Как не потерять своё приложение, если все зарубежные поставщики уйдут, а App Store перестанет работать

Мини-кейс приложения для инвестиций FinamTrade.

Материал подготовлен при поддержке «Финама»

В январе 2022 года из-за нарастающего политического напряжения команда FinamTrade, приложения «Финама» — крупного российского брокера, начала всерьёз задумываться о дополнительной подстраховке своих сервисов и полном переносе их на отечественную инфраструктуру. Но если в начале года казалось, что этот переезд — проект на несколько месяцев, то в феврале стало ясно: дело срочное.

В итоге ИТ-команда нашла нового поставщика и переехала на его платформу всего за две недели. Притом — совершенно незаметно для пользователей. Теперь приложение спокойно выдерживает больше 100 тысяч клиентов в онлайне и не зависит от иностранных поставщиков ИТ-сервисов. Валерий Бакушин, руководитель отдела разработки мобильных приложений «Финама», и Сергей Загарский, ИТ-директор компании, рассказали, что пришлось для этого сделать.

Валерий Бакушин
Руководитель отдела разработки
мобильных приложений ФГ «Финам»

Сергей Загарский
ИТ-директор ФГ «Финам»

Что было не так

До февраля 2022 года торговое приложение FinamTrade работало с опорой на иностранные ИТ-сервисы — например, использовало облачные технологии компаний из США (Amazon Web Services (AWS), Google Firebase). Не потому, что всё иностранное априори лучше. Просто потому, что на ИТ-рынке так было заведено, а зарубежные технологии уже были обкатаны и по ним имелись эксперты.

На протяжении нескольких лет FinamTrade также полагался на CDN — систему географически распределённого хранения различных статических объектов. Там брокер складировал веб-приложения и их компоненты, а также другие мелкие, но важные для функционирования элементы — графические части интерфейса и даже иконки эмитентов ценных бумаг, которые должны были загружаться вместе с запуском страниц приложения. Серверы, на которых хранились копии этих данных, раскиданы по всему миру. Система определяла наиболее близкий к пользователю облачный узел и выгружала данные оттуда (чем ближе узел, тем быстрее прогрузка нужных пользователю данных). Когда команда выбирала поставщиков облачных решений, российских аналогов с приемлемым уровнем сервиса на рынке не было.

Зачем вообще что-то менять

В конце января 2022 года команда приложения окончательно осознала: размещать функциональные узлы приложений, пускай и не критически важные, у одного зарубежного поставщика — риск. В мире уже тогда нарастало геополитическое напряжение, а значит, иностранные партнёры в теории могли отказаться от сотрудничества с брокером в любой момент.

После 24 февраля нарастающее напряжение переросло в продолжительную проверку российской финансовой системы на прочность. Власти западных стран вводили санкции против российских компаний и их основателей, зарубежные платформы и корпорации приостанавливали поддержку российских партнёров и клиентов, а поставщики операционных систем удаляли подсанкционные российские приложения (в том числе банковские) из мобильных магазинов.

Все персональные данные пользователей FinamTrade и самого брокера — то есть ключевая часть сервиса — всегда хранились в российских дата-центрах в разных регионах страны. В случае чего они бы не пострадали. Но отключение от зарубежных облаков подкосило бы работу всего приложения:

  • В лучшем случае — «полетели» бы вспомогательные функции приложения: например, перестал бы работать календарь и новостной раздел, а фоны, картинки и иконки перестали бы отображаться, но торговля по-прежнему бы работала.
  • В худшем — могло отказать всё приложение целиком: котировки бы остановились, клиентские портфели бы не загружались, и нельзя было бы выставить заявку. Другой вариант — приложение показывало бы «вечную» загрузку при попытке входа в систему.

В теории, останься компания без зарубежных серверов, «оживить» приложение — задача реальная, хоть и требующая времени. Подыскав российского поставщика инфраструктуры, сервис бы переехал. Вот только для этого клиентам пришлось бы скачивать обновление, а App Store мог в любой момент удалить FinamTrade из магазина и лишить клиентов возможности обновиться.

«Костыльные» способы установить программу в обход экосистемы Apple есть, но они слишком сложные и доступны 1% самых технически подкованных клиентов.

В FinamTrade тем временем ежедневно заходили 100 тысяч уникальных пользователей, среди которых были и новички.

Чтобы заранее обезопасить клиентов и бизнес, компания решила сразу перенести в Россию абсолютно все свои сервисы. Тогда, если отвалится зарубежная «нога», без перебоев могла бы работать усиленная российская.

Как брокер выбирал облачного вендора

К 2022 году на рынке появилось несколько отечественных облачных поставщиков. ИТ-департамент (и разработчики, и бизнес-аналитики, и специалисты по кибербезопасности) анализировали их по трём критериям, говорит Сергей Загарский, ИТ-директор «Финама»:

  • Сколько у них точек расположения — узлов подключения по всей стране.
  • Поддерживают ли они ключевые для CDN-решений элементы — устанавливающий подлинность сайтов сертификат SSL, протоколы для маршрутизации IPv6, файлы php-2, интерфейсы REST API, а также возможности работы с логинами и аналитикой.
  • Какая у них репутация в России.

«Мы выбрали Yandex.Cloud. „Яндекс“ как поставщик ИТ-сервисов в России очень авторитетный, к тому же мы не видим ему хорошей альтернативы. Учитывая, что площадка предоставляет сразу все необходимые сервисы и решения, долго с выбором мучиться не пришлось», — объясняет Валерий Бакушин.

Выбрав поставщика, FinamTrade завёл на новой платформе аккаунт и перенёс на него все необходимые данные. Позже протестировал работоспособность новой инфраструктуры на части клиентов, а затем выпустил обновления приложений, которые могли использовать новые сервисы.

С тестированием и релизом проблем не было: компания постоянно развёртывает новые сервисы и работает сразу в трёх глобальных направлениях (на американском, европейском и российском рынках). Так что параллельно с перевыпуском приложения FinamTrade даже смог добавить в релиз новые функции, например аналитику по клиентскому портфелю.

Мы знаем, что часть новичков пришла к нам вынужденно. Но хотим, чтобы все они воспринимали нас как основного партнёра для инвестиций, а не временное убежище. Поэтому сейчас особо внимательно изучаем обратную связь, выявляем потребности клиентов и навёрстываем то, что давно хотели сделать, но постоянно откладывали.

Валерий Бакушин, руководитель отдела разработки мобильных приложений «Финама»

Раньше FinamTrade развивал в основном функции для торговли (расширял количество торговых инструментов, типов торговых заявок и их параметров, совершенствовал теханализ и индикаторы). А теперь собирается и совершенствовать и обёртку — чтобы она по крайней мере не уступала той, что есть у зарубежных конкурентов, и тому, каким привык видеть брокерское приложение массовый частный инвестор.

На выбор поставщика и переезд ушло всего две недели, а пользователи его даже не заметили: визуально для них ничего не изменилось. Система по-прежнему может подключаться к иностранным узлам (они пока работают), но преимущество отдаёт российским. Благодаря этому, сервису не страшны санкции вендора, а некоторые функции и веб-приложения стали работать даже быстрее.

Переезд не поможет, если пользователи сразу не скачают обновление

Переход на российскую инфраструктуру в кризис — вызов ещё и потому, что пользователей нужно убедить обновиться. «Обновляют приложение, как правило, далеко не все: у одних не хватает памяти на телефоне или времени, другие игнорируют обновления принципиально, — всегда остаётся „хвост“ из пользователей со старыми версиями. Но в этот раз мы сумели перевести на новую версию сразу 95% аудитории — благодаря комплексному подходу. Мы вешали просьбы обновиться прямо в приложениях активнее, чем обычно рассылали уведомления и письма, а также подключили к работе менеджеров, которые объясняли клиентам суть обновления напрямую», — рассказывает Валерий Бакушин.

Конечно, и без App Store новые пользователи смогут пользоваться FinamTrade — через веб-версию с компьютера. Но постоянным пользователям делать это не придётся: уже установленное и обновлённое приложение будет работать даже при отключении иностранного облака или App Store. А обладатели телефонов на Android (их вдвое больше) смогут скачать приложение через российский магазин RuStore, даже если FinamTrade удалят из AppGallery и Google Play.

Переезд не поможет, если приложение не справляется с притоком клиентов

Сервис может «лечь» не только из-за отключения от дата-центров. Но и из-за наплыва пользователей, которые в марте и апреле вынуждено искали замену подсанкционным брокерам. FinamTrade был готов к резкому притоку клиентов.

После 2020 года, когда приложение отказывало уже при 50 тысячах пользователей одновременно, сервис стал наращивать мощности. Теперь брокер спокойно выдерживает свыше 100 тысяч клиентов в онлайне.

Впрочем, 100 тысяч — не предел, особенно когда банки под санкциями, торги на бирже закрыты, а котировки при этом обвалились. Разработчики FinamTrade предполагали, что на возобновлении торгов одни пользователи поспешат купить «голубые фишки» с дисконтом, когда биржа закрылась с 50%-м обвалом цен. Вторые будут ликвидировать кредитное плечо — чтобы не платить лишние комиссии в кризис. А третьи запаникуют и поспешат сбыть акции — так же, как «на всякий случай» снимали наличку из банкоматов.

Пока торги были остановлены, команда готовилась к их открытию. Например, «передала» своим основным сервисам мощности тех систем, которые либо не работали для клиента, либо потребляли неоправданно много ресурсов. в частности, это слишком мощные тестовые и служебные сервисы, с помощью которых разработчики создают и испытывают новые функции. А ещё команда освободила место от старых сервисов, которые остались от неиспользуемых приложений. Острой необходимости в этом раньше не было, да и делать это всегда страшно — вдруг что отвалится. Но в кризис пришлось рискнуть.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Arartem

Вебапп на айфон хорошо работают. Перешёл уже на вебапп приложения от мтс, совкомбанк, сбербанк, мвидео. Работает стабильно. Дискомфорта нет. Через пол года будет ещё лучше работать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

У них же вебапп. Из браузера будет работать

Ответить
Развернуть ветку
thinkabout1t

как сказал дед,то что уходят иностранные компании избавляет нас от зависимости

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Перепёлкин

Про облака и сохранение функционала уже установленного приложения понятно, а вот как быть с новыми потенциальными пользователями при блокировке App Store. JB есть далеко не у всех.

Ответить
Развернуть ветку
Болотов Александр

"JB нет практически ни у кого", так правильнее.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Тарусов

А про сам переезд что-то будет?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
mr. Philipp

Если эпл захочет, то все телефоны превратятся в кирпичи, даже разблокать их не получится. О том, что у них есть такая техническая возможность мы уже знаем.
https://www.kommersant.ru/doc/4366502

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

Это таки проблема владельцев этих и так малополезных железяк

Ответить
Развернуть ветку
Антон Козак

Как говорится, моя хата с краю?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

Даж не знаю. Поплакать за них что ли?Как маленькие. Эппл разлюбит и конец. Разве это бизнес вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav R.

честно говоря, эти советы никак не помогут, недавние события показали, что эпл может все заблокировать и путей выхода из этого не будет

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

Это и давние события уже давно показали

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда