Вопросы и ответы: к чему приведёт введение обязательной маркировки товаров

Маркировка стартует 1 июля. Как изменятся бизнес-процессы и что будет с ценами.

Материал подготовлен при поддержке МТС

С 1 июля 2019 года в России вводится обязательная маркировка табачных изделий и обуви. А с 1 декабря маркировать нужно будет ещё семь групп товаров. На основные вопросы по этой теме ответил Максим Исаев, генеральный директор компании «Облачный ритеил» (работает под брендом «МТС Касса»).

Что такое обязательная маркировка товаров и зачем её вводят?

Маркировка продукции предполагает размещение на товаре уникального средства идентификации — штрих-кода. Его наносят лазером на этапе производства. Благодаря криптографическому алгоритму код невозможно подделать или скопировать.

Контролирующие органы вводят маркировку для борьбы поддельной продукцией. Маркировка позволит государству отслеживать движение товаров от производства до магазинов, а покупателю — проверить их подлинность. Для этого нужно скачать приложение «Честный знак» и отсканировать код. Если пользователь заметил нарушение, он может подать жалобу через приложение.

Что можно узнать из штрих-кода?

Штрих-код содержит всю необходимую информацию и для потребителя, и для продавца:

  • Код товара (GTIN), который позволяет безошибочно определить, к какой товарной позиции относится конкретная единица товара.
  • Максимальная розничная цена.
  • Дата изготовления.
  • Сведения о производителе и использованных материалах.
  • Место производства и нахождения товара в данный момент, его статус.

Какие товары подлежат маркировке?

С 1 июля 2019 года маркировка обязательна для табачных изделий, обуви и семи наименований лекарств.

С 1 декабря 2019 года маркировать начнут:

  • Духи и туалетную воду.
  • Покрышки и цельные шины.
  • Любую одежду из натуральной и композиционной кожи.
  • Трикотажные и вязаные женские блузы.
  • Мужскую верхнюю одежду.
  • Постельное, столовое и туалетное бельё.
  • Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки.

С 1 января 2020 года — все лекарства.

Как поэтапно работает система маркировки?

Все производители регистрируются в системе «Честный знак», запрашивают в нужном количестве коды для своих товаров и выкупают их. Коды наносят с помощью специального принтера прямо на конвейере.

Затем производитель сканирует коды, и они попадают в единую систему ЦРПТ — реестр средств идентификации. Система генерирует проверочный код, который также наносят на каждый экземпляр продукции. Код проверки позволит покупателям и контролёрам выявить фальсификацию кода идентификации.

При любом движении товара перевозчики, дистрибьюторы, оптовики и розничные магазины должны снова отсканировать код, чтобы в системе отразилось его перемещение.

В последний раз код сканируют при продаже товара. Информация из онлайн-кассы поступает оператору фискальных данных, а затем в реестр идентификации. Так государство узнает, что товар вышел из оборота.

Что изменится в бизнес-процессах для производителей, дистрибьюторов и продавцов?

Как маркировка повлияет на бизнес-процессы всех участников цепочки, покажет время — на каждом этапе могут возникнуть свои нюансы.

Систему маркировки табака тестировали в течение 2018 года и стало ясно, что нововведения практически не меняют привычные процессы. Увеличилось разве что время производства, приёмки и перевозки продукции. При этом производители табака изначально поддерживали инициативу ввести маркировку: в их интересах избавить рынок от контрафакта.

Ритейлерам обновление даже на руку. «Из-за того, что код маркировки содержит в себе код товара и максимальную розничную цену, продажа табака на кассе происходит быстрее, чем по обычным линейным кодам. Покупателю не приходится перепроверять, что цена на товар не завышена», — отмечает Ян Витров, руководитель товарной группы «Табак» ЦРПТ.

Какое оборудование понадобится для работы с маркировкой?

Все участники цепочки должны зарегистрироваться в системе «Честный знак» и подключить систему электронного документооборота для приёма документов. Многим потребуется приобрести новое оборудование.

Производителям понадобятся принтеры для печати и нанесения двухмерных штрих-кодов, а также 2D-сканер. Дистрибьюторам и перевозчикам — планшеты или телефоны, подключаемые к 2D-сканеру, чтобы сканировать товары при загрузке.

Ритейлеры должны закупить 2D-сканеры и онлайн-кассы, способные работать с системой маркировки. Если онлайн-касса уже есть, стоит убедиться, что её система адаптирована под новые требования. Как правило, смарт-терминалы обновляются дистанционно и очень быстро. В то время как для обновления кнопочных касс приходится приглашать специалиста, а для работы с маркировкой — подключать дополнительное оборудование.

МТС выполняет перепрошивку своих онлайн-касс бесплатно и в автоматическом режиме, то есть практически незаметно для пользователей. Под маркировку табака кассы обновили ещё в апреле.

Для удобной работы с маркированной продукцией потребуется и обновление товароучётной системы. Это программа, которая подключается к кассе и позволяет автоматизировать торговлю: учёт товаров, ценообразование, инвентаризацию, работу с поставщиками. С её помощью можно удалённо контролировать работу сотрудников и вести аналитику бизнеса, генерируя отчёты.

В товароучётной системе МТС Кассы уже настроена сквозная автоматизация работы с универсальными передаточными документами. Такая документация вскоре потребуется для проведения приёмки маркированных продуктов и сверки кодов.

В программе можно работать с разными группами товаров по принципу одного окна. Это удобно для розничной сети, которая продаёт алкоголь, табак и прочие товары — учет будет вестись в одной системе.

Пользователи, которые арендуют МТС Кассу, получают бесплатный доступ к товароучётной системе.

Как обязательная маркировка скажется на ценах?

По мнению контролирующих органов, внедрение маркировки товаров не скажется на их цене. Напротив, есть вероятность, что цены могут снизиться за счёт уменьшения доли контрафакта. Всё будет зависеть от того, как среагируют производители на закупку новой продукции.

Во время тестирования маркировки табака скачка цен не произошло. Впрочем, производители табака — в основном крупные компании, которые могут покрыть подобные издержки. Как отреагирует на маркировку рынок с более мелкими игроками, пока неизвестно.

0
77 комментариев
Написать комментарий...
Vladimir Mabi

Спрашивать мнение контролирущих органов не стоит. Люди, которые в жизни палец о палец не ударили, а только контролировали, да ещё грели при этом руки, не могут ничего знать об экономике и бизнес-процессах изнутри. Они изначально для этого глупы и ленивы, иначе зачем бы им идти в контроллирующие органы? Совершенно очевидно, что по малому бизнесу нанесут ещё один удар. Закроется много мелких магазинов. Людей выкинут на улицу. Оставшиеся поднимут цену. Чемезов будет доволен. Хоккеист тоже. Нет никаких предпосылок для снижения цены, пока у власти находятся непроходимые идиоты , пекущиеся лишь о своей шкуре и плюющие на народ с большой колокольни ( как в прямом так и переносном смысле.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Mabi

Я сдержусь, и попытаюсь объяснить цензурно. Ну я к примеру, пекусь не о духах и косметике, ибо где они , а где я, а о вещах. Конкретно - об одежде. Объясняю на пальцах: покупая рубашку за 500 рублей, пошитую, в Иваново, мне плевать, из Иваново она, или из Ярославля. Мне важно, что она стоит 500 рублей и это- рубашка. Я не Гуччи покупаю. И я не курю рубашки и не боюсь ими отравиться. А тому, кому это важно, он не покупает такие рубашки. А больше всего вопрос оригинальности этого изделия мучает того, кто сидит на яхте, и думает, как по простому срубить бобла. Ясна идея? Ну и далее: у нас 3 магазина детской одежды. У нас 6 наёмных работников. У нас только официальные поставщики. И я , честно говоря, уже подзадолбался с этими кассами, которые уже выпили всю кровь. Переделка 3-х касс обошлась, худо-бедно в 80 тыс. Не помню, что-бы нам их кто-то компенсировал. Налоговая спустила всё это на тормозах. Результат: то программы вылетают, то формат передачи данных меняется, а это опять деньги, это лишние расходы на интернет и на программиста. Теперь, мне нужно ОПЯТЬ менять кассы. Опять женить их с нашим 1С, опять покупать эти долбаные фискальтные накопители, которые, к слову, на 3 года, стоят 8 руб за штуку, а старые уже не подходят. У нас большие остатки ( и особенно начиная с 2019 года!), средняя оборачиваемость товара - 3 года, накладных нет, ибо они нам просто напросто были не нужны, после того, как мы поставили товар на приход. Не забывайте про сезонность. То что не продалось зимой, живёт до следующей зимы, и даже со скидкой, часть товара легко доживает до 3-ей, ибо существует такое понятие, как размерность. Т.е при приёмке товара теперь нужно каждую единицу прощёлкать? Водитель должен умереть в судорогах, пытаясь его перебрать, сдавая мне поштучно? Мне теперь склад снимать, что-бы оттуда развозить по точкам, или закрывать один из магазинов, дожидаясь , пока примут товар? У меня в сезон товар приходит через день-два. Вернее- приходил. Вопросов миллион! А как на счёт перемещения между магазинами? А списания? А как на счёт того, что продавцы тоже не все могут быть Биллами Гейтсами? Меня могут проверить и если остатки не сходятся, наложить штраф. Да у меня за все годы ещё не было случая, что-бы сошлось! Как на счёт воровства? Т.е у меня украли, и я за это получаю штраф? Ну и ещё, начиная с января 19-го года, благодаря всяким чересчур умным консультантам, которые в жизни палец о палец не ударили, а занимались исключительно консультированием, принят новый НДС. Казалось бы, где НДС, а где детская одежда? Денег у людей стало меньше. Где их взять на 2% больше, что-бы покупать столько-же? Кто тот олень, до которого не доходит эта элементарная математика? С ростом НДС продажи покатились вниз. У нас падение в среднем - 25-30%. Люди начали брать детям откровенное гавно с рынка, лишь бы подешевле. Покупателей явно поубавилось. С января работаем в минус, продажи, в основном , все со скидками. Не нарабатываем даже на аренду с зарплатами и налогами. Взяли кредит, что-бы дотянуть до осени. У меня продавцы умоляют их уволить, что-бы не платить НДФЛ. Им жаль денег для живоглотов. Ждём школу, как манну небесную. У нас мамочки за последние 4 года сократили покупки в кейсах в 2,5-3 раза! Половина из них покупает вещи по КРЕДИТНЫМ картам. ОНИ ДЕТЯМ ОДЕЖДУ в кредит берут! НЕ могут люди покупать больше, если налоги растут, а доходы нет. Это очевидно даже полному дебилу, но не нашему правительству. Ах да! Чуть не забыл! Так как у нас есть наёмные работники, мы должны провести оценку условий их труда!!!! Т.е отчехлить за них денег, ибо без этого они не знают, как им трудиться! .Кто та тварь, что изобретает все эти законы? Маркировка - очередная афёра. Мелкие производители её осилят? Сомневаюсь. Они либо уйдут в тень, либо закроются. Доходы падают шесть лет. Такого не было даже в 90-е! Прежде чем бороться с контрафактом, дайте возможность развиваться производствам, не Чемезову, не Роттенбергам и не Усманову, а мелким производителям. Мелкие работают с мелкими . Зачем вы их душите? Отпустите вожжи. Дайте людям заработать. Даже Примаков понимал это в 90-е, но не наш параноидальный царь. Он решил отжать всё и сразу. Поэтому, через пару лет очень большая масса мелких предпринимателей загнётся. Странно, что это для вас новость. Мы тоже собираемся закрыться. Чем заниматься дальше? А что, Россия единственная пригодная для жизни страна?

Ответить
Развернуть ветку
74 комментария
Раскрывать всегда