Исследовать структуру атомов любого предмета и помочь детям с аутизмом: студенты о своём пути в науке
Истории победителей олимпиады «Я — профессионал».
Материал подготовлен при поддержке олимпиады «Я — профессионал»
С 2017 года талантливые студенты со всей России участвуют в олимпиаде «Я — профессионал». Это не просто проверка знаний, а скорее социальный лифт.
Дипломанты олимпиады получают льготы при поступлении в магистратуры, аспирантуры и ординатуры ведущих вузов страны, возможность пройти стажировку в компаниях-партнёрах. А золотые медалисты — ещё и денежные премии: 200 тысяч рублей для бакалавров и 300 тысяч для специалистов и магистров.
Олимпиаду проводят эксперты из ведущих российских вузов и компаний-партнёров — банков, крупных частных фирм и госкорпораций. Например, специалисты «Росатома» составляют задачи по ядерной физике, сотрудники ВТБ — по финансам и бизнес-информатике, а «Сбербанка» — по программной инженерии и экономике.
В сентябре 2018 года студенты и выпускники подали более 500 тысяч заявок на участие, на заключительный этап попали 10,5 тысяч человек, дипломантами стали 3472 участника и участниц, а 106 завоевали золотые медали.
Трое медалистов рассказали, с каким багажом подходили к олимпиаде и как изменилась их жизнь после победы.
Луиза Зязикова, 21 год, Ингушетия
Золотая медалистка по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»
Я с самого детства знала, что буду работать с детьми. Думала о профессиях врача или учителя. В 10 классе узнала о коррекционном направлении и поняла, что это моё призвание — можно одновременно и заниматься образованием, и помогать больным детям.
На первом курсе Дагестанского педагогического университета мне рассказали о волонтёрских организациях. Я тогда посвящала всё время учёбе и не стала записываться. А на второй год уже начала ездить к детям с нарушениями в развитии.
Я очень люблю читать, сама пишу стихи, и меня пригласили вступить в волонтёрский отряд и возглавить литературное направление. Я стала организовывать вечера для детей, ездила с мастер-классами по разным организациям.
Приходила в том числе и в общественную организацию «Мир без слёз». Когда они переехали на новое место, стало больше кабинетов и детей, понадобилось больше педагогов. Я попала в штат и была счастлива. Сейчас я работаю ещё и в частном центре «Выше радуги». Веду занятия и консультирую десять ребят аутистического спектра.
Про олимпиаду «Я — профессионал» мне рассказала мой наставник и научный руководитель. Я очень волновалась, но когда увидела задания, расслабилась — я всё это знаю, всё умею.
Когда опубликовали предварительные результаты, не могла поверить, что заняла первое место. Кажется, я осознала, что победила, только на самом награждении. Там же узнала, что на Кавказе вообще нет медалистов кроме меня. Как не поверить в свои силы после такого?
Олимпиада стала хорошей рекламой для меня. Я много узнала о компаниях-партнёрах, прошла несколько собеседований и дала интервью. После этого люди стали записываться на консультации, подписываться в Instagram, мне прислали много предложений о работе.
Это всё продолжается до сих пор — странно, волнительно и очень приятно. После олимпиады меня даже приглашали вступить в Российскую академию наук. Но я осталась верна малой родине и приехала домой. Когда закончу учиться, хочу открыть свой центр на Кавказе и работать с детьми с аутизмом. Это направление меня волнует, у меня есть идеи, которые хочу воплотить в жизнь.
Наталия Паулиш, 20 лет, Новосибирск
Золотая медалистка по направлению «Физические методы в междисциплинарных исследованиях»
Я заинтересовалась физикой благодаря школьной учительнице и занятиям в заочной физико-математической школе. Там нам преподавали учёные из Академгородка и рассказывали о своей деятельности — так я и начала знакомиться с наукой. После школы поступила на физический факультет НГУ, преподаватель химии пригласил меня работать в лаборатории кристаллохимии.
Я занимаюсь рентгено-дифракционными методами исследования структуры кристаллов. Это единственный способ узнать точное расположение атомов в структуре, он важен в любой области.
Например, если мы найдём в природе уникальный материал и захотим его синтезировать, нужно будет узнать точную структуру. Или когда выпускают две серии одного лекарства, но одно из них не работает, тоже нужно проверять структуру: возможно, какая-то молекула повернулась, и свойства изменились.
Лабораторное оборудование для рентгено-дифракционного анализа существует, но качество снимков не всегда достаточно хорошее. Недавно президент подписал указ, чтобы в Новосибирске наряду с Москвой и Дальним Востоком построили синхротрон — кольцевой ускоритель, в котором электроны движутся со скоростью, близкой к скорости света. Он позволит делать качественные рентгеновские снимки и получать точную информацию о структуре.
Это масштабный проект, для которого понадобятся новые сотрудники. На нашей кафедре объявили спецнабор студентов, которые пройдут обучение и в будущем смогут работать с синхотроном. Надеюсь, меня примут.
Заочный этап олимпиады оказался непростым. На тот момент я только начинала изучать физические методы в междисциплинарных исследованиях и ещё не знала всех методов, которые были представлены в задании. Но, когда вышла демоверсия очного этапа, поняла, что задачи такого типа мне по силам, и на олимпиаду уже шла с боевым настроем.
Чтобы туда попасть, пришлось пройти конкурс мотивационных писем. Школа помогла прийти в тонус и правильно настроиться на финал.
После победы у меня появилась возможность пройти стажировку в госкорпорации «Росатом» на одной из их новейших установок — исследовательском реакторе, который строят в Санкт-Петербурге. Он помогает решать задачи нейтронной дифракции. Мне бы хотелось поучаствовать в разработке методик проведения экспериментов.
Сначала я переживала — не знала, нужны ли мне стажировки, ведь я хочу заниматься научными исследованиями. Но оказалось, что в «Росатоме» есть свой исследовательский дивизион. Стажировки расширяют кругозор, это важно для учёного. Думаю, олимпиада послужит хорошим толчком в моей карьере.
Артём Седых, 23 года, Москва
Двойной золотой медалист по направлениям «Менеджмент» и «Управление персоналом»
Я закончил школу с золотой медалью — мне одинаково хорошо давались и гуманитарные предметы, и точные науки. Решил поступать в МГУ, а вот с факультетом определился в последний момент: выбирал между вычислительной математикой и кибернетикой и факультетом государственного управления. Выбрал последний и не пожалел — он даёт много возможностей.
Я закончил бакалавриат и магистратуру, поступил в аспирантуру МГУ и сейчас пишу кандидатскую диссертацию по антикризисному управлению. После аспирантуры смогу заниматься наукой, подумываю перейти в научно-образовательную сферу в области антикризисного управления.
В олимпиадах я участвовал со школы. Школьное олимпиадное движение хорошо развито: можно выбрать любой предмет и проходить разные ступени. На уровне студенчества долгое время такого не было. Отлично, что и для студентов теперь есть такие проекты, как «Я — профессионал», ведь им нужно думать о карьере.
На отборочном этапе были тесты, а на заключительном — вычислительные задачи, обычно с «двойным дном», проблемные ситуации из практики: критический анализ, выработка рекомендаций.
Благодаря олимпиаде я поверил в свои силы. Следующий шаг — участие в конкурсе «Лидеры России». Для этого нужно получить чуть больше практического опыта.
Валерия Касамара
Руководитель олимпиады «Я — профессионал»
Я исследую молодёжь уже десять лет. И мне интересно понять, чем победители олимпиады отличаются от большинства студентов. Мы поговорили с ними, чтобы разобраться, что повлияло на их успех.
Во-первых, наши дипломанты на вопрос «Знаете ли вы, чего хотите?» уверенно отвечают «да». Они уже определились с будущим карьерным или научным направлением и четко по нему следуют. Более того, многие ребята нашли свое призвание еще в школе, их не «шатало» от одного направления к другому.
Во-вторых, участники олимпиады готовы и хотят учиться всю жизнь. Они понимают, что любая отрасль в современном мире быстро меняется, поэтому нужно наращивать знания, следить за трендами и новыми разработками.
И последнее – эти ребята не считают, что государство или родители им что-то должны. Их ответственность и готовность отдавать очень радуют и обнадёживают.
Организаторы уже готовят следующий сезон олимпиады. Регистрацию на него откроют в сентябре.
Для подготовки участники смотрят вебинары, на которых представители методических комиссий рассказывают об особенностях заданий. Методические материалы и демонстрационные задания доступны на страницах направлений.
За новостями можно следить на официальном сайте проекта.
«И последнее – эти ребята не считают, что государство или родители им что-то должны. Их ответственность и готовность отдавать очень радуют и обнадёживают.» Ясно-понятно.
Однофамилица, там есть моменты куда более интересные. Все эти люди мыслят пока что идеалами, а не годами практики. Мне почти все эти направления знакомы в моей жизни, по судьбам людей, с которыми приходилось сталкиваться. Они превозносили свою миссию гордо и чётко. Сейчас ни один из них не занимается ею, так как поняли бессмысленность направлений.
Поддерживаю. Тоже много таких примеров.
Даже участие в олимпиаде «Я - профессионал», это уже огромное достижение. Фактически 10,5 тысяч молодых ребят, которые попали на заключительный этап конкурса, в действительности являются интеллектуальным достоянием страны.