Продуктивная паранойя Статьи редакции
Как работает онлайн-кинотеатр ivi и в каких специалистах нуждается компания.
Материал подготовлен при поддержке онлайн-кинотеатра ivi
К февралю 2010 года фильм «Аватар» уже несколько месяцев был в прокате. Самый кассовый фильм смотрели не только в кинотеатрах, но и на торрентах — за тот год его скачали больше раз, чем любой другой.
Запускать в это время онлайн-кинотеатр, основанный на легальном контенте, было самоубийством, вспоминает основатель ivi Олег Туманов. В день запуска сервис предложил интернет-пользователям удалить свой аккаунт на торрент-трекере в обмен на неделю бесплатного доступа к каталогу ivi.
Пиар-кампания была масштабной, но основную роль сыграл внезапный редакционный сюжет на ТВ, который принёс так много пользователей, что техническому отделу пришлось думать о том, как бы серверы не упали.
Сейчас в ivi более 62 тысяч фильмов, сериалов, мультфильмов и передач от ведущих иностранных студий, таких как: Warner Brothers, Paramount Pictures, Fox, Sony Pictures и других. Сервисом пользуются 48 млн человек, а его работу обеспечивают 350 сотрудников.
Упор на технологии
В основе онлайн-кинотеатра ivi — не количество контента, а система рекомендаций «Гидра». Её задача — основываясь на популярности контента, жанровых предпочтениях пользователей, оценках зрителей и сотнях других факторов подобрать подходящий фильм или сериал.
«Гидра» начиналась с контракта с ИТ-студией Gravity, которая заняла призовое место на конкурсе Netflix по разработке рекомендательной системы. Команда разработала для ivi платформу рекомендаций, однако сотрудничество продлилось всего год — онлайн-кинотеатр решил продолжать работу своими силами.
Рекомендательную систему ivi можно сравнить с уже упомянутым Netflix, но есть и отличие. В Netflix пользователь сталкивается с системой после покупки подписки — он уже заинтересован в сервисе. ivi же приходится приучать пользователя покупать контент, и если он не хочет этого делать, монетизировать его иначе.
И хотя компания разрабатывает систему уже более четырёх лет, по мнению технического директора, ей всё ещё предстоит долгий путь в определении того, что нравится людям.
Реклама, подписка или разовая покупка
Сервис задумывался как возможность посмотреть не только голливудские блокбастеры, но и небольшое инди-кино.
Однако аудитория инди-кино небольшая, поэтому блокбастеров в кинотеатре в разы больше — на них сервис и зарабатывает. Причём делает это несколькими способами:
- Реклама. Большую часть медиатеки можно смотреть бесплатно, но с рекламными вставками.
- Подписка. Пользователи получают доступ к расширенному каталогу и дополнительные фишки. Например, возможность скачивать фильмы и сериалы на телефон или смотреть их в Full HD.
- Разовые покупки. Если кино или сериал нравятся, можно арендовать их на 48 часов или купить навсегда.
- Своё кино. С 2015 года онлайн-кинотеатр участвует в производстве собственного контента.
По словам технического директора ivi Евгения Россинского, выбор модели для каждого конкретного кино зависит и от правообладателя. Например, некоторые студии не готовы включать свои фильмы в подписочную модель.
Концентрация на задаче
Сейчас ivi доступен на шести платформах: iOS, Android, Windows 10, веб, Xbox и Smart TV. За каждую отвечает отдельная команда сотрудников. Часть людей в компании работает по концепции value streams. Это кроссфункциональные команды, которые решают бизнес-задачи.
Например, есть команда, которая занимается только пользовательским опытом. Её цель — уменьшить отток посетителей путём быстрого достижения пользователями целей, спроектированных в навигации по ресурсу. Также есть команда, которая занимается только рекламными технологиями или подпиской — люди в них владеют разными компетенциями и дополняют друг друга.
Большая часть сотрудников ivi работает в офисе, но есть и удалённые работники. Например, люди, которые перебрались в другой город и живут там, или те, кто изначально пришёл на удалённую работу. Компании всё равно, где находится человек, главное, чтобы он выполнял свои задачи.
В ivi не смотрят не только на локацию, но и на возраст — если соискатель всё ещё студент, то это не повод ему отказать. Летом онлайн-кинотеатр организовал пробный курс по обучению математиков. Из восьми человек двое дошли до конца и стали частью команды.
В этом году компания вместе с МАИ запустит магистерскую программу «Управление процессом разработки программного обеспечения». Сотрудники примут участие в разработке учебной программы, а студенты смогут практиковать навыки на реальных задачах онлайн-кинотеатра.
Достаточно о компании, теперь о вакансиях
В планах компании продолжить создавать свой контент, улучшать персонализацию и пользовательский опыт. Всё это требует использования машинного обучения, работы с большими данными, экспертизы в программировании.
В компании сформирована корпоративная культура — она базируется на отношении команды к общему делу и перечне качеств, которые ivi хочет видеть в сотрудниках. Это, например, продуктивная паранойя, амбициозность, конструктивность и ориентация на результат.
Список вакансий компании довольно велик и не ограничивается только техническими специалистами. Хотя их больше остальных. Вот в ком особо нуждается ivi:
- Разработчики — создают и совершенствуют продукты компании.
- Аналитики — строят модели пользователей, прогнозируют покупки новых фильмов, рассказывают о результатах.
- Инженеры — подготавливают среду для разработчиков, автоматизируют процессы.
- Менеджеры продукта — находят новые идеи для развития, делают прототипы, проводят тесты.
- И другие.