Взращивая бизнес: 10 лет эволюции корпоративных акселерационных программ

За последние 10 лет в России создано около 400 акселераторов и проведено порядка 70 корпоративных акселерационных программ. Создавая свой акселератор, Академия Ростеха провела исследование, изучив, как изменились подобные программы за прошедшее десятилетие, какие виды были популярны в прошлом, какие приходят им на смену.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 10 000 акселерационных программ (согласно данным портала (f6s.com). Только в России за последние 10 лет было создано порядка 400 различных акселераторов, многие из которых уже не функционируют или трансформировались в другие структуры.

Чтобы разобраться в особенностях российских акселераторов, нужно начать с основ, то есть терминологии.

Акселератор (акселерационная программа) ‒ интенсивная программа развития стартапа. В обязательном порядке включает в себя образовательную программу, экспертизу/трекинг. В западной модели обязательно участие менторов, которые делятся опытом и личными контактами для развития проектов. Также программа может предусматривать финансирование проекта.

Акселераторы можно разделить на несколько типов:

· ранние стадии ‒ от идеи до продукта, от продукта до первых продаж;

· стадии масштабирования и кратного роста продаж;

· акселерационные программы для выхода на новые (международные) рынки.

В некоторых случаях программа представляет собой комбинированный тип и работает с проектами разных стадий.

Как и многие бизнес-инновации, самый успешный акселератор стартапов появился в США. В 2005 году году Y-Combinator (США), ввел новую моду на создание акселераторов и проведение акселерационных программ. Из Y-Combinator’а вышли такие стартапы как Evernote, Dropbox, AirBnb и другие. Мода на акселераторы затронула и корпоративный мир – с 2013 года в РФ проведено около 70 акселерационных программ, где организаторами выступали международные и российские частные/государственные корпорации.

Реализуя акселерационную программу в периметре Госкорпорации Ростех, команда Академии Ростеха изучила эволюционный путь подобных программ в России и проанализировала 70 отечественных акселераторов (исследовались данные, доступные в открытых источниках).

Исследование показало, что самым востребованным на российском рынке стал формат технологических радаров. В таком формате были проведены 53 из 70 исследованных программ. Корпорации выбирали существующие на рынке стартапы по определенной теме для (1) тестирования продуктов стартапа и улучшения собственных продуктов/процессов, (2) включения в цепочку поставщиков или (3) последующей процедуры M&A. Стоит отметить, что сейчас в России именно корпорации являются основными покупателями доли в стартапах на поздних стадиях развития проекта и, таким образом, становятся одним из столпов отечественного венчурного рынка.

Примерно четвертая часть акселераторов (17 из 70) были запущены в формате внутренних акселерационных программ по поиску, отбору и вовлечению персонала в создание новых продуктов и диверсификацию. Такие программы-катализаторы начали появляться в России в 2018 году, тогда как технологические радары начали свое развитие с 2013.

Три из 17 программ-катализаторов (Камаз, Ростех, Сбербанк) предусматривают инвестиции в лучшие идеи сотрудников. Финансирование направляется на создание минимальной версии продукта/или самостоятельного бизнеса.

Такие проекты могут позиционироваться как программы развития кадров. К примеру, в Академии Ростеха уже второй год реализуется программа «Вектор». Она проводится именно в формате катализатора и направлена на продуктовую трансформацию предприятий Госкорпорации Ростех, а также повышение компетенций сотрудников корпорации. В программе приняло участие более 7000 сотрудников корпорации и было создано более 1800 идей проектов. Подробнее о программе – на rt-vector.ru.

В последнее время начинают активно реализовываться государственные акселерационные программы. Заказчиком таких программ выступает муниципалитет, а участником акселерации ‒ малый или средний бизнес. В рамках реализации национального проекта «Акселерация малого и среднего предпринимательства» только в 2020 году запланировано проведение 10 акселерационных программ субъектами РФ.

Исследование Академии Ростеха показало, что корпоративные акселерационные программы с каждым годом набирают все большие обороты. Мы уверены, что количество корпоративных акселерационных программ будет увеличиваться в ближайшем будущем и акселерация станет классическим корпоративным инструментом при работе с внешними стартапами или внутренними предпринимателями.

0
2 комментария
Андрей Батрименко

Это внутренний акселератор Ростеха, реализуется по модели катализатора инноваций внутри корпорации, потому первое условие - нужно быть сотрудником одного из предприятий корпорации. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mikhaylov

Какие юридические условия участия в акселераторе? 

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда