7 важнейших технологий в финтехе за последние 15 лет

От онлайн-банков без отделений до роботов-инвесторов.

Материал подготовлен при поддержке IT Smart Finance

В первом квартале 2021 года финтех-компании во всем мире привлекли $22,8 млрд — это вдвое больше, чем в конце 2020 года. Причина такого роста — инновации в финансовых технологиях. Выделили семь значимых технологий, которые появились за последние 15 лет.

Необанкинг

Необанки — цифровые банки, которые работают в виртуальном пространстве. У них нет физических отделений, а иногда и банкоматов. Все услуги оказывают онлайн, а клиент общается с банком через мобильное приложение.

Необанки бывают двух типов. Первые получают банковскую лицензию и работают как обычные, только в онлайн-формате. Пример из России — «Тинькофф Банк». Второй вариант — когда у необанка нет своей лицензии, он сотрудничает с традиционным банком. Например, «Точка» — это акционерное общество без банковской лицензии. Он работает на базе двух традиционных банков — «Открытие» и «КИВИ Банк».

Основные источники доходов необанков — это комиссии за трансакции и подписки на премиум-аккаунты

Активнее всего необанкинг развивается в Великобритании, Южной Корее, США, Швеции, Франции и Бразилии. Так, самый дорогой необанк в мире — Chime (США), его стоимость $14,5 млрд. У Nubank (Бразилия) наибольшее количество пользователей — порядка 30 млн человек. А лидер по объёму привлеченных инвестиций ($2,5 млрд) — южнокорейский Kakao Bank.

Сам термин «необанк» используется с 2016 года. В Великобритании ещё употребляют словосочетание «challenger bank» — поскольку цифровые банки «бросают вызов» традиционным банкам, предлагая более удобные и ориентированные на клиента банковские услуги.

Идея необанкинга зародилась в начале 20-го века. Первый цифровой банк First Direct в 1989 году предложил концепцию работы без филиалов. Вместо этого банк запустил кол-центры с круглосуточным обслуживанием клиентов. Ещё через 9 лет, в 1998 году, в Великобритании появился интернет-банк Egg. С помощью кол-центра и интернета клиенты могли управлять своими учетными записями. Благодаря удобному сервису банк за пару лет набрал более 2 млн клиентов.

Первые необанки появились в Великобритании, Германии, Франции и Финляндии. Великобритания — лидер по количеству цифровых банков (больше половины из всех предприятий такого рода в мире): благодаря низким налогам, развитой инфраструктуре и государственной поддержке.

На российском рынке первые необанки появились в 2015 году. Самые известные из них — «Тинькофф Банк», «МодульБанк», «Точка»

По состоянию на 2019 год у необанков было более 30 млн клиентов. По удовлетворению потребностей пользователей необанки опережают традиционные: например, в США, где сектор прямо сейчас развивается активнее всего, ими полностью довольны 90% пользователей.

Аналитики считают, что в будущем клиенты смогут управлять своими счетами и картами без установки приложения банка — достаточно будет любимого мессенджера. Например, британский Starling Bank в 2020 году объявил о партнёрстве с мессенджером Slack: банковские уведомления будут приходить в приватный канал мессенджера. Также необанки продолжат искать способы выделиться на фоне конкурентов. Например, платформа Experian уже развивает модель скоринга. Если их клиент будет своевременно платить налоги и оплачивать подписки на Spotify и Netflix, у него будет улучшаться кредитная история.

Необанки — настоящая угроза для традиционных банков. По оценке McKinsey, к 2025-му они смогут «отъесть» до 40% совокупных доходов сектора.

Биометрические платежи

Биометрия — система распознавания людей по одной или нескольким физическим характеристикам: голос, лицо, отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза.

Родоначальником биометрии считается криминалист Альфонс Бертильон — он разработал систему «бертильонаж». Это метод идентификации преступников за счёт специфических внешних черт человека.

Коммерческая биометрия распространилась в 2013 году, когда появился iPhone с системой распознавания отпечатка пальца — Touch ID. Прорывом в биометрии стал запуск платёжных сервисов Apple Pay, Samsung Pay и Android Рау. В 2018 году Mastercard выпустили первую биометрическую карту. Она объединила технологии чипов и распознавания отпечатков пальцев для оплаты покупок.

Мировой объём платежей с помощью биометрии в 2020 году достиг $404 млрд. Уже к 2023 году смартфоны будут подтверждать с помощью биометрии платежи на сумму $2 трлн

В 2019 году «Ростелеком» и банк «Русский Стандарт» разработали систему оплаты покупок с помощью биометрических данных. Расплачиваться на кассе можно без смартфона, банковской карты и других платёжных инструментов — достаточно просто посмотреть в камеру. Сбербанк запустил сервис «Ладошки» — это биометрическая система, которая позволяет школьникам оплачивать питание в школьном терминале касанием ладони. Деньги автоматически списываются со специального счёта, который контролируют родители.

Эксперты предсказывают, что скоро идентифицировать человека можно будет, например, по походке или сердцебиению.

RegTech

RegTech (Regulatory Technology — регулятивные технологии или регтех) — это технологии, которые помогают компаниям соблюдать правила и требования регуляторов. В некоторых сферах очень много законов и всё время появляются новые. Регтех помогает не потеряться в этом потоке информации — с помощью big data, облачных вычислений, искусственного интеллекта и машинного обучения.

Основные функции RegTech — мониторинг нормативных актов, подготовка отчётности, управление рисками и соблюдение требований. Регтех даёт компаниям возможность эффективнее выявлять и минимизировать риски, сократить расходы и освободить ресурсы. Исследования Juniper Research показывают, что расходы на решения RegTech превысят $115 млрд к 2023 году.

RegTech-компании предлагают банкам автоматизированные решения, которые ускоряют проверку клиентов и трансакций для предотвращения финансовых преступлений. Большинство инструментов регтеха работает в «облаке» — чтобы быстро и безопасно обмениваться данными и снижать затраты на обслуживание.

Главным катализатором для появления RegTech стал мировой финансовый кризис 2008 года

После него регуляторы во всём мире резко повысили требования к финансовому сектору и ввели новые надзорные правила (касающиеся конфиденциальности, защиты и шифрования данных) и штрафы за их несоблюдение.

К решениям в сфере RegTech стали присматриваться сами регуляторы. Появился даже новый термин — SupTech (supervision technology — надзорные технологии). Регуляторы анализируют аффилированность заёмщиков, прогнозируют спрос на наличные деньги, определяют стабильность кредитных организаций. SupTech помогает проводить онлайн-анализ данных, выявлять случаи мошенничества и оптимизировать изучение отчётности.

Приложения по подписке

Исследование РАЭК показало, что в России в 2020 году значительно увеличилось количество людей, которые оформили подписку на онлайн-сервисы. В России популярны медиасервисы, но постепенно подписную модель внедряют новые сферы. Например, Сбербанк запустил единую подписку на свои сервисы.

За рубежом популярны приложения, которые избавляют пользователей от оплаты за овердрафты: последние позволяют тратить больше денег, чем есть на счёте, но за это приходится платить до 20% в месяц. И чтобы решить проблему, появились приложения, которые предлагают оплату членства — ежемесячного или годового взноса в обмен на возможность избавиться от платы за овердрафт.

В 2017 году компания Dаve запустила приложение по управлению личным капиталом: за $1 в месяц финансовый «помощник» отслеживает состояние банковского счёта и присылает уведомления, когда деньги на счету заканчиваются. Алгоритмы отслеживают привычные траты и предупреждают о предстоящих трансакциях — например, о списании за ежемесячную подписку на Netflix или обычных расходах на такси, — которые могут увести счёт в минус и привести к банковскому штрафу. Можно получать аванс до $200 наличными под 0% годовых — и вернуть при следующей зарплате.

Сервисы зарплаты по требованию

Если приложения по подписке предлагают беспроцентные займы в обмен на ежемесячный членский взнос, то earned-wage-сервисы позволяют получить доступ к собственной зарплате в любой момент, а не только два раза в месяц. Работник устанавливает приложение, в котором видит, сколько денег он уже заработал, и при необходимости может их снять, не дожидаясь официальных выплат. За снятие он платит сервису фиксированную комиссию. Для работодателя такие сервисы бесплатны.

Первые программы доступа к заработным платам начали выходить на рынок США ещё в 2010-х годах, но они были больше похожи на кредиты: на долг начислялись проценты. Сервисы беспроцентного доступа к зарплате появились в 2015–2016 годах. Самые известные — DailyPay и Even. Сеть Walmart первой начала массово выдавать зарплаты по требованию — в декабре 2017 года она подключила к системе 250 тысяч сотрудников. Приложение для Walmart создавали Even и PayActive, оно позволяет не только получить зарплату в любое время, но и контролировать бюджет.

Сервисом Even ежедневно пользуются 51% подключённых пользователей, и 72% — еженедельно. Пользователям он сэкономил более $100 млн, потому что они отказались от кредитов, займов и овердрафтов

В 2019 году «Рокетбанк» запустил «Рокет Аванс» — внешне он напоминал earned wage-сервис, но фактически это был кредит, поскольку деньги поступали не от работодателя, а из банка. Доступная к получению сумма рассчитывалась из размера зарплаты предыдущих периодов. Если человек не возвращал деньги в срок — начислялись проценты, от 20% годовых. А за вывод средств взималась ежемесячная комиссия — 190–290 рублей. В 2020 году появились «Деньги Вперёд» — полноценный earned-wage-сервис. Через него сотрудники платят фиксированную комиссию за вывод денег.

Ещё одно российское приложение PayDay, которое позволяет получать зарплату раньше дня выплаты, разработала Mail.ru Group. Но система PayDay устроена по-другому — когда сотрудник снимает часть зарплаты, Mail.Ru Group выдаёт эти деньги работодателю в виде займа под 0,1% годовых, а работодатель в конце месяца возвращает ранее выданные суммы.

Пандемия подтолкнула людей чаще брать кредиты, а компании — активнее внедрять earned-wage-сервисы

Например, торговая сеть Walmart подключила к сервису уже не часть сотрудников, а всех — 1,3 млн человек. В Великобритании к earned-wage-сервисам подключились даже госучреждения — тресты Национальной системы здравоохранения.

Кроме того, сервисы увеличили лимит на снятие денег. Некоторые не берут комиссию за вывод денег: сервис Earnin отказался от ежемесячных платежей и сборов за трансакцию и существует только за счёт добровольных чаевых — от $9 до $14. Он не требует интеграции с системой работодателя — пользователи предоставляют Earnin прямой доступ к своему банковскому счёту для внесения и списания средств и самостоятельно сообщают о своей занятости, а Earnin проверяет занятость с помощью GPS-отслеживания.

BaaS (banking as a service) и embedded finance

Banking as a service (банк как услуга) – это предоставление банком своей инфраструктуры в пользование компаниям. Это похоже на сдачу в аренду — когда бизнес берёт у банка нужные ему финансовые инструменты и встраивает их в свою информационную систему.

Финтех-стартапу получить банковскую лицензию сложно, а договариваться с традиционным банком долго и дорого.

Основная цель BaaS — предоставить возможность финтех-стартапам осуществлять финансовые операции без организации собственного банка

Embedded finance, или встроенные финансы, — это ответвление BaaS. Сервис интегрирует платежи, кредиты, страхование и инвестиционные инструменты в любую нефинансовую услугу или продукт. Концепция встроенных финансов в том, чтобы «поймать» момент, когда у пользователя возникает потребность, и предложить ему не откладывать покупку. Можно купить товар в интернет-магазине без обращения в банк за кредитом: сервисы встроенного кредитования Klarna и AfterPay позволяют разделить оплату за онлайн-покупку на несколько ежемесячных платежей.

Модель banking as a service зародилась в Европе. Первый игрок на этом рынке — Galileo. Компания начинала с выпуска дебетовых карт и выросла до платформы с целым спектром финансовых услуг.

В 2010 году появилась Marqeta, которая первоначально выдавала потребительские предоплаченные карты. В 2014 году компания превратилась в корпоративный бизнес — начала предлагать предоплаченные и дебетовые карты для компаний.

В России тоже есть примеры banking as a service. В сентябре 2019 года «Альфа-Банк» вместе с X5 Retail Group запустил систему кеш-менеджмента и казначейства. С её помощью корпоративные клиенты банка управляют платежами, кредитно-депозитными продуктами и пулом ликвидности.

Сегодня к услуге BaaS всё больше прибегают нефинансовые организации, которые хотят добавить в свои продукты кредитные или дебетовые карты, займы и другие финансовые услуги. Например, Shopify предоставляет программное обеспечение для запуска интернет-магазина. Более 60% дохода компания получает от финансовых услуг: обработки платежей и денежных авансов продавцов.

В ближайшие пять лет использование BaaS и embedded finance позволит цифровым приложениям увеличить доход от каждого пользователя в 2–5 раз

По оценке Business Insider Intelligence, в одной только Великобритании к 2024 году решения на базе открытого банкинга создадут для малого и среднего бизнеса дополнительную выручку на сумму $2 млрд.

Робоэдвайзинг

Робо-эдвайзеры (robo-advisor) – роботы-советники, которые оценивают фондовый рынок и подсказывают инвестору, как сформировать свой портфель и управлять им.

По сравнению с традиционным советником по инвестициям у робоэдвайзеров низкий порог входа и небольшие комиссии. Робоэдвайзеры используют специальные программы и математические алгоритмы, чтобы рекомендовать клиенту инвестиции в зависимости от текущей ситуации на рынке, средств инвестора, его пожеланий по стратегии инвестиционного поведения. Они доступны круглосуточно.

Большинство роботов-консультантов требуют ежегодную плату в размере от 0,2 до 0,5% от общего баланса счёта клиента. Например, сервис Wealthfront позволяет начать инвестировать с минимальной суммой на счёте в $500 и взимает комиссию за услуги 0,25%. Робот-советник Betterment берёт комиссию в размере 0,25% стоимости активов и не требует поддерживать минимальный остаток на счёте. А за дополнительную плату — в 0,4% в год предоставляет подробные консультации по инвестициям от команды специалистов по финансовому планированию.

Первые роботы-консультанты появились в 2008 году, а уже к 2015 году под их управлением находилось до $50 млрд. А к 2018 году количество активов под управлением робоэдвайзеров достигло примерно $200 млрд. Сегодня крупнейшие роботизированные советники работают на рынке США — Vanguard Personal Advisor Services, Schwab, Betterment и Wealthfront. США формируют около 30% объёма мирового рынка робоэдвайзеров — $757,5 млрд.

В России роботы-советники появились в 2016 году: предлагали клиенту один или несколько инвестиционных продуктов на основе примитивного опросника. Затем — портфельные решения на основе их отношения к риску и рекомендации по ребалансировке (следовать рекомендациям или нет — было делом клиента). И только современные робоэдвайзеры полностью автоматизируют процессы.

Количество клиентов таких сервисов увеличивается на 50% в год. В 2020 году мировой рынок робоэдвайзинга оценивался в $2,6 трлн. К 2023 году клиентов будет уже 147 млн, а к 2025 рынок вырастет до $16 трлн

Одна из тенденций развития робоэдвайзинга — прямое индексное инвестирование и возможность создавать ESG-портфели. При прямом индексном инвестировании робот вкладывает деньги не в индексные фонды, а напрямую в акции, которые составляют индекс. Это позволяет инвесторам значительно снизить налоговые издержки. Например, эти направления уже продвигает платформа Wealthfront.

По прогнозам, к 2024 году объём мирового финтех-рынка вырастет до $221 млрд. На 2020 год только в России насчитывалось более 400 финтех-стартапов. Так, IT Smart Finance — международная финтех-группа, которая выросла из небольшой команды талантливых ИТ-разработчиков. Здесь работают эксперты и профессионалы, которые помогают новичкам адаптироваться в компании и влиться в команду.

Компания активно использует технологии, о которых рассказано в статье, и создает сервисы, связанные между собой в единую экосистему:

  • JoyMoney — необанк, который полностью работает в онлайне и сотрудничает с RegTech-компаниями;
  • MySalary — earned-wage-сервис, который позволяет компаниям выдавать зарплату по требованию, находится в разработке;
  • Nibble — краудфандинговая P2P-платформа.

IT Smart Finance непрерывно ищет специалистов для разработки, поддержки и внедрения финансовых технологий. Присоединиться к команде можно в роли DevOps-инженера, разработчика на Java, бизнес-аналитика или SMM-специалиста. Какие ещё вакансии открыты в компании сейчас — узнайте по ссылке

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Tenyaev Semen

Ну почти без рекламы ... а так ещё куча сфер не освещена... халва... кредитование на маркетплейсах... краудлендинг ... И так далее

Но мысль про банк клиент, который уйдёт в месенджер это 100% факт...

Ответить
Развернуть ветку
Иван Драго

И это будет пипец неудобно... 

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Все перечисленные вами финансовые фокусы изобретены уже сотни лет назад. В статье речь о последних 15

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Блокчейн не имеет никакого отношения к финансам.

Ответить
Развернуть ветку
Tenyaev Semen

Talkbank пример как это уже работает

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда