[Обновлено] Конкурс от Mastercard: деньги на продвижение за лучшую бизнес-историю в комментариях

Владельцы бизнесов рассказали, какие ошибки совершили во время карантина, на какие сферы сместили акцент в бизнес-процессах, чтобы не потерять всё.

Материал подготовлен при поддержке Mastercard

2020 год заставил многие бизнесы перестроить свою работу. На период карантина магазины и сервисные заведения закрывались, а после на дверях появилась уже привычная табличка «Вход только в масках».

Как предприниматели переживали период карантина и «перепридумывали» бизнес, какие проблемы решали, и какой урок вынесли из пандемии, кризиса и удалёнки – рассказывают представители сфер, которые пострадали больше всего.

Анна Невмержицкая
Руководитель центра массажа тела и лица Estetika

Нас «угораздило» расшириться как раз накануне первой волны и жёстких мер, связанных с закрытием салонов. Одним словом, как раз тогда, когда нам максимально нужны были клиенты. Сказать, что мы испытывали стресс – это ничего не сказать, было сложно не провалиться в негатив, с мыслью, что всё пропало.

В этот период мы сосредоточились на работе с контентом, который размещали на сайте и в социальных сетях. Мы не грузили людей постами из серии «купи слона», а публиковали полезный и отвлекающий контент. Это дало свои плоды – у нас выросло количество подписчиков, и в момент выхода с карантина запись на услуги была максимально полной. Мы подняли цены и наняли ещё кадры.

Так что, в любой ситуации, нужно концентрировать внимание на открывающихся возможностях, а не горевать и тратить свой потенциал на самобичевание.

Михаил Лисневский

Основатель сети студий маникюра LAK LAB nails&beauty

Локдаун подстегнул экстренно думать о том, как выходить из положения. Я, как и многие, начал двигаться в сторону нового бизнеса, который поможет «выплыть из шторма». В этом была самая большая ошибка – я потратил кучу времени и денег на то, чтобы запустить новый продукт – онлайн-школу обучения в нейл-индустрии. Представляете, сколько таких школ параллельно запустились вместе со мной? Конечно, она провалилась.

Но жалею я не о потраченных деньгах, а о потраченном времени. Его можно было направить на базовые вещи любого бизнеса – укрепление команды, оттачивание ценностей, оптимизация процессов. Даже когда бизнес закрыт, этим всем можно заниматься.

Но самым сложным временем оказался не сам карантин, а послекарантинные месяцы – команда вышла работать, а клиентов нет. В этот момент я получил огромную выгоду от того, что все 2,5 года существования бизнеса я вкладывался в команду. Я, весь штат управляющих, все администраторы «ногтями рыли землю», чтобы найти новых клиентов и проработать всех старых. Мастера с пониманием относились к тому, что раньше в студиях была запись на месяц вперёд, а теперь появились «окна».

Локдаун дал мне очень важный урок: базовые ценности компании, а именно, люди, которые в ней работают, их понимание бизнеса, их отношение лично к вам, к управляющим – вот, что важно. Пока всё хорошо – всем хорошо. Если «начинается шторм» – именно эти ценности спасут бизнес. На создание и поддержание этого базиса нужно тратить время и деньги, даже если думаете, что у вас с этим всё хорошо.

Константин Ефимов

Совладелец и генеральный директор компании индивидуального пошива мужской одежды INDEVER

Наши услуги завязаны на тесном взаимодействии с клиентом: снятие мерок, примерка готовых изделий – во многих случаях присутствует тактильный контакт, который невозможно исключить. В период социальной дистанции это казалось непосильной задачей, но мы смогли максимально обезопасить процесс: маски и перчатки, санитарная обработка помещений и график посещения клиентов. Это замедлило работу, но для нас было первостепенным, чтобы каждый сотрудник и каждый клиент оставался в безопасности.

Клиенты и штат сотрудников — ценность компании, её главный актив. Благодаря личностным качествам и профессионализму команды удалось сделать упор на услугу «выезд мастера на дом», разработать мобильное приложение, запустить casual-линейку для комфортной удалённой работы.

Мы регулярно напоминали клиентам о себе: поздравляли с днём рождения через персональные рассылки, вовлекали в опросы — делали всё возможное, чтобы не терять связь и после окончания карантина быстрее войти в привычный офлайн-формат.

В кризис и времена неопределённости важно оперативно менять условия ведения бизнеса, не поддаваться эмоциям, руководствоваться логикой и холодным рассудком, принимая решения. Несмотря на все трудности и вызовы, который преподнёс прошедший год, нам удалось сохранить рентабельность на должном уровне и с оптимизмом встретить наступивший 2021 год.

Елена Гусева

Маркетолог компании Betty's cake

До пандемии мы продавали десерты в рестораны и кафе. В марте 2020 года настало нелегкое время для всех ресторанов, кофеен, отелей и сферы гостеприимства, кому мы поставляли десерты. Кто-то закрылся полностью и перестал делать заказы, некоторые развивали сервис доставки, но перешли на сокращённый ассортимент.

Мы решили двигаться в сторону супермаркетов. До начала пандемии у дистрибьюторов уже были в продаже наши мини-десерты. В карантин пришла идея делать популярные вкусы чизкейков в форматах, подходящих обычному покупателю в магазине.

По итогу 2020 года мы сделали вывод, что не зря двинулись в сторону ритейла. Компания не только поддержала продажи в этом сегменте, но и вышла на новый уровень.

Альберт Хамзин

Директор по франчайзингу сети «#Лаваш» и «Суши Маркет»

Пандемия нам помогла, укрепив командный дух. Сотрудники ещё раз убедились, что в любые времена людям хочется праздника и еды.

Мы переживали, что люди «на передовой» будут болеть, но практика показала, что иммунитет общепитовского сотрудника выше среднестатистического человека.

Коронакризис подтолкнул нас к решениям, которые мы долго откладывали: закрытие убыточных точек, перезапуск сайта, запуск доставки в 50 городах.

Данил Соловьёв

Директор и сооснователь международной сети автосервисов FIT SERVICE

В первые дни пандемии ввели запрет на работу многих предприятий, автосервисная же отрасль была признана социально значимой и исключена из перечня тех, кому запрещено работать. От работоспособности автомобиля зависит безопасность общества: успеет ли приехать на вызов скорая, пожарные и полиция, смогут ли работать коммунальные службы.

Кроме того, после снятия локдауна, люди чаще стали отдавать предпочтение автомобилю при выборе транспорта, как самому безопасному способу передвижения, что повлияло в этому году на высокий рост средних пробегов у автовладельцев.

Но этот год стал для нас испытанием, как и для всего бизнеса в России. Из-за локдауна, мы потерпели минимальные потери, но не выполнили план по открытию станций. Из запланированных 50-60 станции, мы открыли только 16. При этом, выполнили план по доходам и выручке сети. Мы связываем этот рост с изменением потребления автосервисных услуг. Клиенты, которые раньше обслуживались у дилера, из-за закрытия дилерских станций, начали пользоваться услугами сетевых сервисов. Даже после открытия дилеров, из-за роста курса и падения доходов населения те, кто раньше обслуживались у дилера, стали экономить и перешли в следующий ценовой сегмент – сетевые автосервисы. Это дало нам большой рост среднего чека, приток платежеспособных клиентов и рост продаж автозапчастей.

Главный урок, который мы вынесли из 2020 года – это то, что в любом, даже падающим бизнесе ты можешь расти. В этом году мы стали этой компанией, которая при падении рынка в целом росла. Может быть, если бы не пандемия, мы бы выросли больше, тем не менее, по итогам года, приросли на 32% по отношению к прошлому году по выручке. Поэтому, в любой ситуации, надо понимать, что кризис – это время возможностей, и нужно всегда искать новые способы привлечения аудитории.

Дмитрий Жбанков

Руководитель компании MasterDecor

Моя сфера (event) как никакая другая ощутила на себе последствия карантина и ограничительных мер: запретили проведение мероприятий, клиенты перестали организовывать праздники, производства декораций встали.

Специфика моего бизнеса в сезонности: с января по март мы готовимся к летнему сезону свадеб, проводим инвентаризацию, замену оборудования, генеральные уборки, а с апреля уже начинаем плотную работу до октября, потом небольшой перерыв и вторая рабочая волна – сезон новогодних праздников. В 2020 же году в месяц, когда мы должны были начать работать, всё и закончилось: мероприятия, запланированные на весну и начало лета, отменились.

Первый совет, который я хотел бы дать себе прошлогоднему – иметь подушку безопасности не только личную, но и для бизнеса. Так как у меня её не было, я активно тратил личные средства для поддержания бизнеса на плаву: платил зарплату сотрудникам и закупал материалы для производства.

Второй совет – увеличить бюджет на рекламу на новую аудиторию. Например, мы в период карантина запустили рекламу на европейскую аудиторию. Несмотря на локдаун транспортные компании продолжали работать, и мы могли отправлять наши декоративные изделия за границу. Так мы расширили аудиторию и стали сотрудничать с европейскими декораторами.

Третий совет – сохранить штат несмотря ни на что. До кризиса у меня не возникало проблем в поиске новых сотрудников. Сократив штат на 20% во время двухмесячного карантина, я не восстановил его до сих пор. Люди рабочих профессий из других стран не могут приехать в Россию из-за закрытия границ, работники из других регионов боятся приезжать из-за страха болезни, вторых и третьих волн карантина.

Четвёртый совет – всячески держаться за постоянных клиентов и разработать систему лояльности – улучшения своего сервиса, а не просто предоставление скидок. Я столкнулся с тем, что конкуренты стали жёстко снижать цены на свои услуги и клиенты стали уходить к ним. Но у меня другой подход в бизнесе, я считаю, что демпинг – это путь в никуда и всегда стараюсь предложить что-то большее: улучшить сервис, скорость работ и их качество, внедрить новые технологии, новое оборудование, а не снижать цены донельзя. Но я мог понять клиентов, которые стали уходить к менее опытным конкурентам, которые предлагали цены ниже, так как понимал, что в тот период цена была для всех основополагающим фактором. Но я хотел играть в долгую и несмотря ни на что, не снижал цены. Итогом стало то, что моя компания пережила кризис, оборот упал всего на 15%, что обидно но не является смертельным. Я приобрел новых клиентов и с оптимизмом смотрю в новый 2021 год.

Mastercard поддерживает малый и средний бизнес в непростое время пандемии и делится уроками, которым можно научиться ничем не рискуя. Например, в компании подготовили серию обучающих видеуроков:

  • видео о том, как настроить рекламную кампанию и получить дополнительный бюджет в Яндекс.Директ;
  • видео о том, как настроить рекламу на миллионную аудиторию ВКонтакте.

Чтобы помочь бизнесу стать заметнее и уникальнее, Mastercard попросил дизайнеров создать макеты вывесок и дверных табличек с надписями «Открыто», «Надевайте маски и перчатки». Эти уникальные таблички помогут привлечь внимание к вашему магазину, кафе или салону и сделают его заметнее, а также напомнят о правилах безопасности.

Поделитесь своей историей в комментариях – какое открытие вы сделали в период карантина или какой урок вынесли из ситуации пандемии. За лучшую историю Mastercard подарит приз — 50 тысяч рублей (до налогового вычета) на продвижение в «Яндекс.Директе».

Принять участие в конкурсе можно до 17 марта 2021 года.

Спасибо тем, кто принял участие в конкурсе. Все истории, описанные в комментариях, заслуживают внимания.
А приз от Mastercard отправляется к Наталья Бурякова за историю о простом и полезном бизнесе, в котором решения в коллективе принимаются сообща, а коллеги по цеху из других регионов готовы прийти на помощь в сложной ситуации.

Информация об организаторе, правилах, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения — по ссылке. Общество с ограниченной ответственностью “Мастеркард” ОГРН 1107746323926 ИНН 7707724547 Юридический адрес 127051, г. Москва, Цветной бульвар, д. 2, этаж 4, помещение I.

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Наталья Бурякова

Я владелец ателье по пошиву женской одежды и постельного белья. Бизнес региональный, работает больше 6 лет. Платья мы шьём в основном для партнерского магазина в городе, а постельное белье продаем в разных городах России.
Швейный цех находится в одном из крупных торговых центров города. Когда во время пандемии его закрыли для посещения, надо было решать, как теперь организовать производственный процесс. Партнерский магазин с платьями закрылся тоже. Если девочкам некуда ходить в новых платьях, то их и не заказывают. Постельное белье тоже не очень хорошо шло, потому что люди экономили. Швеи волновались, что я уволю некоторых из них, раз работа встала. Я не понимала, надолго ли мы застряли в таком состоянии неопределенности. Нужно было что-то делать.
Прежде всего я поговорила с сотрудницами, объяснила ситуацию. Попросила их тоже подумать и предложить варианты выхода. Ведь это в их интересах в том числе. Мы решили не останавливать работу совсем. В первую очередь мы вывезли почти все швейные машины из цеха домой швеям. Примерно сутки ушло на то, чтобы собрать и и настроить на новых местах. Вместо платье мы начали шить маски. Сначала делали их для себя, своего окружения и прямой продажи. На масках толком не зарабатывали на самом деле. Скорее была задача помочь людям, ведь дефицит на маски в первое время был огромным. Потом нам начали заказывать более крупные партии масок разные фирмы. Очень выручили друзья-швейники из Москвы, которым поступил большой госконтракт. Им нужна была помощь и они обратились к нам. Так мы продержались два самых сложных месяца.
Со временем платья снова начали заказывать Мы с партнерским магазином начали думать, как организовать доставку. Частично развозили платья лично на своих авто, где-то с помощью служб доставки. С кем-то встречались на нейтральной территории. При любых контактах, конечно, соблюдали все меры предосторожности: маски, перчатки, антисептик.
Главный урок, который я вынесла за это время - не надо глобально все ломать: увольнять людей, прекращать коммуникацию с клиентами, распродавать имущество. Короче, не надо паниковать. Делай то, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть: договаривайся с сотрудниками и партнерами, ищи новые возможности, не экономь на качестве итогового продукта, помогай людям, даже если это не очень выгодно, и тогда обязательно найдутся люди, которые помогут и тебе.

Ответить
Развернуть ветку
Jenya Jenya

Открыли первую бургерную в Москве на последние 600 тысяч за 3 недели до локдауна. Перестроились под доставку. Начали делать по 3 миллиона в месяц в доставке и навынос. Накормили 200 экипажей скорой помощи как поддержка.
Открыли ещё 5 бургерных до конца года, 3 во время первого локдауна. 
Компания в марте стоила 600 тысяч.
 К концу года за 10 месяцев 25 миллионов. 
Едем открываться в Дубай

Мораль? Кроме тебя тебе никто не поможет. И если твой единственный вариант просить помощи у государства, потому что пару месяцев продержаться ты не можешь, то нужно задуматься о улучшении своих предпринимательских качеств.
Выход можно найти всегда. Везёт тому, кто везёт.
 В любом случае я продолжаю видеть как все пытаются максимум левачить и не платить налоги и рыбку съесть и в воду не полезть, но при этом озлобленно просить любой помощи не понимая что условия ее получения они не выполняют. 
(за исключением негибких сфер, где без вариантов необходима помощь)

Какой урок? Никогда не знаешь какая ситуация, даже кажущаяся самой ужасной, принесёт тебе судьбоносные возможности.

Ответить
Развернуть ветку
No Good

Я даже слезу пустил! Не сдавайся! Я верю, что ты накопишь на более мягкий диван и твой бизнес станет ещё лучше! Особенно важна поддержка мамы, после уроков.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов

Какая замечательная история. Жаль, что фейковая и от фейка)

Ответить
Развернуть ветку
Jenya Jenya

Какой я тебе, блин, фейк. Я еду развозить картошку фри в пробке и ем мандарин и слушаю певицу Максим. Достаточно реализма?

Может быть ты фейк?

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович

Лучше начать с конкретики:

Открыли первую бургерную в Москве на последние 600 тысяч за 3 недели до локдауна.

1. Адрес и название первой бургерной
2. ИНН ИП или юр.лица

Начали делать по 3 миллиона в месяц в доставке и навынос.

3. Где рекламировали доставку и "на вынос" - фотки акций, если в соц.сетях - ссылки на посты

Открыли ещё 5 бургерных до конца года, 3 во время первого локдауна.

4. Адреса остальных открытых бургерных с датами открытия и постами в соц.сетях об открытии (разве сейчас бургерные без этого кто-то открывает), ну в крайнем случае с фотками с открытий.

Едем открываться в Дубай

5. Где и когда?

Ответить
Развернуть ветку
Jenya Jenya

Ага

Ответить
Развернуть ветку
Саша Миронюк

секретный владелец успешных бургерных, выйди из тени!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Kurilov

- Я ужасно хочу взглянуть. Какой адрес у вашего веб-сайта?
- Что? Извини, но это конфиденциальная информация!
© "Босиком по мостовой / Barfuss"

Ответить
Развернуть ветку
Jenya Jenya

Забыл, пацаны, написать ещё. Вам понравится. Взял новый Мерседес ещё в карантин за 2.6

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Vorony
Едем открываться в Дубай

А в Нью-Йорк когда?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов

Про мандарин, надеюсь, не соврал хотя бы

Ответить
Развернуть ветку
Кека Пека

да и картошку он тоже вести может

Ответить
Развернуть ветку
В гостях у енота

Я во время карантина открыл бургерную  ( начало мая)
Сподвигло то, что кроме себя никто не поможет. На открытие бургерной повлияло то, что надо что-то делать.

В это время я работал в Макдоналдсе и меня поразило то, что все офлайновые бизнесы закрываются, а фастфуд живет и усиленно работает.

Начал бизнес я с дома. Деньги на оборудование я взял в кредит. Мне одобрили 15 тысяч. С этого и начал.

После этого сменил 3 торговые точки и сейчас развиваюсь. 

Урок я вынес из этой всей ситуации такой:

1. Кризисные времена - это времена для возможностей
2. Только вы сами делаете свое будущее и никто ничего не должен
3. Самое сложное - сделать первый шаг (Пандемия меня подтолкнула к этому)

Ответить
Развернуть ветку
Artem Vorobets

кредит брал 15К рублей или долларов?

Ответить
Развернуть ветку
В гостях у енота

Рублей, к сожалению

Ответить
Развернуть ветку
Елена Бельская

Я бы сказала, к счастью)

Ответить
Развернуть ветку
В гостях у енота

Все может быть😅

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Макушин

З года назад предприниматели комплекса рынков 5км ГУП создали профсоюз микробизнеса. В период локдауна оказалось, что большинство из нас из-за неправильно присвоенного региональной ФНС трех цифрового подкласса 47.8 вместо четых цифровых кодов 47.82 и 47.89, были лишены мер поддержки. (Справка. До 01.01.2017 операторами персональных данных, коими являются тер.органы ФНС, проведены изменения в сведениях ЕГРИП в связи с переходом с ОКВЭД на  ОКВЭД2.) После безрезультатных обращений в Госдуму, Кабмин, Президенту и Титову, в последний рабочий день мая наш профсоюз, как оказалось единственный в России, подал Иск в Арбитражный суд Севастополя. Этим мы стимуливали врио Губернатора запросить и получить деньги в Госбюджете. В результате местная власть выплатила субсидию членам профсоюза и еще более 1000 севастопольских предпринимателей. 

Ответить
Развернуть ветку
Константин Ильин

У нас с супругой социальный бизнес – небольшой образовательный центр, который до карантина проводил очные консультации по английскому. Когда захлопнулись двери во всём мире, мы тоже прекратили занятия. 3 дня после того, как Президент объявил Lockdown, мы наблюдали как родители массово жаловались на школы, а педагоги на родителей и всю систему в целом.

Именно тогда мы решили помогать тем, кому в этот момент оказалось тяжелее всего. Мы объявили о создании общероссийского движения «Педагоги-волонтёры России» (быстро, своими руками и главное – бесплатно, сделали сайт). Разместили вакансии педагогов-волонтёров с зарплатой 0 руб. 0 коп. на сайте «SuperJob». Предложили учителям бесплатно 2 раза в неделю, в удобное для них время, заниматься с детьми из бедных семей, сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Через 2 месяца у нас уже больше 500 заявок из 57 регионов РФ.

Быстро нашлись бизнесы, которые помогли нам организовать очень классную платформу для дистанционного обучения. Теперь и общение с педагогом, и домашние задания, и ссылки на вебинары с педагогами, всё-всё в одном месте.

Сегодня в отдельные дни мы проводим по 70 занятий. Весь тот год мы «набивали шишки», а в 2021-ом хотим транслировать свой опыт на другие регионы. И это по-прежнему для нас чисто социальная инициатива, потому карантин показал, что есть те, кому существенно хуже.

Какой урок мы вынесли из этого?! Не надо бояться масштабироваться. Не надо бояться претворять в жизнь самые сумасшедшие и кажущиеся нереальными планы. Не надо бояться помогать реальным нуждающимся (мы, кстати, у всех собирали справки, что они малообеспеченные). Не надо бояться даже если у тебя есть крутой бизнес или ты обычный педагог из сельской школы
P.S.: и, да, мы не ради победы. Мы призываем чаще помогать тем, кто совсем в тяжёлой ситуации. Я был очень впечатлён тем насколько люди в трудную минуту готовы сами проявлять инициативу. Никто нам не давал денег, зато писали и спрашивали как они могут помочь нашей идее. 

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Трочина

Сенсорный интерактивный музей «Прогулка в темноте» в Москве так же, как и другие заведения, столкнулся весной 2020-го года с большими сложностями.

Музей представляет собой пространство, где визуальное восприятие полностью отключается, и начинают в полную силу работать остальные органы чувств: слух, обоняние, осязание. Полное отсутствие света, незрячий гид и пять локаций, которые нужно изучать наощупь — час в темноте дарит невероятный новый опыт и иное восприятие действительности.

Пандемия внесла в работу свои коррективы, и пять месяцев (с апреля по август) «Прогулка» была закрыта для посетителей. Локдаун выявил слабые места бизнеса: оказалось, что «все яйца лежат в одной корзине», и закрытие музея для посещения серьезно угрожает закрытием компании.

Но благодаря грамотному управлению и комплексным антикризисным решениям руководству удалось выправить ситуацию. Музей выстоял в сложное время и вернулся к работе. Это стало возможным благодаря нескольким моментам.

Лояльной команде, которая пошла навстречу и терпеливо переждала самые морально сложные и непонятные первые месяцы, а после открытия музея с готовностью и азартом вернулась к работе.

«Подушке безопасности» — небольшой финансовый запас покрыл основные платежи по аренде, обслуживанию помещений и заработной плате сотрудников музея, помог не впасть в панику и хладнокровно искать выходы из сложившейся ситуации.

Грамотной работе с аудиторией в социальных сетях. Несмотря на длительный простой музея, социальные сети «Прогулки в темноте» не прекращали работать — интересный и познавательный контент помог не растерять прежнюю аудиторию и привлечь новых пользователей, которые после открытия одними из первых посетили музей. Многие из них во время локдауна поддерживали музей, приобретая подарочные сертификаты для себя и друзей, чтобы использовать их после снятия ограничений.

Основной задачей для руководства на время пандемии стал поиск альтернативных способов получения прибыли. Так, во время закрытия музея началась разработка новых продуктов, которые уже готовы к запуску: онлайн аудио-квеста и выездных тимбилдингов на территории заказчика.

Музею удалось не только сохранить штат, но и увеличить его: после возвращения к работе в связи с расширением деятельности компании открылись новые позиции — часть сотрудников поднялась выше по карьерной лестнице, часть — пришла в компанию со свежими идеями и энергией. «Прогулка в темноте» оправдала кредит доверия сотрудников и посетителей, не только выстояв в кризисный год, но и использовав это сложное время для роста и укрепления своих позиций.

Любой кризис — это точка роста, и 2020-й год вновь всем это доказал.

Ответить
Развернуть ветку
В гостях у енота

Успехов вам, понравилась ваша история:)

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Трочина

Спасибо! Приходите к нам погулять, в темноте классно:)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Lachkov

у нас не такая радостная и поучительная история как в статье, но все же:

Мы - компания “Карнавал”, занимаемся образованием за рубежом или, иными словами, отправляем детей и взрослых учиться за рубеж. Это небольшой, семейный бизнес. Находимся в Краснодаре и работаем с 1998 года. 2020-й год обещал быть одним из лучших годов за последние 5 лет. В работе были группы детей в зарубежные лагеря на весну и на лето, много индивидуальных летних поездок на изучение языка, студенты которые на высшее образование и в частные школы. Кроме того 20 марта мы хотели провести форум по образованию в Краснодаре совместно с местным вузом. Пригласили партнеров, начинали делать рассылки и рекламу.
Но, уже в конце февраля стало понятно, что некоторым планам не сбыться, а в марте поняли, что и форум и сезон полностью провален. Страны закрылись на карантин, потом и Россия закрылась и рейсы еще отменили.
Клиенты и группы начали отменять поездки, академические студенты тоже решили не ехать учиться в зарубежные вузы, но некоторые продолжили процесс зачисления. Послкольку предоплаты за группы и иза индивудальных студентов уже были сделаны не только нам, но и в зарубежные школы, то эти деньги пришлось возвращать обратно клиентам. И мы все вернули. Это было не просто, шли долгие переписки и перезвоны, но многолетний опыт в выборе школ-партнеров нам очень помог. Мы вернули все предоплаты за исключением денег за авиабилеты Аэрофлота (другие авиакомпании вернули деньги и предоплаты за билеты, не без страданий, но вернули).
Очень неприятным сюрпризом было то, что банк брал с нас и за отправку и за возврат, да вообще мы потом проанализировали и поняли, почему нам так улыбаются и почему нас так любят в нашем банке. Когда работа кипела, не до банка было и не до его тарифов на ВЭД.
А дальше мы начали как и все продвигать онлайн обучение, но после онлайна в наших школах спрос на языковые и академические онлайн курсы был минимален. И это понятно, сам прошел через это. Дома сын первоклассник занимался через зум всю четверть, так и выпустились онлайн.
Занимаемся мы и туризмом тоже. Но там уже просто все затухло. На одном туризме бы мы точно закрыли компанию еще в марте 2020.
В итоге мы полностью погрузились в продвижение академического образования, то есть среднее и высшее образование за рубежом. Границы для студентов не закрывали и визы им спокойно выдавали все страны кроме США. Сейчас заявки уже идут. Их стало мало и они стали гораздо сложнее, но они есть. Потихоньку готовим свой форум на октябрь 21 года. В каком он будет виде, пока не понятно, но мы надеемся, что он состоится. Планов много и работы тоже много.

Что для себя вынесли:
- Тщательно выбирать партнеров. Знаю, что не все агенты смогли вернуть все деньги своим клиентам.
- Смотреть тарифы банка и вообще изучать все банковские расходы, чтобы не было сюрпризов потом. Когда у вас много партнеров, а не один-два это оказалось очень важно.
- Работать с сотрудниками. Мы сохранили весь состав.
- Иметь подушку безопасности.
- Этот пункт спорный, но лучше всего когда офис в собственности. Тогда точно не придется закрываться. Несмотря на карантин и продвижение удаленной работы в массы, наши клиенты любят общаться лично. Даже те, кто находится в других городах. Хотя бы первый раз, но они приходят. Это и понятно, все таки детей абы кому не доверишь.
- Не слушать и не смотреть всех этих коучей и бизнес гуру, это время можно потратить на что-то более полезное для компании и на себя.

Коротко так. Про личные трансформации умолчу:)

Ответить
Развернуть ветку
S

История из 2 предложений :) 
Бабушка - владелица ателье, в пандемию, естественно, сидела дома и мастерила кожаные сумки и конверты с котиками для хранения документов :) онли хэндмэйд, горжусь 

Ответить
Развернуть ветку
Вадим

До пандемии я думал, что у меня достаточно диверсифицированный бизнес: вендинг (автоматы по печати фотографий БОФТ), розничный магазин подарков (Экспедиция) и немного онлайн продаж (Exotic Flora - насекомоядные растения). Когда разом закрылись торговые центры вместе со всем вендингом и розницей, а онлайн-продажи первое время работали только на товары первой необходимости, то стало "немного" тревожно пребывать в статусе многодетного отца.
В такие ситуации инстиктивно включается простая логика: если ситуацию изменить невозможно, то надо делать хоть что-то.
Во-первых, всем поставщикам и кредиторам были разосланы письма с просьбой войти в положение. На удивление, вошли все, даже Сбербанк (правда после небольшого нажима со стороны государства). Получил реструктуризацию текущего кредита и новый кредит, который можно не возвращать при выполнении ряда условий.
Во-вторых, начал искать лазейки для начала работы. В магазин завезли средства защиты, наличие которых в ассортименте позволяло не закрываться. Само собой, продавцом работал сам, отправив продавцов в административный отпуск. Кстати, маски и респираторы с тех пор заняли прочное место в ассортименте. Несмотря на невысокую долю в выручке, они генерируют приличный трафик, который потом весь пришел и сделал рекордную предпраздничную выручку перед Новым годом. В итоге в отсутствие конкурентов (многие боялись проверок, а некоторые разорились), удалось сохранить магазин и даже заработать.
С вендингом оказалось сложнее. Ни один ТЦ не вошел в положение и не разрешил переместить автомат с зоны фудкорта в зону продуктовых магазинов, которые не закрывались. Некоторые при этом не постеснялись выставить счета за аренду. В общем, данный проект с тех пор сильно замедлился, т.к. зависит от уровня доходов населения.
А вот скромный опыт онлайн продаж насекомоядных растений сильно помог. Ассортимент магазина выставил в онлайн и уже понятно было как вести продажи и отправки. Это тоже добавило выручки. Плюс, когда стал искать новые ниши, то паззл сложился быстрее. Решил развивать ситиферму микрозелени - сфера не требует много затрат, зато понятно как её создавать и продвигать. На волне пандемии в эту отрасль хлынуло много людей (даже здесь в комментариях они есть :) ) 
Но в любом случае, главное правило - сохранять предпринимательский дух и не сдаваться ни в какой ситуации. Всегда лучше действовать как та лягушка и из сметаны обязательно получится масло.

Ответить
Развернуть ветку
Дамир Губаев

Открыли в декабре визовый центр. Готовили документы, переводили, помогали в трудных не стандартных ситуациях. С началом пандемии все границы закрыли. Мы перешли на работу с контентом для сайта и социальных сетей. Приобрели новый сайт с ключом в домене. С него пошли заявки на оформление документов на бизнес и медицинские визы. Сотрудники работали из дома на удалёнке, все отправляли курьерами. Решили доработать сайт и сделать онлайн прием заявок. В офлайн до сих пор не вышли, работаем все из дома.

Главный урок - не держать все яйца в одной корзине. Поэтому к декабрю следующего года открыли ситиферму по выращиванию микрозелени проростков в Уфе. Нас даже отметил глава Республики в своих социальных сетях https://www.instagram.com/p/CKBFLFAjgtf/?igshid=beakk7989lm8

Показали по первому каналу. Снимали 5 часов, а показали 10 секунд. Смотреть со 2ц минуты

https://www.1tv.ru/news/2021-01-11/399712-blagodarya_pandemii_nekotorym_rossiyanam_udalos_voplotit_v_zhizn_svoi_biznes_idei

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации
Ответить
Развернуть ветку
Максим Ковалевский

Всем привет! Я основатель стартапа chocolatefiesta.ru - мы занимаемся 3D печатью шоколадом. В 2017 году начали разрабатывать 3D принтеры , в 2019 я открылся как ИП и мы начали выполнять заказы по печати, с конца 2019 года начали продавать сами принтеры.

Как и многие технологические стартапы, мы начали свой бизнес-путь, тестируя практическое применение технологии в различных нишах. Ну и как молодые и неопытные, поймав одну работающую нишу, мы начали активно заниматься ей без какого-либо дополнительного анализа :)

Этой нишей стали корпоративные подарки - осенью 2019 года мы увидели, что шоколадные логотипы компаний моделировать в цифре и печатать намного быстрее и дешевле, чем изготавливать традиционными методами. А еще - 3D принтер можно привезти на мероприятие заказчика и показать процесс живьем. Кейс по изготовлению корпоративных подарков из шоколада и шоколадным мастер-классом с 3D принтером мы успешно провернули с парой десятков технологических компаний. 

Заработали первый миллион за пару месяцев. Продолжили развиваться в этом направлении в начале 2020. И наступил коронавирус - мероприятия свернулись, бюджеты на подарки резко сократились, и с марта по июнь 2020 для нас наступили черные времена.

Сейчас я понимаю, что в случае развития новой технологии крайне опасно опираться на одну нишу. Как и с инвестициями, нужно диверсифицировать направления развития :) Сейчас мы сами и наши клиенты - новые владельцы 3D принтеров Chocolate Fiesta - работаем на абсолютно разные аудитории: помимо B2B подарков для компаний это презенты для частных клиентов (с тиражом как от 1 штуки, так и до 500 - например для свадеб); печать элементов декора для тортиков и пирожных - принтер как "помощник кондитера"; промышленные пищевые предприятия с 2020 года оцифровывают часть своей продукции с помощью 3D печати.

Пережить пик эпидемии конечно очень помогла подушка безопасности и вера команды. Но без веры в успех стартап и в хорошие времена обречен на поражение. Всем удачи :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Abubekerov

Барбершоп HOST и наши уроки «из пандемии»

Eще во время локдауна, мы открыли для себя новый способ поиска сотрудников в сеть наших барбершопов на Авито. Работники закрытых салонов красоты, оказавшись без заработка, стали искать клиентов на Авито Услугах, чтобы принять их на дому. Мы проходились по базе объявлений, изучали работы мастеров и их профили в Инстаграме. По итогу выбрали топ-5 и сразу после отмены ограничений пригласили их на собеседование.

Персонал оказался поистине ценным, высококвалифицированным и быстрообучаемым: найденный таким образом сотрудник за полгода из барбера вырос в управляющего сети. Количество мастеров, принимающих на дому, после пандемии сильно выросло, соответственно, выросло и количество кандидатов на Авито Услугах. Прелесть этого инструмента была в том, что мы не заплатили за это ни копейки: ни за размещение вакансии, ни за открытие контактов. За всё уже заплатил мастер — автор объявления.

Одним из главных уроков, вынесенных из пандемии, стала необходимость резервных денежных фондов на непредвиденные расходы. После пандемии мы создали специальные фонды-копилки, куда теперь перечисляем определенные проценты с прибыли на различные нужды салона.

И еще мы поняли, что профессия барбера будут актуальна всегда и никогда не умрет. То, как уже в первые недели локдауна, людей заинтересовала тема самостоятельных стрижек в домашних условиях, показали популярные запросы в поисковиках. После снятия ограничений мы запустили новый проект - академию барберинга, где обучаем студентов с нуля и не прогадали. За полгода мы обучили уже более 100 человек, которые уверенно трудятся на себя или в барбершопах.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Скакуненко

Я директор котокафе "Мур-мяу" в Твери. Наше заведение работает в формате тайм-кафе, где вы платите за проведенное время. В стоимость входят чай, печеньки, настольные и видеоигры, а также общение с котиками.

Все наши подопечные это бывшие бездомные животные. Спасенные волонтерами с улиц или приютов, после серьезной ветеринарной подготовки котики заезжают в кафе, где общаются с гостями. Цель заведения - поиск новых владельцев для животных.

Когда в регионе ввели ограничительные меры, стало страшно. Ведь помимо стандартных расходов на аренду и коммуналку на нашем попечении оставались животные, которые продолжали нуждаться в корме, уходе и ветеринарных осмотрах.

Мы стали активно продавать товары навынос. Конечно, у нас и до этого было можно купить книги или какие-то сувениры, но сейчас мы поняли, что это единственная возможность хоть как-то заработать на покрытие текущих расходов. Кафе работало два часа в день (утром и вечером), чтобы выдавать купленные онлайн товары. Самыми ходовыми были, естественно, защитные маски. Симпатичные расцветки разлетались на ура. Именно они помогли нам закрыть долги за отопление и электроэнергию.

Вторым верным решением был запуск акции "Покорми online". Желающий принять в ней участие оплачивал стоимость лакомства для котика, а мы в ответ присылали ему видео с кормления, где именно выбранное животное наслаждалось вкусняшкой. Самые милые мы выкладывали в наши соцсети с отметкой "кормящего", тем самым привлекая новых участников.

Безусловным открытием была помощь наших сотрудников, которые без оплаты выходили дважды в день, чтобы ухаживать за животными. Я была искренне рада тому, что в трудную минуту коллектив сплотился и смог преодолеть все сложности.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Пузачёв

Пандемия коронавируса дала толчок для роста нашей компании. Компания trius labs занимается контрактным производством косметики - созданием уходовой косметической продукции “под ключ” под собственной торговой маркой заказчика.

После первых публикаций в СМИ о надвигающемся карантине, в отдел продаж посыпались десятки заявок представителей торговых компаний и частных предпринимателей об изготовлении антисептических средств. Людей интересовал выпуск сотен тысяч единиц продукции от “хоть каких-то” до полноценной линейки продуктов с вариантами тары: от 50 мл до канистр объемом 5 л.

Наши трудности.

Дефицит кадров и неспособность выдать необходимые мощности собственной производственной площадкой стали основным стоп-фактором роста. Резкое падение курса рубля, от которого зависели цены на сырье, тару, оборудование, этикетки, спровоцировало мгновенный рост себестоимости единицы продукции. Вдобавок, подрядчики задерживали сроки поставок и отдавали товар по принципу аукциона – кто больше предложит. К примеру, тонна изопропилового спирта до пандемии стоила 30.000р, в разгар - 250.000-300.000р.

Принятые меры.

В первую очередь получили разрешающие документы для работы с производством продуктов первой необходимости, перевели штат на удаленную работу и наняли дополнительных сотрудников (менеджеры по ведению проектов) для удовлетворения растущего спроса.

Затем мы создали и внедрили должностные инструкции для сотрудников, работающих удаленно и внедрили сервис Worksection для контроля каждого проекта в удаленном формате. Эти шаги позволили организовать работу команды на качественно новом уровне, продуктивность выросла в 4 раза, несмотря на первый опыт онлайн работы.

Далее последовали организация новой производственной площадки с мощностью до 35.000 единиц продукции в сутки и создание договоренностей с новыми подрядчиками и партнерами. Отдельно прописывался пункт о том, что пандемия коронавируса не считается форс-мажором, и придется соблюдать наши договоренности и обязательства независимо от текущей ситуации.

Итоги и выводы.

Спустя год создана новая команда сотрудников-удалёнщиков, получен опыт работы с капиталом в 200 млн рублей в рамках одного проекта. Произвели 1 млн+ антисептиков, нашли новых подрядчиков и клиентов, которым доверяем. Теперь все сотрудники, кроме работников производства, которые привязаны к локации, работают удаленно, и это крайне эффективное решение. Большинство наших сотрудников - жители регионов, Москвичи же экономят от 1,5 часов в день на дорогу, а это почти 3 рабочих дня в месяц! Мы ценим время наших коллег!

"Ищи возможности и решения, а не виноватых!" Такой вот у нас девиз во время пандемии.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Владимирова

После "Крымнаш" и падения доходов населения, сократились на 50%.
Локдаун сократил еще 30%.
Ужались до максимума.
Ввели скидки. Бесплатные допуслуги.
Уволили и сократили все что можно было уволить и сократить. Режим "выживание" идет и сейчас. Идем на любые шаги, лишь бы сохранить оборудование, ключевых сотрудников, долю рынка.
Ожидание и предчуствие, того, что кино только начинается.
Продвижение нафиг не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Skorpyon

Просто ваше говно потеряло популярность.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Vorobets

Из-а таких ватников, как вы, которые кричали расеея, многие и потеряли бизнеса

Ответить
Развернуть ветку
Украденная жизнь

HODL

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда