«Меньше вины и больше пользы здоровью»: как производители реагируют на снижение интереса к алкоголю

Будущее индустрии за функциональными напитками, которые «помогают» организму, считают эксперты.

Источник: WSJ
Источник: WSJ
  • В США, по данным Gallup на август 2025 года, доля совершеннолетних потребителей алкоголя снизилась до 54% — это исторический минимум за последние 90 лет. В ЕС, по статистике ВОЗ, среднее потребление на человека упало с 12,7 л в 1980 году до 9,8 л в 2020 году. NielsenIQ отмечает снижение и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, особенно в Австралии, Новой Зеландии и на Филиппинах.
  • Снижение потребления алкоголя связано с «финансовым давлением», которое испытывают потребители, а также заботой о здоровье. Они осознанно подходят к тратам, «предпочитая качество количеству», отмечают в Nielsen.
  • У 41% зумеров алкоголь ассоциируется с «уязвимостью, тревогой и насилием», сообщает Google. По данным исследования компании, почти половина поколения Z задумывается о своей онлайн-репутации, когда общается с другими в оффлайне и, в том числе, распивает напитки.
  • Под изменение вкусов приходится перестраиваться производителям. Некоторые стали стали выпускать линейки напитков без алкоголя или с минимальным его содержанием: в России — менее 0,5-1,2% спирта по ГОСТу, в других странах нормы различаются.
  • Летом 2025 года продажи таких напитков выросли в британской сети супермаркетов Waitrose на 32% год к году, в финских магазинах Alko — на 65%.
  • А в России, по данным BusinesStat, производство безалкогольных напитков возросло на 40% за 2020-2024 годы и достигло 24,7 млрд л — на фоне ухода иностранных компаний и растущего интереса к здоровому образу жизни.
Питер Бирчем в пивоварне Garage Project. Источник: RNZ
Питер Бирчем в пивоварне Garage Project. Источник: RNZ
  • Однако бизнес отмечает, что производство таких напитков обходится дороже. Например, хранение дрожжей для безалкогольного пива требует специальных условий, и в отличие от обычных их нельзя применять повторно, сообщил глава исследовательского отдела Garage Project Питер Бирчем. К этому добавляются расходы на дополнительную пастеризацию — без привычной кислоты напитки «быстро» заражаются бактериями.
  • Ещё сложнее приходится виноделам: при удалении алкоголя напиток «теряет аромат, насыщенность и глубину вкуса». Чтобы компенсировать их, производителям приходится экспериментировать: одни добавляют сахар и растительные ингредиенты, другие создают вино без спирта с нуля, комбинируя фруктовый сок, фруктовую кислоту и вкусовые добавки.
  • Ещё часть виноделов продолжают делать «традиционное» вино и, в частности, наращивают объёмы производства белых сортов, по данным издания Wine-Searcher. Это происходит на фоне падения спроса на красное вино: он сократился более чем на 80% с 1945 года, пишет Financial Times со ссылкой на Nielsen.
  • В целом будущее индустрии за функциональными напитками, «помогающими» здоровью, считает аналитик Euromonitor Спирос Маландракис.
  • По данным аналитической компании Mintel, спросом пользуются напитки, которые «повышают иммунитет, понижают изжогу и улучшают мозговую деятельность». Некоторые производители добавляют в состав электролиты, пробиотики или каннабидиол, сообщает бренд-менеджер Thomas Henry Марко Фриццарин.

Чрезмерное употребление алкоголя вредит здоровью, предупреждает Минздрав. Данные в заметке не являются медицинской рекомендацией.

26
6
2
2
1
1
1
155 комментариев