Русская Медиагруппа

Что ждёт музыкальную индустрию и шоу-бизнес после пандемии коронавируса

Когда вернутся концерты, и ждать ли нам тотального перехода ивентов в онлайн-формат?

Начавшаяся в феврале пандемия коронавируса негативным образом сказалась на экономике многих стран. Но ряд индустрий не просто потерпел убытки, а был поставлен на грань выживания. Ресторанный бизнес, туризм и, конечно, организация массовых мероприятий в буквальном смысле встали на паузу. Только за первые месяцы пандемии ивент-индустрия понесла убытки порядка 20 миллиардов рублей – были потеряны средства, вложенные в рекламу, аренду, авансы артистов запланированных на весну концертов. О том, какова упущенная выгода рынка ивентов, финальной статистики пока нет, тем не менее можно предположить, что цифры также исчисляются миллиардами.

Несмотря на бедственное положение, рынок массовых мероприятий и шоу-бизнес «не падали духом». Коронавирус стал толчком для масштабного развития онлайн-ивентов и дал импульс к «диджитализации» индустрии.

Пресс-служба «Русской Медиагруппы»

Мероприятия в онлайн: рынок уходит в Интернет

В первые же дни коронавируса артисты по всему миру запустили своего рода эстафету: звёзды массово стали давать онлайн-концерты, исполняя хиты перед камерой в личной студии или прямо из дома. Coldplay, Боно, Робби Уильямс, Баста, Zivert, Леонид Агутин и многие другие развлекали зрителей, оказавшихся на карантине. Появился благодаря коронавирусу и практически новый формат выступлений – большой концерт с участием нескольких десятков звёзд перед пустым залом. Одним из первопроходцев выступило «Русское Радио», собравшее артистов на сцене «Крокус Сити Холла». Трансляцию шоу без зрителей посмотрело более 5 миллионов человек со всего Земного шара.

Всплеск популярности, а с ним и толчок к дальнейшему развитию получили VR-сервисы, которые за небольшую плату от 2 до 10 долларов, предоставляют пользователям сети возможность оказаться на выступлении любимого артиста, причём не только в зале, но даже на сцене. А если зритель ещё и счастливый обладатель VR-очков или шлема – он может смело рассчитывать на полное ощущение присутствия, ведь благодаря дополнительным камерам посмотреть концерт можно в режиме обзора 360 градусов.

К слову, технологии виртуальной и дополненной реальности давно интегрируются в шоу-бизнес, предлагая пользователям абсолютно новый опыт. Например, еще в прошлом году скрипачка Линдси Стирлинг перенесла своих фанатов в волшебный лес, где слушатели превратились в светлячков, а сама она – в сказочного персонажа. Несколько удачных экспериментов с концертами, проходящими в полностью виртуальном мире, где и исполнитель, и зрители представлены своими аватарами, прошло в игре Fortnite. С учётом того, что по данным американского портала Statista.com за время пандемии рост смотрения онлайн-трансляций увеличился вдвое, можно предположить, что онлайн-ивенты продолжат набирать популярность. К примеру, в случае с концертами в VR-пространстве пользователь может не только выбрать, из какой точки посмотреть концерт, но и настроить уровень и характер взаимодействия с другими зрителями, и даже рассмотреть вблизи своего кумира.

По мнению генерального продюсера «Русской Медиагруппы» Сергея Балдина, процесс «диджитализации», активное развитие онлайн-сервисов – неизбежное будущее шоу-бизнеса. Молодёжь практически не смотрит телевизор, а значит, чтобы быть интересным этому сегменту аудитории, звёздам придётся осваивать онлайн. Сергей Балдин отмечает, что у артистов, которые и раньше основной своей площадкой считали интернет, практически не упали доходы даже во время коронавируса.

Пресс-служба «Русской Медиагруппы»

Что будет с финансовой составляющей концертов?

По оценке ряда представителей индустрии, на восстановление рынка мероприятий – при отсутствии повторных волн коронавируса – уйдет от полугода до двух лет. О небольших послаблениях в среде организаторов начинают говорить уже сейчас, но о полномасштабных концертах и переполненных стадионах говорить пока рано.

И дело не только в том, соответствующие ограничения должны быть сняты законодательно. Под вопросом остаётся, решатся ли зрители отправиться в места скопления людей и окупится ли концерт.

Множество вопросов у представителей ивент-индустрии остаётся и к формату организации. Еще весной в Москве было выпущено постановление Роспотребнадзора о том, что во время спортивных мероприятий заполненность стадиона должна быть не более 10%. Но если спорт и раньше жил в первую очередь за счёт трансляций, а не продажи билетов, с шоу-бизнесом ситуация куда сложнее.

«Заполнить зал на 10% – это значит, провести мероприятие и понести значительные убытки – говорит заместитель генерального директора «Русской Медиагруппы» по экономике и финансам Любовь Маляревская. – Даже если артисты сегодня будут готовы выступать за меньшие гонорары, чтобы скорее увидеться со своими поклонниками и напомнить о себе, то на организаторах останутся расходы на аренду площадки, оплата услуг подрядчиков по свету, звуку, графике, декорациям и др. Кроме того, после кризиса захотят восстановиться и билетные операторы, что с большой вероятностью увеличит расходы организатора на их вознаграждение. В результате, 10% и даже 50%-ная заполняемость залов приведёт к тому, что организаторы будут вынуждены поднять цену на билеты примерно вдвое для обеспечения хотя бы безубыточности. И здесь возникает вопрос: даже если организаторы пойдут на такие траты, чтобы компенсировать хотя бы имиджевые потери от коронавируса, согласятся ли зрители переплачивать за вход. И решатся ли они идти на массовое мероприятие, даже если организаторы будут соблюдать все меры безопасности? В дополнение к этому стоит отметить, что ключевые спонсоры оффлайн мероприятий заметно урезали свои бюджеты, а при сокращении аудитории вдвое интерес к спонсированию мероприятий может быть утрачен».

После заявления певицы Валерии и Иосифа Пригожина о потерях, которые понесли артисты, интернет восстал в массовом негодовании. Безусловно, звёзды эстрады не доедают последнюю гречку, но ущерб артистов от коронавируса, действительно, оказался огромным, в особенности, если учесть, что множество исполнителей являются работодателями для десятков специалистов: гримёров, PR-менеджеров, танцоров.

В связи с коронавирусом без работы оказались десятки тысяч «ивентщиков». Подобный кризис уже настигал отрасль в 2008 году – тогда бюджеты мероприятий были урезаны вдвое, а штаты агентств жестоко сокращались. Еще один удар пришёлся на сферу развлечений в 2014 году. Но каждый раз индустрии удавалось восстановиться. И пусть удалого размаха 2000-х ждать уже не приходится, периоды стагнации становились отправной точкой для повышения конкуренции и качества мероприятий.

Пресс-служба «Русской Медиагруппы»

Когда же в полном объеме вернутся живые выступления?

Нельзя не согласиться с тем, что эмоции от живого концерта не заменит ни одно онлайн-шоу. Ощущение сопричастности к чему-то большому и общему, общение с друзьями и другими фанатами, мурашки от басов в концертном зале – те вещи, ради которых зрители, как правило и покупают билеты. Именно поэтому нет сомнений, что живые концерты непременно вернутся в нашу жизнь, и случится это в обозримом будущем. Возможно, развитие получат новые форматы, например, такие как прошедший в «Лужниках» цикл концертов LIVE&DRIVE, на которых зрители смотрели шоу из своих автомобилей.

«Предполагаю, что возвращение полномасштабных концертов произойдет к будущему году – говорит генеральный продюсер «Русской Медиагруппы» Сергей Балдин. – Сперва пройдут волны выступлений звёзд на маленьких клубных площадках, а к Новому году мы надеемся провести «Золотой Граммофон», который в этом году должен быть юбилейный, 25-й. Организаторам тоже страшно возвращаться к жизни: мы несём и финансовые риски, и беспокоимся за здоровье своих сотрудников и, конечно, за здоровье зрителей. Думаю, любой организатор будет, в первую очередь, соблюдать все предписания по антисептике, дистанцированию. Так что рано или поздно кризис останется позади».

0
1 комментарий
Александр Орлов

Глядя на то, сколько событий ежедневно выводится в продажу, и как медленно, но верно продажи билетов растут, можно сказать, что индустрия уже оживает за счет полных оптимизма покупателей билетов, приобретающих  билеты по 50 000 руб. за штуку на декабрь 2020 года.

Пруфлинки:
https://eventscanner.ru/ - с галочкой по дате добавления позволяет оценить, сколько событий выводится в продажу ежедневно.  Например, по Москве за 21 октября выведено около 100 событий.

Концерт Сергея Полунина 21.12.2020 в ММДМ, продаются билеты по 50К.
https://eventscanner.ru/events/sergey-polunin-moskovskiy-mezhdunarodnyy-dom-muzyki-mmdm--21-12-2020-id-48399.html

Хотя, конечно, непонятно все это )

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null