Мы перенесли перепись населения в интернет и сделали «Госуслуги» мобильными

Сотрудники «РТ Лабс» — о создании «Мобильного избирателя», приложения «Госуслуги» и проведении цифровой переписи населения.

Материал подготовлен при поддержке «РТ Лабс»

Портал Госуслуг несколько раз в год добавляет новые опции, которые помогают пользователям реализовывать свои гражданские права в онлайне. За эксплуатацию портала отвечает компания «РТ Лабс», которая вместе с «Ростелекомом» занимается развитием Электронного правительства.

Цифровые сервисы сокращают время и трудозатраты на важные гражданские процедуры: например, выборы и перепись населения. Для сравнения:

  • На первый подсчёт жителей России в XIX веке понадобилось несколько лет и десятки тысяч переписчиков. В 2018 году состоялась первая пробная цифровая перепись населения. Живые переписчики тогда просто контролировали процесс, всё остальное происходило в интернете.
  • До недавнего времени гражданам России, которые живут не по месту регистрации, нужно было пройти несколько инстанций и потратить много времени, чтобы получить открепительное удостоверение на выборах. Теперь проголосовать по месту пребывания можно, заполнив специальную форму на «Госуслугах».

За оптимизацией и автоматизацией этих процессов стоит работа команды «РТ лабс».

«Мобильный избиратель»

Работает над порталом Госуслуги три года. Главный аналитик проекта, формировал требования к продукту, курировал его производство.


Роман Розанов, заместитель начальника отдела аналитики Инфраструктуры электронного правительства

Как появился «Мобильный избиратель»

Для того, чтобы проголосовать не по месту регистрации, избирателям нужно было заранее получить открепительное удостоверение по месту жительства. До 2018 года сделать это можно было, подав заявление в участковую комиссию.

В 2018 году ЦИК России организовал приём заявлений о голосовании по месту нахождения в МФЦ, участковых и территориальных избирательных комиссиях. А на «Госуслугах» мы разместили сервис, который позволит подать такое заявление и следить за его обработкой, не выходя из дома.

В чем была сложность

Мы собрали первую версию «Мобильного избирателя» на «Госуслугах» и попросили коллег и знакомых протестировать продукт. В итоге обнаружили серьезную проблему: когда пользователю нужно было выбирать свой округ, оказалось, что практически никто его не помнит, а фактически можно было выбрать любой, на котором избиратель не смог бы проголосовать. Тогда мы придумали решение, которое помогло преодолеть этот барьер.

Как мы добились автоматизации поиска участков

На выборах глав субъектов РФ был 21 избирательный округ, охватывающий субъект. Нам нужно было определить регион и только те участки для пользователя, на которых он может проголосовать.

На дополнительных выборах депутатов Госдумы было семь избирательных округов. Их описание было слишком размыто и на языке документов звучало как «от этого столба до того перекрестка». Мы обработали эту неструктурированную информацию и превратили избирательные округа в полигоны из нескольких тысяч точек, отрисовав их с помощью сервиса «Яндекс.Карты».

Что получилось

Результатом работы стала электронная форма, в которую пользователь вводил адрес регистрации. По нему система определяла географическую принадлежность к избирательному округу и отображала пользователю только те участки, на которых он сможет проголосовать. Оставалось только выбрать подходящий, заполнить заявление, а позже прийти на место с документом, удостоверяющим личность.

Каждый раз эта услуга дорабатывается под новые потребности. Цикл подготовки услуги под выборы занимает около месяца. До двух недель уходит на утрясание юридических вопросов и сбор требований, неделя — на постановку задачи, до трёх недель — на реализацию и согласование с ЦИКом и Минкомсвязи.

За всё время работы «Мобильного избирателя» — выборы глав субъектов, выборы президента, выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам — им воспользовались более 2 млн человек.

Первая пробная цифровая перепись населения на портале Госуслуг

Написал концепцию и курировал реализацию проекта электронной переписи населения.

Денис Хадасков,

директор проектов Департамента развития бизнеса

Как появилась идея провести перепись в электронном виде

Концепция была предложена Росстатом два года назад, её долго обсуждали и утверждали. В итоге всё согласовали в 2018 году — за три месяца до начала переписи. Тогда же решили организовывать её с помощью портала Госуслуг, так что нам пришлось работать в жёстком временном режиме. Над проектом работали 25 специалистов из двух городов — аналитики, инженеры, программисты и архитекторы. К тому моменту у нас уже был опыт работы с «Мобильным избирателем», так что в некоторых моментах удалось сэкономить время.

Как проходила реализация проекта

Мы написали подробное техническое задание, согласовали его с Росстатом и Минкомсвязи. Разработали электронную форму переписного листа. Основная сложность была в том, что у неё был серьёзный логический контроль, очень много параметров. В зависимости от ответа на вопрос проверялась его корректность — мы интегрировали форматно-логический контроль.

Около 150 триггеров, которые содержала форма, могли привести портал к перегрузке. Мы вовремя оценили угрозу, увеличили серверные мощности и продублировали некоторые каналы связи.

Затем мы тестировали продукт на закрытом контуре или, проще говоря, с помощью внутренних ресурсов — в «песочнице». Привлекли наших тестировщиков и других коллег. В итоге разработали около пяти версий, прежде чем продукт был готов.

После доработки тестовое электронное голосование стало максимально удобным:

  • Пользователи регистрировались на «Госуслугах».

  • Подтверждали личность через онлайн-банкинг, МФЦ или Почту России.

  • Вносили свои данные в электронную форму.

  • После заполнения заявки приходил код подтверждения.

К участникам тестовой электронной переписи приходили сотрудники Росстата, пользователи предъявляли им код, который вносился в специальный планшет переписчика.

Результаты

Пробная цифровая перепись прошла с 1 по 10 октября 2018 года. На Госуслугах было принято более 470 000 заявлений, что составило более 1,2 млн. человек.

Сейчас услуга закрыта, мы будем дорабатывать её и снова откроем в 2020 году, когда начнётся Всероссийская перепись населения. Мы уже начали разрабатывать новую версию: первый вариант технического задания будет готов в марте 2019 года. Планируем упростить анкеты, чтобы пользователи могли максимально легко заполнять их. Для этого нужно автоматизировать огромные массивы данных, включающих, например, регистрацию по месту жительства.

В 2020 году мы откажемся от практики, когда участнику переписи кроме регистрации на Госуслугах нужно подтверждать свою личность в МФЦ, онлайн-банке или в почтовом отделении. Будем принимать заявления и от неверифицированных граждан.

Мобильное приложение «Госуслуги»

Связующее звено между командой разработки и заказчиком.

Алина Волкова, аналитик

Первая версия мобильного приложения «Госуслуги» появилась в Google Play и App Store в 2012 году. Через два года сервис адаптировали под Windows Phone.

«Госуслуги в кармане» — наш слоган. Приложение помогает воспользоваться услугами и сервисами буквально в любом месте и в любое время. Онлайн доступны услуги ГИБДД, Налоговой, ФССП, Пенсионного фонда и других государственных структур.

В команде «РТ Лабс», которая занимается поддержкой и развитием портала Госуслуг и мобильного приложения, работают аналитики, разработчики, дизайнеры, проектировщики, руководители технических подразделений. Команда проекта распределена между Москвой, Самарой, Ярославлем и Воронежом.

Примерно раз в квартал в маркеты выходит модернизированная версия приложения: улучшается дизайн, добавляются новые опции и функции. Стабилизационные версии приложения мы выпускаем примерно раз в месяц.

Если пользователь обнаруживает ошибку, он может сообщить о ней в службу поддержки любым удобным для него способом: написать в чат поддержки прямо в приложении, позвонить по телефону или отправить письмо по электронной почте.

Иногда специалисты поддержки просят пользователей прислать скриншот экрана или снять видео и логи – эта информация необходима разработчикам приложения для точной локализации проблемы.

Сегодня владельцы мобильных устройств оценивают приложение «Госуслуги» на 4,6 баллов. С момента выпуска оно было скачано более 30 млн раз.

В этом году мобильное приложение «Госуслуги» победило в номинации «Доступное правительство» на международном конкурсе Best m-Government Service Award.

Электронное правительство — наш флагманский проект, но далеко не единственный. «РТ Лабс» также развивает ключевые решения в области цифровой медицины и биометрических технологий. За прошлый год наш штат вырос на 19%, и мы продолжаем усиливать команду. Напишите мне на [email protected], чтобы узнать больше о наших вакансиях и компетенциях, которые мы ищем.


Алексей Елизаров, HR-эксперт «РТ Лабс»
0
52 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nuke

Может и распил, но крайне полезный. Разница в работе с государством с момента ввода ГУ и МФЦ и тем что было до - просто колоссальная. Вещи которые раньше требовали стояния в отвратных очередях теперь либо не требуют визита, либо не требуют нахождения в очереди.
Система развивается и надеюсь туда прикрутят более современный 2НДФЛ что вообще кардинально поменяет некоторые вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Konovalov

да, конечно у нас не принято хвалить государство. Но именно госуслуги и вообще вся работа с государством через интернет - это большой шаг в будущее. В этом плане Россия впереди многих стран Европы даже. Поэтому не понимаю хейта по поводу убогости госуслуг. Они смогли огромную махину запихнуть в личный кабинет и заставили это работать эффективно.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ivanov

Да просто некоторым очень важно оставить свое фи, независимо от того, что происходит в реальности. Отсутствие критического мышления.

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда