Мария, Илья и Ильдар тратят от $100 в месяц на мобильные игры

Как живут «киты» — 0,15% игроков, которые приносят больше 50% дохода мобильным разработчикам.

Материал подготовлен при поддержке myTracker

Игроков, которые тратят сотни долларов в месяц, называют «китами». Это термин, использующийся в монетизации мобильных игр и подкреплённый реальной статистикой: всего лишь небольшой процент людей совершает внутриигровые покупки в условно-бесплатных играх.

Для китов, игра — это центр жизни, под который подстраивается всё остальное: там они знакомятся с новыми людьми, радуются достижениям и реализуют себя. А причины, по которым приложение становится для них чем-то большим, чем безделушкой, связаны с самыми глубокими вопросами в геймдизайне.

Ниже — истории трёх совершенно разных людей об их отношениях с мобильными играми и комментарии Директора по развитию myTracker Дмитрия Крутицкого о том, как понять мотивацию китов и правильно с ними работать, используя сервис для аналитики myTracker.

Мария
$250-$300 в месяц на Covet Fashion

Зачем тратить деньги, если можно играть бесплатно? Но без реальных денег это не игра, а вялотекущее существование.

Я не работаю, я рантье — получаю пассивный доход от недвижимости, сдаваемой в аренду. Живу в Киеве и кроме мобильных игр занимаюсь фотографией. Играю в основном в четыре игры: Covet Fashion, «Клуб романтики», Drest и детская, но милая Super Stylist. Больше всего времени и денег отнимает Covet Fashion. Это уже больше, чем просто увлечение: хочется иметь всю одежду, все новинки, самый высокий уровень и самый большой гардероб.

При этом игра жутко дорогая. Для обладателей хороших предложений с вознаграждениями в Tapjoy (приложение, которое дает вознаграждения за совершенные действия в игре — vc.ru) ещё возможно играть в удовольствие. Нам же — Европе, России, Украине и Казахстану — приходится несладко.

Близкие нормально к этому относятся: мама рада, что у меня есть увлечение. И вообще, нет ничего зазорного в том, чтобы тратить деньги на то, что любишь.

Деньги помогают подняться быстрее по уровням: чем выше уровень — тем красивее кукла, а от этого получаешь эстетическое удовольствие. Мои самые дорогие покупки в игре — вот этот плащ и платье. Каждый предмет стоил около $20.

Плащ.
Платье.

Играю я чаще дома, поскольку нужно сосредоточиться — игра о-о-о-очень тяжелая, просто до безумия, и для неё нужен стабильный интернет, но плюсы перевешивают всё остальное: мне нравится дизайн, интерфейс, сообщество игры в Facebook и то, что она располагает к творчеству и общению. Я люблю всё, что связано со стилем и дизайном одежды, а вещи, представленные в игре, — это копии одежды от настоящих дизайнеров.

Сейчас Covet Fashion переживает не лучшие времена. Вполне возможно, что рано или поздно её удалят, тогда я, наверное, буду играть в свои остальные игры, но уже без особого удовольствия и энтузиазма. Новые уровни, которые делают разработчики, — просто ужасны. Это раздражает, так как я уже на 35 уровней впереди всех, и у нас новый контент выпускают раз в месяц. Эти прически и макияжи совсем никакие, и ты всё равно ждёшь нового уровня, а там кошмар, и так каждые шесть-семь месяцев.

Если игры не станет, я это переживу. Но я бы хотела найти такую же, только дешевле.

Наряд Марии.

Я веду две группы, связанные с игрой: организовываю творческие челленджи и делаю арты в кооперации с художниками. Пока играю, то подтягиваю английский, потому что большинство игроков — англоговорящие. Так что для меня это не пустое времяпровождение, здесь много полезного и нужного для ума и сердца. В Facebook я нашла лучшую подругу по игре.

По деньгам я трачу где-то $250-300 в месяц на два аккаунта. Покупаю все «флэшбек паки» — это уже $120 долларов. Ну и я вынуждена покупать игровую валюту — бриллианты. В самом начале, чтобы подняться по уровням, у меня ушло 3-4 тысячи долларов, если не больше. Сейчас я покупаю аксессуары, которые нельзя выиграть, дискаунты, дающие членам «Модного дома» (аналог клана в мобильной игре — vc.ru) скидки, подарки победителям челленджей, которые я устраиваю. Да, я всё-таки трачу больше трёхсот долларов в месяц.

И даже со всем этим, за три года у меня ни разу не было Top Look (в игре оценивают наряды и можно попасть в десятку лучших, после чего его показывают на главной странице — vc.ru)! Считаю это существенной недоработкой «Ковета». Плюс игры — в том, что можно не морочить голову с подарками для тех, кто тоже играет. На Новый год присылала девочкам бриллианты в качестве сюрприза.

Наряды Марии.
Наряды Марии.
Дмитрий Крутицкий
Директор по развитию myTracker

История Марии подтверждает, что самые большие «киты» — часто лидеры кланов. Для них игра — это, в том числе, обязательства и ответственность за своих сопартийцев. Игра мотивирует их помочь своим игрокам (покупая массовые скидки и бонусы). В этот момент сопартийцы получают сообщение о том, что лидер клана позаботился о них, и благодарят за это. Кит с развитым кланом в игре совершает покупки уже думая не столько о себе, сколько об игроках, которые его окружают.

Лидеры кланов — особые игроки, для которых стоит выстроить коммуникацию со специальными push-уведомлениями и сообщениями в игре. Для этого нужно будет настроить аналитику и сегментацию по аудиториям внутри игры. Мария больше всего играет в Covet Fashion, а эта игра сочетает в себе акцент на кастомизацию и соревновательный элемент: обладатели более редких элементов одежды, причёсок и мейкапов чаще побеждают. В таких играх «киты» самые преданные и стабильные — потому что со временем они обрастают уникальной библиотекой образов, где каждая вещь несёт большую ценность и память, и с ней не хочется расставаться.

Ильдар
$100 в месяц на Raid 

Учился в интернате, потом закончил юридический колледж. Кроме игр, увлекаюсь спаррингами и холодным оружием.

Дальше в армию пошёл, после армии много всего было и немного криминала даже, но всё в прошлом. Работаю инженером-электриком. Кроме игр, увлекаюсь железом и спаррингами, люблю бои без правил и холодное оружие — иногда сам могу изготовить нож для сувенира или просто для хозяйства.

Играю в Hearthstone, Raid и «Доту», сколько потратил в них, если честно, не считал, но в месяц уходит около $100. Почему именно эти игры? Даже не знаю, в каждой игре нравится что-то своё — где-то «экшн», где-то стратегия и логика.

На игры у меня уходит так много времени, что родственники этим недовольны. Это их бесит, и я прекрасно понимаю — они, по сути, правы. А друзьям в принципе всё равно. Плюс работа такая, что не всегда ты занят — тоже можно поиграть.

Я начал донатить давно, ещё в World of Warcraft («на пиратском сервере так можно делать», — поясняет Ильдар), когда купил там топовое оружие.

Потому что, чтобы его получить без доната, надо долго одеваться, потом идти в рейды, а туда ещё попасть надо… А если попал — пройти до самого конца. Это получается далеко не у всех. Дальше убить нужного босса и молиться, чтобы упала именно та «пушка», так как может и не упасть. А в рейд можно только раз в неделю.

Даже если упала «пушка», то надо, чтобы именно тебе она досталась, ведь конкурентов хватает. Короче, там целая морока: пока соберёшь рейд, пока пройдёшь его, а там ещё в команде могут попасться не очень опытные игроки. В итоге процесс этот затягивается и становится неприятен. А так с помощью денег я сэкономил как минимум год игры. В остальных играх немного другие причины вложения средств — в Hearthstone могу психануть, если выпала не та карта, и занести.

В «Доте» за деньги ты получаешь только косметические изменения, в Hearthstone — просто дополнительные паки, а вот в Raid деньги дают очень много — это нереальное превосходство над другими, ускоренная прокачка, золото, новые легендарные герои и так далее. Моя самая дорогая покупка — это шмотки в «Доте», на них я всего потратил около $300.

Одна из колод Ильдара в Hearthstone.

Когда-то давно все играли в Lineage 2 — это было модно, весь город в неё играл, и именно клубах.

Так вот, я там часто убивал персонажей других игроков. Ну и до меня докопался один сильно прокачанный воин — не давал мне выйти из города (это безопасная зона), а как только выходил, он давал мне по шапке.

Меня это взбесило, и я спросил, откуда он. Сказал, что приеду и разберусь с ним. Я собрал друзей (мало ли сколько их будет), и поехали мы в этот клуб. Там я уже тихонько зашёл, и начал смотреть, кто тут играет в Lineage 2. Почти все играли, но я нашел этого чувака — взрослый парень оказался, ну на пару лет старше меня.

Я ему всё пояснил — тот наглый тип получил за свой язык, так как материл меня в игре. Раньше по молодости я все принимал близко к сердцу. Сейчас я уже, конечно, перестал ввязываться в такие конфликты.

Дмитрий Крутицкий
Директор по развитию myTracker

По истории Ильдара можно понять, что ему нравится состязание. Cуществует особый тип игроков — «реактивные киты», которые ищут способ, как можно «срезать» в игре, — например, чтобы быстрее добраться до продвинутой боевой системы. Всё потому, что они хотят получить в своё распоряжение интересные механики.

Чтобы работать с ними, потребуется ранняя аналитика. Определите пользователей, которые сделали покупку в первые дни после установки, и отправьте специальное предложение в следующие 2-3 дня, чтобы пользователь мог быстрее добраться до «поздней игры». Ключ к реактивным китам — умение быстро идентифицировать входящий поток пользователей.

Если вы нашли такого игрока, то обязательно включите его в группу, которой не показываются рекламные объявления. Разработчики могут преследовать реактивных китов на протяжении нескольких месяцев, вкладывая сотни долларов ради одной конверсии.

Илья
до $140 в месяц на WoT Blitz

Первый раз я поиграл в World of Tanks Blitz в двенадцать или тринадцать лет, а в этом году закончил школу.

У игры большая аудитория, — и в ней можно заработать самому, выполняя заказы для игроков и занимаясь продажей внутриигровой валюты, аккаунтов, и так далее. Нельзя, конечно, сказать, что мои вложения окупились, но некоторая часть денег вернулась.

Однажды мне поступил большой заказ на фарм игрового серебра. Нужно было играть на чужом аккаунте в общей сложности 50 часов для его выполнения. Я решил, что надо сделать всё максимально быстро: рубился целыми сутками, играл прямо в школе на уроках, на улице в транспорте, потом дома весь день, ночью. В итоге выполнил его дней за пять.

Я для себя это принял как испытание характера.

Я понимаю, почему люди публикуют такие заказы. Если говорить прямо, то играть в World of Tanks Blitz без денежных вложений практически нереально. Без покупки премиального статуса аккаунта и техники дойти до высокоуровневого контента просто невозможно. Придётся тратить невероятное количество времени на игру, и она превратится в какую-то работу с графиком полного дня.

Конечно, твой навык и умение играть не вырастут благодаря потраченным деньгам, но они упростят получение новых танков. Некоторые из них вообще можно приобрести только за реальные деньги, и их цена поражает, правда. Новые, только введённые в игру танки, обходятся от трёх до пяти тысяч рублей, а в некоторых случаях — больше десяти.

Танки Ильи в World of Tanks Blitz.
Танки Ильи в World of Tanks Blitz.

Однажды я покупал контейнеры на танк Т-22, как будто в состоянии аффекта. Шанс выпадения танка из контейнера — 5%, а один контейнер стоит рублей 400. Сначала я купил 3 штуки. Ничего не выпало. Затем купил ещё 10. Опять ничего. Затем ещё 10 — ничего. Таким образом всадил тысяч пятнадцать за раз и не получил танк вообще! А потом через полгода он мне выпал уже с трёх контейнеров за 600 рублей.

Когда я догадался, что можно отменять платежи за покупки в игре через Google Play, то стал накручивать себе очень много игрового золота. Деньги возвращал через тех. поддержку Google, а золото в игре не списывалось. Через некоторое время разработчики игры вычислили все транзакции, которые были отменены, и заблокировали аккаунты игроков до выплат долга по всем платежам.

Тогда пришлось заплатить $300, чтобы вернуть аккаунт.

Сейчас я собираюсь поступить в университет, но моя главная мечта в жизни — стать профессиональным киберспортсменом. Я не пропускаю ни одной тренировки с командой и активно участвую в её жизни. В составе сильные игроки и у нас есть все шансы выиграть в грядущем турнире Pozdr Twister Cup, который является главным международным турниром по WoT Blitz.

В остальное время я изучаю английский по разному контенту и сериалам, часто хожу в походы. Совершал восхождения на самые высокие вершины в стране (я живу в Болгарии) — 3000 метров над уровнем моря. Из спорта увлекаюсь турниками. Но больше всего времени провожу в интернете, даже по части учёбы.

Если бы World of Tanks Blitz вдруг не стало, то я ни во что бы не играл — это единственная игра, которой я так увлёкся. Иногда удавалось забросить её, но я возвращался снова. Из положительного можно выделить то, что за время игры я познакомился с огромным количеством людей, с которыми до сих пор общаюсь. Мы каждый день отправляем друг другу голосовые сообщения, переписываемся.

Дмитрий Крутицкий
Директор по развитию myTracker

Представления о «правильном» удержании игроков в мобильных играх развиваются каждый день. По сути говоря, это тонко настроенный баланс, который для себя открывает каждый мобильный разработчик.

Илья потратил 15 тысяч рублей на «контейнеры», чтобы получить танк, но в итоге только помнит о пустой трате. Возможно, разработчик заработал бы меньше денег, но он мог оградить пользователя от негативного опыта, связанного с монетизацией, и избежать ситуации, где «кит» тратит несколько сотен долларов, не получает внутриигровой предмет и удаляет игру.

Настраивая вероятность в мобильных играх, геймдизайнеры иногда пользуются принципом трёх попыток, где одна попытка обязательно должна быть удачной. Это связано с тем, что психологически после трёх повторений у человека закрепляется первичный стереотип о явлении: если три раза не повезло, вряд ли повезёт в четвёртый.

В «Цивилизации» Сида Мейера, если вам не повезло два раза при 35% шансе на успех в сражении, то в третий раз вы точно победите. Но, слишком большая удача — нереалистична, и лишает игру интереса. Так что ситуация Ильи находится на стыке геймдизайна, монетизации и аналитики.

Про всех

Важно отдавать себе отчёт, что «киты» — это те люди, кто серьёзно относится к вашей игре и задерживаются в ней ради удовлетворения более глубоких потребностей, чем простые игроки.

Читая интервью, можно предположить, что для Марии игра — это самореализация, возможность создать вокруг себя сообщество единомышленников, а также 100% попадание в сферу интересов.

Ильдар ищет только состязания и тратит деньги для экономии времени и сил, чтобы не проходить скучные этапы, а получать от игры самое лучшее — схватку или ощущение развития персонажа.

Илья увлекается киберспортом и для него оплата — способ быстрее стать лучшим, а также часть трат — это эмоциональные покупки, а значит, подпитывается быстрый позитивный опыт от приобретений.

Когда вы пытаетесь улучшать игру с оглядкой на хардкорных игроков, то это касается самых глубоких вопросов в геймдизайне: почему человек вообще может полюбить интерактивное развлечение настолько сильно, чтобы посвятить ему большую часть своей жизни. Иногда, ответ связан с игровым процессом лишь косвенно, и на передний план выходят темы эстетики, социализации и самореализации. Советуем почитать книги A Game Design Vocabulary: Exploring the Foundational Principles Behind Good Game Design и The Art of Game Design всем, кто делает свои игры.

myTracker — это мультиплатформенная система аналитики и атрибуции для мобильных приложений и кросс-платформенных сервисов.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Андрей Браиловский

В очередной раз убеждаюсь что монетизация мобильных игр это заработок на каком-то совершенно чудном манямирке, все истории им прямо пронизаны

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щибрик

Просто из интереса: чем $100 в месяц на мобильные игры хуже, чем $100 в месяц на пиво или другой алкоголь?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Браиловский

Просто из интереса, откуда у вас такая мнимая дилемма, бухло или pay to win лохотрон

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щибрик

Вы не ответили на вопрос. Я пытаюсь понять вашу логику, а вы отвечаете встречным вопросом, никак не связанным с моим.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Браиловский

Так чтобы ответить на ваш вопрос мне нужно понимать, почему я должен выбрать из этих двух вещей

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щибрик

Хорошо, давайте не выбирать из этих двух. Пример про алкоголь был приведён, как самое распространённое (и социально приемлемое) хобби большинства людей.

Но ок, давайте переформулирую.

У вас есть $100 в неделю на развлечения, которые вы в любом случае готовы потратить на что-то, что лично вам нравится.

Вопрос: как вы принимаете решение о том, что один вид развлечений является нормальным, а другой — заработок на чудном манямирке?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Браиловский

Ну наконец-то адекватная дискуссия.
Окей, давайте суммировать.
У нас есть две крайности - тратить сотку в неделю на виртуальные платья по цене настоящих или бухать.
Оба варианта, скажем так не очень. Платье ненастоящее, но приносящее сиюминутное удовольствие по цене настоящего платья. Бухло, по цене которого можно один раз неплохо где-то посидеть.
Или же можно абстрагироваться, как от этих двух вариантов, вплоть до того что вообще ничего не тратить, но провести время с куда более сильными впечатлениями, не эксплуатирующими банальную прокрастинацию и прочие пороки.
К примеру, к концу месяца будет уже 400-500$, сумма достаточная чтобы сделать куда-то на выходные. Или же можно взять в любом сторе что-то более-менее содержательное на приставку/ПК, заплатив не более 50$, но получив месяц куда более интенсивных ощущений, лишенных стимуляции тратить на бессмыслицу настоящие деньги. 500$ в месяц это сумма на которую можно позволить себе практически любое хобби, не говоря уже о том что их можно в принципе и не тратить. 
Но, конечно же, стоит оправдать высасывание абсолютно неадекватных результату денег из слабых, зависимых людей, чьим смыслом жизни стала доилка уровня флэш-игр из нулевых. Чья слабость и зависимость во многом и является результатом этой беспроигрышной лотереи.

Чем вы лучше закладчика или ставок?
Примерно ничем. Такой же паразитизм на чужих слабостях. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щибрик

1. У вас очень утопичный пример — ничего не делать месяц, чтобы потом, на сэкономленные деньги, гульнуть как следует. Люди, которые могут тратить по $100-150 в неделю на игры, как правило, вряд ли станут вести себя так, как вы описываете.

2. Большинство современных игр (даже ААА, даже на консолях) эксплуатирует микротранзакции, сезонные пропуски, и т.п. — словом, игрока стараются развести на дополнительную покупку, уже полсе совершения основной.

3. Вы совсем не понимаете мотивацию игрока, когда говорите, что девушка, которая покупает виртуальные платья, могла бы их не покупать и сэкономить деньги. Или могла бы купить PS4, и каждую неделю покупать по условному Last Of Us 2. Ей это не интересно. Ей не интересно сидеть перед телевизором с джойстиком, ей хочется полчаса посидеть или полежать с телефоном, и получить своё удовольствие от процесса. У неё есть на это запрос.

4. «Слабые, зависимые» люди, про которых вы говорите, с большей вероятностью пойдут обратятся к другим способам развлечения, которые дают большую (чем игры) отдачу — например, приведённый в пример алкоголь. Посмотрите на примеры из статьи. Это абсолютно обычные люди, с нормальной жизнью.

5. Сравнение со ставками, конечно, сильное, только к реальности отношения не имеет никакого совершенно. В большинство хороших F2P-игр можно действительно играть бесплатно. Прогресс будет идти медленнее, но в итоге ты получишь тот же контент, который получил бы, заплатив за него. Просто позже. Ну и, по классике, любители сравнивать геймдев со ставками очень удобно забывают, что ставки обещают реальный выигрыш за минимум (или отсутствие) вложений. Игры честно продают товар, который можно использовать только в игре, и никаких реальных выигрышей не обещают. Поэтому сравнивать их совсем нерелевантно.

Вообще, ваше отношение к играм довольно показательно даже в ваших собственных формулировках: $100 на виртуальные предметы — это «сиюминутное удовольствие», а $400-500 на алкоголь в месяц — это «неплохо так посидеть». Для меня, пропить $400-500 — это просто их бездарно просрать, например.

Ну и вопрос за скобками: вы очень сильно демонизируете мобильный геймдев, почему? Как будто здесь работают какие-то социопаты, которые относятся к игрокам, как к скоту, ненавидят всех, и хотят только нажиться. Как человек из индустрии, могу вам сказать, что это сильно не так.

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

К сожалению, адекватная дискуссия только от вашего оппонента в споре.
Как-то странно навязывать людям "правильный" способ потратить деньги. Усыновите наконец сироту из Камбоджи или найдите аргументы без вкусовщины.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Браиловский

Спасибо за некрокомменты и мнение которое я у вас не спрашивал.
И которое вы не аргументировали,  приплетя сюда зачем-то камбоджийских сирот. В чем логика вашего довода, почему я по вашему мнению должен их хотеть усыновить? 
Кажется это и есть та вкусовщина, в которой вы голословно пытаетесь меня обвинять.
И ещё раз - мне абсолютно ни к чему навязывать свою точку зрения, я всего лишь ее защищаю.
Если нет какой-то внятной аргументации к вашему высеру, предлагаю завершить этот бесполезный спор

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

Ого, не думал что вы так быстро догадаетесь)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Браиловский

Ясно-понятно

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда