Через два-три года московский каршеринг будет закрыт для новых игроков

Настоящее и будущее столичного рынка аренды автомобилей.

Московский рынок каршеринга, согласно исследованию JPMorgan, — один из самых быстроразвивающихся в мире. К концу 2017 года автопарк столичных операторов насчитывал около 2,5 тысяч автомобилей, через год — около 16 тысяч, а в июне 2019 года — более 23 тысяч. Почему случился такой резкий взлёт и каковы перспективы рынка в ближайшем будущем — в нашей статье.

Главный драйвер роста — поддержка мэрии

Экономика совместного потребления — мировой тренд. Миллениалы и представители поколения Z (люди, родившиеся после 1996 года) делают ставку не на владение, а на пользование. По оценке РАЭК, в 2018 году капитализация российского рынка онлайн-сервисов совместного пользования выросла на 30% по сравнению с предыдущим годом и составила 511 млрд рублей. И каршеринг — один из ключевых секторов новой экономической модели.

Операторов активно поддерживает московская мэрия. В первую очередь через субсидирование парковки. С 2015 года сервисы могут приобрести льготные разрешения на парковку на всех платных стоянках города. Для них стоимость годового абонемента на одну машину составляет 24 тысячи рублей. В то время как для обычного автомобиля — 370 тысяч. Также власти обсуждают возможность приравнять в правах каршеринг и такси: тогда можно будет ездить по выделенной полосе.

Каршеринг помогает разгрузить дороги за счёт рационального использования автомобилей — они постоянно задействованы. Для многих горожан поминутная аренда становится полноценной альтернативой покупке машины: не приходится тратиться на парковку, бензин, страховку и обслуживание.

По данным JPMorgan, мэрия ставит своей целью увеличить парк каршеринговых автомобилей до 25 тысяч машин. Тогда на каждую машину будет приходиться примерно 500 жителей и Москва догонит по этому показателю мировых лидеров: Торонто (498), Мадрид (500), Штутгарт (515) и Нью-Йорк (525).

Пока бизнес на инвестиционной стадии

Московский рынок каршеринга начал формироваться в 2013 году с появлением сервиса Anytime и пока находится в инвестиционной фазе развития. Компании ещё не вышли на окупаемость, но за счёт инвестиций и субсидий ведут между собой борьбу по завоеванию аудитории, наращивают автопарки.

Чтобы сократить время простоя автомобилей — один из основных показателей успешности бизнеса, — операторы проводят гибкую маркетинговую политику и соревнуются в доступности цен. «Делимобиль», например, ввёл утренний тариф — три рубля за минуту, — который покрывает только стоимость бензина и сервисного обслуживания машины. А «Яндекс.Драйв» рассчитывает расстояние от пользователя до машины и предлагает бесплатную аренду ровно на то время, которое позволяет до неё дойти.

Каждый оператор стремится выделиться на фоне конкурентов. «Яндекс.Драйв» обладает самым большим автопарком и предлагает расширенную тарифную линейку. У «Делимобиль» наиболее демократичные цены. Belka Car обслуживает иностранцев и открывает доступ к дорогим автомобилям сразу после регистрации. YouDrive продвигает платформу YouDrive Pool, к которой могут присоединиться более мелкие игроки.

Что будет дальше

На июнь 2019 года в Москве работают 15 операторов. При этом «большая тройка» занимает 82% рынка. Дальнейшая консолидация приведёт к формированию естественной олигополии. Это случится в течение ближайших двух-трёх лет, когда закончится инвестиционная фаза и бизнес станет прибыльным.

При олигополии игроки борются прежде всего за лояльность потребителей, внедряя новые продукты и услуги. Показательный пример — Германия, где рынок уже достиг точки насыщения в результате серии слияний и поглощений.

Крупнейший оператор Share Now имеет 21,1 тысячи автомобилей, но они распределены на 16 стран, и внутри Германии компания соперничает с двумя сопоставимыми по возможностям конкурентами. Сейчас немецкие операторы развивают концепцию комплексной мобильности: пользователи составляют удобный и быстрый маршрут, используя разные сервисы в одном приложении.

Помимо каршеринга, это может быть райд-хейлинг (сервис поиска попутчиков и водителей для коротких поездок), поиск и бронирование места на парковке, разделение оплаты между попутчиками, аренда велосипедов, самокатов, электромобилей. Вероятно, российские сервисы тоже пойдут по такому пути. YouDrive, например, уже тестирует аренду катеров.

Виктория Синичкина,

директор, консультационные услуги компаниям автомобильной отрасли, PwC Россия

В США другая рыночная структура. Там есть ярко выраженный лидер — оператор Zipcar, который контролирует более 80% рынка. В 2013 году для диверсификации бизнеса его купила крупная компания Avis Budget Group, предлагающая долгосрочную аренду автомобилей.

В Москве появление нового крупного игрока возможно только в ближайшие два-три года, пока рынок не до конца сформирован. После этого попытка составить конкуренцию зрелым игрокам, скорее всего, окончится неудачей. К тому моменту город уже достигнет точки насыщения — порядка 30 тысяч автомобилей каршеринга.

Несмотря на консолидацию ведущих операторов, более мелкие игроки смогут удержаться на плаву — если сосредоточатся на нишевых продуктах. Скажем, прокат электромобилей или премиальный сегмент. Однако их влияние на рынок окажется минимальным.

0
108 комментариев
Написать комментарий...
Anton

"аренда становится полноценной альтернативой покупке машины"
Это не совсем так.
Во-первых, есть возрастной ценз (например, в Мск это 2 года водительского стажа, а в США можно получить права с 16 лет, но каршеринг с 18-21 года)
Во-вторых, ты ограничен локацией

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuzmichev

Тогда уж "поминутная аренда становится полноценной альтернативой покупке машины", как в оригинале, зачем слово-то выбрасывать.
Есть КШ-операторы, где допускается 0+ стажа иметь (первой в голову приходит "Карусель").
Если вдруг понадобилось далеко за пределы города/области/страны поехать, можно арендовать авто классическим образом, а не в КШ.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

первый раз слышу о таком каршеринге, думаю, не просто так. По факту, крупнейшие операторы имеют ценз

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuzmichev

Ну имеют и имеют, право на это, пока что, тоже имеют - до принятия каких-либо законодательных инициатив, которые могут это отрегулировать (и кстати, могут это сделать вполне не в пользу новичков).
Да, для новичка КШ сейчас серьёзно ограничен. Но знаю, что новички пользуются как раз Каруселью и некоторыми другими мелкими операторами, позволяющими это.
Некоторым утешением может служить то, что "стаж" в данном случае - всего лишь промежуток времени, прошедший с момента выдачи прав, а не время действительно езды за рулём. Его как-то подтверждать не нужно, если это вообще возможно.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Это еще одна из проблем каршеринга: отсутствие четко сформулированного законодательного регулирования. По факту, сейчас каршеринг получил карт-бланш от той же мэрии Мск, а операторы еще и условия выдвигают:
"Нельзя завершать аренду:
в местах, запрещенных ПДД;
на частных парковках;
на подземных парковках и закрытых территориях (например, за шлагбаумом);
на многоуровневых парковках;
в местах, где отсутствует сотовая связь и подключение к интернету."
по факту, с увеличением кол-ва автокаршеринга и такими требованиями операторов, мы откатываемся на 10 лет назад, где машину можно бросить где угодно, лишь бы не на стоянке или подземном паркинге. Ну а что, это же мечта всех автомобилистов прошлого и настоящего.
"Чтобы сократить время простоя автомобилей — один из основных показателей успешности бизнеса, — операторы проводят гибкую маркетинговую политику и соревнуются в доступности цен"
Вот это тоже замечательный абзац. Получается, что Дептранс "спонсирует" каршеринги, которые в свою очередь озабочены тем, чтобы машины постоянно были в трафике, увеличивая тем самым его, создавая загруженность перманентную дорогам. Класс, ты борешься с трафиком с одной стороны и при этом спонсируешь его рост косвенно. При этом, подземные паркинги не востребованы, как и частные стоянки

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuzmichev

И что же из процитированных требований КШ вам кажется перебором?
- Требование парковаться по ПДД?
- Чтобы не оставляли авто на частной парковке или за шлагбаумом? Ну так следующий арендатор банально не сможет получить доступ до авто или территории, и что делать-то?
- На крытой или подземной парковке, где авто потеряет связь со спутником, а то и с сотовой сетью, и не сможет вообще ничего, в том числе закрыться после вашей аренды? Вы уверены, что оно вам надо? И ыы когда-нибудь пробовали искать авто на крытой многоуровневой парковке какого-нибудь "Золотого Вавилона" или иного ТЦ?

Если уж на то пошло, вы можете оставлять авто везде, где не запрещено ПДД: хоть шлагбаум, хоть частная территория, но "есть нюанс" - вы должны держать авто за собой, в режиме ожидания. Завершение там аренды почти в 100% случаях автоматически означает проблемы у следующего арендатора.

Я однажды забронил авто у Парка Горького. Когда пришёл, оказалось, что стоит авто на частной парковке за шлагбаумом. Ебалай заботливо положил парковочный талон на торпеду, а вот фиолет-другой за парковку забыл оставить. Это скорее всего была хитрость, чтобы не платить за ожидание авто: ведь никто не захочет брать авто и оплачивать чужую парковку, а вот кто сюда на ней приехал, парковку оплатить может и не прочь, но пока гуляешь 3-5 часов в парке, жаба платить ещё и за ожидание давит. Но авто должен работать, а не простаивать бесплатно!
Описал эту ситуацию в поддержку КШ, ответили, что его оштрафуют. Справедливо. Человек создал проблемы другим (не могут взять в аренду, не оплатив парковку на чакстной территории) и КШ-компании (авто мёртвым грузом стоит, не отрабатывая затраты на себя и не принося прибыль).

Дептранс спонсирует КШ в том числе и потому, что КШ заявляют о одном своём автомобиле как замене 5-10 (не помню точно) обычных авто. Это может быть недалеко от правды. Мне авто нужно 2-4 раза в день: 2 это на работу и домой, и ещё 2 раза иногда - покушать или по делам отлучиться в рабочий день. В остальное время авто отнюдь не просто так занимает парковочное место, а катается: множество людей без своего авто может также взять и сгонять по делам. Людей много - авто одно - трафика меньше.

А вообще да, пусть дептранс платит не КШ в виде субсидий на платную парковку, а просто народу раздаёт за то, чтобы никуда не ездили на авто :)

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Меня не интересуют проблемы арендаторов, каршерингов и т.д., равно как меня не интересуют проблемы фанатов личных авто. Мск тратит на развитие транспортной системы сумму, которую бюджет РФ тратит на дорожное хозяйство всей страны (обе цифры 600 млрд с копейками). И ради чего? Они заявляют, что ради развития ОТ и уменьшения трафика на дорогах. Но трафик не снижается, а люди предпочитают пользоваться не ОТ, а каршерингом авто и такси в лучшем случае, потому что это дешево. Почему же это дешево и от кого это зависит? Подозреваю, что от Дептранса Мск.
Пусть Дептранс определится с тем, что он хочет дальше развивать. А то так получается, что он строит ветки метро, но трафик в метро почему упал, если сравнивать с 2013-2014 годом, хотя станций стало больше и доступность метро увеличилась. Как тут рассказывают, раздавая льготы на каршеринг, дептранс почему-то не замечает, что люди до сих пор на метро вынуждены добираться на маршрутках на окраине столицы, а не на официальном ОТ

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Mamontov

Хз автобусы и трамваи новые уже почти везде, вход во все двери, кондей вай фай. Поезда метро через каждые 2 минуты, мцк плюс хорды построили, карта на все одна. Станции метро чуть ли не каждый год открываются. О***но общественный транспорт развивается в Москве.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Почти везде, а люди пишут даже здесь, что им приходится пользоваться маршруткой, чтобы добраться до метро, поэтому они предпочитают все упростить: выбрать каршеринг или такси.
Трамвайной сети в Мск нет (вместо нее отдельные ветки в отдельных районах, которые мало влияют на логистику передвижений), а троллейбусную уничтожают ради сомнительных электробусов.

Ответить
Развернуть ветку
105 комментариев
Раскрывать всегда