{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Зачем поддерживать ментальное здоровье сотрудников на фоне коронавирусных ограничений. Комментарий психолога

2021 год называют реабилитационным. Но реабилитация подразумевает возвращение к привычному, а это уже вряд ли возможно. Как это отразилось на психике сотрудников, и что делать работодателям, чтобы помочь сотрудникам быстрее адаптироваться к новым ограничениям? В этом нам помогут разобраться коуч-психолог и руководители Ростелекома.

Людмила Волкова

директор по управлению талантами Ростелекома

Люди потеряли грань между работой и домом. Это отражается на коммуникациях в том числе: в общении проявляется всё больше эмоций: манипуляции, обиды, повышенные тона, личные темы – всё, что раньше было скрыто от коллег, становится частью рабочей жизни, хотим мы этого или нет.

Может возникнуть желание все кардинально поменять или, наоборот, появится апатия вплоть до депрессии. Работодатель в этой ситуации должен не снимать симптомы, а помогать сотруднику вписать работу в новую для него картину жизни.

Поэтому так важно возвращаться в офис постепенно, начиная с нескольких дней в неделю, чтобы сотрудники успевали адаптироваться к офлайновому общению. Руководитель своим примером может показать разницу в восприятии действительности, например, если сам начнет аккуратно делиться чувствами, показывая команде, что он переживает те же эмоции и искренне выражает сопричастность.

Для тех, кому перемены даются сложнее, могут помочь специальные пространства – комнаты «эмоционального выхода», где можно поработать в одиночестве. В нашем офисе есть места, где человек может побыть наедине с собой, и сейчас они бывают нужны даже самым общительным людям.

Из-за пандемии мы стали больше задумываться, а что же наполняет нашу жизнь, что ее делает насыщенной, осмысленной? Многих людей ответы на эти вопросы не порадовали: они поняли, что им не хватает хобби, чересчур много общения с семьей, с друзьями потерян контакт, а к новому формату работы еще нужно привыкнуть. Может возникнуть желание все кардинально поменять или, наоборот, появится апатия вплоть до депрессии. Работодатель в этой ситуации должен не снимать симптомы, а помогать сотруднику вписать работу в новую для него картину жизни.

Никита Черкасенко

директор департамента HRM-технологий Ростелекома

Мы с командой ещё весной 2020 понимали, что сотрудникам понадобится помощь не только во время, но и после пандемии, так как события такого масштаба оказывают слишком большое влияние, причем на все сферы жизни.

Первое, с чем мы столкнулись и в какой-то мере продолжаем бороться сейчас – это страх, в основном вызванный availability cascade (когнитивными искажениями – ростом убежденности в чем-то из-за частого обсуждения в обществе). Пандемия — многофакторное явление, а человек обычно таким вещам пытается искать простые объяснения, которые как правило оказываются неверными. Самый абсурдный пример — представление про распространение COVID через вышки 5G.

Сам по себе это психологический механизм известен и, в каком-то смысле, нормален и ожидаем. А справиться с его действием можно только имея на руках актуальную и проверенную информацию, объясняющую происходящее. Её сбором, анализом и распространением мы начали заниматься и продолжаем сейчас, начиная с собственного мониторинга заболеваемости и обеспеченности СИЗ, и заканчивая распространением описаний доступных способов защиты, профилактики, лечения и вакцинации.

Виолетта Трегуб

директор центра компетенций по развитию CMS-решений ИТ-кластера Ростелекома

За время удаленной работы у многих людей стало больше переработок и соответственно переутомления. Сотрудники начали брать задачи на выходные дни и на вечер, потому что компьютер всегда рядом, переключиться сложно, особенно когда нет других дел после работы. По той же причине люди стали лояльнее к деловым звонкам и сообщениям в нерабочее время.

Дальше – больше: многие вообще перестали отдыхать. Раньше, когда сотрудник уходил в отпуск, люди видели, что его нет в офисе и не звонили, а теперь все пишут в мессенджеры, не обращая внимания на автоответ в почте: «Это же всего лишь сообщение, я не помешаю». Поэтому сейчас как никогда важно понимать, что отдых – персональная ответственность каждого сотрудника.

Мы стали чаще проводить встречи 1:1, организовали онлайн-пространства для неформального общения, постоянно поддерживаем коммуникацию в чатах, просим на всех рабочих встречах подключаться с видео.

Появилась необходимость работать над хоум-тайм-менеджментом, а также чётко делить рабочие и личные часы, и даже пространство: работать за отдельным столом (желательно не в той комнате, где спишь), переодеваться в другую одежду, соблюдать обычные будничные ритуалы: мыть голову, прерываться на полноценный обед. У нас есть сотрудники с отдельной комнатой для работы, из которой можно уйти в определенное время и не открывать дверь до утра.

Людям не хватает поддержки и внимания. Если раньше можно было пройтись по офису и увидев, что кто-то сидит грустный, предложить поговорить или выпить вместе кофе, то теперь мы видим друг друга только онлайн, и то если у коллег на совещании включена камера. Поэтому мы стали чаще проводить встречи 1:1, организовали онлайн-пространства для неформального общения, постоянно поддерживаем коммуникацию в чатах, просим на всех рабочих встречах подключаться с видео.

Кстати, насчёт камер: мы заметили, что когда видим человека, с которым говорим, мы более внимательны к беседе, более доброжелательны и лучше считываем эмоции собеседника – это то, что позволяет нам сохранять теплые отношения в коллективе и выстраивать партнёрские отношения с новыми коллегами.

Леонид Новожилов

директор по развитию цифровых технологий Ростелекома

На первый взгляд, работа через цифровые каналы постоянно держит в напряжении. В то же время доступность работника для близких и личной жизни тоже значительно повысилась. Мы попали в ситуацию практически ежеминутного выбора между рабочими и домашними делами, и это обострило все процессы.

Теперь в полный рост встают вопросы истинной мотивации работника, разделение им ценностей и целей компании, и, конечно, ощущения счастья. Но как же добраться к «берегу продуктивности», сделав так, чтобы работа была вписана в lifestyle счастливой жизни? Вот это по-настоящему творческая задача для лидеров и HR и возможность глубоко нырнуть в психологию человеческих возможностей.

Комментарий психолога

Наталия Точилкина

ректор Международной академии трансформационного коучинга и лидерства, руководитель мастерской системного коучинга. трансформационный и executive-коуч

Уже год прошёл, как мы работаем удаленно, и за это время психика большинства людей успела адаптироваться. В этом можно выделить две стороны медали – позитивную и не очень.

С одной стороны, дистанционная работа сэкономила людям массу времени. Люди больше не тратят время на дорогу и пробки и много времени проводят дома. В свою очередь, это даёт возможность чувствовать себя более расслабленным, перестать спешить, разрешить себе не наряжаться и работать прямо из кровати. Люди перестают бояться опоздать, им больше не нужно тратить время на сборы и следить за тем, чтобы ничего не забыть. Это позволяет организму больше отдыхать и не находится в регулярном стрессе. К тому же, так человек получает больше времени на восстановление.

Тем не менее пандемия для многих стала мощным психологическим испытанием. Произошел слишком резкий и кардинальный слом устоявшейся картины мира. Люди пережили настоящую ломку, лишившись привычных радостей жизни. Кроме того, чтобы эффективно работать вне офиса, потребовалось быстро развить в себе навыки самодисциплины. К счастью, большинство людей с этим справились.

Однако есть случаи, в том числе и в моей практике, когда удаленка обнажила внутренние проблемы людей, которые о них не подозревали. Например, нелегко пришлось тем, кто привык себя постоянно сравнивать с другими и, опираясь на это сопоставление и мнение окружающих, делать выводы о правильности или неправильности своих действий. Находясь долгое время в одиночестве, им пришлось искать внутренние критерии оценки своих поступков, избавляться от зависимой самооценки.

Всё же в изоляции я вижу больше плюсов для психики человека. Благодаря ей, люди начали развивать интроверсию. До этого человек был чересчур ориентирован на взаимодействие с окружающим миром, постоянно находясь в коммуникации с другими. Это привело к тому, что мы начали терять контакт с собой, обращать больше внимания на критику окружающих. Возможность оставаться дома подольше, уделять время изучению себя, помогла многим вернуться к гармонии и найти баланс внутреннего с внешним.

Пандемия дала нам понять, что самое главное – оставаться в мире с самим собой. И тогда будет не важно, где вы работаете – дома или в офисе, вам везде будет хорошо.

Наталия Точилкина, ректор Международной академии трансформационного коучинга и лидерства, руководитель мастерской системного коучинга. трансформационный и executive-коуч
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда