Только 8% европейских стартаперов открывают бизнес, чтобы разбогатеть

Анализ 19 стартап-хабов в Европе. Результаты опроса.

В PwC мы имеем разные инструменты работы с внутренними инновациями и стартапами с внешнего рынка. Последних мы особенно ценим за их гибкость, адаптивность и амбиции менять мировую экономику быстрыми темпами. В 2019 г. PwC совместно с Мюнстерским университетом прикладных наук провели опрос среди стартапов в Европе, которые были основаны не более восьми лет назад. Позже, применив ту же методологию, мы расширили охват и пригласили принять участие в опросе представителей 50 российских стартапов, которые базируются в Москве или активно используют инновационную инфраструктуру города.

Таким образом, мы получили выборку, в которую входят 590 CEO и основателей компаний ранних стадий, действующих на территории 19 европейских городов. Эти города мы называем «стартап-хабами» из-за уровня развития их инновационных экосистем. Среди них Лондон, Берлин, Париж, Тель-Авив, Москва и другие.

Важно отметить, что под «хабами» мы подразумеваем города, которые обеспечивают необходимой для работы инфраструктурой стартапы со всей страны, а не только в географических пределах города-хаба.

С помощью опроса мы хотели выяснить:

  • насколько основателей стартапов устраивают условия для ведения бизнеса;

  • испытывают ли они сложности с наймом сотрудников и привлечением капитала;
  • насколько они удовлетворены доступностью инфраструктуры в целом.

И вот какие результаты показал опрос. В числе основных проблем, с которыми сегодня приходится сталкиваться стартапам, на первом месте - поиск и завоевание клиентов, продажи (23%). Далее следует привлечение и найм талантливых сотрудников (11%). А на третьем месте разработка и запуск новых продуктов (10%).

Именно эти задачи, по мнению наших респондентов, являются главными сдерживающими факторами для будущего развития их компаний.

Только у 4% стартапов возникают сложности с нормативным регулированием. Полагаем, что это говорит о стремлении государств содействовать и поддерживать молодые компании.

Почему начали свой бизнес?

Для почти трети респондентов решающим фактором для открытия собственного бизнеса стало стремление реализовать собственный интерес и страсть к предпринимательству (17%), “желание разбогатеть” в качестве мотивации указали только 8% респондентов.

Как и кого набираете в команду?

Команда специалистов, занятых в стартапе – это одно из основополагающих условий успеха всего предприятия и важный пункт, на который обращают внимание инвесторы. На момент проведения опроса две трети респондентов (64%) были убеждены в том, что в ближайший год им придется расширять штат. При этом среди них 81% ожидали двукратного прироста числа сотрудников, а 6% - даже трехкратного. 74% респондентов из Москвы также намеревались расширить штат.

Свыше половины респондентов (53%) отмечали, что им сложно найти квалифицированных сотрудников. Наиболее пессимистичны в этом отношении были стартап-резиденты Стокгольма и Берлина, где о соответствующих трудностях заявили 73% и 75% опрошенных. В то время как резиденты Рима и Осло - наоборот - были более оптимистичны (всего 30% и 37% соответственно испытывали сложность).

К факторам, сильнее всего осложняющим найм сотрудников, респонденты чаще всего относили отсутствие или нехватку необходимых навыков у доступных кандидатов (28%), а также высокие зарплатные ожидания (27%). На третьем месте - стремление потенциальных сотрудников работать в более крупных и известных на рынке компаниях (19%).

Говоря о требованиях к сотрудникам, подавляющее большинство респондентов указывали навыки межличностного общения (89%), а также нестандартность мышления (88%) и креативность (84%);

Мы нашли эти требования логичными и вполне обоснованными, так как стартапам часто приходится адаптироваться к новым обстоятельствам и вызовам в меняющейся реальности.

А деньги где брать?

В нашем исследовании жизненно важные для стартапа вопросы об источниках финансирования мы вынесли в отдельный блок. 45% всех респондентов заявили о том, что их компаниям легко привлекать финансирование, тогда как 32% указали обратное.

31% опрошенных нами стартапов в Москве, 37% в Лондоне, 35% в Цюрихе также солидарны со своими коллегами и отмечают, что им легко привлекать финансирование в свою компанию.

Разумеется, важным фактором при поиске инвестиций является уровень зрелости и инвестиционной привлекательности стартапа, от чего напрямую зависит насколько охотно инвесторы будут вкладывать средства.

В российской образовательной системе, к примеру, практически отсутствует понятие «предпринимательство». Молодежи на ранних этапах не прививаются основы предпринимательства, поэтому они к этому приходят значительно позже и через наращивание практического опыта. Это во многом объясняет, почему российские стартапы на стадии seed и pre-seed не всегда развиваются как опытная и квалифицированная команда. Однако, конечно, есть и исключения.

Для двух третей компаний основным источником финансирования являются их собственные средства (66%), в то время как лишь для 6% опрошенных — это венчурный капитал.

Инфраструктура хаба

Большинство респондентов высказали удовлетворение инфраструктурой хаба, на территории которого развивается их стартап (61%). Несмотря на высокую оценку цифровой и транспортной инфраструктуры (81% и 76% соответственно), треть опрошенных выразили недовольство излишней бюрократией (36%) и недоступностью финансирования (32%).

Подавляющее большинство респондентов (85%) согласились с тем, что города-хабы, в которых расположены их стартапы, являются хорошим местом для ведения бизнеса; чемпионами здесь оказались Стокгольм и Осло, где подобное мнение высказали 100% и 97% опрошенных, и даже в Риме, расположившемся в самом низу таблицы, с этим согласились 60%.

Среди респондентов нашего исследования было также 50 стартапов из Москвы, а точнее - из московского хаба. По многим пунктам нашего опроса их мнение совпадало с мнением их коллег из других городов. Однако мы выявили группу вопросов, на которые московские стартапы давали специфические ответы.

Так, к примеру, в вопросе о трех основных препятствиях для будущего развития компании, стартапы отметили выход на новые рынки (61%), привлечение клиентов и продажи (53%) и разработка продукта и инновации (39%).

Когда мы спросили их, почему они испытывают сложности с наймом персонала, среди прочих ответов, компании также отметили «непривлекательность региона для работы» 12%.

Интересным также оказался тот факт, что 75% опрошенных российских стартапов планировали переезд в другой регион, несмотря на удовлетворенность с такими элементами среды, как информационно-технологическая инфраструктура, транспортная инфраструктура, доступ к коворкингам и стартап-комьюнити и другими.

Результаты исследования показали, что независимо от географии пребывания, стартаперы сталкиваются со схожими препятствиями на старте и при развитии бизнеса. При этом резиденты московского хаба в своих ответах продемонстрировали оптимизм в отношении будущего их бизнеса.

Подробнее о том, как PwC работает со стартапами и о заметных резидентах московского хаба вы можете узнать по ссылке.

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Те же цифры примерно будут, если у вас деньги на первом месте, то в стартап глупо идти, нужно идти в банк или инвестиционный фонд, в маркетинг филипмориса, в Газпром или Shell или еще куда, где не модно работать, поэтому платят много.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Инвесторы не смотрят на какие-то желания в первую очередь, они смотрят на команду, на продукт, на его перспективы. Они наоборот могут опасаться тех, кто хочет изменить мир, так как эти чудики могут просрать их деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Phono

Да нет же, в статье речь совершенно о другом. Там просто напросто призывают вступить в петушиные войска. Сделай свой выбор и не прогадай!

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Что значит не модно работать в фонде? Они херачат в пересчёте на часы много

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

То, что среди западной молодежи быть финансистом полный зашквар, типа на обитель зла работаешь, поэтому, платят там много, чтобы таланты привлечь хоть как-то.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Аааа, принято Денис

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов
Этот материал последовал за обнародованным в апреле исследованием Гарвардского университета: выяснилось, что 51% людей в возрасте от 18 до 29 лет против капиталистической модели, тогда как 42% поддерживают ее. 33% заявляют о склонности к социализму.

https://inosmi.ru/social/20160623/236947067.html

Финансовый фонд это же самое логово зверя.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Уже и не хочется разбираться кто прав из этих лагерей. Бедным странам, вроде нашей, лишь бы куда только платили. Богатые хотят равноправие, социального общества

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Ну не скажите, тот же Яндекс легко платит меньше рынка и туда очередь стоит, тогда как Сбертех вынужден переплачивать. У нас такие же тенденции, только в силу бедности менее выражены.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Здесь можно и поспорить, все же не один фактор денег там влияет. Вы бы если работали в банке, могли бы представить какие там недалёкие люди зачастую в руководстве и отсюда вся корпоративная культура. Все же it-сообщество не любит "брать у козырька" как это привыкли видеть в традиционных компаниях 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Так это все из той же оперы, в капитализме старой формации так принято - брать под козырек, кто платит, тот девушку и танцует.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Москва, судя по опросам, город с самым сложным подбором сотрудников с нужной квалификацией. Мне кажется это очень странным, учитывая, что город является магнитом для людей из огромной страны с хорошим образованием.

Ответить
Развернуть ветку
a ass

В РФ все плохо с высшим образованием, хорошим его трудно назвать

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Если ориентироваться на качественные показатели (личный опыт, востребованность IT спецов за рубежом, сравнение с зарубежными коллегами) - то у нас крайне хорошее образование.
Если на количественные показатели - в рейтинге QS мы 26 по уровню образования (не нашёл конкрентный рейтинг у них на сайте, но в новостях это есть), ничего с «трудно назвать хорошим образованием» эта позиция не имеет, да и этот показатель относительно легко увеличивается. Там один из значимых показателей - количество публикаций с определённым уровнем статей, и сейчас большая доля мотивации сотрудников ВУЗов именно в количестве/качестве публикаций для поднятия этого рейтинга. 

Ответить
Развернуть ветку
a ass

Как научные публикации помогаю работодателю? Тут речь про востребованность выпускников на рынке, а не про научную деятельность вузов

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Зарубежные вузы считается лучшими исключительно из-за научной деятельности. В этом наши от них отстают. В остальном не так чтобы значительно отстают.
По востребованности - русских отлично хантят зарубеж, оттого все и жалуются на утечку мозгов.

Ответить
Развернуть ветку
a ass

Хантят в основном только из ит, но я не сказал бы что активно
Про вузы вы совсем все перепутали

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Ну так приведите аргументы как я напутал.

Ответить
Развернуть ветку
Walter Kovacs

Только на днях было в коментах

Ответить
Развернуть ветку
Anderson Silva

🤣 захотелось ещё раз пересмотреть в переводе и озвучке Кубик в кубе.

Ответить
Развернуть ветку
Синди Катсс

обобщение обобщений
так важны в период пандемии бреханского гриппера

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

99% российских стартаперов хотят сказочно разбогатеть

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Flexbby

российский рынок по определению очень маленький, чтобы на нем можно было хорошо развиваться, поэтому смысла делать в России стартап нет, если он не является локальным клоном бизнес модели. Проще сразу открыть компанию в нормальной юриздикции с которой будут работать и начинать продавать глобально, а разработчиков можно и в России держать. 

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда