Елена Романова — о будущем технических профессий
Технологии в производстве постоянно меняются, а вместе с ними меняется и рынок труда. Сейчас требования к техническому специалисту значительно отличаются от требований 5-10 лет назад. Генеральный директор Академии Ростеха рассказала о том, какие компетенции будут востребованы в ближайшем будущем и как изменится система профессионального образования.
«В настоящее время Академия Ростеха в рамках запуска крупного образовательного проекта начинает разработку и пилотирование программ по развитию цифровых компетенций. Для этого эксперты Академии подробно исследовали тему человеческого потенциала в условиях цифровой экономики, — рассказывает Елена Романова. — На сегодняшний день большинству современных компаний нужны носители не только профессиональных компетенций, но и таких знаний, умений и навыков, которые позволят успешно реализовывать любые профессиональные задачи в цифровой среде. Это так называемые надпрофессиональные компетенции, которые включают в себя знания и умения, а также личные качества, помогающие быстро адаптироваться к цифровой трансформации»,
Спикер отметила, что Академия Ростеха выделила 6 ключевых надпрофессиональных компетенций, которые нужны для успешной работы в цифровой среде. Среди них — коммуникация и кооперация в мультикультурной среде, умение учиться, умение принимать решения в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, решение задач, а также критическое мышление в технологически насыщенной среде . Именно эти компетенции сейчас должны быть развиты у представителей самых разных профессий, чтобы успешно реализовывать свою деятельность в цифровой среде и быть востребованными теми компаниями, которые реализует цифровую трансформацию бизнеса. Уже сейчас многие работодатели оценивают соискателей при поиске и приеме на работу по уровню развития таких компетенций.
По словам Елены Романовой, значимость цифровых навыков для профессиональной деятельности и социальной интеграции возрастает с каждым днем. В ближайшем будущем уровень владения такими навыками определит успешность жизни человека и перспективы его трудоустройства. Мы уже вступили в эпоху массовой цифровизации, которая охватывает все отрасли экономики и меняет жизненный уклад в целом. Интернет — глобальная сеть, которая объединяет не только компьютерные и мобильные устройства, но вещи (сеть бытовых приборов и промышленных машин). Именно поэтому необходимо готовить людей к новой экономике на базе ключевых компетенций (профессиональных и надпрофессиональных), и в каждом вузе, ссузе и организации дополнительного профессионального образования обязательно должны появиться соответствующие программы, дающие знания и помогающие быстро овладеть теми самыми надпрофессиональными компетенциями.
Это еще раз подтверждает значимость такой тенденции в обучении, как «образование в течение всей жизни». Сегодня уже не выйдет получить образование один раз и строить свою профессиональную жизнь только на нем. Сотрудник, востребованный в современном мире, должен постоянно не только повышать уровень своих компетенций, но и подчас гибко менять специальность под изменяющиеся технологии и процессы, постоянно расти в профессиональном и личностном плане, быть готовым менять свои установки и в случае необходимости отказываться от уже не работающих профессиональных приемов, быстро обучиться новым.
«Что касается студентов, то в вопросе трудоустройства существует несколько ключевых проблем. Во-первых, система образования не готовит студентов и действующих работников индустрий по надпрофессиональным компетенциям. Быстрые изменения технологий производства и рынка труда приводят к тому, что система подготовки кадров и вузовские программы не успевают адаптироваться к современным реалиям и работодатели не могут найти компетентных специалистов, обладающих актуальными знаниями. Во-вторых, слабая кооперация вузов и работодателей в настоящее время сильно замедляет внедрение развития новых компетенций в обучающий процесс», — подчеркивает Елена Романова.
Генеральный директор Академии Ростеха пояснила, что в дальнейшем потребуется провести изменения в системе образования, актуализировать стандарты как федеральные, так и самих учебных заведений, перераспределить часы учебного плана в сторону практики, а также провести переподготовку преподавателей вузов, ссузов, центров дополнительного профессионального образования и корпоративных учебных центров. Преподаватели должны иметь актуальный практический опыт, чтобы учебные учреждения могли внедрять практико-ориентированное обучение, которое в отличие от традиционного образования, направленного на усвоение знаний, готовит специалиста к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
«Мир меняется очень сильно, в последний год мы наблюдали, как компании, поначалу находившиеся в растерянности из-за сильно изменившихся условий реализации своей деятельности, нашли для себя возможности развития в цифровой среде и открыли в этом новые возможности и развития своего бизнеса. Пандемия показала, что цифровая трансформация внезапно стала задачей номер один для бизнеса, а цифровое будущее, о котором мы еще недавно только говорили, уже наступило», — отмечает Елена Романова.