«В России 1% воспитанников детдомов поступают в вузы. Участники нашей программы — в 54% случаев»

Как ИТ-платформа фонда «Арифметика добра» мотивирует детей учиться.

Материал подготовлен при поддержке фонда «Арифметика добра»

В российских детдомах живет 48,8 тысяч детей, 80% из них — подростки. Государство даёт им образование, льготы на поступление, многие даже получают квартиры. Но бюджетные деньги расходуются неэффективно: по статистике только 10% выпускников детских домов социализируются. Дети не знают, как вести быт, как устраиваться на работу, оплачивать счета, создавать семью. Льготы на поступление в вузы используют меньше 1% выпускников.

У воспитанников детских домов большие пробелы в образовании — бывает, они плохо читают в 18 лет. И это не связано с «плохими генами», просто обычные школьные занятия таким ребятам не подходят. В детском доме дети постоянно сталкиваются с нестабильностью: персонал часто меняется, нет близких взрослых, детей переводят из группы в группу по возрасту. У них повышен кортизол — гормон стресса. Вместе с ростом кортизола падает мотивация учиться. Организм ребёнка занят выживанием.

Образовательная программа «Шанс»

В 2015 году фонд «Арифметика добра» запустил образовательную онлайн-платформу «Шанс», чтобы помочь ученикам 8–11 классов подтянуть предметы, подготовиться к экзаменам, поступить в колледжи, техникумы и университеты. Профессиональные педагоги занимаются с детьми по видеосвязи. Обычно дети учатся в программе 2–3 года, чтобы комплексно улучшить успеваемость. К ОГЭ и ЕГЭ по базовым предметам удаётся подготовить ребёнка даже за год.

Для многих детей это первый опыт индивидуального общения со взрослым — почти всё время они проводят в группе. Задача педагога — не только объяснить свой предмет, но и стать близким человеком, слушать ребёнка, доказать что у него всё получится. И быть готовым отвечать на неожиданные вопросы не по теме — «А сколько зарабатывает ваш муж? Как вы относитесь к Стивену Кингу? Вы прогуливали уроки? Какую музыку вы слушаете? А вы не устаёте с нами заниматься?»

Как мотивировать учиться с помощью игровых механик

Платформа построена на рейтинговой системе, каждый ученик набирает баллы в процессе обучения. На примере виртуальных бонусов дети учатся пользоваться деньгами. Баллы можно заработать по-разному — например, если вовремя пришёл на урок, закончил тест, сделал домашнее задание, поучаствовал в тренинге.

Баллы делятся на юлиты и старлайки:

  • Юлиты — бонусы, которые можно тратить на подарки: толстовки, мячи, книги, колонки, билеты в кино. Дети копят юлиты в юлитбанке и следят за ними, как за настоящим денежным счётом — были случаи, когда кто-то списывал чужие баллы.
  • Старлайки — десятипроцентные бонусы от заработанных юлитов. Их нельзя тратить, но можно дарить — подаренные старлайки на счету друзей превращаются в юлиты. Это важно, чтобы дети учились делиться.

Геймификации не только мотивирует детей учиться, но и экономит деньги фонда. Опоздания и прогулы сократились в два раза — не приходится оплачивать пропущенные занятия.

Как устроена онлайн-платформа

Мы долго подбирали сервисы, чтобы реализовать все свои идеи. Это было непросто. Например, мы хотели не только проводить занятия, но и хранить записи всех уроков. Для этого нужны значительные вычислительные мощности серверов. Пиковая нагрузка — до 120 уроков одновременно. Каждый урок требует как минимум 2 гигабайта оперативной памяти, жёсткий диск на 10 гигабайт и канал связи.

У нас было два варианта:

• Купить или арендовать серверы и разместить их в дата-центре.

• Найти сервисы, через которые можно арендовать нужную мощность поминутно.

Покупать серверы было слишком дорого, а в 2017 году модель поминутной оплаты никто в России не предлагал. Поэтому мы развернулись на зарубежных провайдерах облачных инфраструктур — DigitalOcean и OVH.

Всё работало хорошо, но в апреле 2018 года Роскомнадзор заблокировал почти все IP-адреса DigitalOcean и 10-20% OVH. Каждый запуск урока стал похож на лотерею — мы не знали, попадёт выданный IP под блокировку или нет.

К тому времени в РФ уже начали появляться сервисы с моделями pay-as-you-go, где можно платить только за мощность, которую использует клиент. У нас ушло около недели, чтобы в авральном режиме перенести инфраструктуру в Россию. Мы использовали открытую платформу OpenStack — это упростило миграцию.

Мы нашли нужный сервис и смогли так же запускать виртуальные серверы для уроков через API, но уже в России. Теперь можем за несколько минут развернуть нужный образ с набором серверных программ в необходимой конфигурации. Так можно проводить и тысячу уроков в день без проблем масштабирования


Евгений Валуйский, руководитель ИТ-проектов фонда «Арифметика добра»

Сейчас к платформе подключено 102 детских дома. В день проходит до 250 уроков, многие дети продолжают учиться даже летом.

Данные всех участников записаны в CRM-системе, которую разработал фонд. За работой 117 преподавателей и тысячи учеников в день следит один человек.

На платформе у каждого есть личный кабинет — дети и преподаватели отмечают удобное время уроков, и на основе этих данных автоматически формируется расписание. Если урок нужно перенести, достаточно отметить это в графике, и всем участникам — ученику, куратору и преподавателю — придёт SMS. Если ученик опаздывает на занятие, куратору придёт SMS, и он сможет быстро выяснить, почему ребёнок опоздал, и всё ли у него хорошо.

Дети занимаются с преподавателями в браузере по видеосвязи с интерактивной доской и текстовым чатом. В системе хранятся записи всех уроков: любую можно открыть и пересмотреть.

Есть библиотека, в которой лежит весь материал по предметам. Преподаватели оставляют на платформе домашнее задание, тесты и опросы. Документооборот и отчёты тоже автоматизированы.

Благодаря онлайн-формату платформы мы можем подключать к программе удалённые от больших городов детские дома. Сейчас мы работаем с 29 регионами России. Технически мы можем охватить значительно больше детей, но таких планов пока нет, потому что качественная помощь — это не только онлайн-уроки, но и офлайн-работа через тренинги.

В России меньше 1% воспитанников детских домов поступают в вузы. Наша программа значительно увеличивает их шанс получить высшее и средне-специальное образование. В 2018 году из 400 выпускников программы 316 пошли учиться дальше: в вузы — 54%, в ссузы (туда поступают после девятого класса) — 96%.

Юлия Трофина, руководитель программы «Шанс»
1147 детей
прошли программу «Шанс» за три с половиной года

Я стала заниматься на платформе с седьмого класса. Обычно в программу берут с восьмого, но для меня сделали исключение. Сначала не очень хотелось — я не понимала, зачем это нужно. Но решила попробовать.

На платформе я стала брать уроки математики, русского, английского, химии, биологии. В школе мне часто говорили, что экзамены я не сдам. А преподаватели платформы сделали так, чтобы я сама в себя поверила. Я стала учиться лучше, всё отлично сдала и поступила в педагогический колледж УРСПК на учителя физкультуры. Я и сейчас занимаюсь английским на платформе.

Помимо уроков я участвовала в тренингах — училась общаться, правильно распоряжаться деньгами. Нас знакомили со специалистами из разных областей. И теперь, после выпуска, я тоже иногда участвую в тренингах, но уже как специалист — рассказываю ребятам, как стать профессиональным спортсменом.

Екатерина Фролова,

выпускница Республиканского детского дома в Ижевске, 19 лет.

Помочь детям-сиротам правильно

Сотни организаций проводят акции, собирают деньги, отправляют волонтёров и дарят подарки детским домам. Но детям нельзя помочь за один день, месяц или акцию. Нужна системная работа, чтобы восполнить пробелы из-за отсутствия родителей и их заботы.

Лучшая помощь — дать возможность получить образование. Помогать лучше через проверенные фонды, которые вкладывают деньги в социализацию и обучение детей. Можно оформить регулярный платеж в банковском приложении или на сайтах фондов — благодаря таким пожертвованиям организации доводят начатые проекты до конца.

0
40 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Иванов

Молодцы! спасибо за то, что Вы делаете 👍

Ответить
Развернуть ветку
Lan Arms

Фантастика! Мечтаю посодействовать таким инициативам, когда отойду от дел. Молодцы. Много детей не могут реализовать себя из-за не понимания, «а что мне даст эта учеба?».

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

Жалко только, что образование в России ничего не гарантирует вообще. Что с образованием, что без - в регионах зарплата не будет различаться.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Zhirnov

Образование нигде ничего не гарантирует если человек работать не хочет. А по поводу отсутствия разницы в зарплате например грузчика и программиста или инженера - чушь несусветная.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита
Ответить
Развернуть ветку
Sergey Pozhilov

В Вологде тоже так себе зарплаты у инженера-программиста, но ничто не мешает найти работу удаленную, что, разумеется, — не вариант для грузчика )

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Zhirnov

Слушай, ну я сейчас открыл hh и вижу совсем другие цифры по инженерам и программистам.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

Делать исследование рынка регионов по hh - это как считать, что средняя зарплата в РФ - 37 000.
Я вам открою секрет, находятся такие чудаки, которые на hh выкидывают вакансию с зп 40-80, а нанимать вас будут не более чем за 20 и еще 7-10К за хорошую работу.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Zhirnov

Не буду спорить, сам с таким не сталкивался.

Ответить
Развернуть ветку
Sr fir

Странно сравнивать программиста и грузчика.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

Москвич?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Zhirnov

Да, Москвич, но я знаком с ситуацией в некоторых регионах.

Ответить
Развернуть ветку
Боря Бро

Молодцы, хорошее дело делаете, но неблагодарное.

>> только 10% выпускников детских домов социализируются

Логично, ведь они выпускаются из детдомов с единственной мыслью «ВЫ ВСЕ МНЕ ДОЛЖНЫ!!!» И если государство само для себя решило, что раз они такие несчасные, то надо целовать их попки всю их жизнь, то обществу эта философия не нравится и оно их отвергает. А те гадят обществу в ответочку (исписать лифт, разбить стекло, залепить замок жвачкой и тп - это все любимые занятия большинства воспитанников детдомов).

Ответить
Развернуть ветку
Artur Matyuschenko

А сколько подобных персонажей выпускается из классических семей статистика ведётся? Или вам такая стата не очень интересна?

Ответить
Развернуть ветку
Боря Бро

Да, не очень интересна

Ответить
Развернуть ветку
Artur Matyuschenko

Я и не сомневался. Вопрос был риторический.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

у вас есть лично знакомые или друзья из детских домов?

Ответить
Развернуть ветку
Боря Бро

Да

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander Demidov

Это хорошая, конечно, программа... Спасибо!

Но самая действенная помощь детям из детских домов до сих пор одна - забирать их оттуда.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Максим Ростокин

Жертвовать на то, на что в гражданском обществе должны работать наши нологи? Бабушка, а х%я тебе не дать?

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

Не жертвуйте, выйдите и добивайтесь, чтобы налоги шли куда нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Национальная стратегия образования - это государственный заказ. Современные дети же учатся не для себя, а для мамы, папы и т.п. Поэтому, со стороны общества должна быть высокая мотивация и заинтересованность учить детдомовских детей, чтобы потом не решать проблемы их позднего социального взросления.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

А мне казалось, что со стороны общества должен быть запрос, чтобы детдомовских детей вообще не существовало...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Новиков

Ребята большие молодцы 👍 Желаю успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Notboringeconomy

Спасибо, что делаете такую полезную работу!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кичатов

Юлиты, старлайки, геймификация... ну что за булшит

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Мухин

Скоро будем получать баллы за то, что почистили зубы, серьезно

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Pozhilov

дык уже есть - зубная щетка, детская, с приложухой. Почистил - получай бонус виртуальный ) Детали - в интернетах

Ответить
Развернуть ветку
Beni

Булшит который работает

Ответить
Развернуть ветку
Денис Рамзаев

работает внимание и забота, а это - реклама очередного фонда, типа дайте денег и мы поможем, а не дадите - не поможем. сочувствуете, помогайте бесплатно, в чем проблема прийти в детский дом раз в неделю и позаниматься с детьми. делают из благого дела очередной способ заработка.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Давыдов

А разве они не вне конкурса на бюджет поступают? (в 2009 так было) . Так что не совсем понятно зачем, если и так в вузе бесплатное место гарантированно.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gorychkina

Так нужно же не только поступить, но и суметь учиться, не вылететь после первой сессии. И проблема в том, что они этим правом не пользуются. Нет мотивации, не понимают зачем, не верят в свои силы и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Permyakov

Кстати, это самый лучший вид благотворительности, на мой взгляд. Т.к. не только помогаешь детям, но и самому себе, т.к. снижаешь количество мразей вокруг тебя в будущем.

Ответить
Развернуть ветку
Helge Totenkopf

Образованность не влияет на то, будет человек мразью или нет

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Permyakov

Зависимость прямая, хоть и не исключительная.
Правда нужно понимать что в образование входит и воспитание, типо этики, правоведения, общественности и прочих вещей которые образовывают людей, как нужно вести себя друг с другом. Но и когда мозги разиваются складывая числа и запоминая формулы, садиться за ограбление киоска становится не самым логичным решением.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Миллер

Молодцы!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Шусов

Большое дело, молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Степанов - You Tube

Красавчики! Направить человека на путь истинный это очень благородно!

Ответить
Развернуть ветку
SD-design

Арифметика добра, большое вам спасибо! Вы не только детям помогаете, но и приемным папам и мамам. Фонд организует бесплатные общения для пап и мам. Это тоже очень серьезная поддержка, когда ты имеешь приемных детей.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Yakupov

в Дневнике нет подобных механик? Обычные школы могут образовывать эндаунмент фонды в этой системе, чтобы учащиеся расходовали их на призы и делились с другими ученикам. Нам и в обычных школах не хватает подобных механик.

Ответить
Развернуть ветку
37 комментариев
Раскрывать всегда