Европейцы пересаживаются на электромобили. А как скоро это сделают россияне?

Зачем нужен электротранспорт, как он переносит русские морозы и как обстоят дела с инфраструктурой.

Материал подготовлен при поддержке Sitronics Group

Европейские водители всё чаще предпочитают электромобили или гибридные авто, а не машины с бензиновым или дизельным двигателем: это и дешевле, и экологичнее. В 2020 году спрос на электрокары и гибриды вырос на 130%. А некоторые страны, например Норвегия, планируют полностью отказаться от автомобилей на бензине и дизеле уже через несколько лет.

Считается, что климат в России не очень подходит для электромобилей, а территория слишком большая — развить инфраструктуру для электрокаров будет сложно. Значит ли это, что электромобили в России останутся лишь «игрушкой для москвичей»?

На наши вопросы о будущем электромобилей отвечают эксперты и представители Sitronics Group — ИТ-компании, которая создаёт инфраструктуру для электромобилей: устанавливает зарядные станции и обслуживает их.

Алексей Катков
Председатель Совета директоров Sitronics Group,
управляющий партнёр АФК «Система»

Андрей Гурленов
Исполнительный директор Sitronics Electro

Сколько сейчас электромобилей в России?

Порядка 13 тысяч. При этом около половины этих автомобилей — подержанные Nissan Leaf. Их активно покупают в Сибири и на Дальнем Востоке: рядом Япония, а этот рынок перенасыщен электрокарами. При этом спрос на «электрички» растёт по всей стране. С января по май 2021 года продажи новых электромобилей в России выросли в 7 раз по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Зачем вообще покупать электромобиль?

У электромобиля сразу несколько преимуществ над обычными ДВС, то есть авто с двигателем внутреннего сгорания.

Во-первых, это экономия на топливе. Даже если брать в расчёт самый высокий тариф за электроэнергию — платить придётся в два-три раза меньше, чем за бензин. Кроме того, можно подключить многотарифный учёт, при котором ночью электроэнергия стоит дешевле.

Во-вторых, у электромобиля меньше узлов и агрегатов, нет коробки передач, топливного двигателя с необходимостью замены масла, насоса, фильтров. То есть обслуживать и ремонтировать электромобиль несколько проще, чем ДВС.

В-третьих, не нужно постоянно заправляться. Приехали домой, поставили на паркинге на зарядку, утром из розетки выключили — можно ехать. Причём не обязательно заряжаться каждую ночь, одного раза в три дня, если ездить на работу и обратно, будет достаточно.

Но ведь электромобили дороже ДВС?

Да, это правда. В зависимости от класса и модели разница может варьироваться от 50% (для легковушек) до 250% (для грузовых).

Многое упирается в стоимость аккумулятора: чем больше в нём кВт, тем дороже обойдётся батарея. Но стоимость кВт за десять лет снизилась: в 2010 году за 1 кВт нужно было заплатить 1200 долларов, сейчас — всего 137 долларов.

Алексей Катков, Председатель Совета директоров Sitronics Group, управляющий партнёр АФК «Система»

Шесть крупнейших автопроизводителей (Ford, General Motors, Mercedes-Benz, Volvo, Jaguar, Land Rover и китайский BYD) согласились полностью отказаться от ДВС к 2040 году и уже наращивают производство бюджетных «электричек», в том числе в виде коммерческой и коммунальной техники. Россия тоже запускает собственные легковые электромобили: в ближайшие годы должны появиться сразу три новых бренда: Zetta, «Кама» и проект «Моторинвеста». По прогнозам Минпромторга, в 2024 году выпуск «электричек» у нас превысит 100 тысяч штук в год.

Важно понимать, что хоть новый электромобиль и обойдётся дороже при покупке, но он дешевле в эксплуатации. Можно сравнить, например, во сколько обойдётся годовая эксплуатация Audi A6 и Tesla Model 3 при пробеге в 20 тыс. км в год (и тарифе на электроэнергию в 6 рублей за 1кВт/ч). Речь о таких критериях, как стоимость топлива, налоги, ТО и парковки для жителя Москвы. И получается 270 тысяч рублей против 37 тысяч рублей — экономия около четверти миллиона в год.

Сравнение трат на годовую эксплуатацию Audi A6 и Tesla Model 3

К тому же, самые дешёвые электромобили — подержанные Nissan Leaf — в РФ стоят от 300 тысяч рублей.

А само государство что делает для развития инфраструктуры под электромобили?

Правительство составило перечень пилотных территорий и федеральных трасс, на которых ещё до конца 2024 года должны появиться не менее 9,4 тысячи зарядных станций, из которых треть — быстрые: такие, которые заряжают батарею на 90% за 20 минут (а не за 5–6 часов). Государство субсидирует производство отечественных «электричек», развитие инфраструктуры, поощряет льготный лизинг на электрокары. В Москве, например, парковка для электромобилей бесплатна и нет транспортного налога.

Что же до батареи, то в среднем её хватает на 8–10 лет. Но и после этого срока она не выходит из строя — всего лишь снижает максимальную ёмкость на 10%.

А ездить-то на них в наших широтах вообще можно?

Есть расхожее мнение, что электромобили плохо подходят для России, потому что у нас почти полгода длится зима. Да, при морозе потребление батареи электромобиля выше на 18–25%. Но Канаде или странам Скандинавии это не мешает. А в России электромобили очень востребованы в холодных краях — в Сибири и на Дальнем Востоке. В Норвегии, к примеру, почти 80% продаваемых авто — «электрички».

Сколько сейчас вообще можно проехать на одной зарядке?

Пока что электромобили — это удел городов, потому что их средний запас хода — это 350–400 км при средней скорости в 90–100 км/час. Но в новых моделях запас хода постоянно увеличивается. Например, Volvo планирует увеличить дальность пробега до 1000 километров к 2025 году. Как только это случится, расстояния вообще перестанут иметь значение.

Если заряжаться в «домашних» условиях (на паркинге или от сети в частном доме), зарядка с с 15–20 до 80% займёт примерно 7–10 часов, а полная — 16–20 часов. Зарядная станция постоянного тока позволяет сократить это время до 3–4 часов, а наиболее быстрые зарядки справляются за 20–40 минут.

А заряжаться-то вообще где?

Рынок сейчас только формируется. В России около тысячи зарядных станций, установленных небольшими операторами, производителями и импортёрами.

Мы открыли свои зарядные станции в трёх городах — Москве, Нижнем Новгороде и Ульяновске. Наша глобальная цель — зайти во все крупные города-миллионники и установить ЭЗС вдоль ключевых трасс.

Андрей Гурленов, Исполнительный директор Sitronics Electro

А Sitronics в этом всём как участвует?

Мы поставляем зарядные станции, подключаем к электросетям, выполняем строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы и обслуживание. А также развиваем собственную ИТ-платформу для управления и мониторинга ЭЗС.

Чтобы зарядить авто на нашей станции, нужно установить мобильное приложение Sitronics Electro и привязать карту.

У вас можно зарядить любой электромобиль?

Почти. Электромобили отличаются портами зарядки и протоколами. Мы дописываем программное обеспечение практически «вживую», например, чтобы оно поддерживало зарядку китайских автомобилей через адаптер. Как раз адаптеры и позволяют заряжать все модели «электричек».

Также мы занимаемся роуминговой платформой, чтобы наши клиенты могли заряжаться на других станциях, не меняя приложения. Сегодня у каждой сети зарядных станций свой софт, своё приложение — это неудобно, и мы хотим эту проблему решить.

Больше о решениях Sitronics — по кнопке ниже.

0
454 комментария
Написать комментарий...
Алексей Бёрдов

Охотно верится что батареи не умрут после морозов. Обычное уже дело температура чуть ниже -30 и нет батареек. Нужно вызывать или идти покупать новые. Ибо замёрзли. Или можно перед ночью заносить батарейку. А что делать с батарейками литиевыми, чёрт его знает

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Anikin

Если чуть ниже -30, то далеко не каждый автомобиль заведётся. Как раз таки в электричке нечему мерзнуть, чтобы прям не завестись, кроме 12в аккумулятора. А в ДВС куча масел и других жидкостей. Даже ДТ может замерзнуть

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Ну не то, что бы нечему. Ресурс и ёмкость кратно снижаются. В ДВС лечится соответствующими маслами и присадками. Ну и стоимость эксплуатации тоже кратно возрастает. Конечно если ездить из одного теплого гаража в другой - будет здорово. Но на данном этапе электрички в наших климатических условиях - такое себе. Да, это будущее, но пока есть нерешаемые проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Большинство жителей России живут не при -30.

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Да. И минус 20 хватает за глаза, что бы понизить заряд аккумулятора на 30-50 %.

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Anikin

Ну и ладно. Лишь бы хватало

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Anikin

А в электричке для этого есть подогрев батареи

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Есть. Не во всех, но есть. Только он энергию отнюдь не из воздуха черпает.

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Anikin

Масла и присадки тоже не у всех и не из воздуха.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Масла и присадки - они условно-разовые - залил и на сезон. А подогрев жрёт батарею постоянно на холоде.

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Anikin

Вы думаете в ДВС ресурс не снижается если его регулярно заводить в мороз? Особенно у современных

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Не будем заниматься телепатией, ок? Разумеется снижается, но каг-бэ мощность двигателя и его ресурс не падают от 30 до 50 процентов однократно.

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Anikin

Так и не занимайтесь. Видно же, что реального опыта у вас нет

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

О! После телепатии сразу перешли на личности? Месте явно знает толк в демагогии. Тогда зачем время тратим? Писали бы уже сразу - "Ты ...". Можно, ново, полемично. Опять же при отсутствии аргументов работает в вашей среде.

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Anikin

Как иронично вы обвиняете других в том, что сами же и начали

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

О. Как предсказуемо. Он первый начал. Прямо по правилам демагога.

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Anikin

Вы не демагогией ли занимаетесь сейчас?

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Нет. Я указываю на способы ведения вами дисскуссии. Ничего личного.

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Anikin

Нет, вы именно ею и занимаетесь и уже давно. Как минимум когда заговорили о телепатии. Провоцируете на "ты" и т.п. (Да и что в плохого в "ты"?).
И аргументов у вас давно не осталось. Да и те, что были, в основном высосаны из пальца.

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Любезный, успокойтесь уже. Настойка валерианы в вашем случае - верное средство. Не я начал бороться с внутренними диалогами в вашей голове. Постарайтесь разобраться в них сами. Ну или обратитесь к соответствующему специалисту.

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Anikin

Видно, что вы уже приняли. Вопросительных и восклицательных знаков стало меньше. Динамика положительная, продолжайте.

Ответить
Развернуть ветку
451 комментарий
Раскрывать всегда