В метро Москвы теперь можно платить за проезд лицом. Спросили авторов проекта — как это работает

Начальник службы платёжных сервисов Московского метрополитена отвечает на частые вопросы о Face Pay.

Материал подготовлен при поддержке Департамента транспорта Москвы

15 октября 2021 года на всех станциях московского метро заработал Face Pay — сервис оплаты проезда с помощью распознавания лиц. У пассажиров есть к нему вопросы — о принципе работы и безопасности персональных данных.

Мы собрали самые частые из них и задали специалисту Московского метрополитена, которая руководила внедрением новой биометрической системы оплаты.

Жанна Ермолина
Начальник cлужбы платёжных сервисов Московского метрополитена

Зачем распознавать лица в метро?

У системы распознавания лиц две ключевые задачи: транспортная безопасность и удобство для пассажиров. С транспортной безопасностью понятно — система помогает правоохранительным органам ловить подозреваемых в преступлениях. А удобство пассажиров — это оплата с помощью распознавания лиц. Чем больше способов оплаты проезда, тем меньше очередей.

Мосметро — мировой лидер по количеству способов оплаты проезда: их более 10, включая оплату смартфоном и банковской картой. Благодаря этому за 10 лет мы втрое сократили очереди в кассы метро: c 5 до 1,5 минут.

Дело не только в скорости, но и в удобстве: пассажиру больше не обязательно доставать карту или телефон, а ещё — лишний раз к чему-либо прикасаться (пандемия нас от этого понемногу отучает).

Как система понимает, кто перед камерой?

Для начала пользователю нужно сфотографироваться в приложении «Метро Москвы»: важно, чтобы фото было актуальное, изображение десятилетней давности для распознавания не подойдёт.

Нейросеть разбивает картинку на миллион точек, строит математическую модель и биометрический вектор — совокупность этих точек. Грубо говоря, мы переводим 3D-изображение лица в плоскую 2D-картинку, из которой извлекаем точки для сравнения с биометрическим вектором из базы.

Мосметро хранит на серверах не фотографии, а зашифрованные обезличенные вектора пассажиров. Часть кода выглядит примерно так, но набор символов гораздо больше 

Этот набор зашифрованных символов мы храним на своих серверах. Когда человек подходит к турникету, камера на нём делает несколько снимков. Лучший кадр по освещённости, положению головы, открытости лица и многим другим параметрам переводится в биометрический вектор, сравнивается с точками в базе. Для распознавания нужно совпадение 95%.

Важно понимать: Face Pay — это система сравнения. Она сопоставляет два обезличенных биометрических вектора и, если обнаруживает совпадения, открывает турникет.

Система не способна «связать» фотографию человека с его личностью — у неё просто нет данных для этого: в личном кабинете пассажир привязывает только банковскую карту, номер телефона и «Тройку»‎ (в будущем деньги за проход «по лицу» можно будет списывать и с неё).

Ничего больше мы не запрашиваем: ни имя, ни номер паспорта, ни тем более отпечатки пальцев. Да, по данным карты и телефону идентифицировать человека можно, но это могут сделать только банки и мобильные операторы, с которыми мы не обмениваемся информацией.

Face Pay связан с банковским платежом, поэтому оплатить проезд пока можно только на соответствующих турникетах: их сейчас минимум по одному в каждом вестибюле станций. Если мы видим, что у турникетов возникает очередь на оплату банковской картой, то увеличиваем их количество. Например, на «Белорусской» Кольцевой линии их теперь четыре.‎

Сами турникеты в метро скоро начнут заменять, и среди новых тех, что интегрированы с Face Pay, станет ещё больше. Сервис, конечно, не станет обязательным для всех пассажиров. Оплачивать проезд «по лицу» или нет — исключительно добровольный выбор пассажира. Все остальные способы оплаты проезда никуда не денутся.‎

Правда, что камеры на турникетах использует МВД?

Да, в 2020 году камеры установили в каждый турникет — с их помощью правоохранительные органы отслеживают людей, находящихся в розыске. Но в метрополитене решили, что одновременно те же камеры могут приносить пользу и рядовым пассажирам — так появился сервис Face Pay.

