Qiwi

Рокетбанк: что происходит с «простым банком для самозанятых» и почему в QIWI взяли курс на B2B2C

В конце марта мы объявили о том, что закрываем B2C-бизнес Рокетбанка. Это была резонансная новость для рынка — не только потому, что Рокетбанк полюбился тысячам людей, но и потому, что банковские аналитики тут же кинулись предрекать «конец эпохи необанков» и рассуждать о том, что в России нет финтеха.

После этого объявления мы продолжили обслуживать счета клиентов сервиса, но уже на других условиях — например, подняли тарифы (кроме зарплатных клиентов). Мы также предложили клиентам интересную программу перехода в Тинькофф с сохранением баллов лояльности. Но главное — мы продолжили пилотировать сервис Рокетбанка для самозанятых, который родился и начинал развиваться еще в QIWI. Об этом сервисе — и о давнишнем фокусе QIWI на самозанятых и наших сервисах для этой ниши — и пойдет речь чуть дальше.

Новость о том, что мы закрываем B2C-направление Рокетбанка, позитивно восприняли, кажется, только те, кто разбирается в стратегии, табличках P&L и бизнес-моделях. Для них решение Совета директоров не оказалось ни сюрпризом, ни разочарованием. Когда у компании, которая живет за счет того, что зарабатывает деньги, на балансе убыточный продукт — несмотря на значительные инвестиции в его развитие, — логичным шагом является продажа актива. И до решения о сворачивании бизнеса мы пытались продать Рокетбанк более полугода. Но об этом позже.

Рокетбанк в целом представлял собой торжество маркетинговой мысли — яркий бренд, запоминающиеся коммуникации, «человечный», клиентоориентированный подход, удобное приложение. Чего это стоило инвестору? Недавно генеральный директор нашего платежного сегмента Андрей Протопопов дал интервью Banki.ru, где рассказал в том числе и о судьбе Рокетбанка. Но мы до сих пор слышим множество вопросов о том, что с Рокетом — от пользователей, партнеров и широкой общественности.

Что же происходит с банком сейчас? И какие у нас планы на Рокет?

Немного истории

Мы купили Рокетбанк в 2017 году (окончательно мы забрали Рокет к себе уже в 2018 году — быстрой интеграции Рокета к нам помешала санация «Открытия»). Мы инвестировали в крутую команду, современный автоматизированный подход к обслуживанию потребителей, качественную и лояльную клиентскую базу. В тот момент группа QIWI была в процессе созданиях той самой экосистемы, и мы рассчитывали, что Рокетбанк сможет помочь другим нашим продуктам и vice versa.

За время, что Рокет был с нами, сервис запустил несколько востребованных функций и работал над удобным мобильным приложением. Важнейшей и наиболее многообещающей инновацией в итоге стал сервис автоматизации работы самозанятых — тот самый пилот, который мы продолжаем развивать внутри экосистемы QIWI.

Рокет придумывал, запускал и творил за счет наших инвестиций и банковской лицензии. Наше руководство и инвесторы видели это и, сопоставляя друг другом громадный убыток и рисковые эксперименты, все больше склонялись к тому, что Рокетбанку с нами не по пути. Окончательно это стало ясно год назад, когда Рокет представил стратегию развития, которая была сопряжена с еще большими расходами для QIWI — при неясных перспективах выхода на безубыточность.

В тот момент Совет директоров рекомендовал полную или частичную продажу Рокетбанка. Спустя полгода переговоров со всеми крупнейшими игроками, в чьих экосистемах мог работать Рокетбанк, мы поняли, что продать сервис не получится. Ярких брендов и так много, а деньги где?

Второе дыхание

Мы уже не раз говорили о том, что самозанятые — стратегически важный сегмент пользователей для QIWI. По оценкам РАНХиГС, в России около 16-17 млн людей, работающих на себя, и эта цифра ежемесячно растет. В связи с кризисом и режимом самоизоляции фрилансеров становится больше, динамично развивается гиг-экономика — блогеры, стримеры, дизайнеры, курьеры, таксисты. Многие в России совмещают основную работу с подработкой. В общем, рынок многообещающий для финтеха, на котором ждут хороших и удобных решений для ведения бизнеса, автоматизации и отчетности.

