Что изменилось в фотографии за последние десятилетия
И чего ждать в ближайшем будущем.
Материал подготовлен при поддержке компании Canon
Известные фотографы рассказывают, как изменилась их работа за последние десятилетия, и делятся любимыми снимками.
Александр Земляниченко
Шеф-фотограф московского бюро агентства Associated Press, двухкратный лауреат Пулитцеровской премии.
Однозначно, самое важное событие — это появление цифровой фотографии. Я давно работаю, начинал с плёнки и помню, как цифровая фотография всё изменила. Сейчас мы к ней привыкли, но когда-то она казалась чудом.
Главный плюс цифры — скорость. Фотожурналисту необходимо быстро справляться с работой, ведь время для новостей важнее всего. Помню, как у нас в Associated Press появилась первая цифровая камера — сзади не было экрана, того, к чему мы все привыкли. Эта камера была единственным, что помогло мне выиграть у других агентств во время вторых президентских выборов. Тогда цифра была только у нас.
Фото с танцующим Борисом Ельциным я сделал в 1996 году во время предвыборной кампании в Ростове-на-Дону. Мне нужно было как-то передать её в агентство. Тогда уже появились первые лэптопы, но нужна была хорошая связь, поэтому я возил огромный спутниковый телефон. Он, конечно, тоже работал не идеально. Я начал загружать фото вечером, но цветная версия передавалась где-то до пяти-шести утра. А черно-белое изображение прошло практически сразу, и весь мир, кроме нескольких американских газет, успел ее опубликовать в черно-белом виде, а вот цветной кадр никак не мог дойти.
Сейчас всё намного проще — чтобы отправить результат, не нужна даже флешка, мы передаём картинки оператору на FTP-сервер.
Cергей Максимишин
Фотожурналист, работал с The Times, Time, Newsweek, GEO Washington Post, «Известиями», «Огоньком» и другими изданиями. Двукратный победитель World Press Photo, шестнадцатикратный призер конкурса «Россия Пресс Фото».
Я начал профессионально снимать в 1998 году. Тогда у меня было два больших преимущества: во-первых, я занимался тяжелой атлетикой, поднимал штангу. Поэтому мог держать тяжелый фотоаппарат в руках очень долго и снимать на длинной выдержке без вспышки — это мало кто умел. Во-вторых, у меня в голове был как будто бы экспонометр: я мог выглянуть из окна и сразу сказать, какую надо выдержку и диафрагму ставить.
С приходом цифровой фотографии все изменилось: теперь матрицы такой чувствительности, что долгая выдержка не нужна, а чтобы понять параметры съемки, можно один раз щелкнуть кадр и тут же все поправить. И никому теперь эти мои навыки не нужны. Даже мне.
Кроме того, появилось много новых демонстрационных площадок. Тот же Instagram привлек огромное количество людей к фотографии. Раньше любители приходили в фотоклубы на 20 человек и раз в год делали выставки для 200 людей. А сейчас фотограф-любитель может каждый день показывать свои снимки миллионам.
Появление цифры привело к своего рода девальвации изображений, картинок стало слишком много. Только подумайте: сколько картинок видел русский крестьянин 18 века за всю свою жизнь? Тогда фотографии продавали на рынке, то есть в выходной день можно было увидеть парочку на базаре. Ну, и иконы, конечно. Сейчас всё иначе: люди устали от изображений, и чтобы фотография зацепила, нужно вложить гораздо больше усилий.
Ещё выскажу не совсем оптимистичную точку зрения — у каждого времени своё искусство. В 60-е годы поэты собирали стадионы — сейчас такое трудно представить. Нулевые годы стали временем фотографии, но эта эпоха уходит.
Следующее десятилетие, я думаю, будет временем документального кино. Цифровая камера и компьютер позволяют соединить вместе музыку, видео, фото, интервью. Появляется всё больше мультимедийных проектов, и это своего рода переход от фотографии к кино.
Сергей Сараханов
Фотограф-портретист, лауреат Первой Национальной премии «Лучший фотограф года — 2010» в категории «Портрет».
Фотография устроена таким образом, что в ней всегда есть классика, а есть тренды. Последние меняются каждые 5–7 лет. Например, сейчас в тренде lo-fi, то есть фотографии нарочито низкого качества, и кадры со вспышкой. Ещё 5 лет назад эти приёмы использовали один-два человека, а теперь я вижу это повсюду.
Есть ещё один тренд последних 5 лет — интерес к портрету, к человеческим историям через фотографии. В искусстве он был всегда, а вот в коммерческих проектах появился совсем недавно. Все устали от идеальных картинок и хотят видеть настоящее. Меня, как портретиста, это очень радует.
Если говорить про техническую сторону, то фотография меняется вместе с техническим прогрессом. Камеры становятся меньше, матрица больше, появляются новые линзы. Людям со стороны не очень заметны такие небольшие изменения, однако они помогают найти своё каждому фотографу.
У меня есть две основные любимые камеры: Canon EOS R, на которую я снимаю портреты в студии и на улице, и плёночная EOS-3, на неё я снимаю в поездках улицы, пейзажи.
Если говорить про будущее портретной фотографии, то не думаю, что физика изображения сильно изменится. В VR-портреты я верю с трудом, такая техника подходит для пейзажей.
На мой взгляд, современный фотохудожник не может пренебрегать ничем. В зависимости от задач я снимаю на цифру, плёнку или мобильный телефон. Главное — рассказать историю.
Даешь вечный холивар Canon vs Nikon!
Холивар устарел. C 2018 года лидер по продажам полного кадра - Sony.
Холивар был о том что лучше. Что толку пользователю от объемов продаж?
Пользователи голосуют рублем за то, что им больше нравится. Я к тому, что времена, когда лидерами были только кэнон с никоном прошли.
В приложении, кстати, объемы рынка беззеркальных камер. Это как раз то, к чему идет рынок и где никон вообще несущественную долю занимает. Так что можно списывать никон со счетов.
Спорить пора о Sony/Canon/Fujifilm
Если говорить про беззеркальный рынок, списывать Никон да и выдавать прогнозы в целом пока рано.
В 2018-м у никон Z серия только в четвертом квартале в народ пошла (доля рынка считается в основном по 1-system).
В следующем году Panasonic/Nikon/Canon смогут нарастить долю за счет относительно свежих линеек полнокадровых камер, потеснив Sony. Olympus, напротив, ждут непростые времена.
Пару недель назад подруга выбирала камеру. И я знаю как) Так что голосование рублем никак не ответ на холиварчик.
Боюсь, что холивар кэнон вс никон устарел лет на 5-10. Сейчас скорее гораздо актуальнее вопрос Canon vs Sony, если рассматривать фуллфрейм или Sony vs Fuji если кроп.
Кроп или ФФ, забыли. А у фуджи нет конкурентов в x1.5 crop формате.
Лучшие фото - в телефоне.
Лучшая камера - та, которая с собой
Лучшая камера – та, в которой ты.
🤔
Смотрю на фото свержения памятника Дзержинскому и понимаю какой разворот произошел в сознании страны за 30 лет...
Девчонки в 1996 году ниче такие были))
Опечатка? Фотография начинает набирать популярность в середине XIX. PS А материал классный, с удовольствием прочитала.
Не опечатка, в 19 веке уже и дома могли фотографии появиться.
В XVIII веке фотография еще не была изобретена.
Был на фотовыставке World Pres Photo 2014 и на ней были в том числе фотографии Сергея Максимишина. Они выделялись даже среди лучших работ года. Если увидите выставку этого человека — советую сходить.
Все что вам нужно знать о фотоаппаратах в 2019 году - что топовые* смартфоны выдают результат лучше. То есть прежний принцип "куплю фотоаппарат подороже для фото получше" больше не действует. Благодаря обработке "на лету" смартфоны выдают такое качество, до которого RAW'ы с зеркалки или беззеркалки вам еще вручную надо доводить в фотошопе. Конечно, качество _грамотно_ _обработанных_ фото с _дорогого_ фотоаппарата будет лучше в силу большего размера матрицы, по сравнению со смартфоном, но разница заметна только при печати на больших форматах, на смартфонах и телевизорах ее не видно.
Сам хотел купить беззеркалку, изучил десятки обзоров на ютюбе, понял всю бессмысленность покупки. Вот обзоры с примерами https://www.youtube.com/watch?v=iKqj_s0jyaI + https://www.youtube.com/watch?v=v6nkQNXbJ7s
* - Iphone 11 для фото и видео, Xiaomi Mi Note 10 Pro и Huawei P30 Pro для фото (согласно dxomark)
Любой фотоаппарат умеет снимать в JPEG. RAW вообще не обязан быть лучше, чем вариант фотки с фильтрами. RAW это сырые данные, их по определению надо обрабатывать.
Лучше будет или хуже, зависит от вашего скила и разница может быть огромная. Это совершенно не зависит от диагонали экрана. И от размера матрицы зависит кроп, от чувствительности ISO. На качество _грамотно_ _обработанных_ фото с _дорогого_ фотоаппарата это очень косвенно влияет.
Все что вам нужно знать о фотоаппаратах в 2019 году - что топовые* смартфоны выдают результат лучше.Если вам фоточки в инсту, то да, этих знаний с головой. Там в принципе только на кнопку нажимать надо уметь. Но если вам что-то посложнее, то думаю этого мало.
1. да я это и не утверждал
2. огромной разницы не будет
3. для бытового применения, т..е не связанного с зарабатыванием денег в качестве фотографа, смартфон лучше в 100% случаев, этого достаточно.
1. Нет вы утверждали, что телефоны снимают лучше чем необработанный RAW. Это само по себе не корректное сравнение. Если на один фотик снять RAW и JPEG, то вы удивитесь, но JPEG будет выглядеть сильно лучше. RAW это сырые данные, которые вам прийдется обработать. Если сравнивать, то JPEG с телефона и с фотика.
2. Будет. Зачем спорить, вы же никогда не работали с RAW. Процесс не сложный, но таки какой-то минимальный скилл для приличного результата все таки нужен.
3. Ой не, это только в ваших 100% случаев телефона достаточно. Продажи любительских зеркалок и беззеркалок говорят об обратном. На фотках ваших как раз и пример дневной съемки для инсты. Там где камера телефона показывают приличные результаты. Шаг в сторону и ее начинает не хватать. Но для фоток еды в кафешке, лука в туалете и ног на море за глаза.
1. Я сказал только то, что готовый результат со смартфона лучше, чем и jpeg, и необработанный raw с камеры.
2. Зачем спорить - правильно, незачем, если вы не приводите иных доказательств, кроме своих слов.
3. У вас наверно другая жизнь, отличающаяся от 99% простых людей, раз вы осознанно понимаете что у вас есть моменты, когда вам нужна именно камера. Осуждать за покупку не буду :)
1. И я вам еще раз повторяю, что RAW и должен таким быть. Это не преимущество смартфонов. Про JPEG вы ничего не говорили, и очень кстати спорно, будет ли картинка с телефона лучше, чем JPEG с фотика. Объектив там знаете тоже не просто так прикручен.
2. Знаете, что такое баланс белого, экспозиция, гистограмма? Казалось бы очевидно, что человек который не разбирается в вопросе выполнит пост-продакшен хуже, чем тот кто умеет. Не очень понимаю, какие доказательства вам нужны?
3. У вас есть какое-то странное умение, писать очевидные вещи, но подавать их, как аргумент. Да, вы не можете сделать что-то осознанное, если не знаете как это что-то работает. Да, фотоаппарт покупают, когда хотят делать фотки. Да, разумеется моя жизнь похожа на жизнь 1% людей.
Комментарий недоступен
1. В домашнем освещении и фотоаппарат снимет мазню, если без штатива или без вспышки. Хотя нет, дорогой позволит поставить ISO 9600 и снять фото в шумах. Но все же дешевле лампочки вкрутить, ну или вспышку в смартфоне активировать.
2. В настоящий момент времени большинство экранов в бытовом применении имеют разрешение "жалкие" 2мегапикселя, 4мпикс телевизоры только пошли в народ. Это все равно сильно меньше 12мпикс камеры смартфона. Хотя нет, если вы до сих пор печатаете семейный фотоархив + он у вас на формате ватмана А1, то да, смартфона может не хватить.
Комментарий недоступен
Вот, вот
Если казуально фоткать для инсты и т.д. или хочется иметь возможность быстро без лешних заморочек сделать фото здесь и сейчас на компактный девайс - однозначно смартфон будет лучше, при том в разы лучше.
Вы правильно говорите, что любое фото с камеры нужно как минимум корректировать в том же лайтруме/фотошопе. Фото со смартфона иной раз можно вообще не трогать.
Но говорить, что смартфоны выдают качество лучше, чем полноценные камеры - как минимум некорректно.
Ведь даже в прикрепленных фото вы сравниваете сырые фото с камеры с уже обработанными фото с айфона, где часть обработки смартфон делает сам, в отличие от традиционной камеры.
Самые главные отличия - это:
1. Сменные объективы и их качество. Тут, я думаю, и так всё понятно.
2. Low Light, больший сенсор обеспечивает меньше шумов. Особенно актуально для видео.
3. Ну и само качество видео учитывая предыдущие два пункта будет заметно отличаться не в пользу смартфона.
Если фоткать/снимать видео в одинаковых идеальных условиях и на камере использовать объектив с примерно тем же фокусным расстоянием, что и на айфоне - то да, там можно хоть с лупой эти пиксели рассматривать и не увидеть разницы, здесь согласен, но нужно понимать, что у каждого девайса своё применение и целевая аудитория.
Я писал про формат использования камеры в режиме "нажал и смотришь" для простого человека (который фотографирует для себя) так что сравнение корректно.
п.2 + п.3 - нет, на прикрепленных мною картинках стоп-кадры именно из видео, и iphone 11 выдает результат лучше, более "смотрибельный".
Плюс на зуме смартфоны отстают на динамичных сценах. Мне кажется мой древний 5дм2 с 24 - 105 бегающих детей в детском саду лучше снимет, мб айфон че-то научился, но не уверен.
Ещё есть ДД, фотки с ФФ прямо радикально красивее.
Полный кадр в сумерках тоже лучше.
Хотя мой huawei р20про такие выдаёт, что закачаешься.
И гад бб почти не путает. Ии счас и не выключаю, раньше токо он небо и траву портил, приукрашивал.
Комментарий недоступен
Сони хоть и сдали по многим направлениям, но похоже захватили рынок фото матриц для смартфонов. Ну чтож молодцы.
Удивило про Никон.
Я то 10 лет назад топил за кенон (5дм2, s95,), но потом купил Соньку а6500 тоже неплохая, хоть и врет...
Но за кенон я тоже рад, R интересная модель...
Непонятно почему фотки из прошлого и позапрошлого десятилетия. Прогресс, о котором говорится в статье не считывается из-за пропущенного десятилетия.
А Сараханов в контексте статьи вообще не в кассу — у него такой стиль, что мало кто повторит, сколько камер не покупай. Там практика важнее, у него же 80 lvl — в фотоателье много лет проработал, плюс талант. Проще мозг пересадить.
Это не обзор про изменение фотографии и не мастер-класс о том, какую камеру выбирать ) Это мнения отдельных фотографов о том, что изменилось в фотографии и их работе
Сони по идее должны уже встроить смартфон прямо в ФФ.
Не вифи и обрезки, а полный андроид.
Это будет бомба.
Мб уже и есть, но раз не знаю, значит нет рекламы.
Не отдельным объективом! Это было, помню у сони. А именно вкрячить мощную хперию прямо в тушку, и связать намертво.
Да пошли вы все со своими Никонами-Кенонами- Сонями, лучшее и самое крутое -это только ТИЛЛИФОН с кнопкой "забибись". ИМХО ! ! !