PwC Technology
2748

Только 8% европейских стартаперов открывают бизнес, чтобы разбогатеть

Анализ 19 стартап-хабов в Европе. Результаты опроса.

В закладки

В PwC мы имеем разные инструменты работы с внутренними инновациями и стартапами с внешнего рынка. Последних мы особенно ценим за их гибкость, адаптивность и амбиции менять мировую экономику быстрыми темпами. В 2019 г. PwC совместно с Мюнстерским университетом прикладных наук провели опрос среди стартапов в Европе, которые были основаны не более восьми лет назад. Позже, применив ту же методологию, мы расширили охват и пригласили принять участие в опросе представителей 50 российских стартапов, которые базируются в Москве или активно используют инновационную инфраструктуру города.

Таким образом, мы получили выборку, в которую входят 590 CEO и основателей компаний ранних стадий, действующих на территории 19 европейских городов. Эти города мы называем «стартап-хабами» из-за уровня развития их инновационных экосистем. Среди них Лондон, Берлин, Париж, Тель-Авив, Москва и другие.

Важно отметить, что под «хабами» мы подразумеваем города, которые обеспечивают необходимой для работы инфраструктурой стартапы со всей страны, а не только в географических пределах города-хаба.

С помощью опроса мы хотели выяснить:

  • насколько основателей стартапов устраивают условия для ведения бизнеса;

  • испытывают ли они сложности с наймом сотрудников и привлечением капитала;
  • насколько они удовлетворены доступностью инфраструктуры в целом.

И вот какие результаты показал опрос. В числе основных проблем, с которыми сегодня приходится сталкиваться стартапам, на первом месте - поиск и завоевание клиентов, продажи (23%). Далее следует привлечение и найм талантливых сотрудников (11%). А на третьем месте разработка и запуск новых продуктов (10%).

Именно эти задачи, по мнению наших респондентов, являются главными сдерживающими факторами для будущего развития их компаний.

Только у 4% стартапов возникают сложности с нормативным регулированием. Полагаем, что это говорит о стремлении государств содействовать и поддерживать молодые компании.

Почему начали свой бизнес?

Для почти трети респондентов решающим фактором для открытия собственного бизнеса стало стремление реализовать собственный интерес и страсть к предпринимательству (17%), “желание разбогатеть” в качестве мотивации указали только 8% респондентов.

Как и кого набираете в команду?

Команда специалистов, занятых в стартапе – это одно из основополагающих условий успеха всего предприятия и важный пункт, на который обращают внимание инвесторы. На момент проведения опроса две трети респондентов (64%) были убеждены в том, что в ближайший год им придется расширять штат. При этом среди них 81% ожидали двукратного прироста числа сотрудников, а 6% - даже трехкратного. 74% респондентов из Москвы также намеревались расширить штат.

Свыше половины респондентов (53%) отмечали, что им сложно найти квалифицированных сотрудников. Наиболее пессимистичны в этом отношении были стартап-резиденты Стокгольма и Берлина, где о соответствующих трудностях заявили 73% и 75% опрошенных. В то время как резиденты Рима и Осло - наоборот - были более оптимистичны (всего 30% и 37% соответственно испытывали сложность).

К факторам, сильнее всего осложняющим найм сотрудников, респонденты чаще всего относили отсутствие или нехватку необходимых навыков у доступных кандидатов (28%), а также высокие зарплатные ожидания (27%). На третьем месте - стремление потенциальных сотрудников работать в более крупных и известных на рынке компаниях (19%).

Говоря о требованиях к сотрудникам, подавляющее большинство респондентов указывали навыки межличностного общения (89%), а также нестандартность мышления (88%) и креативность (84%);

Мы нашли эти требования логичными и вполне обоснованными, так как стартапам часто приходится адаптироваться к новым обстоятельствам и вызовам в меняющейся реальности.

А деньги где брать?

В нашем исследовании жизненно важные для стартапа вопросы об источниках финансирования мы вынесли в отдельный блок. 45% всех респондентов заявили о том, что их компаниям легко привлекать финансирование, тогда как 32% указали обратное.

31% опрошенных нами стартапов в Москве, 37% в Лондоне, 35% в Цюрихе также солидарны со своими коллегами и отмечают, что им легко привлекать финансирование в свою компанию.

Разумеется, важным фактором при поиске инвестиций является уровень зрелости и инвестиционной привлекательности стартапа, от чего напрямую зависит насколько охотно инвесторы будут вкладывать средства.

В российской образовательной системе, к примеру, практически отсутствует понятие «предпринимательство». Молодежи на ранних этапах не прививаются основы предпринимательства, поэтому они к этому приходят значительно позже и через наращивание практического опыта. Это во многом объясняет, почему российские стартапы на стадии seed и pre-seed не всегда развиваются как опытная и квалифицированная команда. Однако, конечно, есть и исключения.

Для двух третей компаний основным источником финансирования являются их собственные средства (66%), в то время как лишь для 6% опрошенных — это венчурный капитал.

Инфраструктура хаба

Большинство респондентов высказали удовлетворение инфраструктурой хаба, на территории которого развивается их стартап (61%). Несмотря на высокую оценку цифровой и транспортной инфраструктуры (81% и 76% соответственно), треть опрошенных выразили недовольство излишней бюрократией (36%) и недоступностью финансирования (32%).

Подавляющее большинство респондентов (85%) согласились с тем, что города-хабы, в которых расположены их стартапы, являются хорошим местом для ведения бизнеса; чемпионами здесь оказались Стокгольм и Осло, где подобное мнение высказали 100% и 97% опрошенных, и даже в Риме, расположившемся в самом низу таблицы, с этим согласились 60%.

Среди респондентов нашего исследования было также 50 стартапов из Москвы, а точнее - из московского хаба. По многим пунктам нашего опроса их мнение совпадало с мнением их коллег из других городов. Однако мы выявили группу вопросов, на которые московские стартапы давали специфические ответы.

Так, к примеру, в вопросе о трех основных препятствиях для будущего развития компании, стартапы отметили выход на новые рынки (61%), привлечение клиентов и продажи (53%) и разработка продукта и инновации (39%).

Когда мы спросили их, почему они испытывают сложности с наймом персонала, среди прочих ответов, компании также отметили «непривлекательность региона для работы» 12%.

Интересным также оказался тот факт, что 75% опрошенных российских стартапов планировали переезд в другой регион, несмотря на удовлетворенность с такими элементами среды, как информационно-технологическая инфраструктура, транспортная инфраструктура, доступ к коворкингам и стартап-комьюнити и другими.

Результаты исследования показали, что независимо от географии пребывания, стартаперы сталкиваются со схожими препятствиями на старте и при развитии бизнеса. При этом резиденты московского хаба в своих ответах продемонстрировали оптимизм в отношении будущего их бизнеса.

Подробнее о том, как PwC работает со стартапами и о заметных резидентах московского хаба вы можете узнать по ссылке.

Современный подход к традиционным проблемам бизнеса.
{ "author_name": "PwC Technology", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 29, "likes": 4, "favorites": 44, "is_advertisement": false, "subsite_label": "pwc", "id": 134338, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 30 Jun 2020 12:28:17 +0300", "is_special": false }
Право
Товарные знаки для тех, кто ведёт бизнес в интернете: защищаем домен, управляем отзывами и контролируем конкурентов
Казалось бы, регистрация брендов в Роспатенте — это история про заводы и предприятия: вот наша одежда, еда или…
Объявление на vc.ru
0
29 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

Окей, а теперь проведите анонимный опрос :)

Ответить
1

Те же цифры примерно будут, если у вас деньги на первом месте, то в стартап глупо идти, нужно идти в банк или инвестиционный фонд, в маркетинг филипмориса, в Газпром или Shell или еще куда, где не модно работать, поэтому платят много.

Ответить
3

Эм.. Речь в статье про основание стартапа, а не работу по найму в нем. А мой комментарий намекал, что "желание заработать много денег" основателем стартапа может означать желание быстрого выхода, что инвесторами не приветствуется, вот никто это желание и не озвучивает. В случае анонимного опроса процент, вероятно, будет выше.

Ответить
0

Инвесторы не смотрят на какие-то желания в первую очередь, они смотрят на команду, на продукт, на его перспективы. Они наоборот могут опасаться тех, кто хочет изменить мир, так как эти чудики могут просрать их деньги.

Ответить
0

Так о том и речь. Стартапер должен быть сфокусирован на продукте, а не на желании разбогатеть, иначе это red flag

Ответить
0

Да нет же, в статье речь совершенно о другом. Там просто напросто призывают вступить в петушиные войска. Сделай свой выбор и не прогадай!

Ответить
0

Что значит не модно работать в фонде? Они херачат в пересчёте на часы много

Ответить
0

То, что среди западной молодежи быть финансистом полный зашквар, типа на обитель зла работаешь, поэтому, платят там много, чтобы таланты привлечь хоть как-то.

Ответить
0

Аааа, принято Денис

Ответить
0

Этот материал последовал за обнародованным в апреле исследованием Гарвардского университета: выяснилось, что 51% людей в возрасте от 18 до 29 лет против капиталистической модели, тогда как 42% поддерживают ее. 33% заявляют о склонности к социализму.

https://inosmi.ru/social/20160623/236947067.html

Финансовый фонд это же самое логово зверя.

Ответить
1

Уже и не хочется разбираться кто прав из этих лагерей. Бедным странам, вроде нашей, лишь бы куда только платили. Богатые хотят равноправие, социального общества

Ответить
0

Ну не скажите, тот же Яндекс легко платит меньше рынка и туда очередь стоит, тогда как Сбертех вынужден переплачивать. У нас такие же тенденции, только в силу бедности менее выражены.

Ответить
0

Здесь можно и поспорить, все же не один фактор денег там влияет. Вы бы если работали в банке, могли бы представить какие там недалёкие люди зачастую в руководстве и отсюда вся корпоративная культура. Все же it-сообщество не любит "брать у козырька" как это привыкли видеть в традиционных компаниях 

Ответить
0

Так это все из той же оперы, в капитализме старой формации так принято - брать под козырек, кто платит, тот девушку и танцует.

Ответить
2

Только на днях было в коментах

Ответить
0

🤣 захотелось ещё раз пересмотреть в переводе и озвучке Кубик в кубе.

Ответить
2

50 стартапов на ранней стадии, неизвестно по каким критериям отобранные, с каким количеством сотрудников, с какими оборотами – не являются репрезентативной выборкой

Ответить
1

Москва, судя по опросам, город с самым сложным подбором сотрудников с нужной квалификацией. Мне кажется это очень странным, учитывая, что город является магнитом для людей из огромной страны с хорошим образованием.

Ответить
0

В РФ все плохо с высшим образованием, хорошим его трудно назвать

Ответить
0

Если ориентироваться на качественные показатели (личный опыт, востребованность IT спецов за рубежом, сравнение с зарубежными коллегами) - то у нас крайне хорошее образование.
Если на количественные показатели - в рейтинге QS мы 26 по уровню образования (не нашёл конкрентный рейтинг у них на сайте, но в новостях это есть), ничего с «трудно назвать хорошим образованием» эта позиция не имеет, да и этот показатель относительно легко увеличивается. Там один из значимых показателей - количество публикаций с определённым уровнем статей, и сейчас большая доля мотивации сотрудников ВУЗов именно в количестве/качестве публикаций для поднятия этого рейтинга. 

Ответить
0

Как научные публикации помогаю работодателю? Тут речь про востребованность выпускников на рынке, а не про научную деятельность вузов

Ответить
0

Зарубежные вузы считается лучшими исключительно из-за научной деятельности. В этом наши от них отстают. В остальном не так чтобы значительно отстают.
По востребованности - русских отлично хантят зарубеж, оттого все и жалуются на утечку мозгов.

Ответить
0

Хантят в основном только из ит, но я не сказал бы что активно
Про вузы вы совсем все перепутали

Ответить
0

Ну так приведите аргументы как я напутал.

Ответить
1

обобщение обобщений
так важны в период пандемии бреханского гриппера

Ответить
1

99% российских стартаперов хотят сказочно разбогатеть

Ответить
0

Начинаешь просматривать статью и уже в самом начале замечаешь какие-то махинации с данными...
- вторая инфографика в посте "...самые сложные задачи..." внезапно потеряла 5% опрошенных, 
- ради интереса проверяю следующую "... почемы вы приняли решение..." и опять потеря 2%!
*если вы так считает и заполняете графики, не вижу смысла дочитывать статью. Двойка за исполнение. 

Ответить
0

российский рынок по определению очень маленький, чтобы на нем можно было хорошо развиваться, поэтому смысла делать в России стартап нет, если он не является локальным клоном бизнес модели. Проще сразу открыть компанию в нормальной юриздикции с которой будут работать и начинать продавать глобально, а разработчиков можно и в России держать. 

Ответить

Комментарии