Почему россияне стали чаще покупать товары по объявлению

Согласно исследованию Data Insight, количество сделок между частными лицами в России за полтора года увеличилось на 70%. Только за 2020 год россияне совершили 301 млн покупок «с рук», из них 182 млн — через «Авито». Почему C2C-продажи так популярны, рассказали эксперт Data Insight Елизавета Хоботина и управляющий директор «Авито Товары» Алексей Куракин.

Материал подготовлен при поддержке «Авито»

Объём рынка торговли между частными лицами в России за полтора года вырос почти вдвое

Елизавета Хоботина, эксперт Data Insight:

Есть несколько причин. Первая, конечно, цена. Поиск более выгодной сделки — основная причина покупки «с рук», это отметили более 50% опрошенных покупателей. Продавцы на сайтах с объявлениями не завышают цен, потому что видят конкуренцию. Она позволяет покупателям приобретать товары выгодно. Можно подписаться на обновления цены и отследить момент, когда продавец её снизит.

По объявлению часто можно купить «не подошедшую вещь»: родители купили что-то для ребёнка, положили в шкаф и забыли, а когда вспомнили, ребёнок уже вырос. Вещь хоть и новая, но уже потеряла в цене.

Вторая причина в том, что с весны прошлого года многие стали работать, учиться и проводить всё свободное время дома. Поэтому стало больше покупок для обустройства домашнего офиса и всего, что связано с фитнесом и отдыхом без выхода на улицу — гантели коврики для йоги, настольные и компьютерные игры. Вырос спрос на подержанные ноутбуки: когда на удалённую работу или дистанционное обучение переходит вся семья, компьютеры хочется купить дешевле.

Третья причина — люди занялись разбором вещей, начали избавляться от ненужного, пока есть свободное время. То есть пандемия была скорее стимулом: закрытие офлайн-магазинов сильно не повлияло (большинство из них работало с доставкой), C2C-рынок рос и без этого.

В 2020 году в России было 13,2 млн частных продавцов, 87% из них использовали сайты с объявлениями

Е.Х.: В будущем рынок частных продавцов вырастет, ведь платформы для таких продаж активно развиваются. Например, сейчас на долю «Авито» приходится больше 60% всех C2C-продаж в России, за год 8,8 млн человек купили что-либо на этой площадке. Доступ продавцов к аудитории расширяется, доступность самих покупок — тоже, ведь уже не важно, живёт ли продавец в вашем городе: посылку доставят почти куда угодно. Люди находят интересные вещи в разных уголках страны и заказывают у частных продавцов так же легко, как в интернет-магазинах.

Алексей Куракин, управляющий директор «Авито Товары»: Для частных продавцов «Авито» — очень эффективная площадка. Сайт ежемесячно посещают 50 млн человек из всех регионов страны, поэтому вероятность найти своего клиента высока. Также в пользу площадки работает развитая инфраструктура — возможность продвигать свои объявления в поисковой выдаче, отправить посылку с помощью безопасной доставки покупателю в другой конец России, оставить отзыв о товаре и продавце.

29% С2С-продаж происходит в городах с населением от 100 до 500 тысяч человек, год назад эта доля составляла 16%

Е.Х.: В миллионниках не стали меньше покупать или продавать. Просто проникновение C2C-торговли стало глубже — в небольшие города дотянулась доставка, что позволило жителям миллионников продавать товары большей аудитории.

А.К.: «Авито» доставляет товары частным лицам уже два года, а запрос «Как пользоваться Авито Доставкой» — один из популярных в Google. Самый востребованный тип доставки — междугородний, а наиболее популярный канал — пункт выдачи заказов (ПВЗ). Покупатели хотят получить товар в шаговой доступности от дома в любое время, без необходимости подстраивать график под визит курьера.

Мы рады, что у жителей небольших городов появилась возможность покупать недоступные в их регионе вещи, а также продавать свои товары по всей стране и зарабатывать. Только за 2020 год мы доставили более 2,5 млн междугородних C2C-посылок.

По данным Data Insight, в первой половине 2020 года через ПВЗ и постаматы россияне получили 68% всех посылок. В период пандемии курьерская доставка отыграла свои позиции. В апреле 2020 в связи с самоизоляцией доля доставки до двери была больше доли заказов в ПВЗ. Но после возвращения к обычному ритму жизни тренд на доставку в пункты выдачи и постаматы вернулся.

У частных продавцов выросло количество сделок: в 2017 году была в среднем одна в месяц, сейчас — 2,3

А.К.: Во время пандемии люди открыли дополнительные возможности заработать на ненужных вещах и на перепродаже новых.

Количество частных продавцов, для которых онлайн-продажи являются основным доходом, почти удвоилась за год. Больше людей стали делать свой малый бизнес на «Авито», используя площадку как интернет-магазин.

Особенно активны стали мужчины — сейчас они составляют 63% от общего количества продавцов на площадке. Рост доли мужчин можно объяснить влиянием пандемии. Кто раньше не находил время монетизировать свое хобби, подрабатывал в офлайне и там же находил своих клиентов, в период изоляции вышли на «Авито». Регистрация на площадке занимает пару минут. Количество объявлений за 2020 год выросло с 59 до 73 млн, на площадке можно найти как повседневные, так и совершенно уникальные товары — от компьютерных столов до ковров ручной работы.

Частных продавцов новых товаров за три года стало в полтора раза больше

А.К.: Ещё один тренд — увеличение доли продавцов, перепродающих товары. Это сегмент вырос с 8% в 2017 году до 12% в 2020 году. У людей есть потребность и желание зарабатывать на перепродаже новых товаров, растущая доступность торговых онлайн-площадок стимулировала этот вид деятельности.

Например, в детских товарах традиционно продают много подержанных вещей, так как срок жизни у коляски или велосипеда долгий, а период использования — короткий. От продажи этих товаров выигрывают обе стороны: покупатель приобретает почти новую вещь по привлекательной цене, а продавец частично компенсирует свои затраты на первичную покупку. В то же время, в этих категориях россияне активно продают новые товары — кто-то зарабатывает на перепродаже, кто-то сам производит и реализует.

В «Электронике» и в «Товарах для детей и игрушках» доля новой продукции достигает почти 40%, а в категории «Одежда и обувь» — 25%. В других категориях доля новых товаров может достигать и 60%.

Тенденции, выявленные экспертами в 2020 и 2021 годах указывают, что рост продаж в сегменте С2С продолжится. Этому прежде всего будет способствовать технологическое совершенствование онлайн-площадок для таких продаж. Доставка проникнет даже в самые небольшие и отдалённые города, а возможности продвижения объявлений на сайтах практически уравняют частных продавцов с интернет-магазинами.

Для покупателей тоже открываются большие возможности — в одном месте можно найти уникальные товары, купить подержанную вещь в хорошем состоянии или просто приобрести новую по привлекательной цене как в обычном маркетплейсе, и всё это с доставкой на дом или в ближайший пункт выдачи.