red_mad_robot

Как устроена Meta и что это означает для цифровых компаний

В кинотеатрах показывают «Матрицу» с Киану Ривзом, а в интернете — Марка Цукерберга с Meta. Ни на что не намекаем, просто иногда кажется, что между фантастическим фильмом из конца девяностых и сегодняшним настоящим есть много общего, которое можно описать одним словом на букву «м» — метавселенная.

Этой осенью основатель Facebook Марк Цукерберг объявил о ребрендинге компании и новом названии — Meta, которое происходит от слова “metaverse”. Команда делает ставку на развитие собственной метавселенной Horizon Worlds с элементами виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностей, где можно общаться с друзьями, проводить рабочие совещания, покупать вещи, ходить на концерты или просто гулять в одиночестве. В сентябре Facebook уже выделил на этот проект $50 млн, также есть вероятность, что в ближайшем будущем свою метавселенную представит и Microsoft.

К концу 2022 года продажи устройств на рынке AR и VR вырастут до 65,9 млн штук

Опорная технология идеи метавселенных – это виртуальная и дополненная реальности. По прогнозу Statista, объем мирового рынка AR, VR и MR (смешанной) реальностей по итогам 2021 года составит $30,7 млрд. По данным Bloomberg Intelligence, к 2024 году ожидается, что размер рынка Metaverse составит $800 млрд.

Пик развития AR и VR пришёлся на 2018 год:

● К концу 2018 года на рынке AR и VR было продано 8,9 млн устройств, и ожидается, что к концу 2022 года этот показатель вырастет до 65,9 млн.

● 70% клиентов считают, что AR может принести пользу: AR и VR используют сегодня не только для игр, но и, например, для работы на производствах.

● К концу 2021 года рынок AR должен вырасти до 1 млрд пользователей.

● Большинство пользователей AR попадают в возрастную группу от 16 до 34 лет.

● Предполагаемый объем рынка AR оценивается в $3,5 млрд.

● Объем российского рынка технологий AR/VR-реальности по итогам 2020 года составил 1,4 млрд рублей, что на 16% больше в сравнении с предыдущим годом.

● Примерно 70% продаж AR/VR-продуктов и соответствующего контента по итогам 2020 года пришлось на компании. Доля государственного сектора в таких закупках составила 20%, а потребительские решения заняли рынок лишь на 10%.

● Использование AR-приложений на смартфонах в России по итогам 2020 года можно было назвать массовым явлением.

Учитывая миллиардные инвестиции не только в саму технологию, но и в инфраструктуру, — развитие технической стороны производства процессоров, создание более мощных и энергоэффективных видеокарт, — можно предугадать, что у технологии большое будущее. Осталось решить проблему с укачиванием — многих людей от VR, в прямом смысле, сильно тошнит.

Что такое метавселенные, из чего они состоят и откуда пришли

Не будем ничего выдумывать, а посмотрим в инвестиционную презентацию Meta, и увидим в ней такое определение: «Метавселенная — это квазинаследница сегодняшнего интернета. Она строится и развивается на основе существующих технологий. Прямой аналог — мобильный интернет, который был построен на базе кабельного интернета девяностых и нулевых».

А еще там есть про деньги:

«Ожидается, что к 2024 году инвесторы со всего мира вложат в “наследницу интернета” до $800 млрд. Уже по итогам 2021 года виртуальные миры принесут владельцам и разработчикам $180 млрд выручки, а к 2025-му нарастят этот показатель до $400 млрд».

Судя по всему, в текущем десятилетии 21 века американские и азиатские техногиганты потратят триллионы долларов на модернизацию привычного интернета. И нас ждет очередная трансформация жизни — по силе эффекта примерно такая же, какой в свое время произвели смартфоны. Если назад пути нет, тогда без вариантов нужно разбираться в теме метавселенных. Давайте начнем с истоков.

Самое популярное мнение, что первое представление о метавселенной появилось в 1992 году в научно-фантастическом романе Нила Стивенсона «Лавина». По сюжету книги, в 21 веке на Земле царствует корпоратократия: вся власть принадлежит крупным корпорациям, а помимо реального мира, который окутан хаосом и расколот на несколько государств-корпораций, существует другой — виртуальный.

Самый популярный пример взаимодействия метавселенной и реального мира — фильм «Первому игроку приготовиться». Главный герой — сирота-подросток, который, прочитав роман Эрнеста Клайна 2011 года, покидает мрачную реальность и погружается в идеальный виртуальный мир. Мальчик надевает гарнитуру, напоминающую очки виртуальной реальности, и сбегает во вселенную с названием «Оазис».

