги на реализацию проекта дают в конце. То есть человек рассказывает про идею бизнеса, ему предлагают участвовать в конкурсе, затем он проходит множество этапов без денег, а в финале только один из участников получает первоначальные инвестиции. Такой подход противоречил изначальной идее StartupReality, в котором инвестиции выдаются поэтапно.

Попав на шоу, основатели стартапов сразу получают первые деньги и начинают воплощать свою идею в жизнь. По ходу проекта отсеиваются те участники, у которых не получилось убедить наставников в том, что им действительно нужны дальнейшие инвестиции, и к финальному призу приходят самые сильные.

Как устроено шоу

В проекте не дают деньги под возврат, не взимают проценты и не требуют долю в бизнесе. StartupReality — это про развитие малого бизнеса и про помощь, а не про коммерческую выгоду.

«Русская медная компания» не влияет на то, кто будет победителем в этом проекте. Для того, чтобы обеспечить прозрачность, независимость и объективность оценки деятельности участников, в шоу работают наставники и эксперты — молодые екатеринбургские бизнесмены, которые с нуля построили свое дело и уверенно стоят на ногах.

Во втором сезоне шоу экспертами стали основатель сети доставки и ресторанов быстрого питания «Сушкоф и Дель Песто», а также магазинов у дома «Жизньмарт» — Иван Зайченко, основательница кондитерской Bezmuki, изготавливающей низкокалорийные десерты, — Анастасия Талышкина и основатель сервисов прокачки маркетинга Callibri Иван Шкиря.

Все они участвуют в шоу на благотворительных началах. На этапе питчинга проектов каждый наставник выбирает себе в команду по два участника, которым он помогает на протяжении шоу. Они руководствуются только собственным опытом, интуицией и интересом к тому или иному человеку или его проекту.

Само шоу устроено так: сначала потенциальные участники присылают заявки, в которых будущие стартаперы расписывают свою идею и рассказывают о себе. На первый сезон было подано 450 заявок, на второй сезон — 600 заявок. Дальше комиссия, которая состоит из бизнесменов, экспертов юридического и экономического отделов «РМК», отбирает из них 40 стартапов, которые возможно реализовать в рамках Екатеринбурга, и приглашает их авторов на первый очный этап шоу.

На первом этапе комиссия из 40 стартапов отбирает 18, которые кажутся ей наиболее интересными. При отборе учитывается оригинальность и уникальность идеи стартапа, возможность ее реализации за два месяца— это временные рамки шоу, а также в рамках финансовых грантов в 100, 200 и 300 тысяч рублей.

Во втором сезоне было пять выпусков. Первые два были посвящены питчингу идей и бизнес-планам. Восемнадцать участников пришли в студию, чтобы рассказать про свою бизнес-идею и показать примерный бизнес-план.

До этого момента наставники ничего не знали о проектах, которые им предстоит увидеть. У участников шоу было всего две минуты, чтобы рассказать о своей идее. Если человек горит своим делом, то этого времени достаточно, чтобы заразить экспертов своей энергетикой, проектом, чтобы они в него поверили и поддержали. Как показывает практика, это правда работает.

Это классная возможность, мы вышли на высокие скорости. Реалити стал для нас инерционным толчком, и мы не собираемся останавливаться.

Анастасия Насонова
Руководитель стартапа «Берлога гитары»

Из восемнадцати ребят выбрали шесть человек, которые стали «костяком» сезона. Они сразу получили по 100 тысяч рублей на выполнение первого задания — участники должны были зарегистрировать юридическое лицо ООО или ИП, разработать брендбук своей компании и презентовать его. На этом этапе один человек отсеялся и осталось пять, которые получили 200 тысяч рублей.

Цель второго этапа для участников шоу — найти помещение, решить вопрос с оборудованием и персоналом. И снова после подведения итогов этапа из StartupReality снова вылетел один человек. Участников осталось четверо, и каждый их них получил по 300 тысяч рублей на непосредственный запуск бизнеса. Конечно, это сжатые сроки, но они сделали проект только интереснее.

В финале ребята, уже бизнесмены, рассказали про масштабирование их компаний, про то, какие шаги они планируют предпринять в дальнейшем, и поборолись за главный приз — 2 млн рублей.

Сколько инвестиций и когда получают участники шоу

Перед организаторами стоял вопрос: сколько давать денег? Можно было выделить много денег сразу, но тогда ни стартаперам, ни зрителям, не было бы интересно участвовать и смотреть шоу из-за отсутствия соревновательного аспекта.

Тогда было решено выделять деньги постоянно, но небольшими суммами — так у участников сохранялся стимул идти дальше. В итоге остановились на 100, 200 и 300 тысячах рублей. Это не очень большие деньги, но для того, чтобы начать работу над собственным делом достаточно. Ведь это реалити, а в жизни не у каждого начинающего предпринимателя есть сразу 2 миллиона на запуск бизнеса. Призовой фонд шоу обеспечивает лично глава «Русской медной компании» Игорь Алтшукин.

К финальным выпускам у трех оставшихся участников уже есть бизнес, а в последнем эпизоде шоу они борются за суммы в 500 тысяч рублей, 1 млн рублей и два миллиона рублей на развитие своей компании.

У меня все получилось, не знаю, как я зашел так далеко [до финала шоу]. Вера наставника подкрепляла меня во многих сложных ситуациях. Я старался сделать все, чтобы добиться результата. Не хочется, чтобы в последнем выпуске проекта все заканчивалось.

Сергей Вишнев
Руководитель стартапа «Альтернативное тепло»

От идеи до продаж — как проходит трансформация участников

Шоу демонстрирует, как участники делают свой бизнес шаг за шагом. Камеры снимают, как они первый раз идут в налоговую, как ищут помещение, как завозят оборудование, как начинают разрабатывать и продавать свой продукт.

На этом и строится интерес: зритель может проследить метаморфозы, произошедшие с участником с первого и до последнего выпуска. По сути, создатели шоу не просто обучают людей делать бизнес, но и показывают на их примере, как запустить свое дело.

Очень много людей в России запускают свой бизнес, проваливаются, оказываются в огромных долгах и не понимают, почему. Возможно, потому что этапе запуска у них не было грамотных советчиков, а таких, как известно, достаточно сложно найти.

Шоу дает людям возможность послушать уже состоявшихся бизнесменов, которые могут помочь не только стартаперам, но и всем тем, кто пытается заняться или уже занимается бизнесом.

Так, например, на первом этапе второго сезона шоу с участниками встречалась вице-президент «Русской медной компании» по экономике Татьяна Иосифовна Малек. Она рассказала им, что такое бизнес-план и как его составлять. Для многих эта информация была открытием, потому что не все понимали, как вычитать маржинальность, что такое оптимистичный и пессимистичный сценарии развития бизнеса.

Как стартапы справились с новой ситуацией

До финальной серии дошли четыре участника, три из которых должны были получить денежные призы на развитие бизнеса. Участники должны были запустить бизнес, сделать первые продажи и запустить промо акцию. На это был выделен месяц, что в принципе не так уж много, а в режиме самоизоляции и вовсе «ни о чем», потому что изначальные бизнес-модели участников пришлось перестраивать на ходу. Но ребята справились.

Стартап «Берлога гитары» Анастасии Насоновой — это проект мастерской, которая изготавливает акустические гитары по специально разработанному концепту. За месяц подготовки к финалу стартап сумел продать несколько инструментов, продумать план трансформации в большое производство с собственным оборудованием и даже привлечь к сотрудничеству музыканта и лидера группы «Чайф» Владимира Шахрина. У ребят есть стабильный рынок, на котором существует спрос даже в условиях самоизоляции.

«Альтернативное тепло» — проект энергосберегающего инфракрасного прибора отопления на основе греющей пленки — нашел продукт, который стал востребованным именно в текущих условиях. Сергей Вишнев, лидер стартапа, сосредоточился на производстве греющих сумок, которые нужны ресторанам и кафе для доставки блюд. Сумки прошли тест-драйв и выдержали его. Так что Сергей смог подписать несколько контрактов на поставку своего оборудования.

«Думай делай: роботы» — это школа робототехники Александра Хализова. Изначально это был офлайн проект, который должен был из одной школы превратиться в городскую сеть. Но ограничительный режим заставил ребят задуматься о переходе в онлайн и дистанционной продаже уроков, что они и сделали за время подготовки к финалу. Заодно выяснили, что спрос на онлайн-уроки есть, и что это новый рынок, гораздо более широкий, чем тот, на который стартап был изначально ориентирован.

Проект Smart story Александра Балина — это книга для детей, которая кастомизируется для каждого читателя отдельно. Стартап из-за закрытия типографий потерял как минимум неделю, которую было трудно наверстать в рамках конкурса, но в итоге книгу все же удалось закончить и запустить. Заодно Александр проверил гипотезу о том, стоит ли делать книгу электронной. Оказалось, что формат «настоящей» книги все же более востребован, так что сосредоточиться лучше на разных маркетинговых каналах, не перестраивая саму идею продукта.

Очевидно, что ребята очень сильно подросли, причем все. На начальных этапах все эксперты выбрали правильных ребят, с которыми было интересно работать в программе.

Иван Зайченко
Наставник проекта

Несмотря на то, что и бизнес, и конкурс пришлось перевести на удаленку, работа над проектами не затормозилась, и каждый начинающий бизнесмен по-прежнему уверен в своем проекте.

Победители и планы

Даже в финале продолжалась борьба — один из участников должен был покинуть проект в шаге от выигрыша. По решению жюри это оказался стартап Smart story — ему не хватило динамики, которую продемонстрировали остальные участники.

Третье место и 500 тыс. рублей достались проекту «Альтернативное тепло». Второе место и миллион — мастерской «Берлога гитары», а первый приз в два миллиона рублей получил стартап «Думай делай: роботы».

Трудно поверить, что это не шутка. За минуту до объявления победителей я думал, что вылечу из проекта. Пережил столько эмоций, от ощущения провала до невероятного скачка вверх. Спасибо соперникам, которые были крутыми и не давали расслабиться ни на секунду. Спасибо наставникам за фидбэк, который помогал развиваться. И спасибо команде, у которой мы учились и учимся.

Александр Хализов
Руководитель стартапа «Думай. Делай. Роботы» и победитель второго сезона

Теперь перед победителями стоит задача — превратиться в серьезный бизнес в условиях, когда даже крупные компании «штормит».

Это не финал. Эти деньги — не конец, это только начало вашего пути. Гранты расслабляют, держите это в голове, главное — грамотно распределить свой выигрыш.

Анастасия Талышкина
Наставник проекта

« #startup_reality . Твой ключ от бизнеса» — интересный и удачный опыт. Пока сложно прогнозировать, когда и в каком виде будет третий сезон. В условиях нестандартной ситуации трудно строить планы. Но пример стартапов показывает, что если есть желание, то можно приспособиться и работать в любых условиях. Так что будем надеяться, что третий сезон не за горами.

{ "author_name": "Промо", "author_type": "editor", "tags": ["startup_reality"], "comments": 20, "likes": 4, "favorites": 42, "is_advertisement": true, "subsite_label": "promo", "id": 130421, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 29 May 2020 15:57:25 +0300", "is_special": false }
0
20 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
11

Они сразу получили по 100 тысяч рублей на выполнение первого задания — участники должны были зарегистрировать юридическое лицо ООО или ИП, разработать брендбук своей компании и презентовать его.

Почему то мне кажется, что тот кто придумал это задание знает о стартапах чуть меньше, чем нихуя

Ответить
1

Проект не плох, но смотреть корпоративщину на YouTube: все эти рубашки, "умные и деловые" лица... На работе-то охуеваешь от картинности и надменности людей, так еще и смотреть на это. 

Самое огненное шоу про бизнес на Ютуб делал, еще до посадки, Полонский.

Ответить
0

++++
меньше пафоса
не бойтесь быть людьми без галстуков!:) а то видимо, люди думают, что имидж порушиться :))

Ответить
–18

Сто тыщ на брендбук и ООО это сила. Брендбук с как минимум 4 вариантами лого и шрифта у хорошей конторы, отвечающей РиЖ за качество, упрётся даже в кризис в 200, и то по знакомству. Питаться гречей и дошей пока зарегают и разработают? Два ляма на проект - тем более (был у меня комент про аксель от МТС). В пересчёте на те же USD это ни о чём .Далее - как это «инвестиции в конце»? Жрать что в процессе? Третье, г-н Алтушкин - миллиардер, выделять на один стартап ровно стоимость костюма и пары туфель в которых ты сфоткан - оскорбительно. Ну и последнее - лигалпорно вон новый контент регулярно релизит кладя - буквально - болт на всё, а у вас кризис. Очнитесь, дети, ау.

Ответить
7

Ну удачи им, братанам с их двести.

Я найду (и нашёл) и за 50 и за 20. Ты понимаешь, что никому в малом бизнесе не нужны четыре шрифта?

Дизайн конвертов, ручек, прочей шелухи.

В реальности нужен только лого, фирменный стиль и любой кастомный шрифт.

Из тебя столько желчи лезет, так сделай своё шоу, что мешает?

Ты даже статью толком не читаешь. «Инвестиции в конце» они привели пример, и причём не свой. 

Ответить
0

В стартапе брендбук делается самостоятельно хорошим дизайнером в команде (без которого всё равно никуда), а печатается на заказ чуть ли не единичным тиражом за пару десятков тысяч. Откуда 200 то, сидеть на диване и самому ничего не делать? Тогда это не стартап.

Ответить
2

Я понимаю, что речь не о проектах, а об инициативе и реалити-шоу.

Но всегда интересно сразу увидеть проекты-участники с описанием что делают, какие проблемы решают.

А так тот же набор вводных, с которым сталкивается любой, кто работает в белую с самого начала.

Ребятам удачи в начинаниях.

Ответить
0

Ilya, здравствуйте! В своих соцсетях мы много рассказываем о проектах наших стартаперов. Присоединяйтесь! 

Ответить
2

Круто! Жалко, что в других регионах нет такой супер-инициативы. Пример остальным территориям

Ответить

Комментарий удален

0

Александр, спасибо! Пока что мы делаем проект только в Екатеринбурге. Масштабировать на другие регионы в настоящее время не планируем. Но спасибо за предложение!

Ответить
0

в удмуртии хорошая поддержка среды. в якутии строят систему.
оно есть.но на должном уровне-мало

Ответить
0

Чувак - ты поищи что он натворил, поймешь что это просто способ за копейки попиариться и воспринимать это нужно именно как попытку содрать перья и дёготь в которых его вываляли за скверный храм. Этого пидараса весь Екатеринбург ненавидит. 

Ответить
2

Сначала ты собираешься строить храм в сквере, а потом пытаешься отмазаться, делая шоу для стартаперов на Ютубчике. 

Ответить
0

Посмотрел с удовольствием видео. Вообщем круто, успехов вам и всем ребятам!

Ответить
0

Дмитрий, спасибо! Ребята действительно молодцы😀

Ответить
0

Жаль что не узнал раньше. Смотрел бы

Ответить
0

Николай, добрый день! Присоединяйтесь к нам в соцсетях. Там много выпусков и полезной информации для начинающего стартапера😊

Ответить
0

Бизнес в России это история для смелых. В любой момент может произойти что угодно, сами понимаете.

Но в целом звучит интересно, я бы тоже посмотрел. Жаль что пишут уже постфактум, а какого-то широкого анонсирования не было )

Ответить
0

Я достаточно взрослый человек понимаю с полу-слова в этой области. Но сколько бы я не силился, ч так и не смог понять формулировку конечной цели. Деньги то они получат. Потратят. Алтушкин лишний раз нарисуется в пространстве. 
Результат при этом вообще не понятен. Ладно бы речь шла о выпуске велосипедов, мотоблоков, мотоциклов, ложек, вилок, сковородок, граблей и лопат - того, что у нас не делают, а везут из Китая и карликовых государств типа Тайваня.
Возьмите Генри Форда, прочтите его и заявите - я тоже так смогу. Молодец, вот тебе деньги. Если не получится, потому, что ввел в заблуждение  - значит и жизнь проживёшь зря. А получилось, видно, что получается, моментально прийти на помощь. Тогда мы и зажили.
А так, какая то мякина. И почему шоу? Мы в цирке? А почему не назвать Концепцией развития производственной сферы в области малого бизнеса.
И не шоу проводить, а совещание установленной модели и формы. С протоколированием процесса и календарными планами.
Не дурите вы мозги молодым людям. А то они уже не первое десятилетие живут по принципу "дурак думками богатеет". Не закладывайте в молодой ум бесплотную надежду - так он с этой надеждой и проживёт.
Будьте материальны. Думайте, как срубить дерево и донести до потребителя так, чтобы из совершенно бесплатного - дерево никто не сажал, в нём нет труда - донести до потребителя, сделав массу нужных вещей и не потеряв ни горсти опилок. Как это делается в Германии или том же Китае.

Ответить
0

мило и танцы и пляски  и реалити-шоу и видио ка ких потом налоговая сантсанция подарники и просто дайтиденьги имеет 
вместо логики пляски это супер

Ответить

Комментарии