Конкурс инструкций
Промо

Vokzal.ru: стартап-трагедия в трех актах с оптимистичной концовкой

Подлинная история взлетов и падений онлайн-сервиса по продаже электронных билетов Vokzal.ru, рассказанная одним из основателей.

Это был самый настоящий стартап, черт возьми! Практически без инвестиций со стороны, на собственном горбу, во всеми ошибками, которые только можно было совершить. Ладони потеют, когда думаешь о том, как это нас угораздило очертя голову пуститься во все тяжкие. Словно на полном ходу влетаешь в грузовик: все чувства — в смятку, сами — в смятку. А приходится вставать и делать. Кажется, выжить — нереально. Но мы — уф, можно, наконец, выдохнуть — выжили… Как нам это удалось? Судите сами, друзья…

Акт 1. Мы крутые, мы можем!

История проекта vokzal.ru началась, как это часто бывает, с мысли: «Да мы же можем круче!» К этой мысли мы пришли все одновременно, работая наймитами в mobiticket.ru — проекте, который одним из первых начал продавать в онлайне ж/д билеты. Я работал в «Мобитикете» менеджером проектов, мой будущий партнер — программистом. В какой-то момент мы поняли, что и опыта, и ума у нас достаточно, чтобы сделать свой сервис, гораздо лучше mobiticket.ru. Привлекала идея собственного проекта, в котором мы будем учредителями. Шел 2009 год. Взяли месяц на раздумье, но подали заявления по собственному желанию, не дожидаясь окончания этого месяца. Соблазны были велики, а открывающиеся возможности — безграничными.

И в этих словах не так уж и много преувеличения, как может показаться. Да, продажа ж/д билетов в онлайне — это низкомаржинальный бизнес. Но на тот момент еще не было никаких серьезных игроков в интернете на ниве продажи ж/д-билетов. Еще в 2010 году в онлайне этот рынок представлял собой непаханую целину, точнее даже — пустыню. Все крупные игроки и «серьезные» люди работали с авиабилетами. На ж/д билеты никто особо внимания не обращал. Ozon.Travel появился позднее, tutu.ru еще продавал только бумажные билеты, собирая поисковый трафик на расписаниях электричек и монетизируя его по рекламной модели. Фактически на рынке был один крупный проект — это mobiticket.ru, в становлении которого мы с товарищем сыграли серьезную роль.

Зимой 2009-го мы ушли из «Мобитикета», весной привлекли к проекту третьего нашего партнера, который инвестировал 100 тыс. долларов личных средств. Тут же поехали в Белоруссию договариваться с местной UI-студией о разработке дизайн-макетов. Параллельно сели писать первую версию своего собственного проекта, а спустя четыре месяца уже продали первый билет.

А дальше случилось чудо — через год после нашего ухода из «Мобитикета» наш собственный проект vokzal.ru вышел на самоокупаемость. И дальше был только рост продаж… О, да. Это была машинка по печатанию денег. Однако с этого момента и начались наши подлинные проблемы. Именно это «чудо» следующие четыре года очень сильно мешало жить.

Акт 2. Головокружение от успехов

Первая продажа и быстрый выход на самоокупаемость, скажем честно, стали возможны не потому, что продукт был идеален, а потому что он просто был, и был рабочим.

Большие зарплаты учредителям стали первой глобальной ошибкой. Хочется ведь сразу видеть свой успех в денежном эквиваленте, да еще чтобы все, работающие над проектом, получили максимум отдачи. Но в первые месяцы это явно не лучшая идея.

При первых успехах вы ощущаете себя, как на крыше небоскреба. Фишка в том, что голова у вас кружится преждевременно, вы не добрались еще и до третьего этажа

Собственно, сама эта щедрость была вызвана тем, что нас окрылил быстрый успех. Наш проект был запущен в октябре 2009 года, и обстоятельства сложились так, что прибыль была для этих сроков весьма впечатляющая и вдохновляющая. Оглядываясь назад, можно сказать, что во многом нам элементарно везло.  Очень важно не путать, где результат принесли усилия и трудозатраты, а где успех настиг по воле случая. Это непросто, но не стоит недооценивать фактор случайности: потом можно жестоко разочароваться.

Вторая ошибка стоила нам гораздо дороже. А главное, она тянулась очень долго — не месяцами, а годами. Нам пришла в головы «гениальная идея», которую можно обозначить так: у нас масса интересных задумок, и все их нужно воплотить в совершенно новой платформе «Вокзал-2», потому что дорабатывать первую версию сложно. Да и вообще, нужно делать сразу «великий» продукт, с кучей новых возможностей — для завоевания планеты, не меньше. Далее наша команда разделилась: кто-то занимался поддержкой бизнеса на базе первой платформы, кто-то делал «Вокзал-2». Ошибка не в том, что мы решили сосредоточиться на двух разных проектах, а в том, что все бюджеты, помимо зарплатного фонда трех учредителей, были брошены на разработку второй платформы.

Это можно назвать тщеславием или честолюбием, можно — перфекционизмом, а можно — нежеланием сосредоточиться на рутинных задачах. Мы делали новые и новые версии второй платформы, не зарелизив ни одну из них. По полгода разрабатывали платформу, потом вдруг очередная идея ставила крест на всей работе, и платформа начинала создаваться заново.

Живые и яркие идеи не были реализованы и в первой версии сервиса, которая работала и — главное — генерила кэш. Зачем их реализовывать, если «вот-вот» мы запустим вторую версию? Но релизов не было, время шло, дедлайны в очередной раз срывались. Когда «наши» идеи мы находили на сайтах конкурентов, которых стало появляться все больше и больше, мы теряли былой пыл: как же так, мы опять все профукали? Но руки опускались ненадолго, опять приходили в голову новые гениальные идеи, и мы снова — в который уже раз — начинали переделывать наш новый проект, который должен был «порвать весь рынок».

Вместо того, чтобы постоянно улучшать первую версию сервиса, двигаясь короткими итерациями, мы продолжали возлагать надежды и чуть ли не молиться на Проект Номер Два, который, как нам казалось, конечно же, станет бомбой, прорывом, нашей великой победой.

Так прошло больше трех лет. Мы сделали около десятка версий второй платформы, ни одна из которых не вышла в паблик.

Акт 3. Катарсис

Разработке нового проекта в течение последующих трех с половиной лет мешали наши личные амбиции, и с каждым годом — все серьезнее. Сайт переделывался и переделывался, а мы пребывали в иллюзии, что наш потрясающий релиз состоится «через два месяца железно». «Последнее китайское предупреждение» самим себе мы вынесли в октябре 2012-го. После него было еще несколько «последних предупреждений». После срыва очередного дедлайна — в апреле 2013-го — мы поняли: если немедленно не встанем на «правильные» рельсы, просто потеряем все. Понятно, что стартап — это работа в постоянно меняющихся условиях, но главное в стартапе все же — интересы самого проекта.

Мы пересмотрели свои приоритеты, полностью изменили подход. Потеряно было много времени — это правда. Но мы решили: надо работать с тем, что есть. Мы обновили команду и, перестав мечтать, погрузились в рутинную работу по постоянному улучшению vokzal.ru и его продвижению. Начиная с осени 2013 года это начало приносить эффект: рост продаж, рост прибыли. Но теперь мы понимали: это не чудо, а закономерный результат того, что мы прошли и огонь, и воду, получили урок от суровой реальности, это результат настоящей работы здесь и сейчас, с тем что имеешь, а не витанье в облаках. 

Что мы извлекли из нашего многострадального проекта и первого предпринимательского опыта? Стартап — это не яркие, со смешными надписями футболки на учредителях. Это не эмоциональные обсуждения до двух часов ночи. Это не засветка на тусовках. Весь этот внешний антураж стартапа не делает ваш проект лучше. А чтобы он стал лучше, нужно работать над ним, двигаясь путем внесения пусть малозначительных, но ежедневных улучшений. Большой результат состоит из множества маленьких.

Риск и ежедневная рутинная работа — вот что такое бизнес. Но к этому привыкаешь, так как оно того стоит

Нам нужно было пройти весь этот путь ошибок и заблуждений, чтобы понять самое важное: вы идете в бизнес, а этот бизнес — как река. У берега — отмели, спокойное, ровное течение; отплываете дальше — стремнина. Чтобы справиться, не разбиться о пороги, нужен штурвал и хороший рулевой. Невозможно плыть по течению на неуправляемом судне — вы мечтаете приплыть к большой цели, но вас всегда бросает не в ту сторону. В каком-то смысле мы даже благодарны судьбе за то, что ценой наших ошибок на нашем судне появился крепкий штурвал, а рулевые набрались такого опыта, с которым уже не страшна стремнина. Теперь не она «рулит» судном, а мы плывем туда, куда всегда стремились, — спокойно и твердо преодолевая пороги. Словом, курс намечен, работаем дальше.

Конкурс технических инструкций
0
56 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Dmitriy Demidov

В чем преимущество сервиса, если билеты на поезд можно купить на rzd.ru по такой же схеме, только дешевле?

Вопрос без подвоха, часто приходится покупать ж/д билеты.

Ответить
6
Развернуть ветку
Любой якорь

Я несколько раз покупал билеты на rzd.ru, каждый раз молясь, чтобы всё поучилось, каждый раз не понимая, что происходит и чаще, что делать дальше. Интерфейс покупки проектировал видимо путевой обходчик или машинист.

Ответить
2
Развернуть ветку
Dmitriy Demidov

И все-таки покупали же каждый раз? :)

Некоторые технические проблемы у сайта РЖД есть, факт. Однако я, например, всегда покупал все, что нужно, пусть и пару раз ругнувшись.

С покупкой билетов есть, на мой взгляд одна большая проблема, которую очень круто было бы решить. Популярные направления очень быстро разбирают. Настолько быстро, что сайт РЖД не выдерживает нагрузки и если тебе не повезло, останешься без билета.

Ответить
0
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

А такое там есть?

Ответить
0
Развернуть ветку
Dmitriy Demidov

Возможности выбрать с кем ехать. Если эта опция работает корректно, то это, конечно, плюс. Но не для меня.

Ответить
0
Развернуть ветку
Dmitriy Demidov

Возможности выбрать с кем ехать. = Если Вы о возможности выбрать, с кем ехать, то нет.

Ответить
0
Развернуть ветку
Михаил Погольша

Есть

Ответить
0
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Гонишь, как дышишь.

Ответить
0
Развернуть ветку
Grigoriy Khamidullin

Я постоянно покупаю билеты на РЖД и не вижу никаких проблем или неудобств. Можно выбрать вагон, можно выбрать место, оплата картой проходит за 2 минуты. Поэтому для покупки билетов по России ваш сервис совершенно не нужен.

Другое дело, жд билеты в других странах, особенно европейских. Попытался найти на вашем сайте жд билеты Берлин-Мюнхен, система ничего не находит. Задаю аналогичный запрос в яндексе и вижу в спец-размещении рекламу bookingtrevel.ru, вас не видно не слышно, ни в контексте, не в выдаче. Ориентируйтесь на этот сайт, это ваш конкурент и работайте с контекстной рекламой и SEO, только в европе возможных направлений - десятки тысяч. Создайте страницу под каждый и ваш оборот вырастет в 50 раз. Только тогда вы выживете и может быть заработаете миллиард.

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Полторацкий

Я работал в «Мобитикете» менеджером проектов, мой будущий партнер — программистом. В какой-то момент мы поняли, что и опыта, и ума у нас достаточно, чтобы сделать свой сервис, гораздо лучше mobiticket.ru.

Больше всего расстраивает всегда мысль о том, что пацаны могли бы сделать лучше мобитикет, в котором работали, но нет - только стартап, только хардкор.

Ответить
2
Развернуть ветку
Sergey Burmistrov

Так сказал, как-будто это что-то плохое

Ответить
2
Развернуть ветку
Юлий Громыко

Все зависит от руководства компании и степени консерватизма. Если есть идеи, которые работодатель не готов пробовать на прочность, а очень хочется реализовать – то почему не сделать стартап?

Ответить
1
Развернуть ветку
Max Sokolov

Бывают моменты, когда работать на кого то становится уже просто критически невыносимо.

Ответить
0
Развернуть ветку
Sergey Burmistrov

Неужели действительно есть люди, которые зачем-то покупают билеты не на ржд, а на других сайтах, которые берут комиссию?

Ответить
2
Развернуть ветку
Федор Достоевский

Некоторые считают двести-триста рублей адекватной ценой, за то чтобы не сталкиваться с гением железнодорожного программирования.

Ответить
1
Развернуть ветку
Vladislav Tsyplukhin

Если хорошее мобильное приложение, если есть какие-то игровые вещи вроде индикаторов «За последнюю неделю Вы проехали 1500 км» и так далее, то я бы платил.

У РЖД есть серьезные проблемы с их продуктом. Например из-за того, что у них не работает форма изменения пароля мне при каждой авторизации приходится его сбрасывать (всё забываю сохранить куда-нибудь этот сложный набор символов).

Люди готовы платить больше, если у продукта есть добавленная стоимость. Но если РЖД не пойдет навстречу и не будет поддерживать эту экосистему, позволяя продуктам развивать свои программы лояльности и бонусы, то шансов, конечно, мало.

Ответить
1
Развернуть ветку
Sergey Burmistrov

Эм, я вот даже не поленился и проверил - пароль изменился без проблем, вообще никаких технических проблем с их сайтом у меня не было никогда.

Ответить
0
Развернуть ветку
Vladislav Tsyplukhin

Вероятно, починили. Пойду менять. А что касается остального? Мне интересно, не переплатили бы за билет, если бы сервис был таким крутым?

Ответить
0
Развернуть ветку
Sergey Burmistrov

Я не вижу за счёт чего сервис может быть более крутым. Игровые вещи? Я прихожу просто купить билет и никакой виртуальный лвл или что-то ещё отвлекающее от задачи мне не нужно. Мобильное приложение ещё может быть как плюс, но я для себя не представляю случая, когда мне вдруг срочно может понадобиться где-то в дороге купить билет на поезд, так что лично мне оно не нужно и если бы оно даже было я бы не стал себе устанавливать.

Ответить
1
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

С другой стороны, продавать билеты на поезд онлайн—это тот ещё челендж. Мы отказались, когда хотели сделать одной из фич нашего сервиса. Ибо геморроя просто для фичи много, да и себестоимость, конечно, потрясает.

Ответить
0
Развернуть ветку
Vladislav Tsyplukhin

Что за сервис?

Ответить
0
Развернуть ветку
Беня Фейсбукский

Я бы был бы рад за чуваков, если бы не пометка "Реклама". А так, это больше похоже на какой то курс самовнушения. У нас всё получилось. У нас всё получилось.

Ответить
3
Развернуть ветку
Leonid Frolov

Хуй нахуй похуй. Продавать ебаные билеты РЖД и называть это заебательским стартапом — да вы все ебанулись.

Ответить
3
Развернуть ветку
Leonid Frolov

В 2014 году верстать градиенты и скругления картинками — охуеть какой технологичный стартап. И стоковые картинки...

Говно какое-то убогое :)

Ответить
–3
Развернуть ветку
Vladislav Tsyplukhin

Охуенно — это в 2014 году писать, что технологичность стартапа определяется градиентами и скруглениями на картинках.

Ответить
6
Развернуть ветку
Leonid Frolov

Всем похуй на градиенты и скругления. А технологичность реализации и правда показатель технологичности сервиса. Если снаружи — убогое говно, то и внутри убогое говно.

Ответить
–5
Развернуть ветку
Ruslan Begaliev

А если какой-нибудь ресурс супер-удобный, крутой, и нужный сервис предоставляет, но при этом сверстан таблицами, то что тогда? Сразу его в помойку отправлять?

Ответить
2
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
verapravdova

ебать ты лох

Ответить
0
Развернуть ветку
Leonid Frolov

Ой, да пошел ты нахуй.

Ответить
–2
Развернуть ветку
Леонид Румянцев

Интересно было узнать о версии конфликта учредителей с вашей стороны

Ответить
1
Развернуть ветку
Илья Куприк

Реально непонимаю. Ребята, объясните плиз. О каком рынке онлайн ЖД-билетов идет речь? У нас ровно один оператор пассажирских перевозок - РЖД, и у них вполне красивый, брендовый современный сайт pass.rzd.ru Уже 7 лет покупаю там билеты, никогда не было проблем. Дизайн улучшают, баги фиксят. Регистрация электронная, ничего печатать не нужно.

У людей в России правда столько денег, что они готовы платить 300р за игровые механики "вы проехали 1000км"? Или многие просто не знают про pass.rzd.ru, вбивают в поиске купить билеты и кликают на рекламу. Печально, что такие рынки, основанные на глупости людей, существуют

Ответить
0
Развернуть ветку
Илья Куприк

Щас попробовал. Жесть +500рублей к стоимости плацкарта (на завтра смотрел из Ростова в Питер, 3900 против 4400), места те же что на офф сайте, дизайн ДАЖЕ БОЛЕЕ УБОГИЙ чем на РЖД, игровых механик не нашёл:)

Вопрос - как такие стартапы в принципе существуют?

Ответить
0
Развернуть ветку
Evgeny Rodionov

Видимо, в школе вы не проходили экономику и не понимаете, что монополизм (не за счет качества) — это плохо, а свободная конкуренция на открытом рынке — хорошо.

Ответить
–2
Развернуть ветку
Илья Куприк

И где вы увидели монополизм не за счет качества? Еще раз - у РЖД сайт лучше, проблем с покупкой билетов не было. Так где рынок-то?

Ответить
0
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Крутая фича.

Ответить
0
Развернуть ветку
Илья Чекальский

То есть можно выбрать независимо от своего пола? :-)

Ответить
1
Развернуть ветку
Sergey Burmistrov

это есть и на сайте ржд

Ответить
0
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Докажи.

Ответить
0
Развернуть ветку
Konstantin Kakoy-To
Ответить
2
Развернуть ветку
Sergey Burmistrov

Вы немного не то показали, там если пройти дальше можно будет точно также выбрать мужское, женское или смешанное купе.

Ответить
0
Развернуть ветку
Konstantin Kakoy-To

Вопрос был про выбор мест — я показал, что на РЖД это сделать тоже можно. Даже не просто тип купе, а конкретное моесто. Так что возможностей в этом плане даже больше.

Ответить
1
Развернуть ветку
Sergey Burmistrov

Конкретное место можно выбрать и на том сайте.

Ответить
0
Развернуть ветку
Михаил Погольша

А с таким трафиком действительно можно платить 3 учредителям серьезные зарплаты? http://www.similarweb.com/website/vokzal.ru

Ответить
0
Развернуть ветку
Andrey Zagoruiko

Даже если у них всего 100к уников в месяц, с нормальной конверсией и комиссией - вполне, а почему бы и нет? Это же не медийный сайт.

Ответить
1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Max Sokolov

Отличная история. Вечная проблема - поддерживать старое или сделать новое. И ведь все же обычно в один голос говорят "Застрелите уже эту лошадь". Но в данном случае, как я понял, этот анекдот не подходит, так как первая лошадь была еще абсолютно здорова, а вторая еще даже на ипподром не выбиралась

Ответить
0
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Полезная история, много полезней, чем большинство материала.
Спасибо.

Ответить
0
Развернуть ветку
Konstantin Kotov

А я вообще не понимаю, видимо ЦП публикует только проплаченные статьи. Мы писали в "трибуну" о своём стартапе, там тоже трэвел тема, тоже билеты, только по официальной цене и без накрутки, билеты тоже электронные, но нас морозят и бородуют и не отвечают....

Ответить
0
Развернуть ветку
Andrey Ivanov

ну это ведь не трибуна.. опубликуйтесь в таком же разделе)

Ответить
0
Развернуть ветку
Alex

Маленький баг

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Александров

Покупаю на РЖД, проблем никогда не было, все работает.
Вижу в таких сайтах только один плюс - это больше способов оплаты, но я плачу картой и переплачивать смысла не вижу.

Ответить
0
Развернуть ветку
Sergey Veselik

80-90% трафика из поиска.
Человек набирает в Яндексе/Гугле условно "купить билет на поезд", попадает на этот сайт и покупает. Даже если на сайте ржд будет на 50% дешевле, трафик из Яндекса/Гугла никуда не денется.
Если модель прибыльна на поисковом трафе + контекст, то разговоры про "чем это лучше ржд" просто не имеют смысла.
Те, кто платят за фишки, не делают этот бизнес прибыльным )

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Гнитиев

Обычно пользуюсь rzd.ru. Но, временами он просто выводит из себя. Тогда я матерясь открываю tutu.ru и покупаю через него.

Ответить
0
Развернуть ветку
Andrey Krylkov

это не про бизнес- было бы клево описать как росли продажи вначале, как влияло на бизнес (а не на самосознание) невыпуск новой версии, какие бизнес риски видела команда и как их адресовала. А так история напоминает рассказ про преодоление собственных тараканов.

Ответить
0
Развернуть ветку
Сергѣй Лосевъ

На tutu есть замечательная опция "есть надежда", позволяющая купить сданный или снятый с брони билет на тот поезд на который хочется. У вас, к сожалению, я такой опции не нашел.
--
И еще выпал глюк: при смене направления следования на обратное сайт показывал поезда в прямом.

Ответить
0
Развернуть ветку
Мирослав Сербин

Молодцы ребята, всегда любил интернет-проекты, которые приносят прибыль. Конечно, если это не адалт или откровенные гс. Если есть люди, которые готовы платить сверху стоимости билетов, чем на ржд, то почему бы и нет? Как будто, все пишущие здесь негативные комментарии, отказались бы от работы над подобным проектом приносящим средства и хорошую зарплату людям. Но сам всё-таки буду покупать билеты дешевле на 300-500 руб. ;)

Ответить
0
Развернуть ветку
ilya

у РЖД всё работает отлично, разок даже через мобильный сафари купилось.
если у вас кривые руки - это исключительно ваши проблемы.
отдельно заплатить можно только за яблочное приложение ticketnow (не реклама, релакс) - и то онли за функцию добавления билета в passbook

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 56 комментариев
Как мы сделали интерактивный курс о том, чему нельзя научить в онлайне

Цифровые технологии сегодня всё чаще смешиваются с физическими объектами. Отсюда возникают примеры активностей в формате «фиджитал» (от англ. physical + digital). В статье мы рассказываем о том, как использовали такой подход в корпоративном обучении.

ЦБ разработал законопроект, который разрешит нефинансовым компаниям оказывать платёжные услуги Статьи редакции

Его могут принять в первой половине 2022 года.

От бутылок в аптеках до бензиновых станций: какими были первые заправки в России

Автомобили с двигателем внутреннего сгорания появились в России в середине 1890-х, но ещё полтора десятилетия автовладельцам приходилось идти в аптеку или ехать на склад нефтяной компании, чтобы заправиться. Команда Заправок 2ГИС рассказывает, с чего начиналась история АЗС в России.

Во время автопробега Москва–Санкт-Петербург. Источник
«Азбука вкуса» завоевала серебро и бронзу на международном конкурсе дизайна World Brand Design Society Awards

Проекты инхаус дизайн-студии «Азбуки вкуса» — упаковка Мосальского стейка и редизайн упаковки СТМ «Азбука вкуса» — получили серебряную и бронзовую награды в двух номинациях: Дизайн упаковки и Редизайн упаковки.

20 классных примеров канбан-досок

Примеры досок для управления проектами, продажами, SMM и другими задачами с готовыми инструкциями. Продолжение предыдущего поста.

Люди на вырост: как it-компании получить новых сотрудников с нужными компетенциями

Чем занимаются стажеры «Ситимобила» — рассказывает (теперь уже) штатная сотрудница компании.

«Магнит» запустит медиа о еде и здоровом образе жизни Статьи редакции

Для этого ритейлер купил издательство «Гастроном», на основе которого и будет развивать медиа.

Минцифры вместе с девелоперами и ИТ-компаниями разрабатывает госстандарт «умного» многоквартирного дома — «Ъ» Статьи редакции

Правительство хочет создать единый стандарт для всех умных решений — например, чтобы при переезде не приходилось менять приложение.

Авито и участники IT-коалиции подписали мировое соглашение с Яндексом
На кого поставить при развороте рынка вверх
null