Зачем банки запускаются в мессенджерах

Узнали, что дело не только в санкциях.

Материал подготовлен при поддержке BSS

На фоне зарубежных санкций иностранные магазины приложений взялись за удаление банковских сервисов из своих баз. Но у банков остались и другие решения — улучшая пользовательский опыт, они разрабатывали альтернативные продукты. Например, чат-боты, которые можно запускать в соцсетях и мессенджерах.

И так уж случилось — эти решения пригодились во время блокировок. Конечно, веб-версии сервисов всё ещё работают, да и мобильные приложения продолжают запускаться (у тех, кто успел их скачать). Но загрузка через браузер — это долго. А необновляемые приложения — это не всегда безопасно.

Узнать, есть ли у банков другие причины идти в мессенджеры, решили у ПСБ — он первым в стране запустил чат-банк для бизнеса.

Иван Паткин
Вице-президент ПСБ, директор департамента электронного бизнеса среднего и малого бизнеса

Тренд на чат-банки диктует пользователь

Вопреки расхожему мнению, что основной двигатель развития этого направления — санкции, запускать чат-сервисы в соцсетях и мессенджерах банков подтолкнул клиентский интерес. Сформировался этот тренд в два этапа.

Первый — выход ботов на знакомую пользователю территорию. Экспериментировать с обслуживанием в мессенджерах финансовые организации начали ещё в середине 2010-х, но тогда с клиентами общался не бот, а «живой» сотрудник. Так банк создавал дополнительный канал связи в более привычной для пользователя среде, где он ежедневно переписывался с друзьями и по работе.

Второй этап — адаптация к бытовым для клиента технологиям. С появлением «умных» ассистентов вроде Алисы «Яндекса» и Маруси от VK уровень доверия человека к ботам подрос. Банки не знали наверняка, смогут ли и их боты завоевать расположение пользователей, но упускать возможность не хотели — среди них был и ПСБ. В 2019 году он провёл эксперимент: представил бота для выдачи кредитов малому и среднему бизнесу. Клиент заполнял документы и отправлял их роботу, тот включал скоринговые алгоритмы, чтобы оценить кредитоспособность заявителя, а затем рассматривал заявку.

После этого, уже в 2021 году, ПСБ решился запустить в популярных мессенджерах полноценный чат-банк для предпринимателей. Бизнес-ассистента назвали «Катюша» — это сервис для предпринимателей, созданный на основе нейронных сетей и машинного обучения. Там пользователь мог, например, запросить выписку по счёту и остаткам, узнать и отправить реквизиты, оплатить счёт самостоятельно или выставить его контрагенту.

Чат-банк развернули на технологическом стеке омниканальной платформы Digital2speech компании-разработчика BSS, который предоставил платформу и продолжает технически её поддерживать. А вот вектор развития бизнес-ассистента определяет банк — например, все функциональные доработки, а также задачи по дизайну и исследованиям. Сама «Катюша» тем временем стала «роболицом» и голосом банка — и в вебе, и в мобильном приложении, и в кол-центре. С 2023 года она «работает» уже и в «VK Мессенджере».

После первого в России чат-банка для бизнеса от ПСБ появился проект для розничных клиентов от «МТС-Банка» и финтех-платформы TalkBank — в конце того же 2021-го. А вот многие другие организации начали экспериментировать с такими сервисами только в 2022–2023 году. Это, например, «Альфа-Банк» и ВТБ, но они тоже обслуживают только физлиц.

С розничными клиентами можно быстрее масштабироваться и сделать более релевантные выводы по использованию, считают в компании. Просто потому, что их по определению больше, чем юрлиц. В ПСБ тоже могли пойти по такому пути, но решили, что лучше отталкиваться от конкретной бизнес-гипотезы.

Бота важно встроить в пользовательский путь

А не выпускать его просто потому, что на рынке наметился «тренд».

Порядка 55% юрлиц — клиентов ПСБ общаются со своими контрагентами именно в мессенджерах и соцсетях: там они пересылают друг другу договоры, реквизиты, счета.

Лучший способ привлечь их внимание к нестандартному продукту в виде бота — бесшовно встроить его в клиентский путь: если пользователи обмениваются платёжными документами, значит, можно предложить им функцию оплаты этих платёжек в том же интерфейсе, чтобы не заставлять их переходить в сторонние приложения. Такой логикой руководствовался ПСБ.

Сейчас в чат-банке ПСБ можно запросить консультации по условиям тарифов, кредитам, бизнес-картам, работе с приложениями банка, а ещё найти ближайшие офисы и банкоматы. Платёжные функции позволяют моментально запросить выписку по счёту, просмотреть остатки по нему и выгрузить реквизиты, выставить счета контрагенту, провести платежи по реквизитам, шаблонам, QR-кодам, PDF-файлам и фото платёжек, а также сделать переводы в «бюджетные» учреждения (например, в налоговую), подать заявку на открытие счёта и узнать, какую сумму кредита клиент может получить.

Как раз то, что нужно представителям бизнеса в общении с партнёрами, коллегами и подчинёнными.

Копировать все функции интернет-банка в мессенджере нет смысла

Определить базовые потребности пользователей помогло изучение клиентских портретов, которые и ПСБ, и многие другие компании по всему миру формируют для разных задач на основе исследований. Благодаря этому банк, например, узнал, что самая популярная операция у клиентов — это повтор платежей из истории. Ещё одна часто используемая функция — платежи по шаблону: например, можно заранее создать «скелет» с реквизитами арендодателя, у которого бизнес снимает офис, и в несколько нажатий перечислять ему деньги за аренду и электричество в нужный день.

Интегрировать в мессенджер сложные задачи, такие как проведение валютных платежей, — значит тратить время на «избыточную функциональность». Философия чат-банка — «быстрее и удобнее, чем в мобильном банке»: чтобы оплатить услугу или потребовать деньги от партнёра можно было в несколько кликов — по пути на встречу или в дороге, просто оставаясь в мессенджере.

Выбор мессенджера зависит от предпочтений клиентов

Если большинство из них пользуется ICQ — значит, нужно разворачивать чат-банк там. По данным опроса, который ПСБ проводил среди клиентов в начале 2023 года, «ВКонтакте» оказался самым используемым российским мессенджером у малого и среднего бизнеса. Также эта соцсеть развивает возможности для бизнеса, и это значит, что ещё больше целевых для малого и среднего бизнеса сервисов будет сосредоточено в одном месте. Такой подход и стал одним из определяющих факторов для ПСБ при запуске «Катюши» в российском мессенджере в этом году.

За безопасность всё ещё отвечает сам банк

А не мессенджер — он лишь посредник, который разрешает банку запустить сервис в своём интерфейсе.

Именно поэтому нельзя полагаться только на кибербез-отдел мессенджера — нужно настроить свои собственные механизмы защиты. Вот, например, что со своей стороны делает ПСБ:

  • Чтобы запустить чат-банк, нужно пройти двухфакторную аутентификацию. При первом входе пользователя встретит веб-страница с полями для ввода логина и пароля от интернет-банка — в самом мессенджере. После этого он сможет настроить Touch ID или Face ID для последующих входов. Только так он будет получать доступ к своим счетам и выпискам.
  • Если клиент захочет провести платёж — ему нужно подтвердить его своей облачной электронной подписью, введя СМС-код с мобильного устройства.
  • Операции из мессенджера продолжают учитываться в антифрод-мониторинге: если система зафиксирует подозрительные или нехарактерные для клиента действия, банк сможет отреагировать заморозкой счёта или отменой операции.
  • Страница чат-банка помечена галочкой верификации — это значит, что компания прошла модераторскую проверку. Это поможет клиентам в случае чего отличить настоящий чат банка от мошеннических копий.

Чат-банки едва ли заменят интернет-банкинг

Во всяком случае если говорить о крупных финансовых организациях. В Бразилии, например, есть компания, которая работает исключительно в формате чат-банка, — это Topbank. Однако он нишевый: большие игроки с разными группами клиентов и бизнес-направлениями, скорее всего, не смогут и не захотят замыкать свои сервисы на чужой экосистеме и продолжат предлагать там только частные и оправданные бизнес-кейсами решения.

Чат-банк остаётся альтернативным каналом дистанционного обслуживания, который заменяет мобильное приложение для части клиентов ПСБ. Развитие этого канала входит в цифровую стратегию банка, в основе которой лежит омниканальность обслуживания в диджитал-среде.

Реклама, OOO «Бэнкс Софт Системс»

0
36 комментариев
Написать комментарий...
sles

Хипстота + распилы. Вот и все причины. А , ну ещё лишь бы не работать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
sles

аксиома эскобара (ц)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ZIPA

Опрос ПСБ наверное ВКонтакте и проводил...

Ответить
Развернуть ветку
Дионис Тимофеев

Когда почти вся жизнь юзеров в телеграме и вацапе, не удивительно бизнес стремиться туда

+ сам уже пробовал крипто-кошелек в виде тг-бота, удовольствие, что ну нужно заходить в отдельное приложение, искать его перед этим и ждать позже загрузки

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Я тоже так подумала, что плохого когда банк есть в месенджере?

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

В основном претензии к безопасности.
Одно дело в своём приложении убедиться что это твой клиент вошёл в приложение, другое - надеяться, что в телеге тебе пишет твой клиент, а не мошенник, который украл учетку телеграм

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vilent

Телеграмм стал с перебором гиковским приложением. Из-за этого угнать его у далёкого от IT пользователя проще, чем любую другую учётку. Например через фейковое голосование, где нужно подтвердить голос через номер телефона.

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

Если потрудиться и обезопасить свою учетку - то да, непросто.
А если нужно спиздить любых аккаунтов и побольше, то это намного проще сделать чем наворовать симок :)

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Так а утечка есть и без мессенджера или я не правильно поняла?

Ответить
Развернуть ветку
Vilent

До того как запретили онлайн-банки в телеграмме они представляли собой веб-приложение которое открывалось из бота только с того устройства, где в это веб-приложение вошли.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Мананников

Ничего не запретили , а вернее да пытался запретить роскомпозор , но банки не стали их слушать и правильно сделали : втб , альфа , Talkbank , torpedo , чат боты работают и псб - молодцы ребята !

Облажались: Как всегда Тиньков и МТС - у последнего МТС тоже был бот - они испугались и послушались роскомпозор - и теперь никому не нужны !

Тех кто создал чат бота в банках молодцы - они прекрасно понимают развитие 21 века 👍 - остальные пусть уходят с рынка если не способны развиваться и дружить с ногу со временем

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Камолов

И правда, в этом нет ничего плохого.
Практически вся работа, в настоящее время, находится в мессенджерах.

Ответить
Развернуть ветку
Федя..

Я всё таки привык использовать мессенджеры как мессенджеры, а не как важные финансовые приложения на которые я смогу случайно ткнуть не туда

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Мананников

Пока что молодцы ВТБ И АЛЬФА-БАНК , от Тиньков уже не могу добиться чат бота - 3 Ий год ! С Тиньков полная беда - начиная с работы кончая разработчиками и проектным отделом - за последние 3 года банк испортился , а сейчас и во все стал отвратителен для граждан страны ! Помимо того , что они даже к санкциям не приготовились , так еще у них полный бардак!

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Родин

Так у тинькоф вообще то у одних из первых был чатбот в телеге, даже в вотсапе было. Но сейчас промоутируют коммуникацю в приложении и я ничего плохого в этом не вижу, зачем общаться в мессенджере и тем более какието другие операции там делать, не понимаю. Приложение банка запустить 1 секунда. Сам тинькоф тоже нравится

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Мананников

Все что вы видели в телеге с Тиньков , это чат бот из 2 - ух кнопок , в котором не просмотреть баланс , ни авторизировать свою карту , все функции должны быть перенесены в телегу ! Вам нравится если приложение пользуетесь ? (Но после санкций удалили приложение из AppStore , что предлагаете как банк Тиньков ответите ? Пользуетесь типо некому не нужным браузером ? Ну сами должны понимать , магазина rustore нет для iOS , так что и другим людям не получится установить ! Да и не нужен Рустом не кому !
Так же хочу отметить , что другие граждане хотят развиваться и пользоваться своим банком в мессенджере , без всякой регистрации в приложении и заваливание памяти смартфона , (тут Тиньков , там Мобайл , и все это разные приложения !
И если мы возбмем даже другие банки : втб , Альфа-банк , МКБ , talk bank , mts - у них у всех есть чат боты , Тиньков остался позади

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Родин

Для меня всегда телега будет в первую очередь средством для общения, но не для финансовых операций. Всё же лучше использовать специализированные приложения, которые с упором на это и разрабатывали. Чатботы, возможно, для кого-то и удобны, но точно не для меня)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Мананников

К какой банковской тайне ? Это когда все ваши банки продают ваши данные и телефоны другим компаниям , которые как дауны начинают звонить и предлагать свои никому не нужные услуги - вы об этом ? Нет никакой банковской тайны - все это розовые очки

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Елена Попова

Согласна, у Альфы в целом поддержка за пару лет прокачалась в лучшую сторону, да и писать можно куда угодно: в чат в приложении, в соц. сетях, на почту. Про ВТБ не знаю, общаюсь только с их продаванами раз в месяц, пытаются карту выдать)

Ответить
Развернуть ветку
Стас Трихонов

По поводу выдачи карты, сегодня Альфа 7 раз звонила, я в а*уе.

Ответить
Развернуть ветку
неформат

по мне так тинек и альфа просто стремятся к дну втб

Ответить
Развернуть ветку
Grigory

Проблематика заключается в том, что WhatsApp и Telegram (на мой взгляд самые популярные каналы для деловых коммуникаций) официально признаны иностранными средствами передачи сообщений и развивать в них такие сервисы не получится. Остается только проводить эксперименты на продуктах группы VK, что тоже не плохо.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Мананников

Вк уже никому не нужен после того как Дуров его продал , сегодняшний директор вк теперь вообще человек , который не понимает что он делает , а вот телегой и чат ботами пользуется в среднем около 700 млн человек

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Скрепы скрепные ...

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Все чат боты банков в мессенджерах похожи на надоедлевого ребенка которому постоянно чтото надо

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Мананников

Ответ простой ,
1) для того что бы в 21 веке не забивать хлам не нужными приложениями с 1000 иконками на рабочем столе
2) все должно быть в одном месте
3) телеграмм мне заменяет и почту и банки и crm систему
4) не нужная и огромная регистрация в приложении
5) выгляни грамотно и красиво
6) не надо покупать пакеты минут телефонных звонков , все звонки и все чаты бесплатны (нужно только наличие интернета
7) не надо платить банкам за никому не нужные услуги такие как - транзакции по смс - в телеграмм все будет бесплатно !
8) компании теперь могут не тратить свои денежные средства на такие вещи как : телефонные номера 8800 /495 - за которые они раньше платили !
9) телеграм это и сайт и приложение и функционал : все в одном лице
10) есть продажа покупка криптовалюты - в отличии от банка !
11) телеграмм удобен для бизнеса !

Ответить
Развернуть ветку
Телипко

Удобно

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда