Зачем банки запускаются в мессенджерах
Узнали, что дело не только в санкциях.
Материал подготовлен при поддержке BSS
На фоне зарубежных санкций иностранные магазины приложений взялись за удаление банковских сервисов из своих баз. Но у банков остались и другие решения — улучшая пользовательский опыт, они разрабатывали альтернативные продукты. Например, чат-боты, которые можно запускать в соцсетях и мессенджерах.
И так уж случилось — эти решения пригодились во время блокировок. Конечно, веб-версии сервисов всё ещё работают, да и мобильные приложения продолжают запускаться (у тех, кто успел их скачать). Но загрузка через браузер — это долго. А необновляемые приложения — это не всегда безопасно.
Узнать, есть ли у банков другие причины идти в мессенджеры, решили у ПСБ — он первым в стране запустил чат-банк для бизнеса.
Тренд на чат-банки диктует пользователь
Вопреки расхожему мнению, что основной двигатель развития этого направления — санкции, запускать чат-сервисы в соцсетях и мессенджерах банков подтолкнул клиентский интерес. Сформировался этот тренд в два этапа.
Первый — выход ботов на знакомую пользователю территорию. Экспериментировать с обслуживанием в мессенджерах финансовые организации начали ещё в середине 2010-х, но тогда с клиентами общался не бот, а «живой» сотрудник. Так банк создавал дополнительный канал связи в более привычной для пользователя среде, где он ежедневно переписывался с друзьями и по работе.
Второй этап — адаптация к бытовым для клиента технологиям. С появлением «умных» ассистентов вроде Алисы «Яндекса» и Маруси от VK уровень доверия человека к ботам подрос. Банки не знали наверняка, смогут ли и их боты завоевать расположение пользователей, но упускать возможность не хотели — среди них был и ПСБ. В 2019 году он провёл эксперимент: представил бота для выдачи кредитов малому и среднему бизнесу. Клиент заполнял документы и отправлял их роботу, тот включал скоринговые алгоритмы, чтобы оценить кредитоспособность заявителя, а затем рассматривал заявку.
После этого, уже в 2021 году, ПСБ решился запустить в популярных мессенджерах полноценный чат-банк для предпринимателей. Бизнес-ассистента назвали «Катюша» — это сервис для предпринимателей, созданный на основе нейронных сетей и машинного обучения. Там пользователь мог, например, запросить выписку по счёту и остаткам, узнать и отправить реквизиты, оплатить счёт самостоятельно или выставить его контрагенту.
Чат-банк развернули на технологическом стеке омниканальной платформы Digital2speech компании-разработчика BSS, который предоставил платформу и продолжает технически её поддерживать. А вот вектор развития бизнес-ассистента определяет банк — например, все функциональные доработки, а также задачи по дизайну и исследованиям. Сама «Катюша» тем временем стала «роболицом» и голосом банка — и в вебе, и в мобильном приложении, и в кол-центре. С 2023 года она «работает» уже и в «VK Мессенджере».
После первого в России чат-банка для бизнеса от ПСБ появился проект для розничных клиентов от «МТС-Банка» и финтех-платформы TalkBank — в конце того же 2021-го. А вот многие другие организации начали экспериментировать с такими сервисами только в 2022–2023 году. Это, например, «Альфа-Банк» и ВТБ, но они тоже обслуживают только физлиц.
С розничными клиентами можно быстрее масштабироваться и сделать более релевантные выводы по использованию, считают в компании. Просто потому, что их по определению больше, чем юрлиц. В ПСБ тоже могли пойти по такому пути, но решили, что лучше отталкиваться от конкретной бизнес-гипотезы.
Бота важно встроить в пользовательский путь
А не выпускать его просто потому, что на рынке наметился «тренд».
Лучший способ привлечь их внимание к нестандартному продукту в виде бота — бесшовно встроить его в клиентский путь: если пользователи обмениваются платёжными документами, значит, можно предложить им функцию оплаты этих платёжек в том же интерфейсе, чтобы не заставлять их переходить в сторонние приложения. Такой логикой руководствовался ПСБ.
Сейчас в чат-банке ПСБ можно запросить консультации по условиям тарифов, кредитам, бизнес-картам, работе с приложениями банка, а ещё найти ближайшие офисы и банкоматы. Платёжные функции позволяют моментально запросить выписку по счёту, просмотреть остатки по нему и выгрузить реквизиты, выставить счета контрагенту, провести платежи по реквизитам, шаблонам, QR-кодам, PDF-файлам и фото платёжек, а также сделать переводы в «бюджетные» учреждения (например, в налоговую), подать заявку на открытие счёта и узнать, какую сумму кредита клиент может получить.
Как раз то, что нужно представителям бизнеса в общении с партнёрами, коллегами и подчинёнными.
Копировать все функции интернет-банка в мессенджере нет смысла
Определить базовые потребности пользователей помогло изучение клиентских портретов, которые и ПСБ, и многие другие компании по всему миру формируют для разных задач на основе исследований. Благодаря этому банк, например, узнал, что самая популярная операция у клиентов — это повтор платежей из истории. Ещё одна часто используемая функция — платежи по шаблону: например, можно заранее создать «скелет» с реквизитами арендодателя, у которого бизнес снимает офис, и в несколько нажатий перечислять ему деньги за аренду и электричество в нужный день.
Интегрировать в мессенджер сложные задачи, такие как проведение валютных платежей, — значит тратить время на «избыточную функциональность». Философия чат-банка — «быстрее и удобнее, чем в мобильном банке»: чтобы оплатить услугу или потребовать деньги от партнёра можно было в несколько кликов — по пути на встречу или в дороге, просто оставаясь в мессенджере.
Выбор мессенджера зависит от предпочтений клиентов
Если большинство из них пользуется ICQ — значит, нужно разворачивать чат-банк там. По данным опроса, который ПСБ проводил среди клиентов в начале 2023 года, «ВКонтакте» оказался самым используемым российским мессенджером у малого и среднего бизнеса. Также эта соцсеть развивает возможности для бизнеса, и это значит, что ещё больше целевых для малого и среднего бизнеса сервисов будет сосредоточено в одном месте. Такой подход и стал одним из определяющих факторов для ПСБ при запуске «Катюши» в российском мессенджере в этом году.
За безопасность всё ещё отвечает сам банк
А не мессенджер — он лишь посредник, который разрешает банку запустить сервис в своём интерфейсе.
Именно поэтому нельзя полагаться только на кибербез-отдел мессенджера — нужно настроить свои собственные механизмы защиты. Вот, например, что со своей стороны делает ПСБ:
- Чтобы запустить чат-банк, нужно пройти двухфакторную аутентификацию. При первом входе пользователя встретит веб-страница с полями для ввода логина и пароля от интернет-банка — в самом мессенджере. После этого он сможет настроить Touch ID или Face ID для последующих входов. Только так он будет получать доступ к своим счетам и выпискам.
- Если клиент захочет провести платёж — ему нужно подтвердить его своей облачной электронной подписью, введя СМС-код с мобильного устройства.
- Операции из мессенджера продолжают учитываться в антифрод-мониторинге: если система зафиксирует подозрительные или нехарактерные для клиента действия, банк сможет отреагировать заморозкой счёта или отменой операции.
- Страница чат-банка помечена галочкой верификации — это значит, что компания прошла модераторскую проверку. Это поможет клиентам в случае чего отличить настоящий чат банка от мошеннических копий.
Чат-банки едва ли заменят интернет-банкинг
Во всяком случае если говорить о крупных финансовых организациях. В Бразилии, например, есть компания, которая работает исключительно в формате чат-банка, — это Topbank. Однако он нишевый: большие игроки с разными группами клиентов и бизнес-направлениями, скорее всего, не смогут и не захотят замыкать свои сервисы на чужой экосистеме и продолжат предлагать там только частные и оправданные бизнес-кейсами решения.
Чат-банк остаётся альтернативным каналом дистанционного обслуживания, который заменяет мобильное приложение для части клиентов ПСБ. Развитие этого канала входит в цифровую стратегию банка, в основе которой лежит омниканальность обслуживания в диджитал-среде.
Хипстота + распилы. Вот и все причины. А , ну ещё лишь бы не работать.
Комментарий недоступен
аксиома эскобара (ц)
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Опрос ПСБ наверное ВКонтакте и проводил...
Когда почти вся жизнь юзеров в телеграме и вацапе, не удивительно бизнес стремиться туда
+ сам уже пробовал крипто-кошелек в виде тг-бота, удовольствие, что ну нужно заходить в отдельное приложение, искать его перед этим и ждать позже загрузки
Я тоже так подумала, что плохого когда банк есть в месенджере?
В основном претензии к безопасности.
Одно дело в своём приложении убедиться что это твой клиент вошёл в приложение, другое - надеяться, что в телеге тебе пишет твой клиент, а не мошенник, который украл учетку телеграм
Комментарий недоступен
Телеграмм стал с перебором гиковским приложением. Из-за этого угнать его у далёкого от IT пользователя проще, чем любую другую учётку. Например через фейковое голосование, где нужно подтвердить голос через номер телефона.
Если потрудиться и обезопасить свою учетку - то да, непросто.
А если нужно спиздить любых аккаунтов и побольше, то это намного проще сделать чем наворовать симок :)
Так а утечка есть и без мессенджера или я не правильно поняла?
До того как запретили онлайн-банки в телеграмме они представляли собой веб-приложение которое открывалось из бота только с того устройства, где в это веб-приложение вошли.
Ничего не запретили , а вернее да пытался запретить роскомпозор , но банки не стали их слушать и правильно сделали : втб , альфа , Talkbank , torpedo , чат боты работают и псб - молодцы ребята !
Облажались: Как всегда Тиньков и МТС - у последнего МТС тоже был бот - они испугались и послушались роскомпозор - и теперь никому не нужны !
Тех кто создал чат бота в банках молодцы - они прекрасно понимают развитие 21 века 👍 - остальные пусть уходят с рынка если не способны развиваться и дружить с ногу со временем
И правда, в этом нет ничего плохого.
Практически вся работа, в настоящее время, находится в мессенджерах.
Я всё таки привык использовать мессенджеры как мессенджеры, а не как важные финансовые приложения на которые я смогу случайно ткнуть не туда
Пока что молодцы ВТБ И АЛЬФА-БАНК , от Тиньков уже не могу добиться чат бота - 3 Ий год ! С Тиньков полная беда - начиная с работы кончая разработчиками и проектным отделом - за последние 3 года банк испортился , а сейчас и во все стал отвратителен для граждан страны ! Помимо того , что они даже к санкциям не приготовились , так еще у них полный бардак!
Так у тинькоф вообще то у одних из первых был чатбот в телеге, даже в вотсапе было. Но сейчас промоутируют коммуникацю в приложении и я ничего плохого в этом не вижу, зачем общаться в мессенджере и тем более какието другие операции там делать, не понимаю. Приложение банка запустить 1 секунда. Сам тинькоф тоже нравится
Все что вы видели в телеге с Тиньков , это чат бот из 2 - ух кнопок , в котором не просмотреть баланс , ни авторизировать свою карту , все функции должны быть перенесены в телегу ! Вам нравится если приложение пользуетесь ? (Но после санкций удалили приложение из AppStore , что предлагаете как банк Тиньков ответите ? Пользуетесь типо некому не нужным браузером ? Ну сами должны понимать , магазина rustore нет для iOS , так что и другим людям не получится установить ! Да и не нужен Рустом не кому !
Так же хочу отметить , что другие граждане хотят развиваться и пользоваться своим банком в мессенджере , без всякой регистрации в приложении и заваливание памяти смартфона , (тут Тиньков , там Мобайл , и все это разные приложения !
И если мы возбмем даже другие банки : втб , Альфа-банк , МКБ , talk bank , mts - у них у всех есть чат боты , Тиньков остался позади
Для меня всегда телега будет в первую очередь средством для общения, но не для финансовых операций. Всё же лучше использовать специализированные приложения, которые с упором на это и разрабатывали. Чатботы, возможно, для кого-то и удобны, но точно не для меня)
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
К какой банковской тайне ? Это когда все ваши банки продают ваши данные и телефоны другим компаниям , которые как дауны начинают звонить и предлагать свои никому не нужные услуги - вы об этом ? Нет никакой банковской тайны - все это розовые очки
Комментарий недоступен
Согласна, у Альфы в целом поддержка за пару лет прокачалась в лучшую сторону, да и писать можно куда угодно: в чат в приложении, в соц. сетях, на почту. Про ВТБ не знаю, общаюсь только с их продаванами раз в месяц, пытаются карту выдать)
По поводу выдачи карты, сегодня Альфа 7 раз звонила, я в а*уе.
по мне так тинек и альфа просто стремятся к дну втб
Проблематика заключается в том, что WhatsApp и Telegram (на мой взгляд самые популярные каналы для деловых коммуникаций) официально признаны иностранными средствами передачи сообщений и развивать в них такие сервисы не получится. Остается только проводить эксперименты на продуктах группы VK, что тоже не плохо.
Вк уже никому не нужен после того как Дуров его продал , сегодняшний директор вк теперь вообще человек , который не понимает что он делает , а вот телегой и чат ботами пользуется в среднем около 700 млн человек
Комментарий недоступен
Скрепы скрепные ...
Все чат боты банков в мессенджерах похожи на надоедлевого ребенка которому постоянно чтото надо
Ответ простой ,
1) для того что бы в 21 веке не забивать хлам не нужными приложениями с 1000 иконками на рабочем столе
2) все должно быть в одном месте
3) телеграмм мне заменяет и почту и банки и crm систему
4) не нужная и огромная регистрация в приложении
5) выгляни грамотно и красиво
6) не надо покупать пакеты минут телефонных звонков , все звонки и все чаты бесплатны (нужно только наличие интернета
7) не надо платить банкам за никому не нужные услуги такие как - транзакции по смс - в телеграмм все будет бесплатно !
8) компании теперь могут не тратить свои денежные средства на такие вещи как : телефонные номера 8800 /495 - за которые они раньше платили !
9) телеграм это и сайт и приложение и функционал : все в одном лице
10) есть продажа покупка криптовалюты - в отличии от банка !
11) телеграмм удобен для бизнеса !
Удобно
Комментарий недоступен