Как QIWI наладила прозрачный коннект бизнеса с самозанятыми
Рассказываем про нашу работу с одним из самых интересных развивающихся рынков — самозанятыми.
К сентябрю 2021 года число официально зарегистрированных в России самозанятых достигло 3 млн человек. В 2024 году ожидается увеличение количеств до 8,6 млн человек. Одним из самых главных факторов дальнейшего роста рынка является наличие простых механизмов взаиморасчетов бизнеса и самозанятых.
В глазах бизнеса самозанятые – своего рода terra incognita, территория еще не совсем изведанная, но манящая своими перспективами и возможностями. Несмотря на существующие трудности и нюансы юридического и бумажного характера, бизнес с большим энтузиазмом привлекает самозанятых к работе над разовыми проектами.
Выплатное решение QIWI “Выплаты самозанятым” для работы с внештатными сотрудниками — результат масштабных исследований рынка и продолжительного изучения трендов его развития. Мы с самого начала были пионерами на этом рынке, и, оказавшись у его истоков, первыми распознали боль бизнеса и нашли для нее лекарство. Наш B2B2C-сервис призван помочь в решении множества задач, связанных с расчетами и взаимодействием бизнеса и самозанятых.
Самозанятые и бизнес: что к чему?
Сегодня бизнес, привлекающий к работе большое число проектных исполнителей, делает осознанный выбор в пользу самозанятых. Это просто и быстро. Любая компания может обновлять команду в зависимости от объемов работы. Так почему же бизнесу выгодно сотрудничество с самозанятыми?
Самозанятые – исполнители для разовых проектов. Они заняли уверенную позицию между физическими лицами и ИП. Для бизнеса преимущества взаимодействия с самозанятыми очевидны: последним не требуется выделять рабочее место, инструменты, технику, а гонорар самозанятые получают по выполнении работ. Налоги с дохода самозанятый платит самостоятельно, что уменьшает налоговую нагрузку для бизнеса по сравнению со ставками при сотрудничестве с ИП или ООО в разрезе НДФЛ и страховых взносов.
Для самозанятых такой вид предпринимательства тоже максимально удобен и приятен, т.к. они могут легализовать свою предпринимательскую деятельность с минимумом издержек: налоговая ставка для самозанятых составляет от 4 до 6% (в зависимости от того, с физическим лицом или юридическим работает самозанятый), личное посещение налоговых органов или подача деклараций не требуется, регистрация и постановка на учет осуществляется самозанятым самостоятельно в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС или в приложении «Мой налог» за каких-то 10 минут, а само сотрудничество выстроено максимально прозрачно.
Но в процессе взаимодействия бизнеса с самозанятыми могут возникнуть проблемы. Да, они незначительны, но накопительны, оттого и отягощают рабочие будни. Как правило, все эти проблемы уходят корнями в сферу делопроизводства, бумажной работы и юридических тонкостей.
Какие же проблемы могут возникнуть в процессе сотрудничества с самозанятыми?
- «Проверочная» работа
Необходимость компании в лице бухгалтера самостоятельно проверять статус самозанятого по ИНН на официальном сайте ФНС перед каждой выплатой или запрашивать у самозанятого справку из налоговой с подтверждением статуса. - Ошибочные штрафы
Налоговая может принять выплату самозанятому за обычный платеж физическому лицу, если налог не был уплачен самозанятым в срок. Если самозанятый не стоит на учете в ФНС, инспекция может доначислить компании НДФЛ, страховые взносы и выписать штраф, составляющий 20% от суммы недоимки. - Налоговые риски
Любая ошибка, допущенная в фискальном чеке, полученном компанией от самозанятого, требует выпуска нового документа, ожидание которого перед отчетным периодом – большой риск остаться без подтверждения платежа. Если бизнес привлекает около пяти самозанятых, с проверкой компания может справиться собственными силами, но если их больше сотни, а выплаты предусмотрены еженедельные, вручную это сделать будет проблематично. - «Бумажный» бум
Включает в себя процессы заключения договоров с самозанятыми, подготовки актов выполненных работ, подписания документов и другие вопросы «бумажного» характера. Да, схема выглядит просто. Но объемы работ и размеры проектов вносят свои коррективы. Уследить за всеми документопотоками проще, если проект небольшой. А если большой?
QIWI может
Выплатное решение QIWI – ответ на многие проблемы, связанные с взаимодействием бизнеса с самозанятыми. Мы упрощаем процесс, максимально нивелируя риски.
- QIWI проверяет
Если раньше компания проверяла статус каждого самозанятого, то теперь QIWI берет на себя проверку статуса самозанятого в ФНС по ИНН, сбор пакета документов на каждого из них, а также осуществление выплат самозанятым на любые банковские карты. Больше нет необходимости тратить на механическую работу силы и время. Решение вопроса делегируется нам «на берегу», а значит, можно предвосхитить проблемы, возникающие на первых этапах (выявить незарегистрированного самозанятого). - QIWI помогает
Если когда-то для компании своевременное получение фискальных чеков гарантировано не было, а это несло в себе потенциальные риски (например, отсутствие статуса самозанятого из-за несвоевременной проверки его статуса, начисление налоговой штрафов и недоимок из-за отсутствия корректных фискальных чеков и пр.), то теперь эти риски QIWI уверенно стирает – ведь бизнесу становится доступна опция возврата фискальных чеков за каждый перевод, проверка ошибок и статусов платежей, а также возможность удобной выгрузки информации для других систем учета, достигнутая за счет модуля для синхронизации с 1С. - QIWI оцифровывает
Если прежде бизнес заключал договоры с самозанятыми в бумажном виде, а самозанятый по тем или иным причинам мог своевременно не успеть подписать акты (например, у последнего нет возможности очного присутствия в офисе компании), то теперь силами QIWI процесс подписания максимально оцифровывается и автоматизируется: договор готовится по шаблону компании с учетом всех юридических нюансов, а внедренная нами электронная цифровая подпись (ЭЦП) самозанятого позволяет сторонам визировать документы оперативно, удаленно и в срок.
А что же дальше?
Глобальная цель QIWI — избавление партнеров от головной боли, связанной со всеми аспектами транзакционного процесса. Насколько удобно и эргономично организовано взаимодействие между игроками того или иного рынка, настолько же кристально прозрачным стал сам процесс взаиморасчетов. И, конечно, мы продолжаем развивать наши выплатные продукты и развиваться вместе с ними, не останавливаемся на достигнутом и смотрим в сторону других рынков, недообслуженных в силу особенностей их бизнеса или размеров оборота и нуждающихся в профильных платежных и финансовых решениях.
Это всё, конечно, круто, только QIWI - это та самая замечательная компания, которая забирает себе все твои деньги, если ты не ведёшь активности на счету 365 дней. Удаляют кошелёк вообще. Со всеми деньгами и историей транзакций. Очень удобно.
Иван, здравствуйте! Спасибо за ваш комментарий, сейчас всё объясним.
Мы берём все расходы по обслуживанию кошельков на себя, поэтому нам важно знать, что они активны. Для поддержания активности достаточно совершать хотя бы одну операцию в год.
Чтобы годами не обслуживать неактивные кошельки, мы уже давно ввели правило, при котором они удаляются автоматически вместе с историей. Удалить кошелек с балансом невозможно, поэтому деньги списываются, но их всегда можно вернуть, написав в нашу поддержку: https://qiwi.com/support/
Неужели Вы думаете, что кто-то поверит, что хранить в базе данных текстовую информацию о кошельке и транзакциях это накладно?)
Vielent, здравствуйте!
По всем счетам мы ведём отчётность. Если продолжать обслуживать все-все кошельки, нагрузка на системы учётов будет колоссальная.
В эту сказку тоже никто не поверит. Что Вам мешает сохранить баланс пользователя перед удалением кошелька и вернуть этот баланс когда он заново его создаст?
Дело в том, что кошелек создается на номер телефона. Если один человек поменяет номер, спустя какое-то время владельцем этого номера станет другой. Он же сможет зарегистрировать новый QIWI Кошелек.
Чтобы избежать ситуации, когда деньги одного клиента переходят к другому, мы удаляем неактивные кошельки. При этом всегда оставляем информацию о том, какой был баланс на момент удаления, эти деньги всегда можно вернуть, обратившись к нам.
Слишком преувеличено всё.
Проверить статус самозанятого проще и быстрее, чем перечислить ему деньги. Думаю, что нормальные банки уже должны были добавить такой функционал прямо в интерфейсе бизнес-пользователя. Если ещё нет, то скоро добавят.
Чек в приложении "Мой налог" формируется автоматически. Не может быть там ошибок.
Денис, здравствуйте. Мы поделились своим опытом работы. И, наверное, это кажется простым, когда мы уже проделали такую работу.
Спасибо за совет. Кстати, мы уже работаем над функционалом для самозанятых в интерфейсе.
Спасибо за интересную новость, думаю что и с функционалом у вас, всё получится.
Светлана, спасибо за тёплые слова ❤️
Очень жду от вас новостей по функционалу.
Светлана, добрый день!
Будем держать вас в курсе.
Когда это барыги и закладчики стали самозанятыми?!)
Зря стараетесь.
Вы навсегда в моём чёрном списке.
Держу в курсе.
Добрый день!
Печально осознавать такое. Расскажете, что произошло? Мы постараемся помочь и увеличить вероятность выйти из вашего блэклиста
А ничего не произошло ))
Просто фейсом не нравитесь, ещё со времён когда вы были обычными платежными терминалами в каждой палатке и подсовывали согласие на рекламу и передачу третьим лицам мелким шрифтом.
С тех пор вы мне и неприятны. Да и в целом.
Нам не по пути.
После того, как при явном пособничестве сотрудников киви и полном игноре моих обращений со стороны техподдержки, у меня увели из кошелька более 60 000 руб (а по тогдашнему курсу это около $2000) держусь от киви на расстоянии пушечного выстрела. И всем знакомым рекомендую не мараться об них.
Александр, здравствуйте!
Обвинение очень серьёзное, хотим разобраться. Подскажите номер вашего обращения в поддержку, всё проверим.
Это произошло в 2014 году. В кошельке не показывается история операций ранее 2016 года. Соответственно ни номер транзакции, ни номера обращения уже не сохранилось.
После того, как служба безопасности Киви тотально игнорировала мои обращения, обращался и в полицию и в прокуратуру. Но в ту пору правоохранителям пришлось на пальцах объяснять что такое электронные деньги. Заморачиваться они не хотели, потому просто через время прислали отписку, что в возбуждении дела отказано ввиду невозможности установить третьих лиц в чью пользу были списаны деньги.
Александр, в таком случае напишите номер кошелька нам в личные сообщения, мы найдём обращения в системе и проверим работу специалистов.
Разрешите доколупаться
Чек самозанятого не является фискальным, а так и называется ЧЕК САМОЗАНЯТОГО
Александр, добрый день!
Приятно, что вы внимательно отнеслись к статье. Мы использовали такую формулировку, так как все привыкли к обозначению «фискальный чек», когда речь идёт о документе, подтверждающем факт приобретения товаров или услуг. Но вы абсолютно правы, он называется «чек самозанятого». Респект за бдительность 🙂
Добрый день! Подскажите, а выпуск ЭЦП также осуществляется очно или заочно? То есть требуется куда-то приходить физически.
Артур, добрый день!
Сейчас функционал выпуска ЭЦП находится в разработке, подробная информация будет с запуском автоматизированного документооборота. Обязательно расскажем все подробности в следующей статье.
Подскажите пожалуйста а как происходит выпуск ЭЦП?
Леван, здравствуйте!
Немного позже расскажем все подробности, сейчас функционал выпуска ЭЦП находится в разработке.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Сергей, здравствуйте!
Спасибо за ваш комментарий. Мы упрощаем жизнь Агенту, чтобы он не занимался проверками и сбором чеков от самозанятого. По нашим условиям выплата не пройдет, если физическое лицо не является самозанятым или нет прав на регистрацию дохода. Поэтому мы всё проверяем в процессе выплат и берём обязательства зарегистрировать доход.
А этот сервис Киви разве не конкурирует с рокетворком?
"Выплатное решение"
🤦♂️🤦♂️🤦♂️
Выразились так выразились....
https://vc.ru/335860?comment=3667092
Qiwi, успешного развития и новых проектов
Евгений, спасибо за пожелания!