Qlik

Дата-грамотность a la russe: 6 шагов к построению аналитической культуры в компании

В марте 2021 года Qlik совместно с партнерами Accenture и DataYoga измерили дата-грамотность 1500 сотрудников российских компаний: только 11% смогли правильно ответить на 75% вопросов. Половина же профессиональных аналитиков сделала ошибки в базовой школьной программе.

О том, как повысить грамотность работы с данными в компании – рассказывает Алексей Артеменко, региональный директор, Qlik в России и СНГ.

Шаг 1. Разработайте видение

Создание эффективной программы по работе с данными начинается с планирования. Видение должно охватывать три ключевых блока: участников, финансирование и временные рамки.

Участники: Если компания небольшая, в создании дата-культуры может принять участие вся организация. Для крупных игроков полезной стратегией будет сфокусировать внимание на отдельных сотрудниках или командах. Их энтузиазм поможет продвинуть программу грамотной работы с данными на другие команды, департаменты, а потом и на компанию в целом.

Важно, чтобы первоначальные участники играли роль в принятии решений и были хорошими спикерами, идеально — лидерами мнений.

Финансирование: Утвердите бюджет. Использовать весь IT-бюджет не нужно, вам еще с ними дружить! Сформируйте отдельный целевой бюджет на закупку и обслуживание инструментов бизнес-аналитики, обучение сотрудников, развитие центра компетенций. Покупая средства бизнес-аналитики, убедитесь, что средства на их развертывание тоже есть.

Временные рамки: установите целевую дату, когда будет определена и введена в действие программа грамотной работы с данными. Например, первые три шага могут быть завершены в течение месяца или двух (обсуждение, информирование и оценка). Обучение культуре работы с данными также занимает время — заложите достаточно.

Шаг 2. Проинформируйте сотрудников

Изменения в корпоративной культуре часто порождают недоразумения и слухи. Составьте продуманный план информационного взаимодействия. Он даст людям понять, почему вы внедряете программу дата-грамотности. Позвольте участникам самим рассказать о преимуществах. Обычно коллегам верят охотнее, чем руководству.

Открыто и прозрачно рассказывайте о программе дата-грамотности с самого начала.

Расскажите, что в программе будут участвовать все сотрудники и руководство компании активно поддерживает программу, потому что решения, основанные на данных, принесут успех бизнесу и каждому сотруднику. Поясните, что повышение дата-грамотности — не разовое мероприятие, а постоянный процесс.

Самая лучшая реклама – успешный пилотный проект, который помочь решить бизнес-боль. На этапе информирования вы можете привлечь ранних пользователей (или «early adopters», согласно маркетинговой терминологии), которые потом поделятся своими успехами.

Шаг 3. Проведите оценку сотрудников

Проведите объективную оценку сотрудников, чтобы узнать текущий уровень владения навыками работы с данными. Не полагайтесь на свои догадки – попросите участников пройти оценку. Сделать это можно бесплатно с помощью инструмента на сайте DataLiteracy.

Можно сделать рассылку и попросить сотрудников пройти тест в течение месяца после старта проекта. Эта возможность должна быть у любого сотрудника в организации, не только у тех, кто участвует в программе.

После тестирования, пользователи должны получить программы обучения, в соответствии с текущими навыками, и доступ к обучающим ресурсам.

Переход к четвертому шагу нужно продумать заранее, например, собрать всю информацию по обучению на портале с удобной навигацией и поиском.

Шаг 4. Обучите сотрудников инструментам бизнес-аналитики

Чтобы построить аналитическую культуру, организуйте обучение сотрудников, создайте центры компетенции и повышения квалификации. Очень важно иметь курсы для всех типов сотрудников с разным уровнем знаний и поощрять их развитие навыков.

Помните, что при расширении использования инструментов у вас постоянно будет 80% начинающих аналитиков, которые освоили азы работы с аналитическими отчетами и лишь 20% продвинутых пользователей.

Начните с малого – сложно выстроить всю систему корпоративного обучения с нуля, но попробуйте в начале покрыть самую большую потребность. Начните с тех, кто уже заинтересован в работе с данными и вам не придется тратить ресурсы на привлечение их внимания. Расширьте их знания в зависимости от их потребностей. Скорее всего, это будут навыки расширенного анализа данных в новом BI-инструменте. Эти сотрудники вскоре станут новыми лидерами мнений и привлекут к работе своих коллег. Кстати, любое базовое обучение не обязательно проводить самостоятельно, можно обратиться и к внешним партнерам, но лучше, чтобы пользователи тренировались на основе данных компании.

Согласно проведенному исследованию*, 92% руководителей считают, что их сотрудники должны уметь грамотно работать с данными, но только 17% сообщают, в их компаниях поощряют желание работать с данными и учат этому.

Шаг 5. Используйте аналитику в режиме реального времени

Самый простой способ показать преимущества real-time аналитики – использовать данные на встречах. Во многих проектах старт массовому распространению начинался с заявлений руководства – «я не верю твоей презентации и твоему Excel – покажи в системе». В одной компании решающим был момент, когда вместо презентаций в PowerPoint 12 сотрудников из 20 открыли управленческий дашборд и показывали бизнес-результаты на его основе. На следующем совещании к ним присоединились оставшиеся коллеги – деваться им было некуда.

Однако и этого недостаточно. Надо не только учить людей делать выводы, но и принимать решения, делегировать, контролировать результаты и разбирать ошибки – только тогда процесс постоянной работы с данными будет поддерживаться на уровне среднего менеджмента и специалистов.

Шаг 6. Измеряйте и повторяйте

Определите метрики, которые будут использоваться для оценки программы дата-грамотности. Метриками могут быть позитивное влияние на прибыль, рост использования аналитических приложений, количество пройденных курсов, выданные сертификаты и т.д. Решите, как часто следует оценивать прогресс, широко информируйте сотрудников о положительных результатах.

Основной показатель успеха – количество сотрудников, принимающих решения на основе данных: сколько их, кто из них активно пользуется инструментами аналитики и какие решения принимает. Поймите, на какие конкретные метрики вы будете это декомпозировать:

  • количество пользователей в месяц (MAU) и в день (DAU)
  • количество сессий на пользователя
  • длительность аналитических сессий
  • и другие

Чеклист по определению уровня культуры работы с данными

Чтобы понять, насколько вы успешны в развитии аналитической культуры в своей компании, проверьте себя по чек-листу:

В вашей компании…

  • Стратегия и тактика объективны и основаны на данных, а не на авторитете, мнении или убеждениях
  • Руководители высшего и среднего звена свободно и легко работают с данными и мотивируют остальных к работе с данными
  • Формальная корпоративная стратегия грамотной работы с данными поддерживается HR
  • Существует бизнес-глоссарий, каталог и словарь данных
  • Данные рассматриваются как база для принятия решений, а не побочный продукт
  • Фраза «А что говорят на это наши данные?» произносится везде и всюду
  • В компании развивают корпоративные программы обучения и развития профессиональных навыков работы с данными
  • Компания удерживает ключевые кадры в сфере данных

Ваши сотрудники, которые работают с данными…

  • Могут сформулировать бизнес-вопрос к данным
  • Понимают разницу между корреляцией и причинно-следственной связью
  • Видят ценность данных как важного информационного актива
  • Принимают и развивают культуру самостоятельной работы с данными по принципу self-service
  • Умеют применять разные аналитические подходы: от описательной статистики до предписательного анализа

Ваши сотрудники, которые создают аналитические приложения…

  • Понимают, зачем нужно обеспечивать их качество и почему они важны
  • Технические специалисты могут общаться с бизнесом на одном языке (и наоборот)
  • Визуализация данных и сторителлинг на основе данных широко применяются

Помните, что процесс перехода к аналитической культуре долгий и постепенный. Только через обучение, наставничество и запрет «неуставных» аналитических инструментов и приходит компания к той самой аналитической культуре.

{ "author_name": "Qlik", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 0, "likes": 1, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "qlik", "id": 272509, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 22 Jul 2021 11:39:16 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Как (и зачем) мы полностью переделали интернет-банк. Опыт Альфа-Банка
Исследование рынка PR 2021: больше новых инструментов, усиление и расширение влияния и значимости функции

Агентство Buman Media совместно с hh.ru провели исследование российского рынка коммуникаций. В нем приняли участие более 100 директоров и руководителей направлений по корпоративным коммуникациям, работающих в различных отраслях. Сегодня, в День PR-специалиста, мы подводим итоги года в коммуникационной отрасли.

Toyota препятствует переходу на электромобили в Конгрессе США и других странах — NYT Статьи редакции

Компания первой запустила производство «гибридов», но с тех пор отстала от конкурентов.

Что происходит в Китае: партия ограничивает b2c-сервисы без оглядки на их потери, потому что они перестали быть важными Статьи редакции

Лидеры онлайн-торговли, такси, обучения и доставки стали монополистами, мешают развитию технологий и ущемляют конкурентов и своих пользователей — теперь страну интересуют более сложные сферы. И такие компании оказались стабильнее всех во время паники.

Associated Press
Очередной баг Тинькова

В пятницу 23.07 начали падать китайские акции, а у меня на тот момент были МОМО и утро началось с -340$. Я решил избавиться от них, дабы не увеличивался минус. Пятница только началась и надо бы исправить это недоразумение. И я полез в TAL Education Group. Сначала заработал 200$, потом 120$, потом ещё 130$. Итого отбил минус, да ещё и заработал…

Duolingo привлекла $521 млн после выхода на биржу с капитализацией $3,7 млрд Статьи редакции

В 2020 году компанию оценили в $2,4 млрд.

«Бросил вызов Nike Air Jordan за мировое господство в кроссовках»: как Канье Уэст шёл к своему миллиарду Статьи редакции

Канье Уэст много лет настаивал на том, что он миллиардер, но Forbes признал за ним этот статус только в апреле 2020 года. В 2021-м журнал оценил состояние 44-летнего рэпера в $1,8 млрд

Канье Уэст Architecturaldigest
Вебинар по внедрению цифровых интеллектуальных технологий в рамках Kazan Digital Week – 2021
Google перестанет пускать в офисы по всему миру сотрудников без прививок от Covid-19 Статьи редакции

Компания перенесла дату выхода сотрудников с удалёнки с 1 сентября на 18 октября из-за вспышки коронавируса.

Нет смысла тягаться с крупным конкурентом, «вдохновившимся» вашим стартапом? Это не так — рассказываю на личном опыте

Привет, меня зовут Роман Рабочий. Три месяца назад я опубликовал здесь статью про свой стартап — секретаря Машу. А спустя два месяца после запуска Маши вышла копия от одного крупного банка. И вчера эстафету перенял известный сотовый оператор. Рассказываю обо всем по порядку.

Как моё сообщество заработало 1,7 млн рублей на VK Donut

Больше шести лет назад Феликс Зинатуллин основал сервис таргетированной рекламы Церебро Таргет и запустил его сообщество ВКонтакте. Теперь там больше 200 тысяч маркетологов и предпринимателей. За год на донатах через VK Donut паблик заработал 1,7 млн рублей. Вот как это вышло.

Феликс Зинатуллин
null