Несмотря на то, что камеры у нас и правоохранителей общие, инфраструктура разделена — данные из двух баз никак не пересекаются.

Чтобы получить доступ к информации, полученной по системе Face Pay, ведомство обязано подать официальный запрос. Но даже в этом случае мы предоставляем лишь идентификаторы — ведомство узнает только когда некий TFr3)Ntu заходил в метро. Если у полиции нет фотографии разыскиваемого, то мы не сможем получить вектор и чем-то помочь правоохранителям.

Система позволяет кому-нибудь отслеживать мои перемещения?

К персональным данным пользователя, включая маршрут его передвижения, не может получить доступ даже сам метрополитен: поездки фиксируются в обезличенном виде. Система знает, лишь сколько человек прошли в определённом вестибюле подземки за определённое время. Для этого используется хеш — зашифрованный идентификатор прохода.

Грубо говоря, мы знаем количество сигналов от камеры, которое поступает турникету на открытие створок, — это что-то вроде счётчика транзакций. Но привязать эти данные к конкретному лицу мы не можем.

Посмотреть историю своих маршрутов может только сам пассажир — в личном кабинете, пароль от которого знает только он (при этом вход защищён двухфакторной аутентификацией).

Данные пассажиров не хранятся в базе вечно — пассажир может удалить свои данные. Тогда по требованию законодательства мы будем обязаны полностью убрать человека из системы, в том числе удалить его историю проходов. На техническом уровне система просто разучится вас распознавать.

Камера может принять меня за другого человека?

Распознавание происходит в среднем за 0,8–1,5 секунды — если лицо при проходе через турникет открыто (более 40%), а в сервис пассажир загрузил чёткую фотографию. На тёмной станции или в медицинской маске процесс может занять чуть больше времени. Мы рекомендуем её сдвинуть вниз во время прохода через турникеты. Но пассажира в очках, шапке и шарфе камера почти сразу опознает. Главное, чтобы открыто было более 40% лица.

Погрешность распознавания — не более 0,01%. Система не распознает человека, только если его лицо сильно изменилось с тех пор, как он сфотографировался для приложения. Например, перенёс серьёзную травму или пластическую операцию. В таком случае фото нужно обновить.

Теоретически система может спутать двух людей, если 95% точек на векторах совпадут. Но вероятность этого ничтожна: даже векторы близнецов совпадают меньше — их система различить способна. Но если вдруг произойдёт технический сбой и одного пассажира спутают с другим, он может написать об этом чат-боту Александре. В течение трёх дней деньги за поездку вернутся.

Face Pay распознаёт только тех, кто зарегистрировался в системе — на остальных пассажиров камера не реагирует: ей просто не с чем сравнивать.

Как вы защищаете данные от слива?

Чтобы отклик на сигнал и распознавание пассажира был максимально быстрым, мы расположили по серверу в каждом вестибюле. Сами они находятся в закрытых помещениях — так называемом защищённом контуре метро. Но даже если предположить, что злоумышленник получит к ним физический доступ, информация на серверах защищена дополнительно.

По требованиям безопасности все три зашифрованных идентификатора (вектор, данные карты и телефон) разнесены и хранятся в разных системах. Каждый из них имеет собственные средства защиты. Платежные данные хранятся только на стороне банка и защищены по протоколу PCI DSS. Это общепринятый в мировой индустрии платежных карт стандарт безопасности.

0
84 комментария
Написать комментарий...
Dmitriy Nikolaev

Ловить оппозиционеров, вот зачем эта система

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын

Господа оппозиционеры, мне жаль вас расстраивать, но вы сейчас находитесь на положении Неуловимого Джо.

Ответить
Развернуть ветку
3,5 Антøна

Привет.

Меня задержали в метро через 4 дня после митинга по системе распознавания лиц с этих камер.

Вчера был суд.

Пока.

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын

Пруфов, разумеется, опять не будет. Понимаю вас, молодой человек. Я ведь и сама крымчанка, дочь офицера. Поверьте, тут все не так однозначно

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда