Что изменилось в фотографии за последние десятилетия

И чего ждать в ближайшем будущем.

Материал подготовлен при поддержке компании Canon

Известные фотографы рассказывают, как изменилась их работа за последние десятилетия, и делятся любимыми снимками.

Александр Земляниченко

Шеф-фотограф московского бюро агентства Associated Press, двухкратный лауреат Пулитцеровской премии.

​Борис Ельцин во время своей предвыборной кампании в президенты, 1996 год. Фотография получила Пулитцеровскую премию в 1997 году

Однозначно, самое важное событие — это появление цифровой фотографии. Я давно работаю, начинал с плёнки и помню, как цифровая фотография всё изменила. Сейчас мы к ней привыкли, но когда-то она казалась чудом.

Главный плюс цифры — скорость. Фотожурналисту необходимо быстро справляться с работой, ведь время для новостей важнее всего. Помню, как у нас в Associated Press появилась первая цифровая камера — сзади не было экрана, того, к чему мы все привыкли. Эта камера была единственным, что помогло мне выиграть у других агентств во время вторых президентских выборов. Тогда цифра была только у нас.

С 1996 года мы в Associated Press работаем с камерами Canon. А фотоаппарат Canon EOS D6000 (или Kodak DCS 520) мы использовали на Зимних Олимпийских играх в Японии в 1998 году

Фото с танцующим Борисом Ельциным я сделал в 1996 году во время предвыборной кампании в Ростове-на-Дону. Мне нужно было как-то передать её в агентство. Тогда уже появились первые лэптопы, но нужна была хорошая связь, поэтому я возил огромный спутниковый телефон. Он, конечно, тоже работал не идеально. Я начал загружать фото вечером, но цветная версия передавалась где-то до пяти-шести утра. А черно-белое изображение прошло практически сразу, и весь мир, кроме нескольких американских газет, успел ее опубликовать в черно-белом виде, а вот цветной кадр никак не мог дойти.

Мужчина играет на пианино в разграбленном дворце свергнутого президента Ирака Саддама Хусейна. Багдад, 2003 год

Сейчас всё намного проще — чтобы отправить результат, не нужна даже флешка, мы передаём картинки оператору на FTP-сервер.

Свержение памятника Дзержинскому. Фото, получившее Пулитцеровскую премию 1992 года

На Дзержинскую площадь, сейчас уже Лубянскую, я в тот день бегал раз пять. Сначала люди стали собираться вокруг памятника, потом начались призывы его снести, потом туда приехал Борис Николаевич, который уговаривал подождать, когда прибудет техника, потому что не так-то просто его свалить, да еще и опасно: внизу — метро.

Ближе к полуночи подошла техника. По-моему, там было два тяжелых крана и платформа, куда этот памятник положили, практически его не повредив. Я ждал до последнего, хотя мой коллега Лю Ханг Шинг там был тоже, и тоже, как и я, снял Дзержинского с петлей на шее. Потом забрал мои и свои пленки и уехал.

Тогда передавать с места было трудновато, нужен был все-таки какой-то стационар, чтобы проявить пленки. Уехал в бюро, на Кутузовский проспект, а мне сказал побыть еще часочек. Мол, больше не надо, фотографии с Дзержинским, которого уже вот-вот снимут, есть.

Но я пробыл до конца. И очень хорошо помню момент, когда нажимал кнопку, а парень ставил ему ногу на голову.

История фотографии

Cергей Максимишин

Фотожурналист, работал с The Times, Time, Newsweek, GEO Washington Post, «Известиями», «Огоньком» и другими изданиями. Двукратный победитель World Press Photo, шестнадцатикратный призер конкурса «Россия Пресс Фото».

Продавец рыбок в Багдаде, 2002 год

Кадр был снят на камеру Сanon EOS D30, которую выпустили в 2000 году. Это было начало цифровой фотографии, размер цифрового файла был 2160 на 1440 пикселей. Сейчас почти любой смартфон дает большее разрешение, но это не мешает картинке публиковаться до сих пор и, более того, продаваться в галереях. Иногда бывает, что размер не имеет значения.

История фотографии

Я начал профессионально снимать в 1998 году. Тогда у меня было два больших преимущества: во-первых, я занимался тяжелой атлетикой, поднимал штангу. Поэтому мог держать тяжелый фотоаппарат в руках очень долго и снимать на длинной выдержке без вспышки — это мало кто умел. Во-вторых, у меня в голове был как будто бы экспонометр: я мог выглянуть из окна и сразу сказать, какую надо выдержку и диафрагму ставить.

​Паром через Иртыш. Тобольск, 2005 год

Мой приятель, увидев эту фотографию, сказал: «Улыбка Саурона». Ничего демонического в парне нет — его зовут Саша, он работал водителем в комитете по культуре мэрии Тобольска. Сашу и его «уазик-буханку» мэрия отправила мне на подмогу, когда мы делали материал о Тобольске для журнала GEO.

Картинку я снял, когда мы с журналистом Александром Можаевым вечером переправлялись на пароме через Иртыш. Мы вышли погулять по парому, а Саша остался в кабине, и сложно было не заметить этот треугольник — зубы, церковь и крест. Паром двигался быстро, и церковь стремительно исчезала, а плёнки в камере не было.

Вообще говоря, её почти совсем не было, я израсходовал весь взятый на день запас. Оставалась лишь (чудом вспомнил!) много месяцев болтавшаяся в кофре катушка восьмисотки — по тем временам (2005 год) штука экзотическая. Пока я заряжал плёнку, церковь совсем съехала к левому краю окна, и я едва успел сделать несколько кадров. И, как всегда бывает, при любом количестве дублей точная карточка всегда одна.

История фотографии

С приходом цифровой фотографии все изменилось: теперь матрицы такой чувствительности, что долгая выдержка не нужна, а чтобы понять параметры съемки, можно один раз щелкнуть кадр и тут же все поправить. И никому теперь эти мои навыки не нужны. Даже мне.

Кроме того, появилось много новых демонстрационных площадок. Тот же Instagram привлек огромное количество людей к фотографии. Раньше любители приходили в фотоклубы на 20 человек и раз в год делали выставки для 200 людей. А сейчас фотограф-любитель может каждый день показывать свои снимки миллионам.

Чаепитие труппы самодеятельного «Наивного театра» при Психоневрологическом интернате № 7. Санкт-Петербург, 2003 год

Появление цифры привело к своего рода девальвации изображений, картинок стало слишком много. Только подумайте: сколько картинок видел русский крестьянин 18 века за всю свою жизнь? Тогда фотографии продавали на рынке, то есть в выходной день можно было увидеть парочку на базаре. Ну, и иконы, конечно. Сейчас всё иначе: люди устали от изображений, и чтобы фотография зацепила, нужно вложить гораздо больше усилий.

Ещё выскажу не совсем оптимистичную точку зрения — у каждого времени своё искусство. В 60-е годы поэты собирали стадионы — сейчас такое трудно представить. Нулевые годы стали временем фотографии, но эта эпоха уходит.

Теологический колледж. Махачкала, 2008 год

Следующее десятилетие, я думаю, будет временем документального кино. Цифровая камера и компьютер позволяют соединить вместе музыку, видео, фото, интервью. Появляется всё больше мультимедийных проектов, и это своего рода переход от фотографии к кино.

Окно циркового автобуса. Санкт-Петербург, 2001 год

Ровно в полдень со стены Петропавловской крепости стреляет пушка. Говорят, адмирал в Адмиралтействе под грохот орудия выпивает рюмку водки. Иногда право сделать выстрел предоставляют важным гостям города.

В тот день выстрелить доверили известному цирковому артисту. В благодарность артист привёз с собой других артистов, и вместе они устроили представление прямо во дворе крепости. Пока все снимали выступление (не люблю фотографировать то, что показывают), я бродил вокруг. Увидел клоунов в окне циркового автобуса. Чтобы снять такую картинку, большого ума не нужно.

История фотографии

Сергей Сараханов

Фотограф-портретист, лауреат Первой Национальной премии «Лучший фотограф года — 2010» в категории «Портрет».

Фотография устроена таким образом, что в ней всегда есть классика, а есть тренды. Последние меняются каждые 5–7 лет. Например, сейчас в тренде lo-fi, то есть фотографии нарочито низкого качества, и кадры со вспышкой. Ещё 5 лет назад эти приёмы использовали один-два человека, а теперь я вижу это повсюду.

Артист балета Сергей Полунин

Есть ещё один тренд последних 5 лет — интерес к портрету, к человеческим историям через фотографии. В искусстве он был всегда, а вот в коммерческих проектах появился совсем недавно. Все устали от идеальных картинок и хотят видеть настоящее. Меня, как портретиста, это очень радует.

Женя Фёдоров, лидер группы Tequilajazzz

Если говорить про техническую сторону, то фотография меняется вместе с техническим прогрессом. Камеры становятся меньше, матрица больше, появляются новые линзы. Людям со стороны не очень заметны такие небольшие изменения, однако они помогают найти своё каждому фотографу.

Дэвид Линч

У меня есть две основные любимые камеры: Canon EOS R, на которую я снимаю портреты в студии и на улице, и плёночная EOS-3, на неё я снимаю в поездках улицы, пейзажи.

Canon EOS R — первая полнокадровая беззеркальная камера Canon.

Она вышла в 2018 году и сразу получила признание профессиональных фотографов. Небольшая и компактная, она в то же время имеет полнокадровую матрицу с разрешением 30,3 МП, позволяет снимать фото с разрешением 6720x4480 точек и видео в разрешении 4К.

Если говорить про будущее портретной фотографии, то не думаю, что физика изображения сильно изменится. В VR-портреты я верю с трудом, такая техника подходит для пейзажей.

На мой взгляд, современный фотохудожник не может пренебрегать ничем. В зависимости от задач я снимаю на цифру, плёнку или мобильный телефон. Главное — рассказать историю.

​Группа 5’Nizza

Для тех, кому важно рассказать историю, Canon выпустил камеру EOS R.

И вот чем она хороша:

— EOS R компактная и удобная, все элементы управления можно перепрограммировать под себя.

— Она быстро фокусируется: быстрая и точная система работает даже при слабом освещении.

— Совместима как с RF объективами, так и с объективами EF/EF-S для зеркальных камер: всё благодаря адаптеру EF-EOS R. Адаптер идёт в комплекте.

— Режим имитации экспозиции позволяет видеть итоговый снимок до нажатия кнопки спуска затвора. Это особенно удобно начинающим пользователям.

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Andrew Simon

Даешь вечный холивар Canon vs Nikon!

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Goncharov

Холивар устарел. C 2018 года лидер по продажам полного кадра - Sony.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Холивар был о том что лучше. Что толку пользователю от объемов продаж?

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Goncharov

Пользователи голосуют рублем за то, что им больше нравится. Я к тому, что времена, когда лидерами были только кэнон с никоном прошли. 

В приложении, кстати, объемы рынка беззеркальных камер. Это как раз то, к чему идет рынок и где никон вообще несущественную долю занимает. Так что можно списывать никон со счетов. 
Спорить пора о Sony/Canon/Fujifilm

Ответить
Развернуть ветку
Шляпа с пером

Если говорить про беззеркальный рынок, списывать Никон да и выдавать прогнозы в целом пока рано.

В 2018-м у никон Z серия только в четвертом квартале в народ пошла (доля рынка считается в основном по 1-system).

В следующем году Panasonic/Nikon/Canon смогут нарастить долю за счет относительно свежих линеек полнокадровых камер, потеснив Sony. Olympus, напротив, ждут непростые времена.

Ответить
Развернуть ветку
Причинно-следственная связь

Пару недель назад подруга выбирала камеру. И я знаю как) Так что голосование рублем никак не ответ на холиварчик. 

Ответить
Развернуть ветку
AP

Боюсь, что холивар кэнон вс никон устарел лет на 5-10. Сейчас скорее гораздо актуальнее вопрос Canon vs Sony, если рассматривать фуллфрейм или Sony vs Fuji если кроп.

Ответить
Развернуть ветку
Kovalchuk

Кроп или ФФ, забыли. А у фуджи нет конкурентов в x1.5  crop формате.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Shamov
Ответить
Развернуть ветку
Polly Com

Лучшие фото - в телефоне.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Goncharov

Лучшая камера - та, которая с собой

Ответить
Развернуть ветку
Василий Сапрыкин

Лучшая камера – та, в которой ты.

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

🤔

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Иванов

Смотрю на фото свержения памятника Дзержинскому и понимаю какой разворот произошел в сознании страны за 30 лет...

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Зайдуллин

Девчонки в 1996 году ниче такие были))

Ответить
Развернуть ветку
Alina Smirnova
сколько картинок видел русский крестьянин 18 века за всю свою жизнь

Опечатка? Фотография начинает набирать популярность в середине XIX. PS А материал классный, с удовольствием прочитала.

Ответить
Развернуть ветку
Nastya Massalova

Не опечатка, в 19 веке уже и дома могли фотографии появиться.

Ответить
Развернуть ветку
Alina Smirnova

В XVIII веке фотография еще не была изобретена.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Vlasov

Был на фотовыставке World Pres Photo 2014 и на ней были в том числе фотографии Сергея Максимишина. Они выделялись даже среди лучших работ года. Если увидите выставку этого человека — советую сходить.

Ответить
Развернуть ветку
Αртем Αксенов

Все что вам нужно знать о фотоаппаратах в 2019 году - что топовые* смартфоны выдают результат лучше. То есть прежний принцип "куплю фотоаппарат подороже для фото получше" больше не действует. Благодаря обработке "на лету" смартфоны выдают такое качество, до которого RAW'ы с зеркалки или беззеркалки вам еще вручную надо доводить в фотошопе. Конечно, качество _грамотно_ _обработанных_ фото с _дорогого_ фотоаппарата будет лучше в силу большего размера матрицы, по сравнению со смартфоном, но разница заметна только при печати на больших форматах, на смартфонах и телевизорах ее не видно.

Сам хотел купить беззеркалку, изучил десятки обзоров на ютюбе, понял всю бессмысленность покупки. Вот обзоры с примерами https://www.youtube.com/watch?v=iKqj_s0jyaI  + https://www.youtube.com/watch?v=v6nkQNXbJ7s
 
* - Iphone 11 для фото и видео, Xiaomi Mi Note 10 Pro и Huawei P30 Pro для фото (согласно dxomark)

Ответить
Развернуть ветку
Mika
Благодаря обработке "на лету" смартфоны выдают такое качество, до которого RAW'ы с зеркалки или беззеркалки вам еще вручную надо доводить в фотошопе.

 
Любой фотоаппарат умеет снимать в JPEG. RAW вообще не обязан быть лучше, чем вариант фотки с фильтрами. RAW это сырые данные, их по определению надо обрабатывать. 

Конечно, качество _грамотно_ _обработанных_ фото с _дорогого_ фотоаппарата будет лучше в силу большего размера матрицы, по сравнению со смартфоном, но разница заметна только при печати на больших форматах, на смартфонах и телевизорах ее не видно.  

Лучше будет или хуже, зависит от вашего скила и разница может быть огромная. Это совершенно не зависит от диагонали экрана. И от размера матрицы зависит кроп, от чувствительности ISO. На качество _грамотно_ _обработанных_ фото с _дорогого_ фотоаппарата это очень косвенно влияет.

Все что вам нужно знать о фотоаппаратах в 2019 году - что топовые* смартфоны выдают результат лучше. 

Если вам фоточки в инсту, то да, этих знаний с головой. Там в принципе только на кнопку нажимать надо уметь. Но если вам что-то посложнее, то думаю этого мало.

Ответить
Развернуть ветку
Αртем Αксенов

1. да я это и не утверждал

2. огромной разницы не будет
3. для бытового применения, т..е не связанного с зарабатыванием денег в качестве фотографа, смартфон лучше в 100% случаев, этого достаточно.

Ответить
Развернуть ветку
Mika

1. Нет вы утверждали, что телефоны снимают лучше чем необработанный RAW. Это само по себе не корректное сравнение. Если на один фотик снять RAW и JPEG, то вы удивитесь, но JPEG будет выглядеть сильно лучше. RAW это сырые данные, которые вам прийдется обработать. Если сравнивать, то JPEG с телефона и с фотика.

2. Будет. Зачем спорить, вы же никогда не работали с RAW. Процесс не сложный, но таки какой-то минимальный скилл для приличного результата все таки нужен. 
3. Ой не, это только в ваших 100% случаев телефона достаточно. Продажи любительских зеркалок и беззеркалок говорят об обратном. На фотках ваших как раз и пример дневной съемки для инсты. Там где камера телефона показывают приличные результаты. Шаг в сторону и ее начинает не хватать. Но для фоток еды в кафешке, лука в туалете и ног на море за глаза.

Ответить
Развернуть ветку
Αртем Αксенов

1. Я сказал только то, что готовый результат со смартфона лучше, чем и jpeg, и необработанный raw с камеры.

2. Зачем спорить - правильно, незачем, если вы не приводите иных доказательств, кроме своих слов.
3. У вас наверно другая жизнь, отличающаяся от 99% простых людей, раз вы осознанно понимаете что у вас есть моменты, когда вам нужна именно камера. Осуждать за покупку не буду :)

Ответить
Развернуть ветку
Mika

1. И я вам еще раз повторяю, что RAW и должен таким быть. Это не преимущество смартфонов. Про JPEG вы ничего не говорили, и очень кстати спорно, будет ли картинка с телефона лучше, чем JPEG с фотика. Объектив там знаете тоже не просто так прикручен.

2. Знаете, что такое баланс белого, экспозиция, гистограмма? Казалось бы очевидно, что человек который не разбирается в вопросе выполнит пост-продакшен хуже, чем тот кто умеет. Не очень понимаю, какие доказательства вам нужны?
3. У вас есть какое-то странное умение, писать очевидные вещи, но подавать их, как аргумент. Да, вы не можете сделать что-то осознанное, если не знаете как это что-то работает. Да, фотоаппарт покупают, когда хотят делать фотки. Да, разумеется моя жизнь похожа на жизнь 1% людей.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Αртем Αксенов

1. В домашнем освещении и фотоаппарат снимет мазню, если без штатива или без вспышки. Хотя нет, дорогой позволит поставить ISO 9600 и снять фото в шумах. Но все же дешевле лампочки вкрутить, ну или вспышку в смартфоне активировать.
2. В настоящий момент времени большинство экранов в бытовом применении имеют разрешение "жалкие" 2мегапикселя, 4мпикс телевизоры только пошли в народ. Это все равно сильно меньше 12мпикс камеры смартфона. Хотя нет, если вы до сих пор печатаете семейный фотоархив + он у вас на формате ватмана А1, то да, смартфона может не хватить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

Вот, вот

Ответить
Развернуть ветку
AP

Если казуально фоткать для инсты и т.д. или хочется иметь возможность быстро без лешних заморочек сделать фото здесь и сейчас на компактный девайс - однозначно смартфон будет лучше, при том в разы лучше.

Вы правильно говорите, что любое фото с камеры нужно как минимум корректировать в том же лайтруме/фотошопе. Фото со смартфона иной раз можно вообще не трогать.

Но говорить, что смартфоны выдают качество лучше, чем полноценные камеры - как минимум некорректно.
Ведь даже в прикрепленных фото вы сравниваете сырые фото с камеры с уже обработанными фото с айфона, где часть обработки смартфон делает сам, в отличие от традиционной камеры.

Самые главные отличия - это:

1. Сменные объективы и их качество. Тут, я думаю, и так всё понятно. 
2. Low Light, больший сенсор обеспечивает меньше шумов. Особенно актуально для видео.
3. Ну и само качество видео учитывая предыдущие два пункта будет заметно отличаться не в пользу смартфона.

Если фоткать/снимать видео в одинаковых идеальных условиях и на камере использовать объектив с примерно тем же фокусным расстоянием, что и на айфоне - то да, там можно хоть с лупой эти пиксели рассматривать и не увидеть разницы, здесь согласен, но нужно понимать, что у каждого девайса своё применение и целевая аудитория.

Ответить
Развернуть ветку
Αртем Αксенов

Я писал про формат использования камеры в режиме "нажал и смотришь" для простого человека (который фотографирует для себя) так что сравнение корректно.

п.2 + п.3 - нет, на прикрепленных мною картинках стоп-кадры именно из видео, и iphone 11 выдает результат лучше, более "смотрибельный".

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

Плюс на зуме смартфоны отстают на динамичных сценах. Мне кажется мой древний 5дм2 с 24 - 105 бегающих детей в детском саду лучше снимет, мб айфон че-то научился, но не уверен.
Ещё есть ДД, фотки с ФФ прямо радикально красивее.
Полный кадр в сумерках тоже лучше.
Хотя мой huawei р20про такие выдаёт, что закачаешься.
И гад бб почти не путает. Ии счас и не выключаю, раньше токо он небо и траву портил, приукрашивал.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

Сони хоть и сдали по многим направлениям, но похоже захватили рынок фото матриц для смартфонов. Ну чтож молодцы.
Удивило про Никон.
Я то 10 лет назад топил за кенон (5дм2, s95,), но потом купил Соньку а6500 тоже неплохая, хоть и врет...
Но за кенон я тоже рад, R интересная модель...

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Rumkin

Непонятно почему фотки из прошлого и позапрошлого десятилетия. Прогресс, о котором говорится в статье не считывается из-за пропущенного десятилетия.
А Сараханов в контексте статьи вообще не в кассу — у него такой стиль, что мало кто повторит, сколько камер не покупай. Там практика важнее, у него же 80 lvl — в фотоателье много лет проработал, плюс талант. Проще мозг пересадить.

Ответить
Развернуть ветку
Nastya Massalova

Это не обзор про изменение фотографии и не мастер-класс о том, какую камеру выбирать ) Это мнения отдельных фотографов о том, что изменилось в фотографии и их работе

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

Сони по идее должны уже встроить смартфон прямо в ФФ.
Не вифи и обрезки, а полный андроид.
Это будет бомба.
Мб уже и есть, но раз не знаю, значит нет рекламы.
Не отдельным объективом! Это было, помню у сони. А именно вкрячить мощную хперию прямо в тушку, и связать намертво.

Ответить
Развернуть ветку
[LLAPb]NazikGamerPro

Да пошли вы все со своими Никонами-Кенонами- Сонями, лучшее и самое крутое -это только ТИЛЛИФОН с кнопкой "забибись". ИМХО ! ! !

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда