Работать за опыт

Как в ИТ, медиа и банках относятся к неоплачиваемым стажировкам.

Материал подготовлен при поддержке олимпиады «Я — профессионал»

Согласно прошлогодней резолюции ООН, стажировки, за которые компания не платит, — это форма трудовой эксплуатации. Однако в некоторых сферах до сих пор месяцами работают бесплатно. Мы поговорили с представителями разных индустрий об их опыте и спросили, как они относятся к неоплачиваемым стажировкам.

Ирина Шахмаметова
Руководитель проектов SberGraduate

Любая работа должна оплачиваться, потому что между работником и работодателем возникают обязательства, — в том числе, и о конфиденциальности данных, это нужно подтверждать документами. Мы платим стажёрам. Относительно зарплат сотрудников это не очень большая сумма, но наши расходы на стажеров — время, которое руководители тратят на обучение, — стоят дорого.

Думать, что после стажировки вам автоматически предложат контракт — неправильно. В год на стажировку в «Сбер» приходит около 700 человек. Из них примерно 65% потом остаются на постоянную работу.

Мы набираем студентов разных специальностей (Sberseasons, HeadStart и т. д.), организуем школу для разработчиков, сотрудничаем с магистерскими программами ведущих вузов — ВШЭ, РАНХиГС, МФТИ и прочих. Берём на стажировки после этих программ, иногда — под конкретную вакансию.

На стажировку отбирают по техническим знаниям. Но если стажёры устраивают «итальянские забастовки» — выполняют задачи, но по минимуму, — мы в них не заинтересованы, вне зависимости от уровня их знаний.

Екатерина Воротынцева
Полгода бесплатно стажировалась в журнале Flacon

Я попала в журнал Flacon случайно. Отправила заявку за компанию с подругой, которая хотела стать у них автором, и прошла. Сначала просто писала на сайт, чуть позже вышла работать в офис.

В основном стажёры писали тексты и помогали с небольшими задачами: расшифровать интервью, перебрать косметику для фотосессий, проверить «кредиты» (подписи на фотографиях с названиями продуктов и брендов, именами моделей и визажистов).

Когда приходишь в глянец «зелёненьким», никто не говорит про деньги. Стажёрам обычно не платят, неизвестны даже сроки стажировки. Вы обсуждаете, чем ты хочешь заниматься в компании, но тебе сразу дают понять, что возьмут на работу, только если появится вакансия. Стажировка — это всего лишь возможность быть одним из первых кандидатов на место в штате.

Я стажировалась почти полгода и уже начала сомневаться, что мне интересен глянец в целом, но потом меня взяли в штат. Продержаться так долго без оплаты помогала атмосфера, общение с интересными людьми. Хотя по ТК РФ это запрещено, в документах неоплачиваемые стажировки никак не фиксируются, и сейчас на таких условиях я бы работать не стала.

Ситуация в глянцевых изданиях вряд ли изменится в ближайшие несколько лет. Это такая сфера: хочешь быть стилистом — сначала таскай тяжёлые сумки с одеждой на съёмки, хочешь быть визажистом — придётся подавать кисточки за просто так. В любом случае, надеяться на карьерный рост, как в «Дьявол носит Прада», — плохая идея.

Денис Баринов
Руководитель Kaspersky Academy

В 2021 году бесплатная стажировка в ИТ — это нонсенс. Ребята на первом курсе порой показывают результаты, достойные уровня middle и выше. Было бы странно не платить им за это. Мы же растим не альтруистов, а профессионалов, которые ценят своё время и труд.

У студента должен быть минимальный набор знаний и навыков. Мы готовы учить, но база необходима: её даёт вуз, самообучение или хотя бы онлайн-курс по программированию. А подход в духе «я решил пойти в data science, давайте я у вас посижу на стульчике» — бесполезная вещь.

В «Лаборатории Касперского» стажировки длятся минимум полгода. Всё это время стажёру надо на что-то жить, поэтому мы платим. Плюс деньги — сигнал человеку о том, что он делает что-то стоящее.

Чтобы понять, сколько платить стажёрам, мы смотрим на среднюю оплату по рынку и ориентируемся на наших коллег: «Яндекс», Mail.Ru, «1C» и другие компании. Платить меньше них — значит терять конкурентное преимущество.

По итогу стажировки мы предлагаем постоянную работу. За 7 лет существования программы компания взяла в штат примерно половину стажёров. Около 75% этих ребят всё ещё работают в «Лаборатории Касперского». Сейчас это 67 junior-разработчиков, 109 middle-разработчиков, 17 senior-разработчиков и 2 тимлида.

Никита Бережнов
Три месяца стажировался в «Яндексе»

Я никогда не соглашался на неоплачиваемые стажировки. Уверен, что любой труд должен оплачиваться, и не готов бесплатно пахать на компанию 2–3 месяца, чтобы потом услышать: «Вы нам не подходите».

Как медалиста олимпиады «Я — профессионал», меня готовы были взять на стажировку многие компании, в том числе «Сбер», МТС и «Тинькофф». Я на тот момент уже работал: разрабатывал микросервисную архитектуру для крупных телекоммуникационных провайдеров. Ради других фирм не стал бы рисковать и уходить с должности в незнакомое место, да и ещё на стажировку, но «Яндекс» был для меня компанией мечты — и я решился.

Благодаря олимпиаде, я пропустил первый этап: прошёл только два алгоритмических собеседования в Zoom — там проверяют умение кандидата заранее продумывать план решения и «на глаз» оценивать работоспособность кода. Стажировка длилась три месяца и проходила удалённо — из-за пандемии.

Зарплата стажёра в «Яндексе» зависит от того, сколько часов в неделю он работает. К тебе прикрепляют ментора, который помогает в адаптации, знакомит с коллективом и отвечает на все вопросы. Ещё мне очень помогла практика компании «код-ревью»: ты можешь попросить абсолютно любого разработчика посмотреть твой код, оценить его и дать совет.

Когда начался учебный год, совмещать работу и учёбу стало сложнее. Приходилось вставать в 8 утра, работать до 5 вечера, а потом бежать на пары. В том числе из-за такого графика я не подготовился к финальному собеседованию в компанию и не прошёл. Мне пообещали отложенный оффер: через полгода могу снова попробовать пройти в «Яндекс». Главное условие — работа в московском офисе. Но я живу в Воронеже и пока не уверен, что готов переезжать.

Сергей Звезда
Главный редактор TJournal

Неоплачиваемые стажировки — краеугольный камень для тех, кому нужны деньги. Однако если у тебя нет опыта, то оплатой становится именно он.

Я и сам стажировался бесплатно на первом курсе университета, поскольку понимал, что других способов набраться опыта у меня нет. Но нельзя задерживаться на этом этапе слишком долго. Работодатель не может залезть стажёру в голову и узнать, чего тот ожидает. Если захотелось остаться в компании, обязательно нужно прийти к руководителю и спросить: «Какие у меня здесь перспективы?».

Чтобы получить от практиканта необходимый результат, руководителю приходится тратить много ресурсов. Да и TJournal не настолько большое издание, чтобы вакансии появлялись регулярно, поэтому полноценной программы стажировок и практик у нас нет. Обычно сразу берём на оплачиваемый испытательный срок. О деньгах договариваемся заранее — во время работы человек не должен переживать о том, как выжить.

Но с каждым годом на наши вакансии откликается всё больше студентов, и мы хотим с ними работать не как со стажёрами или практикантами, а как с полноценными сотрудниками.

А как вы относитесь к неоплачиваемым стажировкам?
Думаю, что это нормальная практика
Считаю, что так нельзя: любой труд должен быть оплачен
Зависит от компании и формата стажировки
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Дипломантам олимпиады «Я — профессионал» не придётся искать, где набраться опыта, — их пригласят на стажировки по специальности в крупные российские компании: «Росатом», «Газпромбанк», РЖД, ВТБ, Россельхозбанк, ПАО «Полюс», «РСХБ-Страхование» и другие. А медалисты получают премии от 100 до 300 тысяч рублей и льготы при поступлении в магистратуру и аспирантуру.

Задания олимпиады проверяют знания в разных областях — от гуманитарных и педагогических наук до медицины и военной техники. Чтобы принять участие, нужно заполнить форму на сайте и подтвердить статус студента российского вуза до 7 декабря 2021 года.

0
141 комментарий
Написать комментарий...
Мяу Цзэдун

Думаю, что все, кто проголосовал за 2-ой вариант, сами прошли ч/з бесплатные стажировки - это когда ты приходишь на работу, а у тебя денег только на проезд туда/обратно и чтобы покушать макарошки где-нибудь за углом.
В такой ситуации обычно думают как оплатить счета/не заболеть/покушать завтра, а не про трудоустройство, к-ое где-то там и 100% не гарантировано.
При всем уважении к тем компаниям, к-ые до сих пор не оплачивают стажировки (а такие есть, и очень много в ИТ), но если у кандидата не решены базовые вопросы, то ему откровенно плевать на вашу корпоративную культуру и "гарантии" - только крепкие духом люди смогут справиться с такой ситуации, ну или в крайнем случае - с родителями, к-ые помогают. И не удивляйтесь потом, что этот человек уйдет, как только вы в него вложите деньги и время - в его понимании, он ничего вам не должен, потому что вы не удосужились помочь ему встать на ноги.
Ещё раз - НИ-ЧЕ-ГО НЕ ДОЛЖЕН

Ответить
Развернуть ветку
Маркет СБКгрупп

я вот не понимаю про темы: стажера надо обучать.. а любого нового сотрудника обучать не надо?

Хотя у нас и на стажера и на новичка в целом в бизнесе не готовы тратить время.
Редко где я видел качественное обучение. чаще всего тебе уделяют полдня (показывают комп и столовку с туалетами) и все. в остальном разбирайся как хочешь

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ковалёв

Обучать должны в колледжах, институтах, уневерситетах, академиях, а на работе есть адаптация при смене работы или испытательный срок.

Парадокс в том, что все хотят закрыть требования не факта обучения, квалификации или адаптации на новом месте, а строчки в трудовой книжке, чтобы чудак с буквы М в директорском кресле мог спокойно там сидеть.

Что с этим делать? Приучивать смотреть не на стаж, и эфемерные субъективы кадровик, не подтверждаемые ни одним тестированием, а на кейсы - реальные или виртуальные, с которыми человек сталкивался в своей профессиональной деятельности. Как это часто делают архитекторы, художники, музыканты, дизайнеры, программисты и прочие узкие специалисты.

Ответить
Развернуть ветку
Маркет СБКгрупп

я правильно вас понимаю, что организации при любом раскладе не интересно растить себе спеца, а брать готового?
Ведь рост специалиста как раз и подразумевает под собой постоянное повышение квалификации, то есть обучение.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ковалёв

Мыслите шире. Я писал не о том, что нужно "искать готовенького человека-оркестра".
Я говорил о таких вещах, как профессиональная репутация, ситуации с которыми человек сталкивался, сущности и явления с которыми человек работал - оба пункта определяют одним словом "кейсы" ("случаи"), биография индивида, личные и профессиональные качества, в том числе профессиональные стремления ("Кем я хочу быть", "Чем я хочу больше всего заниматься").

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ковалёв

Наконец, вы путаете процесс обучения и извлечение выводов из практических кейсов, с которыми сталкивается индивид в своей профессиональной деятельности.

За процессом обучения именно в образовательные организации, а то что вы называете "обучение" это менторство, то есть работа с наставником или более опытным сотрудником в коллективе.

Ключевая ошибка в том, что многие, наслушавшись баек с бесплатных семинаров или по незнанию, путают квалификацию и мастерство, часто и вовсе считая их одним целым. А это в сущности разные вещи.

Например, квалификацию можно измерить, так как она отражает уровень образования (среднее, среднее специальное, высшее и далее от бакалавра до доктора наук), часто закреплена сертификацией (категория водительского удостоверения, допуски у электриков, категории врачей), имеет чёткую процедуру аккредетаций и неразрывно связана с экспертизой научного сообщества.

А вот мастерство термин собирательный, и часто интегральный для всего, что я перечислел в комментарии выше. Считать налёт у лётчиком, набег у водителя, количество спущенной стружки у токаря и так далее, за обобщенный показатель их "мастерства" - это грубое обобщение само по себе.

Ответить
Развернуть ветку
138 комментариев
Раскрывать всегда