В море концепций метавселенных самая известная принадлежит венчурному инвестору Мэтью Боллу. В своем представлении он приводит семь характеристик «другого» мира.

7 признаков метавселенной по Мэтью Боллу

  • Метавселенная не прекращается: ее нельзя поставить на паузу, стереть или завершить.
  • Все события внутри метавселенной происходят в режиме реального времени, а действия не зависят от внешних факторов.
  • Нет ограничений по числу тех, кто её населяет.
  • В метавселенной своя экономика: люди получают «деньги» за проделанную «работу», владеют и распоряжаются имуществом.
  • В ней можно использовать элементы реального мира: например, работать на своем ноутбуке в виртуальном пространстве.
  • Данные и цифровые активы из разных платформ совмещены: можно пользоваться вещами из Counter-Strike и Fortnite, покупать машину из Need for Speed и продавать ее друзьям на Facebook.
  • Метавселенная наполнена «контентом и опытом», созданными ее пользователями — как отдельными людьми, так и организациями.

К слову, Мэтью Болл — один из создателей индексного фонда Roundhill Ball Metaverse ETF — Meta. Фонд позволяет инвестировать в те компании, которые уже активно работают над строительством метавселенной. Мэтью начал писать о метавселенных еще в 2018 году, его «Букварь Метаверса» (The Metaverse Primer) — одно из самых авторитетных высказываний последних двух лет на эту тему.

Речь идет о попытке стереть грань между физическим и цифровым мирами, сделать переход между ними бесшовным. Вместо

плоских экранов — погружение в объемное цифровое пространство. Проводниками станут технологии MR, AR и VR.

В практическом смысле пока дальше всех в разработке метавселенной продвинулась компания Epic Games. В 2020 году имени «локдауна» около 12 млн пользователей бесплатной кросс-платформенной игры Fortnite со всего мира зашли в приложение, чтобы послушать концерт рэпера Трэвиса Скотта. Артист, к слову, заработал на мероприятии $20 млн.

Запись выступления Трэвиса Скотта на Ютубе.

Новое поколение мобильной связи появляется примерно каждые 10 лет. С каждым витком мы получаем значительно больше возможностей. Все начиналось с 2G (первые мобильные телефоны), дальше 3G — расцвет и пик мобильных телефонов, появление первых смартфонов (падение Nokia и расцвет Apple). Уже близко время, когда будут распространены сети 6G. По прогнозам, 6G станет ключевой платформой для подключенного ИИ, где сеть соединит огромное количество интеллектуальных устройств между собой. С помощью AI и ML можно будет установить связь между физическими и цифровыми мирами в реальном времени. В эпоху 6G появится еще больше приложений расширенной реальности вместе с тактильной обратной связью и голографическим дисплеем.

Развитие метавселенных задаст новые требования к опыту потребления и взаимодействия. Появятся целые категории новых сервисов. Полноценно сложно себе представить все изменения. Это как нам с вами представлять в 2009 году, к чему приведет тренд на смартфоны с аппсторами. Для развития метавселенных потребуются новые технологии, начиная c 5G/6G и заканчивая целой плеядой новых устройств и программного обеспечения.

Алексей Макин

Заслуживают внимания наработки исследователя метавселенной и по совместительству главы американской технологической компании Beamable Джона Рэдоффа. По его словам, структура капитала будущей метавселенной предлагает игровым разработчикам специальную метанадстройку и позволяет превратить продукт в постоянно монетизируемый сервис — иными словами, «строить на коленке» свои маленькие метавселенные, приносящие постоянный доход. Джон Рэдофф называет их Live Games (живые игры) и в феврале 2021 года опубликовал открытое письмо про их будущее развитие.

Джон Рэдофф описывает метавселенную как огромную виртуальную сущность, состоящую из нескольких слоев. А внутри — другие уровни и множество «белых пятен»: то есть, если рассматривать метавселенную как луковицу, то пользовательский опыт будущего — лишь верхний слой. Всего Джон Рэдофф выделяет 7 слоев:

  • инфраструктура;
  • интерфейс;
  • децентрализация;
  • пространственные вычисления;
  • экономика для создателей;
  • виртуальная навигация;
  • пользовательский опыт.

На каждом слое есть технологические задачи и вызовы, которые предстоит решить в будущем.

Например, в первый — базовый слой метаверса, входят инфраструктурные решения, такие как быстрые экономичные чипы, сверхскоростной интернет, а также сети 5G и 6G. Одна из ключевых сложностей инфраструктурного слоя: AR-очки и виртуальные шлемы обладают недостаточной вычислительной мощью, чтобы создавать убедительную цифровую реальность. Применение современных технологий оптимизации, конечно, снизит энергопотребление, но есть риск, что в этом случае цена взлетит до небес.

Из всех слоев сегодня проще всего представитьседьмой, который связан с пользовательским опытом: игры, социальные сети будущего, киберспорт, развлечения и постоянный шопинг, на которые в основном сейчас ацентируют, когда рассказывают о будущей метавселенной. Вселенные вроде Fortnite и Roblox уже дают такую возможность.

Какие инструменты и сервисы Meta откроет сотрудникам компаний и обычным пользователям

Согласно исследованию McKinsey, доля работы, которая выполняется непосредственно на производстве, сократилась с 62% в 2020 году до 37% в апреле 2021 года.

Объем удаленной работы вырос всего на три процента — с 8 до 11%, а основной рост пришелся на гибридную занятость: с 30% до 52%. Как видно, многие пока не готовы полностью закрыться дома и перейти на виртуальные рабочие места. В физической реальности, вне дома, у нас все еще много дел.

Но так будет до тех пор пока виртуальная реальность не охватит все профессии и сферы деятельности. Билл Геитс высказал мнение, что уже через два-три года большинство рабочих встреч будет проходить в метавселеных. По крайней мере, все инструменты для существования в Meta должны будут появиться в ближайшие несколько лет. Расскажем про устройства компании Meta, которые уже находятся в процессе разработки.

Первая в списке — AR-гарнитура Project Cambria. Её оснастят технологиями отслеживания мимики лица и направления взгляда.

Предполагаемая дата выпуска гарнитуры — 2022 год. twitter.com

Еще один продукт от Meta — AR-очки Project Nazare. Они в свою очередь будут оснащены голографическим дисплеем, проектором, чипами, камерами, датчиками и динамиками. Сколько времени уйдет на их создание — пока неизвестно.

Помимо этого, компания Meta продемонстрировала прототип перчатки для работы в виртуальной реальности. Она может имитировать прикосновение к предметам, создавая у пользователя ощущение полного погружения в виртуальный мир.

При помощи этих устройств Meta приблизится к созданию виртуального мира, основанного на технологиях VR и AR, где люди смогут общаться с помощью аватаров и потреблять контент, представленный в виде голограмм. Также у пользователей появится виртуальный дом Horizon Home, а их рабочие места будут оборудованы в сервисе Horizon Workrooms.

Что касается игр — разработчики обещали поделиться информацией на Oculus Gaming Showcase в 2022 году. Но некоторые подробности уже известны.

В 2022 году приложения и игры для гарнитуры Meta Quest (ранее Oculus Quest) не будут требовать привязки к аккаунту Facebook. Создав отдельный аккаунт или аватар, можно будет как играть онлайн, так и работать. А ещё — Meta станет интереснее учиться, — добавится больше интерактива в VR. Так, будущие врачи или инженеры смогут оттачивать свои навыки в виртуальной реальности.

Как изменится пользовательское поведение и что будет драйвить развитие виртуального мира? Спросили у дизайн-директора red_mad_robot.

Концепция метавселенных шире, чем просто виртуальная реальность. Идея в том, что большая часть взаимодействия людей друг с другом переедет из физического мира в виртуальный. При нынешнем оборудовании получать сигналы из виртуальной реальности можно с помощью зрения, слуха и вибрации, а взаимодействовать с помощью контроллеров и голоса. В виртуальном пространстве неудобно перемещаться, и людей укачивает из-за рассинхронизации сигналов от зрения и вестибулярного аппарата. Если удастся избавить от этих ограничений и достичь полного погружения (например, за счет нейроинтерфейса), в физическом мире останется только поддерживать функции бренного тела :)

Для развития метавселенных важно партнерство с крупным бизнесом — банками, ритейлом и так далее. И бизнес придёт, если в метавселенной будут потребители. Поэтому, условием успешного развития метавселенных и Meta в частности, станет доступность технологии для широкого круга людей. Если VR-гарнитуры подешевеют или в Meta можно будет зайти с любого смартфона, у компаний появится реальный повод вкладывать деньги в метавселенные.

Ольга Сартакова

Что метавселенные дадут разработчикам и партнёрам

Пока мы готовили этот материал, разработчики Meta анонсировали запуск средств для разработки программного обеспечения (SDK) для новых аватаров для всех Unity-разработчиков, которые работают с VR-платформами Quest и Rift (бывший Oculus).

Пока это касается разработки новых аватаров, но в перспективе SDK можно использовать для создания приложений в метавселенной.

Как минимум, будут актуальны те же приложения, которые сейчас помогают пользователям: виртуальные магазины с примерочными, занятия с виртуальным тренером, поход в виртуальный кинотеатр и виртуальные рабочие места, о которых поговорили выше.

Если концепция метавселенных будет развиваться, бизнес увидит в этом ценность, и вполне логично, что с точки зрения разработки появится большой спрос на компетенции по востребованным в метаверсе технологиям. Количество новых специализаций будет расти, появятся профессии, о которых мы пока не имеем представления.

Крупные корпорации будут создавать собственные VR- и MR-платформы и стремиться захватить рынок. Одним из конкурентных преимуществ будет возможность для бизнеса быстро запустить свой сервис на конкретной платформе, а это означает конкуренцию за привлечение разработчиков и создание удобных инструментов для них.

Думаю, что уже привычные нам каналы взаимодействия пользователей с цифровыми сервисами (веб-, мобильные приложения) никуда не уйдут в ближайшее время. Скорее появятся новые. Будут востребованы специалисты, работающие с 3D-графикой, а проектировщикам интерфейсов потребуется исследовать и развивать новые способы взаимодействия пользователя с сервисами. Продолжат активно развиваться технологии голосовых интерфейсов и, как один из способов взаимодействия в виртуальном пространстве.

Вполне вероятно, что NFT станет одним из атрибутов метавселенных. Само собой, для того, чтобы тысячи людей взаимодействовали друг с другом в одном виртуальном пространстве, потребуется мощное развитие пропускной способности сетей и вычислительных мощностей. При этом, прямо сейчас, мы наблюдаем дефицит чипов и пока улучшения ситуации не ожидается.

Андрей Муравьев

Как сейчас в большинстве случаев делают цифровые сервисы? Переносят текущие реалии на механику цифрового мира, при этом сама игровая механика процесса никак не меняется. Чтобы что-то купить, необходимо сложить все в корзину, только виртуальную, сходить в виртуальный магазин и так далее. Кажется, что дальше так не будет.

Я вижу два пути развития событий: либо полный уход от механики существующих вещей, переосмысление подхода людей к привычным действиям в реальном мире. И в этом случае уже человек будет помогать технологиям, машинам, а не машины будут на службе у человека. Второй путь — полная виртуализация и бесшовность. Представим, ты в компьютерной игре вспомнил, что тебе нужно в магазин. Ты в игре заходишь в виртуальный магазин, выбираешь все, что нужно, а потом тебе привозят это уже в реальном мире.

Роман Чорыев

Запуск SDK для создания новых аватаров в Meta — важная новость в первую очередь для разработчиков. Ведь это первый и достаточно быстрый шаг в сторону открытия возможностей для разработки цифровых сервисов в VR. А значит, близка перспектива запуска инструментов для полноценной разработки приложений и сервисов.

Разработчикам откроется доступ ко множеству современных инструментов: от API и VR/AR до технологий машинного обучения для специалистов по ИИ. Например, платформы для глубокого обучения, предназначенные для исследований и разработки, и Wit.ai — для преобразования речи в структурированные данные, с которыми может работать код.

Желаем разработчикам срочно и с легкостью освоить VR-технологии, а современному бизнесу — игровые механики, потому что без этого, кажется, уже никуда.

***

Если понравилось, что генерируют наши нейросети, читай наш предыдущий материал про цифровую трансформацию Xiaomi — сегодня компания развивает Al + IoT-экосистему с более 320 млн подключённых устройств.

Мы изучаем тему цифровизации со всех сторон и делимся наблюдениями и выводами на разных площадках. Чтобы ничего не пропустить, следи за развитием рынка цифры вместе с нами:

VK

Да пребудет с тобой сила роботов! 🤖

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Эланор Брендибек

- Я человек!
- Создание из 37.2 триллионов клеток!
- Часть живой природы!
- Часть истории вселенной!
- Создатель собственной жизни!
- ДЫА!

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiia Uskova

))))

Ответить
Развернуть ветку
Павел Одокиенко

Ёмко и понятно, собрали всё в одном материале, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Тоска

Пока выглядит неубедительно - дорогое оборудование, графика скорей всего будет хуже чем в современных играх, людей укачивает. И что там делать взрослым людям, организовывать встречи? Подождите сейчас я нацепляю на себя 100500 приборов и зайду в конференцию. Проще позвонить или в зуме каком общаться если уж надо.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Одокиенко

Вы просто не юзали последние очки окулус - это раз, два - там нет речи о полноценном VR, будет и AR, доступ через смартфон. Фишка Меты - доступ с любого удобного устройства, а не собирать дорогущий ПК + дорогой шлем с подключением к ПК - это как раз для игр. Я в майнкрафт играю со свича, там стоит процессор тегра1, выпущенный в 2017м году. А игре Second Life 18 лет уже!

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Это вопрос времени.
Я играл вот в такие игры еще, на кассетах.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Shumilov

renegade - zx spectrum ;)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Да хуйня это всё. Гугл урезает зарплаты удаленщикам, поезда метро как прежде переполнены, и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Земной яд

Помню как-то Марк Цукерберг делился своими планами переместить интернет в Facebook, я смотрю он все еще лелеет мечту подгребсти интернет под себя.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Budaev

Обычный ретрофутуризм. В 90-х такое представление могло иметь место, но сейчас, в конце 2021, это все столь же смешно и нелепо как картинки художников девятнадатого века о будущем в двадцать первом. Чистая кринжатинка.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Uvarov

This is your buhgalterskaia smeta

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Neo, wake up, you're shitting yourself.

Ответить
Развернуть ветку
юрий с

Я бы не вложил в мета деньги. Когда нибудь эта идея взлетит, но на нынешнем этапе развития техники идея явно неудачная. А у владельца обострение мании величия.
Кстати почему-то никто не говорит об экологии. Ведь в виртуальной реальности можно владеть любой роскошью и не вредить природе

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Просто Марк тупо не знает, как развивать свой Фейсбук. Тычется как слепой котенок. То пытается фейсбучную криптовалюту затеять (где она сейчас?), то придумывает какие-то невероятные мета понты (кто о них вспомнит через 5 лет?)...

Ответить
Развернуть ветку
Ильич Иванов

Куйня полнейшая! Електричство где- нибудь сломается и выключилась мета! Как самолёт- ему для полёта нужна скорость! Эта мета- просто очередная искусственная "отрыжка" в построении пространства для сбегания человека от тягот реальной жизни... Алкашка и курево травы скоро объявят олдным и отстойным. Но это у них, там!!!

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Так в том то и суть, что мы идем к тому, что электричество не сможет выключиться

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Бред ))

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Бред, что вы едите на обед

А с таким развитием автономных источников энергии возможность её отключения стремится просто к 0, должен случиться какой-то апокалипсис.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Какие автономные источники энергии? ))))

Ответить
Развернуть ветку
boj Ko

Доо..... Уже Удачи вам с Метой ! )))))))) !https://www.intel.com/content/www/us/en/newsroom/opinion/powering-metaverse.html#gs.k9iif8

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiia Uskova
Ответить
Развернуть ветку
Тарас Шабанов

Интересно, как быстро появятся умельцы в этих мета вселённых сумеющих наладить ~showmethemoney и ~itisagooddaytodie?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Бессистемные потоки невнятных восторгов, по поводу... ребрендинга? Фапов на VR? Новой волны хайпа? Нихрена не понял.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Мишин

А возможно, что появится мода вообще уходить из соцсетей, из публичности, обратно в сторону анонимности. Как в старые добрые времена на форумах, когда кроме ника и авы вообще ничего не было. Что вместо того, чтобы окончательно уйти в виртуальность - люди наоборот оттуда уйдут с концами, в лучшем случае будут пассивно потреблять контент.
А VR и AR максимум будут уделом любителей игрушек: xbox с перчатками и очками звучит вроде неплохо. И глобальные соцсети умрут, а их заменят узкотематические по интересам.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Ast

Массово нет. Во первых человек существо социальное. Чем проще его личная организация, тем сильнее ему нужно от социума что то получать. Хотя бы общение, а лучше признание.
Во вторых уже сейчас есть люди которые удаляют себя из соц сетей - ради психического здоровья. Или присутствуют там по минимуму в связи с проф занятостью в офлайне.
В третьих - по моему мета как раз дает большую анонимность. Всякие там аватары, виртуальные вещи и прочее ...

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Алексеевна

1. Анонимности никакой не будет, т.к. ваши персональные данные собираются повсеместно уже сейчас
2. Бренному телу необходимо питаться и справлять нужду, а значит физический мир так или иначе никуда не уйдёт (кто-то должен эту еду производить и обслуживать ту же канашку)
3. Познакомится в мета вселенной прекрасно, а размножаться как? Или у нас будут киборгов выращивать: насобирают от доноров генного материала и привет, а потом в мета вселенной, а это мой говнюк бегает.
4. У меня очень большой вопрос относительно серого вещества. Есть научно доказанные факты, что если мозг не использует какие-то функции, то они атрофируются полностью.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 27 комментариев
null