Рекрутинг и бухгалтерия в эпоху индустриальной революции

Интерактивная история о том, что делать, если ты открыл своё дело, а на дворе начало 20-го века и нужных технологий ещё не существует.

Материал подготовлен при поддержке программы Mastercard Бизнес-Бонус

Британцу Эрнесту Хокинсу 28 лет, он получил хорошее образование и обзавёлся неплохим капиталом после смерти дальнего родственника. Эрнест заражён духом второй индустриальной революции — все деятельные люди из его окружения осваивают поточное производство, электричество и химикаты.

Поэтому вместо того, чтобы прожигать жизнь, Эрнест решает открыть своё дело — небольшую текстильную фабрику. Она будет перерабатывать хлопок из индийских колоний в материал для костюмов свободного кроя, которые прочно вошли в моду. После покупки земли, помещения и станков ещё остаются деньги, но Эрнест сталкивается с двумя проблемами: нужно откуда-то взять сырьё и нанять тех, кто встанет за станки.

Поскольку опыта у Эрнеста маловато, ему понадобится ваша помощь — чтобы продолжить историю, отвечайте на тестовые вопросы.

Рекрутинг

Индустрия рекрутинга в её современном виде появилась только в сороковых годах 20-го века — промышленность нуждалась в работниках взамен мужчин, ушедших воевать. Тогда появились первые «агентства занятости» (employment agency), которые взяли на себя поиск рабочих.

У Эрнеста такой роскоши нет. Ему нужно нанять и обучить много неквалифицированных рабочих — чтобы не делать всё самому, он даёт объявление в рабочий листок: «На новую текстильную фабрику с контрактами по всей Индии требуется управляющий по занятости». В те времена часто привирали в заголовках, но как иначе найти представителя едва появившейся профессии employment manager — человека, который отвечает за персонал.

Какую ключевую черту управляющего стоит указать в объявлении Эрнесту?
Возраст
не меньше 35 лет
Знакомства
с местными бригадирами
Трезвость
Знание основ текстильной
промышленности

Во времена второй индустриальной революции связи были не менее важны, чем сейчас. Разница в том, что тогда рабочих набирали «оптом», поскольку поточному производству нужны были руки, а не мозги. Главной проблемой было объявить о себе среди рабочих — централизованная биржа труда появилась только в 1909 году и первое время работала не особенно эффективно. Зато население уже умело читать, из-за чего до людей было проще донести информацию через печатную прессу.

Новый управляющий по занятости через знакомых пустил слух о фабрике с молодым хозяином, который обещает неплохие условия труда и принципиально не нанимает детей. Ещё он расклеил объявления неподалёку от пабов, популярных среди рабочих, и опубликовал новость о наборе людей в лейбористских газетах The Clarion и Labour Leader, а также в профсоюзных листках. Спустя пару недель к дверям фабрики Эрнеста выстроилась очередь из рабочих.

Сегодня фабрика Эрнеста, скорее всего, была бы автоматизирована, поэтому ему были бы нужны квалифицированные сотрудники. В наши дни способов поиска персонала много — можно отдать запрос агентству или воспользоваться сервисами вроде Headhunter или Superjob.

Держатели бизнес-карт Mastercard при этом получат скидку, а также при использовании всех современных решений из этой статьи, которых лишён Эрнест.

Закупки

Параллельно с наймом сотрудников Эрнест занялся поставками сырья. Первое время он сам ходил по торговым компаниям, которые доставляли грузы из колоний, но быстро понял, что на это уходит слишком много времени. К тому же, он плохо разбирался в хлопке, из-за чего постоянно боялся, что выберет не то сырьё.

Осознав, что обычный подход не работает, Эрнест вспомнил труд «Экономика технологий и производств» (Economy of Machines and Manufactures), который читал в университете. Его в 1832 году написал английский математик Чарльз Бэббидж, создатель концепции универсальной цифровой вычислительной машины, прообраза современных компьютеров.

Бэббидж первым описал концепцию materials man — профессии людей, которые занимаются исключительно «отбором, покупкой и доставкой на предприятие необходимых товаров». Выстраивают оптимальную цепочку поставок они на основе математического моделирования. Потом этот процесс назовут «исследованием операций» и будут применять везде, от планирования военных действий до оптимизации производственных процессов.

Когда Эрнест решил открыть свою фабрику, materials man уже какое-то время существовали. Где-то полномочия таких людей были на уровне современных Chief Purchasing Officer, потому что в 1880-х годах на предприятиях уже осознали, насколько важна оптимизация цепочки поставок. Эрнест бросил клич среди университетских знакомых, и скоро к нему пришли два кандидата на должность.

Кого выбрать Эрнесту?
Математическое образование,
докторская степень по статистике
Математик-самоучка,
бывший торговец хлопком

На рубеже веков главная проблема в поиске специалиста по закупкам заключалась в том, что сложно найти математиков, которые разбираются в специфике конкретной области товаров. По крайней мере, так писал в книге «The Handling of Railroad Supplies — Their Purchase and Deposition» один железнодорожный ревизор.

Поэтому Эрнест нанял второго кандидата. Его математических познаний оказалось достаточно для начала, зато опыт в торговле хлопком помог отобрать правильного поставщика. Вскоре пришёл первый груз с индийским хлопком, и на фабрике Эрнеста зашумели станки.

Основной принцип в сфере закупок не изменился и в современности — если компании требуются какие-то товары для производства или организации офиса, приходится искать подходящего поставщика. Например, «Королевскую воду» или Philips, если в офисе нет кофеварки.

Бухгалтерия

Прошло полгода, и дела фабрики шли хорошо. Появились покупатели в нескольких городах, и Эрнест столкнулся с новой проблемой: как организовать финансовую сторону доставки продукции.

До этого Эрнест вёл бухгалтерию по классической системе дебета-кредита, которую ещё в 1494 году придумал итальянский монах Лука Пачиоли. Эрнест каждый день записывал доходы и расходы фабрики в гроссбух с обложкой из телячьей кожи, который на ночь запирал в сейфе. Это называлось буккипингом — до бухгалтерии в современном смысле ему было ещё далеко.

Какой феномен индустриальной эпохи повлиял на превращение буккиперов в бухгалтеров?
Распространение
конвеерного производства
Развитие
железных дорог
Удешевление
электричества
Всеобщая
грамотность

Чтобы доставлять продукцию нескольким поставщикам из разных концов страны по железной дороге, нужно разбираться в сетях дистрибуции, сложной системе налогов и тарифов на перевозку. Развитие железных дорог считается одной из главных причин превращения буккиперов в бухгалтеров ещё и потому, что так сократилось время коммуникаций, и возникла необходимость быстро реагировать на изменения.

Они занялись оценкой эффективности трат и рентабельности, подготовкой производственных отчётов. В 1844 году был издан British Company Act, разрешающий создание акционерных обществ — о распределении дивидендов тоже нужно было кому-то заботиться.

Эрнест решил первое время заниматься бухгалтерией самостоятельно, чтобы поднатореть в финансовых делах. Он сформировал график поставок большими единичными партиями, чтобы меньше платить государству и железнодорожным магнатам.

Сейчас Эрнесту пригодилась бы цифровая бухгалтерская система «Контур.Эльба», которая помогает строить отчёты и высчитывать налоги. И «Бюро бухгалтера» — актуальная база готовых решений по вопросам бухучёта, налогов и кадров, без которой ему пришлось самому искать образцы всех необходимых форм и документов.

Прошло несколько лет, и с Эрнестом связался представитель американской текстильной корпорации из Бостона, которая решила расширяться в Старом Свете. Эрнесту предложили продать фабрику — он бы при этом продолжил ей управлять. После продолжительных переговоров он согласился, но его попросили предоставить полную финансовую отчётность. Так Эрнест столкнулся с новой проблемой — нужно срочно отправить все необходимые бумаги за океан.

Курьерская доставка

Отправить документы по Великобритании Эрнест решил через Penny Post — реформированную по заветам Чарльза Бэббиджа британскую почту, доставка посылок в которой стоила всего один пенни, сотую часть фунта стерлингов.

Затем на побережье страны пакет должны были погрузить на пароход и доставить в Нью-Йорк. До Бостона Эрнест решил отправить документы новой службой Parcel Post.

Wells Fargo, старую и известную службу доставки он отмёл из-за низкой скорости и высокой цены, а прогрессивная курьерская служба молодого американского предпринимателя Джеймса Кейси ещё только начала развиваться в Сиэтле, на другом побережье США. Впоследствии она станет известной как United Parcel Service или UPS — сейчас это огромная компания с миллионами клиентов по всему миру.

Parcel Post была известна невероятно дешёвой доставкой. Какой факт о компании мы придумали?
Студенты отправляли через Parcel
Post грязное бельё домой для стирки
Через Parcel Post по кирпичику
перевезли банк
Через Parcel Post посылкой
отправили ребёнка
Кролики, отправленные Parcel Post,
начали плодиться в дороге
var _extends = Object.assign || function(target) { for (var i = 1; i < arguments.length; i++) { var source = arguments[i]; for (var key in source) { if (Object.prototype.hasOwnProperty.call(source, key)) { target[key] = source[key]; } } } return target; }; var _createClass = (function() { function defineProperties(target, props) { for (var i = 0; i < props.length; i++) { var descriptor = props[i]; descriptor.enumerable = descriptor.enumerable || false; descriptor.configurable = true; if ("value" in descriptor) descriptor.writable = true; Object.defineProperty(target, descriptor.key, descriptor); } } return function(Constructor, protoProps, staticProps) { if (protoProps) defineProperties(Constructor.prototype, protoProps); if (staticProps) defineProperties(Constructor, staticProps); return Constructor; }; })(); function _classCallCheck(instance, Constructor) { if (!(instance instanceof Constructor)) { throw new TypeError("Cannot call a class as a function"); } } var isIE = /*@cc_on!@*/ false || !!document.documentMode; if (isIE) { document.body.classList.add("mc-iblock-ie"); } var sendAnalyticsEvent = function sendAnalyticsEvent(label) { var action = arguments.length > 1 && arguments[1] !== undefined ? arguments[1] : "Click"; var value = "Mastercard IBlock \u2014 " + label + " \u2014 " + action; console.log("Analytics: %c" + value, "color: #E87E04"); if (window.dataLayer !== undefined) { window.dataLayer.push({ event: "data_event", data_description: value }); } }; var IBlock = (function() { function IBlock() { var props = arguments.length > 0 && arguments[0] !== undefined ? arguments[0] : {}; _classCallCheck(this, IBlock); var p = { container: document.body, index: 0 }; this.props = _extends({}, p, props); this.container = this.props.container; this.clickHandler = this.clickHandler.bind(this); this.init(); } _createClass(IBlock, [ { key: "clickHandler", value: function clickHandler(e) { if (e.target.dataset.click === "answer") { this.container.removeEventListener("click", this.clickHandler); this.answer(e.target); } } }, { key: "answer", value: function answer(option) { this.container.classList.add("is-answered"); this.showNext(); if (option.dataset.correct) { option.classList.add("is-correct"); } else { option.classList.add("is-incorrect"); var correctOption = option.parentNode.parentNode.querySelector( "[data-correct]" ); correctOption.classList.add("is-correct"); } sendAnalyticsEvent( this.props.index + 1 + " - Option (" + (option.dataset.correct ? "correct" : "incorrect") + ")" ); } }, { key: "hideNext", value: function hideNext() { this.figure = this.container.parentNode; this.figure.classList.add("mc-iblock-figure"); this.notice = document.createElement("div"); this.notice.textContent = ""; this.notice.classList.add("mc-iblock-notice"); this.figure.appendChild(this.notice); } }, { key: "showNext", value: function showNext() { this.figure.classList.remove("mc-iblock-figure"); this.figure.removeChild(this.notice); if (this.props.nextBlock) { this.props.nextBlock.hideNext(); } } }, { key: "init", value: function init() { console.log(this.container); this.container.addEventListener("click", this.clickHandler); if (this.props.index === 0) { this.hideNext(); } } } ]); return IBlock; })(); var blocks = document.querySelectorAll(".js-mc-iblock"); var nextBlock = null; for (var i = blocks.length - 1; i >= 0; i--) { var block = new IBlock({ container: blocks[i], index: i, nextBlock: nextBlock }); nextBlock = block; }

Благодаря тому, что Эрнест выбрал Parcel Post, он заплатил за доставку по США всего 60 центов. Бумаги дошли вовремя, финансовая отчётность устроила партнёров из Бостона, и вскоре фабрика Эрнеста стала филиалом американской текстильной корпорации.

Сейчас у молодого предпринимателя не было бы проблем с доставкой документов — он просто воспользовался бы услугами DHL.

Для предпринимателей, которые хотят оптимизировать расходы бизнеса, есть программа Mastercard Бизнес-Бонус. Это скидки на услуги 40 компаний-партнёров — вроде тех, которыми мог бы сегодня воспользоваться Эрнест.

Для участия в программе нужна только бизнес-карта Mastercard — если такой нет, её можно открыть в любом банке из обширного списка. После этого будут доступны спецпредложения и скидки на бухгалтерские продукты, доставку, путешествия и сервисы для организации командировок — например, OneTwoTrip.