Нам традиционно получается делать решения для ниш: «Таксиагрегатор» для рынка такси, «Выплаты самозанятым» , проект «Руслом» для сборщиков лома, «Безопасная сделка», которой активно пользуются крупнейшие сервисы по поиску фрилансеров. Эти решения решают конкретные задачи бизнеса или людей. Нам важно развивать неохваченные финтех-услугами рынки, делать так, чтобы люди и бизнес больше пользовались электронными деньгами — это удобнее, прозрачнее, по закону.

Наш подход очень простой. Мы видим самозанятых такими, какие они есть. Многие привыкли представлять себе программиста или веб-дизайнера, который пьет лавандовый раф, работая в коворкинге. Но большинство из них — представители совсем других профессий. Веб-мастера, таксисты, стримеры, курьеры, разнорабочие, продавцы-консультанты и многие другие. Они зарабатывают на ставках на спорт и сборе тонн металлолома. Этим людям нужен надежный партнер, который понимает их и предлагает не рафинированный, а персонализированный набор сервисов. И мы гордимся тем, что мы смогли стать для них таким партнером.

Важно отметить, что мы запускаем и развиваем сервисы как для людей, так и для бизнеса. В этом смысле сервис Рокетбанка — это пример B2B2C-сервиса, когда его конечный потребитель — физическое лицо, но наш клиент — бизнес, который с этим физическим лицом (самозанятым, фрилансером) работает. И именно на такие сервисы мы делаем все большую ставку.

Простой банк для самозанятых

В контуре QIWI над решением Рокетбанка для самозанятых работает команда из 300 человек.

Платформа Рокета работает с середины 2019 года, но только в этом году мы увидели, какую пользу наш продукт несет фрилансерам. Режим самоизоляции и кризис стали для нас стимулом к усиленной работе над сервисом и поиском новых решений. Мы особенно гордимся тем, что смогли привлечь на платформу максимально востребованную категорию самозанятых этой весной — курьеров.

Наш план — создать платформу, которая снимет головную боль с самозанятых и бизнеса, который с ними сотрудничает. Представьте, что вам не нужно ни о чем думать, кроме работы — все остальное делается за вас автоматически в пару кликов. Наш следующий шаг — выпуск дебетовых карт для самозанятых с кредитным функционалом. Сейчас такая дебетовая карта предлагает кастомизированные тарифы и комплементарна имеющимся решениям QIWI: кошельку, выплатам, сервисам для отдельных аудиторий. На ближайший год мы также планируем запуск личного кабинета для юридических лиц.

Мы настроены позитивно — сейчас решение Рокетбанка по выплатам самозанятым показывает отличные результаты. С марта мы наблюдаем стабильный рост количества клиентов: весной на 23-33% ежемесячно, а летом 8-16% (из-за сезонной динамики рост оказался ниже весеннего).

{ "author_name": "Qiwi", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 47, "likes": 0, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "qiwi", "id": 156186, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 07 Sep 2020 11:27:35 +0300", "is_special": false }
0
47 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Имхо, лучше бы новый бренд под это дело придумали, рокетбанк ассоциируется с бесконечной чередой проблем и бесславным концом

14

Мы еще не приняли окончательное решение относительно бренда Рокетбанка. Он узнаваем, и для своих клиентов означает человечные коммуникации и крутой подход к банковским сервисам. В этом смысле для нас бренд Рокета — ценный актив, и мы продолжаем с ним работать.

10

Не слушайте этого аутиста, рокетбанк это прежде всего банк с лучшей поддержкой и банк для людей.

1

Лучшая поддержка

0

У меня такой ассоциации нет, за много лет в рокетбанке проблемы были у рокетбанка, но не у мен, как у клиента рокетбанка. 

4

Это правда. Клиент банка уже 3 года, доволен как слон.
По сей день пользуюсь этим банком.

1

Рокетбанк уважал клиентов больше всего.

2

Больше инвесторов :)

–1

Ребята, тема как-то не раскрыта:
1. Из написанного следует, что Рокет закрыли из-за того, что он был убыточен. О том, как будет зарабатывать новый сервис в материале ни слова. 
2. Ни слова не сказано, почему Рокет в итоге не продали, хотя обещано, что "об этом позже"
3. Рост базы на 23-33% - это сколько в людях и на каком временном горизонте? Рост с одного клиента даже на 50% ежемесячно за год даст не больше 2,5 тыс. клиентов... Хотели бы похвастаться - сказали бы, сколько у вас клиентов
Ну и эмоциональный момент:
4. Написали, что позитивно новость о закрытии восприняли только те, кто "разбирается в стратегии, табличках P&L и бизнес-моделях". Проще говоря, всех остальных на самом деле назвали идиотами))) ред.

12

Рост с одного клиента даже на 50% ежемесячно за год даст не больше 2,5 тыс. клиентов...

Вы уверены? 1.5^12 ~ 129.75
Ни слова не сказано, почему Рокет в итоге не продали, хотя обещано, что "об этом позже"

Никому нахрен не сдался

0

Я посчитал как Х2 каждый месяц)))) ну да ничего, сути дела не меняет

0

2^12=4096, все равно далеко от 2.5К :) ред.

0

Не далеко, потому что не в 12й, а в 11й. К концу первого месяца 1 клиент, к концу второго 2. У меня был такой ход мысли. Да даже если с 2х начинать, то что такое 4 тыс. клиентов при заявленном ребятами рынке...

0

2^11=2048. С 2.5К клиентов ошибка в 25%. Так себе точность прогноза по таблице умножения :)

0

А вы ответьте на вопрос, зачем самозанятым нужен банк, который:
— выключил телефон (бот Сеня)
— не отвечает на почте, в чате и соц сетях
— списывает комиссию за пополнение в банкоматах ВТБ в нарушение своих тарифов по причине технического сбоя, минимум пару дней ждать возврата денег
— расторг договоры клиентов и добавил их в чёрный список, чтобы не расширять клиентскую базу несамозанятых: на любой введённый код пишет, что он неправильный
— требует объяснения по всем операциям клиента, даже если их 3000
https://360tv.ru/news/tekst/podohodnyj-kontrol/
— запрашивает анкету выгодоприобретателя после оплаты ЖКХ или занятий ребёнка
Список неполный.

Хватит вешать лапшу на уши самозанятых. Созывайте ликвидационную комиссию и подписывайте уже закрытие своего филиала.

6

Добрый день. Давайте мы поможем вам связаться с техподдержкой Рокетбанка. Пришлите нам в Личные сообщения описание проблемы, ФИО, номер телефона, привязанный к карте, и адрес электронной почты для связи. Мы передадим информацию коллегам.

0

Спасибо за заботу. Я зарплатный клиент, мне отвечают. Но другие клиенты мне писали во вконтакте с вопросами, работает ли вообще поддержка или уже всё.

0

Похоже на нативку... Или мне показалось?)

0

Так мы же в блоге своем написали 🙂

7

2b|2b=q

1

2b|!2b=q

0

| С марта мы наблюдаем стабильный рост количества клиентов: весной на 23-33% ежемесячно, а летом 8-16% (из-за сезонной динамики рост оказался ниже весеннего).

А в чем прикол - разогнать старых клиентов, чтобы поменять на новых?..

1

Пользовался Рокетом до закрытия. Лучший банк на свете. Приложение, стиль, разговорный язык: все вызывает во мне нежные чувства. С огорчением узнал, что банк убыточный и дебетовые карты по факту закрыты.

Желаю успехов и скоро вернусь. Удачи вам.

1

Кстати, Тинькоф так и не выплатил мне рокетрубли

0

Странно. Мне давным-давно Тинькофф зачислил эти деньги. 

1

Оказалось, что я не зарегистрировался в программе. Хотя точно помню, что кнопку жамкал и визуальное подтверждение получил. Но вроде бы договорились.

1

Непорядок :(
Попробуйте связаться с техподдержкой Тинькофф Банка, специалисты уточнят, что к чему.

0

Комментарий удален

Пришлите, пожалуйста, ваши ФИО и дату рождения в ЛС. Разберемся.

0

То, что в приложении невозможно зарегистрироваться, потому что присылаемый SMS-код всегда неправильный, - это часть новой стратегии?

0

Пишут, что Рокетбанк простых смертных клиентов (не самозанятых) всех заблокировал, чтобы не расширять клиентскую базу перед закрытием. Но вместо сообщения "вы в чёрном списке, уходите" решили на каждый код выдавать ошибку, якобы он неправильный.

1

неправда :) попробуйте еще раз зайти, возможно это связано с утренним сбоем ред.

0

Утренним? Во вконтакте уже несколько дней жалуются. Может вы самозанятый или зарплатник? Я ради эксперимента удалял приложение и ставил заново, всё нормально. Но я зарплатный клиент.

0

Что ж. Теперь после ввода кода приложение что-то пишет и сразу падает. Ни прочитать, ни сделать скриншот я не успеваю.

0

А записи экрана на смартфоне нет? Потом покадрово посмотреть.

0

Сделал скриншот фотоаппаратом :)

После этого мгновенно вылетает. Как со старым номером телефона, так и с совершенно новым.

0

А фин.тех убыточен только в России?

В Австралии все очень даже неплохо....
"Dubai's World Investments is set to invest $433 million in Australian neobank Xinja" ред.

0

За весь российский финтех не скажем, но Рокетбанк был убыточным. При этом мы пробовали настроить синергию между ним и другими нашими продуктами. Надеемся, что на новом этапе развития наш сервис для бизнеса и самозанятых будет и дальше востребованным и прибыльным.

0

Он когда из Интеркоммерца слинял ещё не был убыточным.

–1

Он всегда был жутко убыточным - с самого начала (задолго до Киви) и до самого конца. Там в принципе корпкультура была про ежегодное про%бывание инвесторского бабла.

4

Это данные осени 2019 года. 
Посмотрим результаты 2020 года. ред.

0

2020 - еще даже не закончился, о каких результатах можно говорить.
Но в целом из вышеперечисленных, по результатам первого полугодия - пока никто на безубыточность не вышел.

1

Суть басни такова, рокет – жив, Рокет – Умер и больше, наверное метр, чем жив.

Ясно, что смена названия даст ещё больше повода для потери клиентов. Но более подобных проектов, не будет в рф, которые дарят эмоции.

И если бы не пандемия, Рокет бы распахнул крылья, ведь начали развивать правильно с кредитными продуктами, которые бы начали приносить прибыль, но было поздно 😕

0

еще один паникер

0

не больше 2000, оговорочка

0

А в чем сейчас преимущества Рокета для самозанятого? Только в автоматической отправке данных в налоговую? 

0
Читать все 47 комментариев
Как облегчить планирование в редакции: опыт «Лайфхакера»
Задания от самого титулованного программиста в мире и 3,72 млн призовых: каким был VK Cup в этом году

Зачем в VK Cup ежегодно участвуют тысячи специалистов из разных стран и чем запомнится турнир в этом году? Отвечаем на главные вопросы.

Microsoft представила свой второй складной смартфон с двойным экраном — Surface Duo 2 Статьи редакции

Компания проделала работу над ошибками и оснастила его тремя камерами, обновлённым процессором и новым шарниром.

Обманутые дольщики и долг в $300 млрд: проблемы китайского застройщика Evergrande сравнивают с началом кризиса 2008 года Статьи редакции

23 сентября компания должна выплатить проценты по облигациям или объявить по ним дефолт — эксперт называет это более важным событием, чем заседание ФРС.

Здания Evergrande в китайской провинции Цзянсу NYT
Вкратце: ноутбук с экраном на шарнире, смартфон Duo 2 с двумя экранами и другие анонсы Microsoft Fall 2021 Статьи редакции

22 сентября Microsoft провела презентацию, на которой представила новые планшеты, ноутбук, смартфон и аксессуары линейки Surface.

Microsoft представила Surface Laptop Studio — гибрид планшета и ноутбука с клавиатурой на шарнире Статьи редакции

Устройство можно использовать как ноутбук или планшет или надвинуть экран на клавиатуру.

Режим «сцены»
Белорусский сервис PandaDoc для управления электронными документами стал «единорогом» — оценка превысила $1 млрд Статьи редакции

За год оценка компании выросла почти в четыре раза.

#20вопросов Сергею Костюку, советнику заместителя председателя правления Московского кредитного банка

В середине сентября МКБ и GenerationS, платформа по развитию корпоративных инноваций, запустили корпоративный акселератор "МКБ Реактор". Для МКБ это первый полноценный проект, включающий сразу несколько важных этапов, по итогам которого будут определены проекты для дальнейшего долгосрочного сотрудничества.
Финтех сегодня востребован как никогда –…

Как использовать облачные технологии для роста бизнеса в 2022 году: расскажем на Yandex Scale

А ещё представим новые продукты.

null