Как найти незанятую нишу и сменить модель бизнеса — о чём говорили на конференции Visa

9 сентября прошёл финал хакатона от Visa — конкурса инновационных решений для бизнеса. На нём предприниматели обсудили, как развивать компанию, когда вокруг всё меняется.

В августе стартовал онлайн-хакатон #прокачайбизнес , который проводила компания Visa. Заявки на участие подали более 1000 человек. 9 сентября жюри выбрало три команды-победителя. Общий призовой фонд составил более 1 млн рублей.

Защита и поздравление победителей прошли онлайн. Особенностью ивента стал комбинированный формат: презентация проектов чередовалась с дискуссиями, на которых предприниматели и стартаперы делились опытом работы в онлайне и советами по рождению идей и управлению командой в режиме изоляции.

Как переделать стартап, чтобы взлететь даже в кризис

Первая дискуссия на конференции была о том, как сделать пивот.

Пивот — это естественный момент для проектов, которые упираются в «узкое горлышко». В какой-то момент, если проект «не идёт», его создатели выгорают — и у них нет больше сил на развитие. В такой момент важно не испугаться и найти решение, даже если оно меняет изначальную модель.

Кто участвовал в дискуссии:

  • Алексей Один, СЕО и сооснователь сервиса разработки ИТ-решений Skipp.
  • Дарья Тимбуш, основатель маркетплейса для подбора актёров CastingForm.
  • Дмитрий Фалалеев, основатель образовательной платформы Uskillz.

Что обсуждали участники

Кризис показал, что многие бизнесы надо переориентировать и переделать их бизнес-модель — или уйти с рынка.

Есть две модели по планированию пивота:

  • Дата-драйвинг. Основан на данных. Нужно посчитать метрику, воронку, найти узкое горлышко и попытаться его расширить.
  • Пивот «от печки». Нужно отвлечься от мыслей о том, что ничего не получается, а потом сесть и подумать: как то же самое можно делать по другому.

Новые гипотезы нужно проверять быстро и как можно дешевле. Желательно стартовать с переориентации бизнеса на высокомаржинальные услуги. Например, стоимость уборки ниже, чем у ИТ-разработки, но спрос на клининг выше в несколько раз, за счет этого можно получить быстрый приток краткосрочной прибыли, которую можно направить на маркетинг — и дальше думать, что делать с проектом.

Лучше всего, конечно, экспериментировать не на свои деньги. Потому что позитивные изменения после пивота тоже приходят не сразу.

Чтобы найти идею, которая разовьёт бизнес, нужно решить, к какой глобальной цели стремится компания, и как-то измерить её. Например, цель может быть такой: получить 100 международных заказов.

Затем обязательно протестировать свою идею. Для этого надо ответить на вопрос: «Какую боль ты решаешь?» Надо оформить ответ и показать его людям, опросить потенциальных клиентов, нужно ли им решение вообще. Сделать это надо быстро и максимально просто: например, обычным сайтом. Если на свете есть тысяча человек с такой же болью, то можно двигаться дальше.

Как на традиционном рынке найти нишу, которую не видят конкуренты

Основной рецепт поиска своего места в бизнесе с высокой конкуренцией — делать продукт лучше, чем у конкурентов. Но это стратегия, а тактика может быть разной.

Кто участвовал в дискуссии:

  • Игорь Подстрешный, СЕО сети ресторанов Burger Heroes.
  • Михаил Чернышев, директор по маркетингу Dodo Pizza.

Что обсуждали участники

Один из вариантов выбора ниши — найти место, с которого надо начинать вход на рынок. Такой была история «Додо пиццы». В Сыктывкаре, где открывалась эта сеть, на тот момент конкурентов не было, и сначала бизнес стартовал в провинции. А сейчас открывает точки в Великобритании.

Конкурировать в лоб, когда рынок уже поделен, — сумасшествие. Надо подумать, какая есть потребность у потребителей и как её закрыть. Проще всего спросить у самих потребителей, что бы им хотелось улучшить в продукте. Надо постоянно спрашивать, чем недовольны покупатели на кассах магазинов, мониторить отзывы и искать детали, которые сделают бизнес уникальным. Например, так можно придумать приложение, в котором для заказа надо сделать меньше кликов, чем у конкурентов. Или предложить клиентам какой-то набор продуктов, которым пока интересуется только горстка самых «продвинутых» пользователей.

Не надо бояться, что конкуренты в скором времени сделают то же самое: улучшат сервис, добавят ассортимент. Это нормальный процесс. Главное — оказаться первым в момент времени, превратить свою особенность в мейнстрим. А потом — всё так же изучать отзывы, опрашивать пользователей, чтобы постоянно находить новые точки для развития.

Каждый такой эксперимент по продвижению бизнеса можно тестировать. Например, предоставить клиентам лимитированную партию товара, а затем предложить им пройти небольшой опрос.

Когда клиент купил новинку, засекаем время, потом присылаем пуш: просим оценить пиццу по жирности, плотности и так далее. И так за день можно опросить десятки тысяч клиентов. Например, многие сказали, что новая пицца жирная. Говорим поставщику: надо так же вкусно, но менее жирно. Это data based decision making.

Михаил Чернышев, Директор по маркетингу Dodo Pizza в Великобритании

Как не делать глупых ошибок при переводе бизнеса в онлайн

Главное, что показал масштабный и вынужденный переход в онлайн — его не надо бояться. Сейчас с полной цифровизацией смирились даже противники онлайна.

Кто участвовал в дискуссии:

  • Юрий Топунов, вице-президент Visa в России, руководитель департамента продуктов Visa в России.
  • Анастасия Погожева, основатель образовательного стартапа LevelOne.

Что обсуждали участники

Онлайн — это возможность масштабировать бизнес и вывести его на рынки, о которых раньше было трудно подумать. Например, перейти от работы в регионе к работе во всей стране.

Все запланированные лекции нам пришлось переносить в онлайн за два дня. Что удивительно, сдать билеты захотели не больше 3% аудитории.

Теперь мы видим, что онлайн и офлайн решают разные задачи: онлайн подходит для утилитарных задач, офлайн — для общения.

Анастасия Погожева, Основатель образовательного стартапа LevelOne

Что касается организации работы и сложностей дистанционных рабочих мест, Visa на удалёнке увидела только рост продуктивности. Но какие-то компании столкнулись с выгоранием. Люди не контактируют друг с другом и не заряжаются позитивом (хотя и негативом тоже). Встал вопрос: как упорядочить работу, которая может идти, кажется, 24 часа в сутки. Эту задачу решают бизнес-пространства и инструменты: Trello, «Битрикс24», Jira, другие таск-трекеры.

Есть вопросы, в которых нельзя зависеть от скорости интернета, настроек микрофона и прочих технических тонкостей. Многие идеи рождаются как раз при личном общении. Поэтому Visa практикует регулярные видеозвонки, чтобы спросить у коллег напрямую, всё ли в порядке, узнать состояние и потребности. Такие практики создают комфортную среду для работы.

0
3 комментария
Федя Родион

"Встал вопрос: как упорядочить работу, которая может идти, кажется, 24 часа в сутки."
Этот вопрос уже давно встал, что работа должна приносить удовольствие и радость, а не быть каторгой. Но на деле одни люди забирают себе самую радостную часть работы, оставляя другим каторжную её часть. "Мы, цари, работаем без выходных" (С)

Ответить
Развернуть ветку
Святослав Гусев

Было бы хорошо если бы такие финансовые гиганты помогали малым бизнесам запускаться. А пока что они просто по-прежнему зарабатывают на комиссии с транзакции.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Orlov

Visa нашла новую бизнес-модель?

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда