{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Пандемийный опыт: автопроизводители сумели увеличить продажи и не растерять клиентов на российском рынке

Во всем мире компании, выпускающие транспортные средства, столкнулись с беспрецедентным падением объемов реализации. Сначала власти на фоне пандемии закрыли дилерские центры и отправили людей на карантин. Затем снижение зарплат и увольнения ударили по покупательной способности потребителей. Однако и в таком, казалось бы, безвыходном положении были те, кто сумел обеспечить рекордный рост продаж машин.

Рекордное падение

По данным Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA), в апреле 2020 года падение продаж в ЕС составило 76,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сильнее всего пострадали рынки Италии (куплено 4279 машин) и Испании (поставлено на учет 4163 автомобиля), где количество регистраций сократилось на 97,6% и 96,5% соответственно. В Германии спрос упал на 61,1% (реализовано 120 840 единиц), а во Франции — на 88,8% (продано 20 997 штук).

Несколько лучше обстояли дела на втором по величине автомобильном рынке мира — в США. Как следует из данных отраслевых экспертов компании Edmunds, в апреле 2020 года падение продаж новых транспортных средств составило 52,5% по сравнению с апрелем 2019 года. Это рекордный спад за 29 лет. Хотя справедливости ради стоит отметить, что американский рынок снижался и до пандемии. Эксперты связывали тенденцию с завершением периода обновления автопарка в стране, который длился с 2006 по 2016 год.

Лучше всех за отчетный период показал себя Китай, где спрос упал лишь на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а владельцами новых машин стали 1,43 млн человек. Правда, здесь нужно учесть, что в КНР ограничительные меры для борьбы с коронавирусом ввели раньше Европы и США. Поэтому пик снижения объемов реализации пришелся на февраль и март, когда спрос рухнул на 79% и 40% соответственно, сообщало агентство MarketWatch.

Cнижение, сопоставимое в процентном выражении с глобальным рынком, продемонстрировала Россия, занимающая седьмое место в мире по количеству регистраций новых транспортных средств. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле 2020 года сокращение уровня продаж составило 72,4% (38 922 реализованные единицы). В итоге российская автомобильная промышленность столкнулась с крупнейшим месячным падением розничных продаж за всю историю статистических данных.

Как следовало из распространенного пресс-службой Ассоциации заявления председателя комитета автопроизводителей АЕБ Томаса Штэрцеля, большая часть дилерских организаций в РФ весной вынуждены были приостановить или существенно ограничить свою деятельность.

«Чтобы в новой реальности оставаться рядом с клиентами, нам всем необходимо пробовать креативные форматы коммуникации и продаж», — подчеркнул тогда Томас Штэрцель.

Креативные форматы

Действительно, многие автопроизводители творчески подошли к вопросу взаимодействия с клиентами и их удержания. К примеру, в конце апреля Volkswagen объявила о продлении заводской гарантии на машины концерна сроком на три месяца. Mazda в мае заявила о развитии новых цифровых инструментов для удобства покупателей и запуске сервиса по одобрению заявок на онлайн-кредитование.

К августу 2020 года производители транспортных средств адаптировались к работе в условиях пандемии. Под маркой Volkswagen в стране было реализовано 10 735 машин (+28,9% к июлю прошлого года), под маркой Mazda — 2465 штук (+0,4% к июлю 2019 года). Один из самых впечатляющих результатов продемонстрировала компания Ford Sollers. Ей удалось нарастить объемы реализации за отчетный период почти на 78,7% (больше половины спроса обеспечили спецверсии Ford Transit). И это при том, что в 2019 году Ford Motor Company — партнер ПАО «Соллерс» — объявила о реструктуризации совместного предприятия.

Несчастье помогло

Как рассказал президент и СЕО Ford Sollers Адиль Ширинов, во время пандемии было заметно, что малый и средний бизнес откладывает приобретение легких коммерческих автомобилей (LCV). Крупные компании, в частности интернет-магазины, напротив, резко увеличили закупку транспорта. Сказалась необходимость оперативной доставки различных заказов — от детских товаров до крупногабаритной мебели и строительных материалов, что потребовало пополнения автопарка именно коммерческими автомобилями.

Одним из самых действенных инструментов стимулирования спроса, по словам топ-менеджера, стала кастомизация транспортных средств. «Мы постоянно разрабатываем и внедряем новые модификации автомобилей на базе Ford Transit под индивидуальные нужды клиента, — объяснил Адиль Ширинов. — Сейчас у нас есть 141 специальная версия этого транспортного средства, включая машины для социальных служб, бизнеса, перевозки лошадей, охоты и рыбалки».

Кастомизация & локализация

Кроме того, была разработана и внедрена централизованная система заказов кастомизированных транспортных средств — Special Vehicles Operations (SVO). Клиент получил возможность купить машину, собранную под его нужды, за один визит в салон, а дилер — полностью готовый к реализации специальный Ford Transit со всем необходимым набором документов, без которого ГИБДД не выдала бы паспорт транспортного средства. Такая схема позволила существенно снизить сроки изготовления машины и ее поставки конечному потребителю.

На росте продаж отразилась и постоянно снижающаяся зависимость от импорта. Компания стремится локализовать в России всю производственную цепочку, начиная добычей сырья и заканчивая выпуском готовых компонентов. Так, был полностью локализован процесс выпуска бамперов: добыча нефти, переработка сырья, изготовление компонента, его установка на автомобиль. Кузовные детали для Ford Transit также создаются на территории России, в шаговой доступности от завода Ford Sollers, из российского сырья. В августе список изготавливаемых в стране комплектующих пополнился многолистовыми рессорами Чусовского металлургического завода.

Наконец, компания быстро среагировала на потребность клиентов в обеспечении дополнительной защиты. «Наши специалисты разработали и протестировали новый салонный фильтр Ford micronAir proTect, — отметил Адиль Ширинов. — В конструкции детали предусмотрен функциональный фильтрующий слой на основе фруктового экстракта, который нейтрализует до 99,9% вирусов, включая коронавирус. Фильтр уже сейчас можно установить в официальных дилерских центрах Ford».

Программы поддержки

На фоне снижения реальных денежных доходов граждан (по данным Росстата, на 4,8% за третий квартал 2020 года и на 4,3% — в январе-сентябре 2020 года) значительно нарастила продажи марка Lada.

В октябре было реализовано 37 030 автомобилей, включая Lada Niva. Это на 22,5% больше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. С возвращением Niva в продуктовую линейку Lada автопроизводитель зафиксировал и абсолютный рекорд по количеству проданных автомобилей в месяц с октября 2014 года. В тройку лидеров вошли Lada Granta (12 756 машин), модели семейства Lada Vesta (11 853 единицы), а также пассажирские и коммерческие версии семейства Largus (4779 автомобилей). Рост покупок продукции АвтоВАЗа руководство компании объяснило продолжением действия государственных и собственных программ поддержки, а также разнообразием комплектаций. «Мы также постоянно работаем над повышением привлекательности наших моделей, обновляя продуктовое предложения от Lada. Так, в октябре мы представили Vesta Cross седан и SW в новой специальной серии Black, что крайне позитивно отразилось на продажах этого семейства. В конце месяца, вслед за моделями Vesta, стартовали продажи XRAY Cross и 4х4 в том же исполнении», — пояснил исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу АО «АвтоВАЗ» Оливье Морне.

Действующая государственная программа поддержки отечественного автопрома предполагает скидку до 10% от стоимости нового транспортного средства при покупке его гражданами на условиях льготного кредитования. Машину можно приобрести без первоначального взноса. В условиях сокращения доходов населения такая помощь при покупке оказалась как нельзя кстати.

Локализация

Немаловажную роль в относительной доступности марки сыграла высокая локализация производства. В январе 2019 года «АвтоВАЗ» объявил о подписании специального инвестиционного контракта с Минпромторгом. Цель — поддержка развития в России брендов альянса «Рено-Ниссан-Мицубиси» — LADA, Renault, Nissan, Datsun и Mitsubishi — и модернизация мощностей по их производству.

В рамках десятилетнего контракта «АвтоВАЗ» собрался инвестировать около 70 млрд рублей, а также совместно с партнерами по альянсу расширить локализацию материалов, деталей и комплектующих, внедрить новые технологии, развить научно-исследовательскую деятельность в стране и нарастить экспорт.

Ставка на высокий уровень локализации и быстрая реакция на потребительские запросы помогли нарастить продажи машин марки Škoda. За октябрь 2020 года было реализовано 10 101 автомобиль этого бренда, что выше показателей за аналогичный период прошлого года на 13%.

Осенью на заводе «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде началось серийное производство модели Octavia четвертого поколения по методу полного цикла. Россия стала второй страной в мире после Чехии, где стартовала локальная сборка новой модели. Вместе с Octavia в Нижнем Новгороде собирают популярные на отечественном рынке Karoq и Kodiaq.

Еще на одном заводе в Калуге с 2014 года собирают модель Rapid, а с 2015-го началось производство бензиновых двигателей для Rapid и Karoq. В итоге за период с января по октябрь текущего года объемы реализации транспортных средств под брендом Škoda в России выросли на 7% по сравнению с первыми десятью месяцами 2019 года.

0
1 комментарий
Maksim V.

Ну конечно, если вы останавливаете конвейер или выпускаете на 30% меньше машин, продажи у вас упадут. Только в автосалонах с июня полная дичь, дилеры по 300тр хуйни навешивают на машины, а на них все равно очередь два месяца. Гении маркетинга ебаные ))))
Ps: в шкоде, видимо, ещё есть разумные личности. Но, думаю, они могли бы сделать не +7%, а плюс 25-30% легко. Я, например, не могу купить шкоду с лета, потому что на это надо потратить пару недель (найти на просторах родины нужную машину, внести залог, продать свою машину, так как дилеры сейчас в трейд ин берут по цене металлолома, а потом ещё переплатить тысяч двести за уебанские пороги и свистелки перделки). К сожалению, пока не могу уделить процессу столько времени 😂

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда