Конкурс инструкций
Промо

9 громких провалов стартапов и их причины: Homejoy, Revolv и другие

Эксперты компании Winter Capital (организатор конкурса для стартапов «Первая высота») вспомнили и проанализировали 9 громких провалов молодых компаний, которые обсуждали в отрасли за последний год.

Материал подготовлен при поддержке компании Winter Capital.

Homejoy — внутренние проблемы компании и неспособность удержать клиентов

Летом 2015 года своё существование прекратил сервис по заказу уборки Homejoy (российский аналог — Qlean). По словам основателей компании, произошло это из-за ужесточения законодательства в отношении наёмных работников, которые официально не были трудоустроены в компании и не получали таких же преимуществ, как штатные сотрудники.

Однако источники внутри компании видят ситуацию по-другому: они отмечают, что руководство привлёкшего $40 млн проекта так и не смогло снизить стоимость привлечения клиентов (которая оказалась «парализующе высока»). При этом удерживать существующих клиентов проекту также не удавалось — компания устраивала щедрые акции, но практически никто из принимавших в них участие не заказывал уборку повторно.

Не удавалось и повысить качество уборки, на что клиенты постоянно жаловались, и наладить работу внутренней диспетчерской системы. Локальные менеджеры оказались не в состоянии наладить работу с поставщиками, а уборщиков не хватало — несколько раз возникали ситуации, когда на вызов приходилось ехать лично основателям стартапа. Несмотря на то, что поначалу топ-менеджеры общались с командой, под конец жизни проекта они практически ни с кем не совещались, а решения принимались в узком кругу. «Их высокомерие с получением денег проявилось в полную силу», — говорит один из бывших работников стартапа.

Revolv — решение материнской компании

В апреле 2016 года ИТ-корпорация Alphabet (Google) объявила о намерении закрыть подразделение Revolv, которое занималось разработкой хаба для предметов «умного дома».

С помощью Revolv его пользователи могли управлять всей «умной» электроникой в доме — от лампочек до термостатов. Однако руководство компании-владельца решило, что дальше направление развиваться не будет, и 15 мая 2016 года все владельцы устройства за $299 были отключены от системы. Компания обещала обдумать возможность возврата средств покупателям.

Подробности своего решения Alphabet и принадлежащее ей подразделение Nest так и не прояснили.

Just Landed и Latitude Society — непродуманная система монетизации

Приложение Just Landed, которое позволяло пользователям определить, когда нужно встретить в аэропорту своих родственников и знакомых, закрылось в феврале 2016 года. Сервис не только помогал выяснить, когда приземляется тот или иной рейс, но и рассчитывал время до выхода из дома для встречающих — с учётом пробок в городе, времени прохождения паспортного контроля и так далее.

Создатель Just Landed решил монетизировать приложение по модели Paid. Пользователь приобретал программу за фиксированную стоимость и мог работать с ней бесплатно.

Однако вскоре на сервис обратили внимание таксисты, лимузин-сервисы, туристические компании и другие перевозчики и нашли его довольно удобным. Количество операций росло, их общая стоимость — тоже, а количество средств у владельца — нет. Основатель также столкнулся с несколькими другими проблемами (в том числе, с непригодностью систем отслеживания полётов и ограниченностью ресурсов), и в конце концов решил закрыть стартап.

Другой проект, основатели которого заранее не предусмотрели финансовые риски, — «секретная» игра для жителей Сан-Франциско Latitude Society. Её участники должны были перемещаться по городу и решать различные квесты. Платить приходилось за приглашения в тайное сообщество для друзей ($30 за штуку), а также за участие в различных совместных мероприятиях для игроков.

В то же время команда проекта тратила на поддержание игры около $3000 в день. В итоге средства у основателей закончились ещё до того, как они смогли реализовать все задуманные квесты.

Alma — завышенные ожидания клиентов

Своей историей поделились создатели американского ресторана Alma, который был вынужден закрыться из-за завышенных ожиданий посетителей. Кейс может оказаться полезным и для стартапов из технологической отрасли.

После открытия ресторану было присвоено звание «Лучшего нового ресторана Америки». Тогда у основателей и начались проблемы — каждый, кто приходил в заведение после, уже составил своё мнение о ресторане по статьям критиков в СМИ (большинство из них были положительными), и непредвзятых гостей практически не осталось. Каждый гость спешил высказать своё мнение о том, что Alma не заслуживает звание «Лучшего ресторана», приводя в пример огромные заведения с оборотом в миллионы долларов. Основатель Alma вложил в его открытие $50 тысяч.

«Alma остался всё тем же семейным рестораном в деловом районе Лос-Анджелеса, в нём работали всё те же люди — но требования гостей изменились, и нас стали ненавидеть за то, за что раньше любили», — рассказывает создатель заведения.

YayNay — невозможность контролировать пользовательский контент

Приложение YayNay позволяло владельцам смартфонов сравнивать что угодно с чем угодно. Пользователь загружал снимки, а другие оценивали их, нажимая кнопки “Yay" или "Nay". Осенью 2014 года сервис был вынужден закрыться — в основном, из-за того, что создатели не смогли должным образом контролировать размещаемый пользователями контент.

Основатель проекта обнаружил, что пользователи начали загружать для сравнения не только безобидный контент вроде примеров причесок, платьев и снимков автомобилей. Так, команда обнаружила пользователя, который просил ставить оценки откровенным фотографиям маленьких мальчиков.

Фактически YayNay погубило детское порно, говорит разработчик приложения. Но были и другие факторы: например, медленный рост числа пользователей. Руководство стартапа решило не начинать бороться с проблемой, которую оно не предусмотрело при запуске, а просто отключить сервис и удалить его из магазинов приложений.

Rdio — ставка на продукт при отсутствии маркетинга

В конце 2015 года закрылся один из первых музыкальных стриминговых сервисов — Rdio. Его разработкой занималась бывшая команда Skype и сам сервис, по мнению подписчиков, был очень приятным и хорошо проработанным с точки зрения интерфейса и взаимодейстивя с пользователем.

Проблема компании заключалась, как полагают журналисты, в том, что команда предпочла сделать ставку на продукт и практически не занималась продвижением и маркетингом своего сервиса. Продукт был отполирован до мелочей, но всегда оставался в тени конкурентов, которые создавали больше шума в прессе — например, Spotify и Apple Music. Кроме того, использование Rdio было платным, и приложению не удалось набрать достаточную базу пользователей.

Being — ограничения платформы

Сервис для просмотра чужих лент в Instagram — Being — запустился в феврале 2016 года и пробыл в магазинах приложений ровно семь дней. Причиной провала проекта стали ограничения, которые команда Instagram наложила на использование своего API спустя неделю после запуска Being.

По признанию самого создателя, приложение Being стало самой успешной разработкой за его карьеру. О сервисе написали такие издания, как Re/code, TechCrunch, Business Insider, The Next Web, New York Magazine и так далее. Количество установок приложения стало измеряться тысячами уже в первый день после запуска — хотя разработчики планировали достичь числа в 5000 установок в первые 30 дней существования сервиса.

Спустя семь дней команда Instagram закрыла Being доступ к своему API. Две недели разработчики писали создателям фотосервиса, но так и не получили ответа. «Я дошёл до того, что отправил письма лично Марку Цукербергу и Кевину Систрому (я не знал их адресов электронной почты, так что отправил их наугад», — рассказывает разработчик.

Zano — сомнительное прошлое и некомпетентность основателя

Миниатюрный самоуправляемый дрон Zano в конце 2014 года собрал на краудфандинговой площадке Kickstarter рекордные $3,5 млн на реализацию проекта, но уже в ноябре 2015 года создатели объявили о провале и закрытии стартапа. Виной тому стали слишком высокие амбиции команды и некомпетентность основателя.

При этом генеральный директор и создатель компании действительно верил в своё детище — он полагает, что от успеха его отделяли каких-нибудь несколько дней или недель.

Он занимался разработкой беспилотных модулей и ранее — по заказу одного из производителей морских и военных приборов. Однако разработанный предпринимателем прототип вёл себя крайне ненадежно — он не облетал препятствия и не мог долго держаться в воздухе. На разработку этого модуля создатель потратил более трёх лет вместо заявленного года.

Примерно то же самое произошло в 2015 году с дроном Zano — команда заявляла широкую функциональность, вплоть до самостоятельного перемещения следом за владельцем, но на деле дрон едва держался в воздухе. Кроме того, команда сфальсифицировала видеоролики и снимки для Kickstarter, чем ещё больше расстроила покупателей. В итоге в ноябре 2015 года основатель компании покинул проект, объяснив это «проблемами со здоровьем», оставив команду с долгом в полтора миллиона долларов.

4 совета основателю молодой компании от менторов Winter Capital

Будьте готовы, что что-то очень сильно пойдёт не так: темпы роста будут существенно меньше, маржинальность одного клиента или заказа намного хуже, конкурент выйдет раньше и так далее. Единственный способ с этим справиться — команда и терпеливый партнер-инвестор, который крайне необходим на начальном этапе развития.

Не тратьте слишком много денег на привлечение клиентов на начальной стадии – обычно такие расходы не эффективны. Компания должна научиться жить в условиях ограниченных бюджетов на маркетинг. Лучше сфокусироваться на создании качественного продукта. Но не пропустите момент, когда только отличного продукта окажется недостаточно — рискуете оказаться в тени конкурентов.

Начинайте тестировать продукт как можно раньше. Начните с друзей, коллег, родственников. Чем больше обратной связи соберете в начале, тем лучше будет продукт в момент выхода на рынок. Когда проект уже на рынке, не забывайте слушать собственных пользователей — как существующих, так и потенциальных.

Заранее предусмотрите все сценарии использования продукта или услуги и поработайте над защитой. В этом также поможет тщательное тестирование продукта с самых ранних этапов.


Компании McKinsey и Winter Capital запустили конкурс стартапов «Первая высота». В конкурсе примут участие 16 молодых проектов. Чтобы подать заявку, нужно заполнить анкету, прислать презентацию продукта и снять небольшое видео о проекте (в свободной форме). Срок подачи заявок — до 3 июля 2016 года. Командам, которым удастся пройти в полуфинал и финал конкурса, предстоит провести презентацию продукта для членов жюри — партнёров McKinsey, Winter Capital и приглашённого гостя из Google Юлии Соловьёвой.

Вне зависимости от показанных результатов, все проекты, прошедшие отбор, получат советы и обратную связь по продукту от жюри конкурса.

Три лучших проекта получат менторскую поддержку от лучших специалистов от компаний-партнёров McKinsey и Winter Capital сроком на 6 месяцев и инвестиции в размере $75 тысяч от фонда Winter Capital на развитие собственного проекта.

Конкурс технических инструкций
0
16 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Andrey Petrosyan

Маркетинг это половина дела... А иногда и больше...

Ответить
4
Развернуть ветку
XageRu

...считают все маркетологи).

Ответить
9
Развернуть ветку
Александр Семикашев

Я считаю, что если продукт реально хорошо и он будет полезен людям, то от маркетинга будет ни горячо ни холодно.

Ответить
–5
Развернуть ветку
Александр Кондратенко

А разработка качеств полезного продукта под существующий рынок или предсказание появления рынка — это уже не маркетинг?

Ответить
2
Развернуть ветку
Андрей Панченко

например? какой такой продукт стал полезным, без маркетеров?

Ответить
0
Развернуть ветку
Павел Сотников

Google? )

Ответить
0
Развернуть ветку
Андрей Панченко

в помощь =)

Ответить
0
Развернуть ветку
Grigory Kireev

Хлеб?

Ответить
0
Развернуть ветку
Артем Вольный

Хрень пишешь

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Никита Горбань

«Я дошёл до того, что отправил письма лично Марку Цукербергу и Кевину Систрому (я не знал их адресов электронной почты, так что отправил их наугад», — рассказывает разработчик.

Ответить
2
Развернуть ветку
Andrey Petrosyan

вам просто плохие маркетологи попадались или вы их путаете с продажниками.....

Ответить
0
Развернуть ветку
Евгений Малинин

Моя студия работает сейчас с основателями Homejoy над их новым проектом. Могу сказать только, что новый проект в той же отрасли и новое финансирование уже получено, так что они как феникс скоро восстанут из пепла. Надеюсь, что свои уроки они вынесли :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Ilya Matvienko

Просто у нас (Revolv) за один год появился 21 конкурент (против одного - Nest) и проект потерял смысл.
Потом я перешел в Zendo (by Alarm.com) , тоже Smart home. В феврале закрылись. Что ж, работаю в мессенджере, тут ничего не планируется))

Ответить
0
Развернуть ветку
Любовь Кропотова

Качественный продукт и сильный маркетинг. Вроде бы все просто. Но порой прет продукт, какой в жизни не подумаешь что он кому-то нужен. Но в одном очень согласна. Необходимость продукта нужно проверять на маленьком но грамотном бюджете.

Ответить
0
Развернуть ветку
Grigory Kireev

Я просто охреневаю.

Люди получают такую уйму денег, что можно открыть цельный завод!

И как они это делают? У меня тоже есть уйма идей, кто мне даст 40 лимонов?

Ответить
0
Развернуть ветку
Julia Prakapovich

Homejoy жив уже опять, только называется теперь Homeaglow

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 16 комментариев
Вы ВТБ или календарь праздников?

Зачем в мобильном приложении ВТБ каждый день показывают клиентам, какой сегодня день в истории? Нет, я очень уважаю Эйзенштейна, Сезанна и Винни-Пуха, но вам не кажется, что клиенты заходят совсем не за этим?

«Холакратия, любимые мемчики и прозрачность»: программист о работе в Точке, моделинге и запуске треков на Spotify

Точка — это про людей. Про сотрудников, которые создают удобный банк для бизнеса. Мы запускаем серию интервью с нашей командой, чтобы рассказать, как у нас всё устроено.

Субботний самопиар на vc.ru

Делимся в комментах ссылками на свои проекты и скидками для висян!

Эффективность рекламы через YouTube-блогеров для малого бизнеса

Лучшим толчок для развития регионального бизнеса или стартапа, будет рост новых клиентов, совершающих покупки. Но каждый новый клиент стоит слишком дорого, так как у продукта или торговой марки нет узнаваемости.

«Инновации — это поле для сражений»

Как фуд-ритейл внедряет новые технологии.

Как пандемия изменила рынок онлайн-страхования

Выяснили и рассказываем, как изменился онлайн-спрос на услуги страхования с начала пандемии.

Аллилуйя: платные комментарии на vc.ru существуют

Не замечали в статьях на vc.ru про крупные банки (да и не только про банки) странные комментарии? Вдруг десятками слетаются любители бренда и начинают его защищать от нападок. Исследую, существует ли рынок платных комментариев для «Виси‎», и уже нашел первые следы.

«Общность условий жизни — вот что необходимо для воспитания нового человека»: почему на заре СССР появились дома-коммуны Статьи редакции

В «машинах для жилья» власти пытались воспитать человека, который бы отбросил личное и сосредоточился на общем деле. Теперь люди объединяются в коливинги, потому что хотят вместе веселиться, развиваться и получать поддержку.

Пять путешествий до Луны — столько километров ленты в TikTok могли просмотреть пользователи Yota за 2021 год
Сегодня стартовало закрытое бета-тестирование NFT Market на Chives Swap!
Как я ходила на собеседование в ВТБ и оказалась в начале 2000-х

Итак, быстро ввожу в курс дела. Мне чуть более 40 лет, 16 из которых я продаю разные банковские продукты... На сайте давно, но как читательница. Теперь решила написать про личный опыт и впечатление от свежего собеседования в госбанке.

null