Правда, что в России оставляют мало чаевых? И всегда ли они нужны?
Спросили рестораторов и персонал заведений, узнаём мнение читателей vc.ru.
Материал подготовлен при поддержке HoReCa.Finance.
В США в заведениях оставляют 15−25% чаевых, во Франции и Швеции — 10–15% (причём они уже включены в счёт). В России чаевые — до сих пор вопрос открытый: постоянно оставляет чаевые только четверть посетителей, хотя в последнее время их число в курортных городах и Москве растёт.
Чтобы разобраться в проблеме, мы задали вопросы тем, кто назначает и получает «чай» — владельцам заведений и персоналу. А ещё тем, кто их оставляет, — читателям vc.ru.
В нашем заведении 80% гостей оставляют чаевые. Остальные 20% — посетители старшего поколения, у которых нет такой привычки. Сам я стараюсь всегда оставлять чаевые. Исключение — когда официант оценивает меня по внешнему виду или по тому, на какую сумму я «наедаю». Если сумма небольшая, как гость я становлюсь официанту неинтересен, а это неприятно.
Чаевые надо оставлять, если вы видели, что персонал старался: помогал в выборе, устранял трудности, был учтив. Если человек просто выполнил свою работу в духе «принёс — забрал», чаевые излишни. В идеальном мире должна действовать японская система: для самого работника позор работать недостаточно хорошо, а для работодателя — ему не доплачивать. К сожалению, в России этот «общественный договор» не работает.
У посетителей обычно пять поводов не оставлять чаевые: «рассеянный», отсутствующий или откровенно плохой сервис; долгая отдача заказа; невкусная еда и напитки; жадность или, что ещё хуже, презрительное отношение к обслуживающему персоналу. Мне самой не раз приходилось слышать, как посетители говорят что-то вроде «Они вообще-то хорошо зарабатывают!» или «Тарелки таскать — много ума не надо».
При этом нужно понимать: то, что покорит одного гостя (например, открытость официанта или общительность бармена), другому покажется фамильярностью и заставит испытать дискомфорт. Задача профессионала — с первых минут понять, какая линия поведения приемлема для гостя, и сделать так, чтобы он расставался с чаевыми с удовольствием, а не потому, что «так принято».
В этой ситуации нет слова «надо». Мы же ходим в ресторан за атмосферой, а она во многом зависит от официанта. Бывают разные случаи: один посетитель может взять только кофе с десертом и оставить большой «чай» сверху, а компания, «посидевшая» банкетом на 100 000 рублей, — не оставить ничего. Бывает и так, что гость дал официанту чаевые, а потом оставил негативный отзыв на сайте. Всё зависит от настроения — и это нормально.
Если сервис был на высоком уровне: уделено должное внимание к деталям и пожеланиям гостей, блюда оправдали все ожидания, — то нужно оставлять на чай 10% и больше.
В среднем по Москве оставляют чаевые 5–6% от суммы счёта. У нас подключены системы электронных чаевых в ресторанах. Немногие носят сейчас наличку, особенно в ситуации с ковидом — лишний раз деньги трогать не хочется. Сами ребята внутри команды решили, что так будет удобнее.
Я резко негативно отношусь к «включённым» чаевым. Когда речь идёт о субъективном человеческом факторе, нельзя быть в 100% случаев уверенным в качестве. И вообще, лишать гостя возможности оценить работу персонала чаевыми — странно.
В ресторанах США, даже если посетителю не понравилось — сервис ужасный, кухня тоже, — он всё равно должен оставить на «чай» 16%: это негласное правило. Если всё было неплохо — 20–30%, а если всем доволен — можно и до половины от счёта оставить. Гости платят, чтобы к ним были лояльны, учтивы и добры. Во Франции, например, где 10% чаевых уже включены в счёт, зачастую персонал может даже не стараться быть учтивым.
Чаевые в счёте — это, безусловно, хорошо для работников. Но российские посетители к этому пока не готовы: если недовольный клиент не хочет оставлять «чай», он не будет этого делать, даже если по правилам они уже включены. А значит, конфликт неизбежен.
Если за одним столом больше семи человек, чаевые нужно включать в счёт автоматически. Иначе человек, который обслужил большую компанию гостей и потратил на них много времени и сил (упустив других клиентов), часто остаётся почти ни с чем.
80% моего заработка составляют чаевые, 20% — заработная плата. Большинство работодателей не готовы платить большие деньги сотрудникам, которые регулярно получают чаевые. Они считают, что размер оплаты труда должен быть привязан к уровню сервиса. Но только посетители оценивают его не всегда. Это норма для индустрии, и все принимают правила игры, поэтому я отношусь к этому спокойно.
80% моего дохода — зарплата, 20% — «чай», но, к сожалению, для рынка я скорее исключение. Часто владельцы намеренно устанавливают низкий оклад, убеждая официантов в том, что они «компенсируют» его чаевыми. Распространённая жлобская практика! При этом из-за пандемии доходы многих официантов упали: посещаемость (она влияет на количество чаевых) и выручка ресторана (влияет на оклад) снизились.
Из-за государственного регулирования поток посетителей стал рваным: то сокращённый график, то нет; то можно ходить всем, то только привитым. В абсолютных значениях объём чаевых это затронуло напрямую. Однако каждый гость в отдельности стал оставлять больше «чая». С одной стороны, люди стремятся поддержать персонал любимых заведений, с другой — просто оставляют в ресторанах больше денег, оставшихся после несостоявшегося отпуска за границей.
Cистема общего чая порочна по сути своей. Она расхолаживает некоторых сотрудников, позволяет им «ездить» на других. Даже если знаешь меню хуже остальных, плохо натёр ложки или пережарил стейк — получишь столько же. Так зачем стараться?
На мой взгляд, больше чаевых должны получать сотрудники, которые общаются с клиентом напрямую: официанты, сомелье, менеджеры и бармены за контактной барной стойкой. Именно они добавляют в обслуживание необходимый человеческий фактор, харизму и теплоту.
Мне больше нравится американская модель распределения чаевых: официанты в ресторанах показывают себя и работают на своё имя, соответственно, чаевыми делиться не принято. Но если хотите создать сплочённый коллектив, лучше вводить общий «чай» — чтобы избежать ссор и зависти.
Я против того, чтобы управляющий вмешивался в распределение «чая». Но если бы мог голосовать между «поровну» или «каждому — своё», то выбрал бы первый вариант: он больше сплачивает команду.
В нашей команде барменов «чай» всегда общий. А оставить вознаграждение клиент может, не вставая из-за стойки, — мы уже давно работаем с электронными чаевыми.
Электронные чаевые — не просто дань прогрессу. Россияне всё реже носят с собой наличные. Иногда это единственная причина, по которой посетители не оставляют чаевые персоналу. Новые технологии в сфере оплаты решают эту проблему. Кроме того, с электронными чаевыми заведениям удобнее собирать их «в общий котёл» или распределять по индивидуальным счетам сотрудников.
Специалисты HoReCa.Finance подбирают подходящие платёжные решения, ориентируясь на внутренние правила каждого конкретного заведения. Представитель сервиса сам приедет в ресторан в удобное для клиента время и всё настроит.
При этом HoReCa.Finance — это не только про приём чаевых, функциональность сервиса гораздо шире. Так, владелец ресторана, кафе или бара может отслеживать там трансакции, формировать счета на оплату и отправлять их клиентам на почту.
Туда же падают все отзывы: с сайта самого заведения и сторонних «отзовиков». Ещё через HoReCa.Finance можно собирать автоматические брони, достаточно вывести на сайт заведения соответствующий виджет. Кроме того, через систему посетители самостоятельно могут забронировать понравившийся столик в зале, тем самым сняв эту нагрузку с персонала.
Никаких чаевых. Если я к примеру должен оплачивать работу официанта отдельно. Пусть в меню указывают эту сумму. типа 100 рублей за заказ. дополнительные +50
Курьеру. у них тоже зарплаты нет? почему они все пытаются пропихнуть эту плавающую уходящую от налогов сумму. как нечто хорошее?
Как в стриптиз клубе, купюры девушке в трусы запихивать, у меня только такие ассоциации.
Никаких денег в трусы. Если я к примеру должен оплачивать работу стриптизерши отдельно. Пусть в меню указывают эту сумму. типа 100 рублей за танец. дополнительные +50
В топовых ресторанах у официантов зачастую оклад 800-1500₽, неужели он должен по вашему каждый стол (а столов может быть за смену от 10 до 30) окружать вниманием и заботой за эти гроши? Вы просто желоб если накушав на 4000₽ не можете оставить хотя бы пару сотен за старания человека (естественно когда это уместно и старания присутствуют)
Комментарий недоступен
По итогу это и является основной причиной текучки кадров, которая ведет за собой новых неподготовленных сотрудников, от которых страдают и гости в плане сервиса, и ресторан в плане впечатлений гостей => желания их вернуться вновь. Ресторан не будет платить хорошую зп официанту так как иногда заходят европейцы, которых не коробит оставить 20% от наеденных 100000, и вы бы на месте владельца заведения придерживались той же позиции. Жадность у нашей нации в крови, как это не прискорбно. Даже за долбанных 200₽ (3 бакса) человек готов устроить дебаты и доказывать почему не должен платить выше цен по меню) Апофеозом такого желобства наблюдал, обедая: Сидит парочка, девушка платит и оставляет на чай, парень недоумевает - зачем она тратит лишние деньги, девушка говоритденьги мои так что помолчи, отходит в туалет, и парень забирает чаевые из папки оставив пару чириков. Нежадные люди оставят деньги даже продавцу одежды которая помогла подобрать гардероб, хотя такие жесты вообще нигде не оговариваются. Судя по комментариям, человека ничто не заставит поблагодарить другого человека деньгами за его труд, если он воспитан такими же жадинами. Еще приплетают истории про уход от налогов, ржунимагу)
Это особенность любой работы, для которой не требуется образование.
Ресторан не будет платить хорошую зп официантуЕсли туда не будут идти официанты, то придется заплатить. Она не будет хорошей, она будет выше.
Жадность у нашей нации в крови, как это не прискорбно.Русофобия у тебя в крови. А у нашей нации нет никакой жадности. Такие же люди как везде.
Даже за долбанных 200₽ (3 бакса) человек готов устроить дебаты и доказывать почему не должен платить выше цен по меню)Ну и ну, человек не любит, когда его хотят обмануть. Вот это жадюга!
ничто не заставит поблагодарить другого человека деньгами за его трудЗа что благодарить, если услуга была оплачена? Благодарность была бы оправдана если бы с человека не брали вообще никаких денег.
вы не поверите (потому-что вы нищий каким был и я), но когда я начал зарабатывать больше обычного (тот самый бизнес который я пилю пока работаю в наемном рабстве) -начал чуть ли не раздавать людям эти деньги.
я однажды ходил по городу и тут паренек чето рекламировал вот кафе какое-то. сказал "вам же это ничего не стоит, а мне сотка перепадет". я из сумки достал сотку и дал ему и "будь здоров". и всё.
так что когда у тебя бабки появятся тоже будешь их раздавать, потому-что а хули с ними еще делать, если на все хватает и минимум столько же остается.
по этому насильно там заставлять себя давайть на чай или не давать. ну хочешь давай хочешь не давай если тебя хуево обслужили, или просто бабок нет, или ты заказал один кофе че там смысл давать чаевые.
Не бросается деньгами - нищий. Интересная логика.
начал чуть ли не раздавать людям эти деньги.Транжирство - порок, а не добродетель.
так что когда у тебя бабки появятся тоже будешь их раздавать,Обычно те, кто разбазаривает деньги направо-налево в итоге остается ни с чем.
по этому насильно там заставлять себя давайть на чай или не давать. ну хочешь давай хочешь не давай если тебя хуево обслужилиНу так можно почитать комментарии здесь, как косо на людей смотрят официанты, которым не дал чаевые, а кто-то думает, что в суп плюнут.
Так что такие практики нужно выжигать калёным железом - не платить чаевые никогда. Потому что на данный момент это добровольно-принудительно.
я оставляю чаевые только тогда, когда сервис меня устраивает. Все просто.
это называется "синдром нувориша", или "вчерашнего нищего" - то, что у вас.
Проходит при условии личностного роста.
может и так. а может и нет.
я заходил на патреон поддержать пару интересных авторов ххх игр, попутно наблюдая, что много людей "споснируют" разные проекты. мне кажется в нашем мире на благотворительности держится намного больше чем кажется.
кроме этого немного доначу любимого стримера) с каждого по копеечке да нормально, не придет же он ко мне домой требовать бабки.
Именно так. Когда ваши интересы и приоритеты станут выше и разнообразнее уровня онлайн развлечений, вы иначе взглянете на вещи.
Комментарий недоступен
ну они же стараются(
интересно что такое не происходит когда ты в найме. в найме чем больше получаешь, тем более жадный становишься.
Был бы я русофобом не вступал бы со своими носителями языка в полемику)
«Ну и ну, человек не любит, когда его хотят обмануть. Вот это жадюга!»
да, конечно, все официанты которые будут рады чаевым на самом деле обманщики)
Ты целую нацию безосновательно обобщил по оскорбительному признаку. Что это, если не русофобия?
да, конечно, все официанты которые будут рады чаевым на самом деле обманщики)Официанты нет, ведь это не они эту систему придумали. Обманщик владелец ресторана, ведь это у него в меню цены одни, а на деле нужно платить больше.
Какой признак оскорбителен? Кажется это ты видишь слишком много угнетения нашей нации, может быть это ты русофоб?
Сам не помнишь, что писал?
Конечно я про каждого представителя нашей нации, и про тебя и про благотворительные фонды и про монахов. Докопаться не до чего?) Оскорбился он))
Ты написал то, что написал, чего ёрзаешь?
Не: " У нас есть жадные люди" и даже не "У нас много жадных людей". Нет, ты именно указал на нацию, причем уточнил, что жадность в крови, то есть целые поколения жадюг.
Да ты меня не притянешь вася, я знаю что я имел в виду, и наши чинуши тому ярый пример)
Иметь в виду мог что угодно, но написал "наша нация".
Да мне похуй пиши в прокуратуру) долбич)
Зачем порвался? :)
Та хуль ты тянешь то) сам рваный поди давно, про жадность - при капитализме ее не может не быть, разве что ты не бомж с окраины, поэтому и оскорблением это быть не может, надеялся что ты накатаешь жалобу раз так задело тебя)))
Какая окраина, причем тут капитализм, что ты несешь? Совсем уже поехавший.
Ну про жадность ты меня решил притянуть, и включаешь непричастного к вопросам) жадность не порок)) а у тебя оскорбительный признак )) жадный до самоутверждения в интернетах
И не нужно платить больше, а просто можешь если счел нужным)
Да, так работает везде. Ни один курьер, продавец или любой другой работник не будет косо смотреть из-за того, что ему чаевые не дал.
Только в ресторанном бизнесе рестораторы решили что зарплату работникам будут платить посетители.
И это не зарплата, а возможность собственнолично оценить сколько ты желаешь дать официанту за его труд, если он с тобой провел три часа и все было прекрасно и ты поужинал с мадам на 15000 100₽ посильная сумма? А 500? Почему ты называешь это зарплатой официанта а не своей благодарностью?
Но он со мной не проводил три часа. Я ему сказал, что хочу - он принес блюда и счет. Всё. От того, что он улыбнется или просто будет вежлив нужно доплачивать? Нет, спасибо.
а не своей благодарностьюБлагодарность заложена в счет.
Если нет, то почему-бы не оставлять чаевые продавцам, охранникам в магазинах, менеджеру в банке и вообще всем, кто работает с людьми? А что, 100 рублей же посильная сумма!
А если представим что проводил 3 часа и благодаря официанту ты со своей мадамой не думал ни о чем кроме вашей приятной встречи и наслаждения ей?)
Что он делал три часа, стоял у стола? Это же ужасно, из такого ресторана лучше бежать.
Мне очень трудно представить что такого из ряда вон выходящее может сделать официант, что может заслужить особую благодарность в виде денег.
Вот у других профессий из сферы обслуживания такие случаи могут быть. Например, попросить курьера по пути купить что-то в магазине. Это действительно не входит в стоимость доставки и должно быть оплачено отдельно лично курьеру.
Да ты тоже походу только в столовку ходишь или кафе, бичи рассуждают про сервис, смешно!!!
Нет, бываю и в ресторанах. К счастью, никто три часа со мной не возился.
Есть примеры выдающегося сервиса, требующих чаевых или сказать нечего?
Вовремя поменянные блюда, приборы, внимательность к порядку на столе (чистота, салфетки (вовремя убранные грязные, наличие новых), отсутствие лишней посуды), уместная рекомендация десерта / коктейля, правильная подача вина/шампанского/алкоголя, предвосхищение моих желаний, это то, что я не могу назвать просто «поставил тарелку с кухни на стол» и за что лично мне не впадлу отдать 5-10% от счета. Конечно ты можешь сидеть в кафе и спрашивать вилку которую тебе не донесли, сахар, салфетки, ложку, лед, тут не появится желание оставлять на чай и это логично.
Все описанное вполне себе входит в стандартный набор обязанностей официанта не то что в ресторане, а даже в обычном кафе.
Ну тебе с твоей железной позицией нехочу не буду давать сто рублей желаю удачи и беречь свои соточки)) и требовать золотой трон в биотуалете, тыж заплатил)) счастливо, бомжара
Ты ниже описал обычные рабочие обязанности официантов, даже близко не выходящие за рамки обычного обслуживания. Какой золотой трон?
Научись нормально разговаривать, может тогда не придется людям дополнительно платить, чтобы они хотя бы свои обязанности нормально выполняли.
Научись вафлить нормально, может тогда отменят чаевые)
Обязанности официанта прописаны лишь в договоре, который у каждого ресторана свой, очень странно что по твоему у всех обязанности одинаковые, у тебя как у гражданина рф тоже обязанностей много, следи за ними и живи счастливо
Комментарий недоступен
Немного профессий работает с отдельным человеком столько, сколько официант, разве что юрист или сиделка, сравнения продавцов и охранников не к месту. Гардеробщикам дают 100₽ порой, за буквально 2 действия в которых обязанность и кроется. А ты доказываешь против сотки официанту за манускрипт обязанностей 😹 Ты же очевидно - жлобер, и как с тобрй еще обшаться ?)
Комментарий недоступен
Я не пытаюсь тебе доказать, что ни в коем случае никому нельзя оставлять чаевые. Хочешь - оставляй, но это просто бред - настаивать на том, что это норма и кто их не оставляет это жлобы.
Да нет ты так и пишешь - чем он заслужил если просто выполнял обязанности. Не могу я такое отношение принять, вот и засел с тобой тут на пол часа в беседку))) очень рад если ты считаешь эту возможность живой, просто судя по твоим комментариям ты абсолютно другого мнения, про почему благодарность должна быть оплачена и тд. На самом деле реально похеру, оставит тот кто оставит, спасибо за обсуждение
Комментарий недоступен
Ну так им не платит лично клиент, а платит руководство.
В любом бизнесе зарплату работникам платят клиенты.Это не так, клиенты платят владельцу бизнеса, а уже он решает какие зарплаты платить. И вот пусть так будет везде, я не хочу брать на себя эту работу.
Будет очень хорошо, если владелец ресторана будет платить официанту премию за хорошие отзывы гостей или за любые другие показатели. Увеличится ли тогда стоимость еды? Конечно да, но ведь и чаевых добровольно-принудительных не будет.
Комментарий недоступен
Почему-то все остальные бизнесы могут контролировать, а бедный владелец ресторана не может. Какая жалость, дружно скидываемся на зарплату всем официантам.
На деле же вариантов очень много, достаточно просто захотеть. Но зачем это делать, если проще всё переложить на гостей?
Комментарий недоступен
Да любой, где персонал с людьми работает. Конкретный пример - банки. Премия сотрудников как раз зависит от отзывов. От плохих уменьшается, от хороших дополнительно повышается.
, а вы проводите там время и персонал должен создать вам атмосферу, чтобы вы получили удовольствие.Естественно учитываются другие показатели вроде скорости работы, количество обслуженных за день людей. Но это скорее всего и так учитывается в ресторанах.
Да так почти везде. Рестораны не является какой-то особой индустрией.
Именно поэтому вам дают в руки хлыст и пряник - чтобы вы могли сами выражать оценку работы сотрудника.Это была бы прекрасная система, если бы для официанта чаевые не составляли большую часть его дохода.
А сейчас полно историй, когда не дал чаевые и потом косо смотрят, если еще раз пришел. Это же не я придумал, много есть подобных рассказов, причем с двух сторон.
Комментарий недоступен
Смотря в каких. То же самое и ресторанов касается - есть разные.
Также стоит ресторан сравнивать с банковским премиум обслуживанием, а не с обычным.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Вы прекрасны
А как он будет платить премия честно пропорциональную его труду?) уж найдет способ недоплатить до доштрафануть!
Осталось понять, почему это должно волновать меня, а не официанта.
Дак и в ресторане на тебя никто косо не смотрит)
И это нормально когда размер чаевых и их наличие оставляют на усмотрение гостя а не делают фиксированной обязаловкой.
Здесь очень много комментариев о том, что если не оставлять, то потом могут намеренно плохо обслуживать.
Поэтому если хочешь еще раз прийти в ресторан, то придется раскошелиться.
Дружище, это домыслы) мифы с просторов интернета, шанс что ты попадешь на того же официанта который на тебя затаил обиду (еще не каждый затаит) крайне мал. Да и при чем тут что будет если не оставлять если мы говорим о добровольном вознаграждении а не усердном воздержании от него. Чаевые это же прекрасная оценка труда официанта.
Подобное рассказывали в том числе сами официанты, что к тем, кто чаевые не оставляет "особое" отношение.
Чаевые это же прекрасная оценка труда официанта.Доводов за это - очень много свидетельств. Против - "Ну это просто домыслы))))".
Да я же не против тех, кто оставляет. Только не нужно от других этого ожидать.
Ну про доводы - фактов совершения чаевых/воздержания от них каждый день миллионы - дерьмослучаев зафиксировано в интернетах и в частных байках сарафанках - не больше 10-100 за все время, из разряда у меня червяк в макдаке в гамбургере
Учитывая, что чаевые - основной доход официанта, то его можно понять. Конечно он будет плохо отноститься к тем, кто не оставляет чаевые.
Именно поэтому сложно поверить, что это все домыслы.
Но всё это никак эту систему не оправдывает, а делает только хуже.
Нет, не будет помнить, когда за месяц через него проходит 1500 человек, господи почему вы верите в гавно а не в хорошее?!)
И то что вы можете понять такого человека говорит только о вас как о человеке, который может затаить обиду/злобу при удобном случае, но это не означает что масса людей тянущих сферу обслуживания таких же ценностей как и вы и люди из ваших страшных историй)
Комментарий недоступен
Это не значит что вы получите отвратительное отношение при следующем посещении если решили не оставлять чаевых. А официантов за обсуждение личной жизни клиента можно было потребовать уволить. Чтобы не повадно было))
Комментарий недоступен
Сколько раз заказывал пиццу ( ну раз 200-300), одного и того же курьера видел лишь дважды, поэтому не верю в эти мифы, вернее в наших реалиях они не работают. Относительно ресторанов то же самое, раньше их было 5-10 нормальных на весь город, сейчас за 3 года все места не посетишь по одному месту на выходные
Оплаченной услугой ты благодаришь владельца за организованную кухню, интерьер, разнообразие/качество меню. Чаевыми ты благодаришь официанта который делает твой вечер не сугубо в духе «вот твоя еда, счастливо».
Как может быть обманом со стороны официанта твое бескорыстное желание оставить ему чаевые? Я ору: «Парень. Я вкусно поел, держи сто рублей, хотя подожди, ты меня хочешь обмануть? Позови управляющего и книгу жалоб неси.»
Был бы русофобом не вступал бы в полемику со своими носителями языка.
Про текучку кадров - чем чаще будут люди скупиться на чай, тем меньше людей будет вообще идти в эту сферу, и будете вы ходить в рестораны столовые, а сервис искать в ресторанах с ценником х10 от усредненных ценовых стандартов.
Комментарий недоступен
Любой посетитель пвз вайлдбериз благодарит админа валйдбериз тем что заказал у вб товар, логично, админу в пвз прям бальзам на душу с вашего светящегося душа или любой другой шляпы) Ну и достойный официант не клянчит, а просто учитывает. Все знают про жадность владельцев которые считают персонал рабами - но при этом оставлять без чая считают нормальным официантов) Никто никогда массово не поддержит воздержание кафе и ресторанов во имя нормальной зп у официантов)
Можно ещё шубу с барского плеча пожаловать, если совсем не жадный
Комментарий недоступен
Хорошо сравнили сотку и шубу, прямо соразмерно, к слову, одной девочке оставили пожирнее чем шубу, напомню что я всего лишь привел пример о трех баксах
Комментарий недоступен
А почему вы культуру аборигенов не сравниваете с нашей? На нашу культуру Япония похожа в минимуме явлений
Комментарий недоступен
Сервис часть культуры - прямая взаимосвязь. Культура это и кухня, и деловой этикет, и философия жизни, и образ мышления. Все это напрямую влияет на отношение в компании между коллегами, между руководством и подчиненными а также на отношение самого работника к своему занятию. Абсолютно другой мир. Штаты гораздо уместнее для сравнения.
Комментарий недоступен
Пандемия пройдет и обычай оставлять 10-20% в штатах останется и это норма. Так как сыормирован не случайно за одно десятилетие, и есть дань уважения от человека к человеку. Никто не будет оставлять чай за отвратительный сервис.
Японцы от выгорания уходят в лес самоубийц который никак не охраняется, что читается как безразличность правительства, ни патруля ни телефона доверия. Расскажите еще про культуру Японии и сравните с нашей. Сервис там качественный во всех областях по причине отношения любого работника к своему ремеслу (самоотдачи, вытекающей из философии, менталитета).
У вас два решения - либо иди работай в другое место - либо ресторатор подними зарплату.
В наших реалиях официант на зарплате не сможет показывать хороший сервис , а чтобы его контролировать - придумывать абсолютно новую систему квалификации и постоянных проверок на соответствие в наших реалиях трудно достижимо. Это как ты делая поп иты с затратами в 20₽ за штуку решил добавить отделов аналитики качества и аналитики маркетинга доведя себестоимость поп ита до 200₽ за штуку и продавая еле за 250 когда конкуренты продолжают продавать по 80, ну не работают ваши абстрактные решения. Да и почему возможность благодарности надо так рьяно пытаться свести на нет?
так как иногда заходят европейцы, которых не коробит оставить 20% от наеденных 100000, и вы бы на месте владельца заведения придерживались той же позиции.
о чем и речь, рестораторы жадные.
Поэтому пускай официанты массово увольняются? Представь людей 18-45 лет образовавших профсоюз и резко решивших покинуть свои рабочие места, смешно)
Если ресторан страдает - он будет платить больше, чтобы удерживать персонал.
Комментарий недоступен
Так и я про это, а так же про то что эта система хороша для всех - как для клиента так и для сотрудников
Комментарий недоступен
Противники "обязательных" чаевых не против того, что официант должен получать вознаграждение и стимул делать свою работу чуть лучше, чем требует должностная инструкция. Они просто не понимают, почему премировать официанта должны они, а не владелец заведения. Тем более, что по факту чаевые это общак, и ты, оставляя вознаграждение, премируешь не конкретно того, кто тебе угодил, а всех понемногу - включая его коллегу, который в это же время нахамил клиенту или пролил на него суп. Гораздо честнее было бы, чтобы клиенты ставили официанту баллы, а уже исходя из этих баллов ему бы выплачивали премию.
Комментарий недоступен
Для мотивации и измерения NPS есть другие инструменты )
И только в ресторанах по другому нельзя, внезапно.
И главное, культура чаевых существует столетиями, но всегда подрастет зеленая залупка которая будет доказывать что чаевые - это лишнее)
это было токсично. можно ответить вам симметрично "но всегда подрастет зеленая залупка которая будет доказывать что чаевые - это необходимо)" сомневаюсь что вам стало приятнее или вам чаевые оставить?
Я доказываю не необходимость, а уместность такого жеста, в ответ людям которые отрицают напрочь возможность оного. Ваша позиция даже не проявлена относительно этой темы, соответственно непонятно зачем вы вообще сюда влезли)
добро пожаловать в интернет.
Я например не люблю пассивную агрессию - не смог пройти мимо. а у вас даже активная - будьте добрее
Добро пожаловать в обсуждение вопроса, что вы скажите относительно предмета обсуждения?
А ответная агрессия кстати это не агрессия? Может ты и себя не любишь?)
Наверное перед «но» должно было быть «культура желобства существует веками»
так себе аргумент в пользу чего-либо «существует столетиями». Так-то и рабство существовало тысячелетиями.
Так то и воспевание женского начала существовало может и миллионами лет) (я люблю и уважаю женщин если шо)
Искусство существовало тысячелетиями
Культура приготовления существовала тысячелетями
Скотоводство существовало тысячелетиями
Милостыня существовала тысячелетиями
А за что я должен платить бабке на паперти если она сама себя загнала в такие условия, и даже никакой услуги мне не оказала? Что за мошенничество кидалово и развод?)