Мы перенесли перепись населения в интернет и сделали «Госуслуги» мобильными

Сотрудники «РТ Лабс» — о создании «Мобильного избирателя», приложения «Госуслуги» и проведении цифровой переписи населения.

Материал подготовлен при поддержке «РТ Лабс»

Портал Госуслуг несколько раз в год добавляет новые опции, которые помогают пользователям реализовывать свои гражданские права в онлайне. За эксплуатацию портала отвечает компания «РТ Лабс», которая вместе с «Ростелекомом» занимается развитием Электронного правительства.

Цифровые сервисы сокращают время и трудозатраты на важные гражданские процедуры: например, выборы и перепись населения. Для сравнения:

  • На первый подсчёт жителей России в XIX веке понадобилось несколько лет и десятки тысяч переписчиков. В 2018 году состоялась первая пробная цифровая перепись населения. Живые переписчики тогда просто контролировали процесс, всё остальное происходило в интернете.
  • До недавнего времени гражданам России, которые живут не по месту регистрации, нужно было пройти несколько инстанций и потратить много времени, чтобы получить открепительное удостоверение на выборах. Теперь проголосовать по месту пребывания можно, заполнив специальную форму на «Госуслугах».

За оптимизацией и автоматизацией этих процессов стоит работа команды «РТ лабс».

«Мобильный избиратель»

Работает над порталом Госуслуги три года. Главный аналитик проекта, формировал требования к продукту, курировал его производство.


Роман Розанов, заместитель начальника отдела аналитики Инфраструктуры электронного правительства

Как появился «Мобильный избиратель»

Для того, чтобы проголосовать не по месту регистрации, избирателям нужно было заранее получить открепительное удостоверение по месту жительства. До 2018 года сделать это можно было, подав заявление в участковую комиссию.

В 2018 году ЦИК России организовал приём заявлений о голосовании по месту нахождения в МФЦ, участковых и территориальных избирательных комиссиях. А на «Госуслугах» мы разместили сервис, который позволит подать такое заявление и следить за его обработкой, не выходя из дома.

В чем была сложность

Мы собрали первую версию «Мобильного избирателя» на «Госуслугах» и попросили коллег и знакомых протестировать продукт. В итоге обнаружили серьезную проблему: когда пользователю нужно было выбирать свой округ, оказалось, что практически никто его не помнит, а фактически можно было выбрать любой, на котором избиратель не смог бы проголосовать. Тогда мы придумали решение, которое помогло преодолеть этот барьер.

Как мы добились автоматизации поиска участков

На выборах глав субъектов РФ был 21 избирательный округ, охватывающий субъект. Нам нужно было определить регион и только те участки для пользователя, на которых он может проголосовать.

На дополнительных выборах депутатов Госдумы было семь избирательных округов. Их описание было слишком размыто и на языке документов звучало как «от этого столба до того перекрестка». Мы обработали эту неструктурированную информацию и превратили избирательные округа в полигоны из нескольких тысяч точек, отрисовав их с помощью сервиса «Яндекс.Карты».

Что получилось

Результатом работы стала электронная форма, в которую пользователь вводил адрес регистрации. По нему система определяла географическую принадлежность к избирательному округу и отображала пользователю только те участки, на которых он сможет проголосовать. Оставалось только выбрать подходящий, заполнить заявление, а позже прийти на место с документом, удостоверяющим личность.

Каждый раз эта услуга дорабатывается под новые потребности. Цикл подготовки услуги под выборы занимает около месяца. До двух недель уходит на утрясание юридических вопросов и сбор требований, неделя — на постановку задачи, до трёх недель — на реализацию и согласование с ЦИКом и Минкомсвязи.

За всё время работы «Мобильного избирателя» — выборы глав субъектов, выборы президента, выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам — им воспользовались более 2 млн человек.

Первая пробная цифровая перепись населения на портале Госуслуг

Написал концепцию и курировал реализацию проекта электронной переписи населения.

Денис Хадасков,

директор проектов Департамента развития бизнеса

Как появилась идея провести перепись в электронном виде

Концепция была предложена Росстатом два года назад, её долго обсуждали и утверждали. В итоге всё согласовали в 2018 году — за три месяца до начала переписи. Тогда же решили организовывать её с помощью портала Госуслуг, так что нам пришлось работать в жёстком временном режиме. Над проектом работали 25 специалистов из двух городов — аналитики, инженеры, программисты и архитекторы. К тому моменту у нас уже был опыт работы с «Мобильным избирателем», так что в некоторых моментах удалось сэкономить время.

Как проходила реализация проекта

Мы написали подробное техническое задание, согласовали его с Росстатом и Минкомсвязи. Разработали электронную форму переписного листа. Основная сложность была в том, что у неё был серьёзный логический контроль, очень много параметров. В зависимости от ответа на вопрос проверялась его корректность — мы интегрировали форматно-логический контроль.

Около 150 триггеров, которые содержала форма, могли привести портал к перегрузке. Мы вовремя оценили угрозу, увеличили серверные мощности и продублировали некоторые каналы связи.

Затем мы тестировали продукт на закрытом контуре или, проще говоря, с помощью внутренних ресурсов — в «песочнице». Привлекли наших тестировщиков и других коллег. В итоге разработали около пяти версий, прежде чем продукт был готов.

После доработки тестовое электронное голосование стало максимально удобным:

  • Пользователи регистрировались на «Госуслугах».

  • Подтверждали личность через онлайн-банкинг, МФЦ или Почту России.

  • Вносили свои данные в электронную форму.

  • После заполнения заявки приходил код подтверждения.

К участникам тестовой электронной переписи приходили сотрудники Росстата, пользователи предъявляли им код, который вносился в специальный планшет переписчика.

Результаты

Пробная цифровая перепись прошла с 1 по 10 октября 2018 года. На Госуслугах было принято более 470 000 заявлений, что составило более 1,2 млн. человек.

Сейчас услуга закрыта, мы будем дорабатывать её и снова откроем в 2020 году, когда начнётся Всероссийская перепись населения. Мы уже начали разрабатывать новую версию: первый вариант технического задания будет готов в марте 2019 года. Планируем упростить анкеты, чтобы пользователи могли максимально легко заполнять их. Для этого нужно автоматизировать огромные массивы данных, включающих, например, регистрацию по месту жительства.

В 2020 году мы откажемся от практики, когда участнику переписи кроме регистрации на Госуслугах нужно подтверждать свою личность в МФЦ, онлайн-банке или в почтовом отделении. Будем принимать заявления и от неверифицированных граждан.

Мобильное приложение «Госуслуги»

Связующее звено между командой разработки и заказчиком.

Алина Волкова, аналитик

Первая версия мобильного приложения «Госуслуги» появилась в Google Play и App Store в 2012 году. Через два года сервис адаптировали под Windows Phone.

«Госуслуги в кармане» — наш слоган. Приложение помогает воспользоваться услугами и сервисами буквально в любом месте и в любое время. Онлайн доступны услуги ГИБДД, Налоговой, ФССП, Пенсионного фонда и других государственных структур.

В команде «РТ Лабс», которая занимается поддержкой и развитием портала Госуслуг и мобильного приложения, работают аналитики, разработчики, дизайнеры, проектировщики, руководители технических подразделений. Команда проекта распределена между Москвой, Самарой, Ярославлем и Воронежом.

Примерно раз в квартал в маркеты выходит модернизированная версия приложения: улучшается дизайн, добавляются новые опции и функции. Стабилизационные версии приложения мы выпускаем примерно раз в месяц.

Если пользователь обнаруживает ошибку, он может сообщить о ней в службу поддержки любым удобным для него способом: написать в чат поддержки прямо в приложении, позвонить по телефону или отправить письмо по электронной почте.

Иногда специалисты поддержки просят пользователей прислать скриншот экрана или снять видео и логи – эта информация необходима разработчикам приложения для точной локализации проблемы.

Сегодня владельцы мобильных устройств оценивают приложение «Госуслуги» на 4,6 баллов. С момента выпуска оно было скачано более 30 млн раз.

В этом году мобильное приложение «Госуслуги» победило в номинации «Доступное правительство» на международном конкурсе Best m-Government Service Award.

Электронное правительство — наш флагманский проект, но далеко не единственный. «РТ Лабс» также развивает ключевые решения в области цифровой медицины и биометрических технологий. За прошлый год наш штат вырос на 19%, и мы продолжаем усиливать команду. Напишите мне на [email protected], чтобы узнать больше о наших вакансиях и компетенциях, которые мы ищем.


Алексей Елизаров, HR-эксперт «РТ Лабс»
0
52 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nuke

Может и распил, но крайне полезный. Разница в работе с государством с момента ввода ГУ и МФЦ и тем что было до - просто колоссальная. Вещи которые раньше требовали стояния в отвратных очередях теперь либо не требуют визита, либо не требуют нахождения в очереди.
Система развивается и надеюсь туда прикрутят более современный 2НДФЛ что вообще кардинально поменяет некоторые вещи.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Eugene Gultyaev

В защиту госуслуг могу сказать, что у меня с ними не возникло никаких проблем ни разу: загранпаспорт, справка из мвд, права, штрафы, налоги. Все что мне нужно было я сделал. 90% этого я сделал через приложение. Наверняка, это эффект выжившего, но говорить, что продукт полное говно некорректно.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Мартынов

Поругать то мы все можем.
А вы стояли в паспортный стол с 5 утра в очереди?
А вы ходили в 5 разных инстаниций, что бы оформить квартиру?
А вы получали выписку из домовой книги?
и тд...

Да, госуслуги не идеальны, но это просто небо и земля с тем что было! И вопрос не в багах или местами неработающем функционале... тут дело в том, что населению становится лучше и удобнее! Местами даже от компа отходить не надо, а местами достаточно одного посещения МФЦ, что бы решить целый ряд вопросов.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Семен Смирнов
Плюс, потом оказалось, что на две недели вперед
к нам только ножками с оригинальчиками и копиями
И баги там абсолютно везде

Ух сколько багов разработки

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anton Ivanov

Очень конструктивненько.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Roman BL

Это вы сайтом почты России ещё не пользовались.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Al Dunkan

Просто в пику стаду дерьмоедов, которые набегают ну просто в _абсолютно любую_ новость о российской действительности с криками "это распил" хочу выразить благодарность ребятам за их труд. Пользовался госуслугами пару десятков раз - оплачивал налоги, штрафы, записывался в ГИБДД и получал загран - всё отработало отлично (в ГИБДД кстати теперь при записи черз ГУ отлельная площадка осмотра и инспектора ждать не надо - выходит сразу).

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Соловьев

Класс. Напишите пожалуйста сколько чиновников уволено за счет автоматизации ручного труда и, желательно, точную цифру того сколько в итоге выиграл бюджет. Формулу можете использовать такую:
(З/П уволенных чиновников за месяц - (Расход на ПО/количество месяцев реализации + стоимость месячной поддержки)) * 12.
Таким образом мы получим примерную выгоду на следующий год от этой модернизации в инновации.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Харисов

Выгоду считать нужно не так.
в 2010 году мне нужно было получить справку из налоговой. Я отпросился с работы, потому что туда час ехать и потом пол дня стоять там в очереди.
в 2017 году я эту же справку получил онлайн на почту за несолько часов.
Теперь прикиньте сколько человекочасов экономит такая система для экономики, учитывая масштабы ее деятельности.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Irina Zotova

Георгий, полагаю, этот вопрос к счетной палате))

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ivanov

А поему формула не включает в себя оценку увеличения удобства для людей? И что включает в себя расход на ПО?

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Властям рулить выборами станет в разы проще)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зинин

Наконец то я могу сказать в глаза людям, что они просто забили хер на пользователей.
Позиционируете себя как удобный сервис для социальных нужд, а по итогу я заявление в загс подавал целый день!!! Сначала есть дата, через секунду уже нет, и снова и снова и снова хер попадаешь. О чудо! Нажал кнопку обновить и вылезло, что дата забронирована, хуй знает каким вычислительным алгоритмом, но пойду женится в четверг.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Бондаренко

Они просто хотели тебя спасти

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Максим Мостовой

Там уже брак можно зарегистрировать онлайн, если у обоих аккаунты

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Leonid Evtushenko

В результате пришлось нанять еще 100500 чиновников, чтобы они печатали бланки голосования)))

А если серьезно, как система взаимодействует с оффлайн точками голосования для избежания дублей?

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Соловьев

Я предполагаю, что оффлайн голосование не влияет на онлайн результат

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Арсений Сотников

А я все думал, какие мудаки проектировали этот портал. Спасибо, теперь буду знать кого проклинать каждый раз, сталкиваясь с этим говнищем.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Хадасков

Я вот не поленился и посмотрел другие ваши комментарии к разным статьям на данном ресурсе. И таки да, я увидел там ровно то, на что и рассчитывал. Комментарии делятся ровно на два типа - всё говно и все пид...сы. Видимо вы граф Монте-Кристо, не иначе. Так вот теперь вдвойне хотелось бы конкретики. С каким говнищем именно вы столкнулись на портале? При заказе какой услуги? Критика приветствуется, но обьективная. А не вбросил экскрементов кучку и убежал.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Irina Zotova

Этот материал уже баян)) хака никакого не было)) товарищ просто в бэке умудрился внести свои данные. Читайте адекватные комменты в статье)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Konstantin Ivanov

чтобы что?

Ответить
Развернуть ветку
Стартапер-пессимист

https://habr.com/ru/post/442068/
Столько бабла и времени, а на выхлопе...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зинин

Зла не хватает и нервов на этот портал, что аж пришлось второй коммент писать

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Пашкин

да камон! как вы это делаете? у меня все отлично вышло. женился через госулуслуги)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Evtushenko

Думаешь я могу дважды проголосовать?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Розанов

Леонид, не сможешь) Принято будет только заявление, поданное первым. При этом тебя исключат из списка по месту регистрации и включает в список на новом месте.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис Колокольцев

смешанные чувства. с одной стороны приятно читать отзывы - нет, не разработчиков госуслуг, а каких нибудь журналистов из медузы, которые опытным путем на своих шкурах выяснили, что в цифровизации отношений с государством или банками или сотовыми операторами европейцам до нас еще пахать и пахать. с другой - услуг в госуслугах вроде тьма, но как только уходишь уровнем вниз, ощущение что это просто агрегатор ссылок на профильные ведомства, а там родной и знакомый интерфейс родом от авторов советских инструкций к бытовой технике. и еще косяк - сейчас, например, налоговая тоже пилит свой ЛК аппс - и инфа по оплатам и начислениям там куда оперативнее появляется.

Ответить
Развернуть ветку
Полина Ананьева

Так вот кому сказать спасибо надо было за такое чудо природы

Ответить
Развернуть ветку
AS

Госуслуги - крутая штука, но крайне кривая. Приложение под iOS не особо юзабельное. Багов куча - мне, например, пришло уведомление от ведомства 7 февраля, но пуш о нём пришёл только пару дней назад, а письмо не пришло совсем.
Месяцем ранее я долго не мог оплатить пошлину, потому что «платёж не найден в гис гмп». И тд.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Очень неоднозначные чувства от таких статей) Люди трудятся, стараются, придумывают что-то новое, разрабатывают, а уровнем выше это все нафиг не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Госуслуги — отвратительны. Мобильное приложение при просмотре услуги намертво зависает, в то время, когда мне это очень нужно и нужно получить информацию БЫСТРО так как я стою там в очереди и моя очередь сейчас наступит. Это явно кривая работа программистов, я знаком с разработкой мобильных приложений не понаслышке.

Онлайн консультанты на сайте отвечают спустя 3 часа, когда это уже не актуально.
Дают кривую информацию, что оплата гос.пошлины происходит 1 раз. Я её оплатит при сдаче экзаменов, почему когда я повторно брал услугу, чтобы уже явится в ГИБДД и забрать права, услуга повторно предлагает мне оплатить гос. пошлину? Проектировщикам гос.услуг не хватило ума сообразить, что можно брать информацию, что услуга оплачена из из этой же услуги которую я брал ранее? ведь эта информация хранится в базе данных, что мешает её использовать?
Естественно при приходе в ГИБДД, мне инспектор сообщает что не видит что оплата по услуге прошла.(Хотя я обращался в тоже отделение ГИБДД, в котором и сдавал экзамен на права) Ведь у него явно берётся информация из повторного обращения, где сайт думает что у меня услуга не оплачена, а брать информация из предыдущего обращения что услуга оплачена сайту не хватает ума.
Естественно мне пришлось оплачивать там на месте по цене 2200 руб. с комиссией.

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда